КАМАЗ НАЖАЛ НА ТОРМОЗ

Костлявая рука надвигающейся рецессии мировой экономики дотянулась и до Татарстана. Прирост индекса промышленного производства в республике в январе-марте 2013 по отношению к такому же периоду прошлого года составил жалкие 1,9%. Для сравнения: в первом квартале минувшего года он вырос на 6,2% по отношению к аналогичному периоду 2011 года. Также резко - в два раза по сравнению с первым кварталом 2012 года – упали темпы совокупного грузооборота и строительных работ. Не помогли даже Универсиада и ТАНЕКО. Все эти признаки явственно показывают на вступление экономики в полосу стагнации.

В результате российские потребители продукции КАМАЗа резко умерили объемы заказов. Из-за их недостаточности в первом квартале 2013 года камский автогигант сдал для отгрузки потребителям всего 10,7 тыс. машинокомплектов, тогда как за аналогичный период прошлого года - 13,5 тыс. машинокомплектов. Таким образом, показатель снизился на 20,7%. Следом за ним в первом квартале снизилась и выручка автозавода - на 12,6% до 23,11 млрд. рублей за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов (в первом квартале 2012 года было 26,44 млрд. рублей).

Снижение отгрузки машинокомплектов привело к обвалу (почти в два раза) прибыли КАМАЗа, которая составила 858 млн. рублей против 1,51 млрд. рублей в первом квартале 2012 года. Такое непропорциональное снижение прибыли от продаж по сравнению с падением выручки объясняется понятным финансистам термином – «эффект операционного рычага». Дело в том, что в производственной себестоимости КАМАЗа достаточно велик вес постоянных затрат, отсюда незначительные изменения выручки вызывают куда более сильное падение операционной прибыли. Для того чтобы снизить негативное влияние этого эффекта, требуется резко поднять производство машинокомплектов. А соответственно и выручку - примерно до 35 - 40 млрд. рублей в квартал.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ВАША РЕЦЕССИЯ!

В общем, финансы камского автогиганта повалились по всем показателям. Валовая прибыль за отчетный период составила 2,7 млрд. рублей, что в 1,7 раза ниже показателей аналогичного периода прошлого года. А чистая прибыль ОАО «КАМАЗ» по РСБУ за первый квартал 2013 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и вовсе в 2,4 (!) раза и составила 644,1 млн. рублей. Тем временем в первом квартале 2012 года автозавод заработал 1,5 миллиарда.

По словам собеседника корреспондента «БИЗНЕС Online» из автомобильной отрасли, несмотря на падение объемов производства на КАМАЗе, дела на челнинском предприятии обстоят еще не так плохо, как на других крупных заводах в Европе. «В российском автопроме еще не такая тяжелая ситуация, по сравнению с тем, что происходит за рубежом. По легковым автомобилям в Европе настоящий провал на рынке. Белорусы перешли на четырехдневку. Что творится на МАЗе! Там на складах 7 тыс. автомобилей скопилось, это фактически полугодовой запас, - говорит он. - У других зарубежных производителей ситуация не лучше, но особенно плохо обстоят дела у европейских производителей. Все-таки российские компании отыгрывают макроэкономические проблемы за счет российского рынка, и ухудшения не так кардинальны. А у европейских компаний с учетом европейских же экономических проблем все гораздо-гораздо хуже».

Что интересно, падение чистой прибыли получилось почти равным падению немецкого «старшего родственника» КАМАЗа - концерна Daimler AG, который владеет 15% акций татарстанского предприятия. Согласно опубликованному накануне финансовому отчету концерна, его чистая прибыль в первом квартале 2013 года в годовом исчислении упала в 2,5 раза и составила всего 564 млн. евро, тогда как за аналогичный период годом ранее концерн получил чистую прибыль в 1,425 млрд. евро.

Председатель правления Daimler Дитер Цетше пояснил, что ухудшение финансовых результатов концерна связано с тем, что «за первые три месяца текущего года многие рынки развивались хуже, чем ожидалось, по экономическим причинам», передает Reuters. Действительно, продажи новых автомобилей в Европе неуклонно снижаются: в марте 2013 года они упали до самого низкого уровня за последние 20 лет. В частности, в Германии и во Франции продажи автомобилей в марте обрушились на 17,1% и 16,2% соответственно. Ничего не поделаешь, рецессия в старушке Европе нешуточно разгулялась!

Безимени-1.jpg

«ВСЕ-ТАКИ ОАО «КАМАЗ» ОСТАЕТСЯ ПРИБЫЛЬНЫМ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать неутешительные финансовые итоги первого квартала представителей камского автогиганта и экспертов отрасли.

Олег Афанасьев – директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ»:

- Да, действительно, прибыль упала в 2,4 раза. Причина – непростая макроэкономическая ситуация. У нас в первом квартале резко снизились заказы, падение производства произошло на 18 - 20 процентов. Отсюда и результаты по РСБУ. Мы вчера проводили итоговое совещание по этому поводу, и могу пока сказать, что мы идем все-таки еще в соответствии с бизнес-планом. Однако второй и третий кварталы, по нашим прогнозам, для автопрома и КАМАЗа будут очень сложными.

Я бы не назвал ухудшающуюся экономическую ситуацию в мире некими уже форс-мажорными обстоятельствами. Все-таки ОАО «КАМАЗ» остается прибыльными, и, несмотря на падение производства и заказов, прибыль по итогам первого квартала есть. Благодаря переходу на четырехдневный рабочий день, оптимизации производственных процессов, затрат, мы сохранили прибыльность. Будет ли разрабатываться антикризисная программа в нашей компании? Скажем так: у нас уже отработана схема, и мы будем очень оперативно реагировать на изменения на рынке, если увидим ухудшения, то будем принимать меры, соответствующие этому ухудшению.

«ТЕНДЕНЦИЯ ХОТЬ И НЕ НАПОМИНАЕТ СИТУАЦИЮ 2008 - 2009 ГОДОВ, НО ТОЖЕ ВЕСЬМА НЕПРИЯТНА ДЛЯ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»

Дмитрий Баранов - ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

- Причина падения финпоказателей очевидна. Сократилось производство продукции, что повлекло за собой снижение ключевых экономических показателей. Автомобильный завод, финишное предприятие основной продукции компании, сдал для отгрузки потребителям в первом квартале 2013 года около 10,7 тысяч машкомплектов, против 13,5 тысяч машкомплектов в первом квартале 2012 года. Завод двигателей и СП «КАММИНЗ КАМА» в общей сложности выпустили и поставили своим потребителям в первом квартале 2013 года свыше 11 тысяч двигателей и силовых агрегатов против почти 14,5 тысяч за аналогичный период прошлого года.

Учитывая, что сократились продажи легковых и легких коммерческих автомобилей, можно говорить о том, что в автомобильной промышленности стали заметны признаки некоторой стагнации. Если и во втором квартале показатели будут хуже прошлогодних, то тогда можно будет говорить о том, что это уже тенденция, которая хоть и не напоминает ситуацию 2008 - 2009 годов, но тоже весьма неприятна для автопроизводителей.

Андрей Шенк - аналитик «Инвесткафе»:

- Падение финансовых показателей в первую очередь связано с негативной конъюнктурой рынка и слабым спросом. В том числе КАМАЗ был вынужден перейти на четырехдневную рабочую неделю и сокращать объемы производства.