IMG_7486.jpg
Рифкат Минниханов: «Что касается пробок, то надо понимать, что чудес не бывает: если в прошлые годы в Казани было 80 - 100 мест с затруднением для движения в связи с проведением строительных работ к Универсиаде, то осенью 2012 года таких мест было 150, в начале 2013 года – 131, сейчас – более 100»

ЗА ТРИ МЕСЯЦА 2013 ГОДА В ДТП ПОГИБЛИ 98 ЧЕЛОВЕК

- Рифкат Нургалиевич, расскажите, что с начала года происходит с аварийностью в РТ? Что показала статистика ДТП за первый квартал 2013 года по основным показателям?

- Основной показатель – количество погибших. За три месяца текущего года на дорогах республики погибло на три человека меньше, чем за этот период 2012 года: в прошлом году погиб 101 человек, за три месяца 2013 года – 98. Показатели ДТП в Казани в последнее время тоже снижаются: за первый квартал прошлого года погибших было 13, в этом – 12. По показателям детской смертности динамика также положительная: в прошлом году погибло четыре ребенка, в этом – три. (Интернет-конференция проходила 9 апреля, вчера Рифкат Минниханов на брифинге сообщил, что в апреле ситуация с гибелью людей в ДТП резко ухудшиласьред.)

Федеральная целевая программа безопасности дорожного движения на 2013 - 2020 годы перед нами ставит задачу снижения числа жертв на дорогах на 25 процентов по сравнению с 2010 годом. Чисто статистически 2010 год для нас не очень «удобный», потому что именно в тот год в Татарстане смертность резко снизилась по сравнению со многими регионами РФ. А в 2011 - 2012 годы у нас шел рост показателей. Тем не менее прогнозные показатели по итогам трех месяцев текущего года мы выполнили: за три месяца 2010 года погибли 108 человек, а три месяца 2012 года – 98.

«БУДУТ СИЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ»

- Какие действия предпринимает ГИБДД для того, чтобы в период проведения Универсиады мне, жителю этого города, было комфортно и удобно находиться в Казани? (Илья)

- Мы изначально говорим: будут сильные ограничения. Часа на три будет закрыт проспект Победы 6 июля – мы будем доставлять спортсменов и участников Универсиады из Деревни Универсиады для участия в церемонии открытия. Все правильно должны понять – будут идти колонны автобусов, мы должны доставить их до стадиона и, соответственно, обратно. Даже во время церемонии открытия может начаться обратное движение, и пока мы не можем сказать, сможем ли открыть проспект на время самой церемонии. Не исключено, что он будет закрыт до полуночи. Мы пока все это просчитываем и обязательно доведем информацию до населения. Такой же ситуация будет и в ходе церемонии закрытия Универсиады 17 июля.

Если приедут объекты государственной охраны, например, президенты других стран, то мы должны будем обеспечить их проезд. А зрителям церемоний открытия и закрытия мы рекомендуем не приезжать на своих машинах, так как есть вопрос парковки. Лучше воспользоваться общественным транспортом, который будет иметь преимущество на дороге. После включения адаптивной системы управления дорожным движением с приоритетом для общественного транспорта и пуска выделенных полос на 44 улицах общественный транспорт будет работать более оперативно. Думаю, других неудобств водители не почувствуют.

IMG_7467.jpg
«У нас логика такая: сначала надо попробовать людям разъяснить, а потом уж наказывать тех, до кого не дошло»

«С 2004 ПО 2012 ГОДЫ КОЛИЧЕСТВО АВТОТРАНСПОРТА УВЕЛИЧИЛОСЬ В 2,2 РАЗА»

- Способна ли ГИБДД побороть пробки в Казани, ведь они тоже являются причинами ДТП? Когда у нас светофоры «поумнеют»? Как часто проверяется правильность размещения дорожных знаков? (Леонид)

- Конечно, пробки – это наша общая проблема, хотя организацией дорожного движения занимаются органы местной власти. Но ГИБДД в стороне не стоит, мы предлагаем новые подходы к решению этой проблемы. В чем-то городские власти с нами соглашаются, в чем-то нет, в чем-то мы спорим, но в любом случае находим консенсус. Что касается пробок, то надо понимать, что чудес не бывает: если в прошлые годы в Казани было 80 - 100 мест с затруднением для движения в связи с проведением строительных работ к Универсиаде, то осенью 2012 года таких мест было 150, в начале 2013 года – 131, сейчас – более 100. А в Казани плотность дорог достаточно низкая: до присоединения пригорода ее показатель был на уровне 7,2 - 7,3 процента от всей площади, а после присоединения – стал меньше 5 процентов.

Весь европейский опыт показывает, что для того, чтобы транспорт мог нормально ходить, нужно, чтобы 25 - 30 процентов всей площади составляли дороги. То есть уличная сеть должна составлять одну треть всей площади населенного пункта. Конечно, у нас такого не будет. Но, к сожалению, многие этого не осознают. Я считаю, что в такой ситуации свободно может ходить только общественный транспорт, используя выделенную полосу. Другой альтернативы нет: или весь город будет стоять, или хоть что-то будет ходить.

- И все эти «умные» светофоры не помогут?

- Конечно, в данном случае адаптивная система управления дорожным движением в какой-то части поможет решить вопрос пробок, увеличить пропускную способность. Но опять приведу статистику: за период с 2004 по 2012 годы количество автотранспорта увеличилось в 2,2 раза. А количество дорог не увеличилось. Мы постоянно мониторим ситуацию и видим, что каждая вторая машина, которая въезжает в Казань, везет одного человека. А в самой Казани 80 процентов автомобилей везут одного человека. Сложившуюся ситуацию каким-то образом надо менять. И это надо объяснять людям. Конечно, приоритет – у общественного транспорта. Причем адаптивная система управления дорожным движением так и называется – «АСУДД с приоритетом движения общественного транспорта».

Дорожное движение организовывает муниципалитет, в том числе определяет дороги с выделением полос для общественного транспорта, а ГИБДД должна обеспечить свободу этих полос от автомобилей. Для того, чтобы оштрафовать за наезд на выделенную полосу, достаточно наличия соответствующего знака. Но в связи с тем, что сегодня в Казани более 100 мест затруднены для движения автотранспорта из-за проведения строительных работ, за движение по выделенной полосе мы пока автомобилистов не штрафуем. А штраф сегодня за это нарушение очень большой – 1,5 тысячи рублей.

В ГОД ГИБДД НАКЛАДЫВАЕТ ШТРАФОВ НА 1,2 - 1,5 МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ

- Наверное, для вас хорошо, что штрафы большие, вам поступит больше денег!

- Это ошибочное мнение! Все штрафы идут не в ГИБДД, а в доходную часть бюджета. В свое время был фонд безопасности дорожного движения, но после принятия нового Бюджетного кодекса все средства стали поступать в бюджет.

- И вы не контролируете эти поступления?

- Мы, конечно, знаем, сколько наложили штрафа, и через минфин видим, сколько поступило в бюджет в счет их оплаты. Это необходимо, чтобы выстраивать свою работу с районами. Здесь ведь важно обеспечить принцип неотвратимости наказания: даже если человек нарушил ПДД на 100 рублей, он должен их заплатить.

- На какую сумму в год ГИБДД накладывает штрафов?

- Порядка 1,2 - 1,5 миллиардов рублей по всей республике.

- Вот если бы все эти деньги направить на улучшение ситуации на дорогах!

- Я не могу сказать, что мы ничего не получаем. Есть федеральная программа безопасности дорожного движения, средства которой поступают в органы местной власти. Соответственно, есть аналогичная татарстанская программа, по которой республика ежегодно выделяет средства на эти цели. На 2013 год программа предусматривает финансирование в объеме 1,25 миллиарда рублей. Львиную долю этих средств «съест» видеофиксация.

И нельзя говорить, что видеофиксация окупает себя, потому что штрафы – это одно, а видеофиксация – другое. Видеофиксация – это профилактический элемент, который заставляет человека не нарушать ПДД. А штрафы – это для того, чтобы человек ощущал, что он нарушает. Средства, потраченные федеральным и республиканским бюджетами на установку системы видеофиксации с 2008 по 2012 годы, на 200 миллионов рублей больше, чем получили «штрафных» денег. Здесь простая математика: в 2008 году 3 процента нарушений, выявленных видеофиксацией, были сторублевыми, а в 2012 году сторублевых было 67 процентов от всех зафиксированных нарушений. А ведь в этих 100 рублях более 30 рублей составляют почтовые расходы, также есть и другие расходы: обработка данных, обслуживание оборудования и так далее.

«КРУПНЫХ НАРУШЕНИЙ СТАЛО МЕНЬШЕ»

- Значит, «дорогих» нарушений стало меньше?

- Крупных нарушений стало меньше: люди все-таки стали ездить более аккуратно. Деньги вкладываются для того, чтобы люди не нарушали ПДД. На мой взгляд, нельзя безопасность переводить на деньги. Безопасность бесплатной не бывает, в нее надо вкладываться: строить хорошие дороги, ставить ограждения, строить пешеходные переходы, развивать систему видеофиксации. Все это затратно для бюджета в деньгах, но зато сохраненные человеческие жизни и материальные ценности их окупают. Есть международная статистика: государство от ДТП теряет 2,5 - 3 процента ВВП. Если ВРП Татарстана – 1,3 триллиона рублей, то, посчитайте, сколько теряется в результате ДТП. А я еще всегда говорю: может быть, в ДТП погиб будущий президент… А погибает в основном молодежь – 40 - 45 процентов.

- Почему средства от уплаты штрафов ГИБДД не аккумулируются в бюджете той территории, на которой они собраны? Например, в Казани можно было бы решить многие проблемы: и с разметкой, и со светофорами.

- Раньше эти средства действительно поступали в местный бюджет. Но не от хорошей жизни в 1992 году мы стали консолидировать средства в республиканском бюджете. Я сам стоял у истоков этого процесса. Дело в том, что, когда деньги поступали в местный бюджет, безопасность дорожного движения финансировалась по остаточному принципу. Безопасность стала более приоритетной в 2000-х годах, когда о ней заговорили первые лица государства и в 2006 году приняли федеральную программу безопасности дорожного движения.

А Татарстан уже в начале 90-х годов централизовал эти средства, и они в виде различных мероприятий возвращались нам. И надо сказать, что за это время в республике для безопасности дорожного движения сделано очень многое. А в тех субъектах РФ, где «штрафные» деньги направлялись в местные бюджеты, на безопасность ничего не выделяли. Лишь в Москве и Санкт-Петербурге ситуация была иной.

Только централизация средств позволила нам иметь такую программу по безопасности на 1,25 миллиарда рублей. И, надеюсь, начнет осуществляться софинансирование 50 на 50 из федерального бюджета. Например, если республика дает на строительство пешеходного перехода 50 процентов его стоимости, то вторую половину оплачивает федеральный центр. Если, к примеру, республика направляет 10 миллионов рублей на приборы видеофиксации, то центр добавляет еще 10 миллионов. Считаю, такая схема финансирования неприемлема для тех субъектов, где нет ни программы безопасности, ни средств на развитие.

«В ПРИОРИТЕТЕ – ВИДЕОФИКСАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ»

- На какие основные цели будут направлены средства программы безопасности?

- Не скрою, сегодня в приоритете – видеофиксация и автоматизация управления дорожным движением. Конечно, это самые затратные составляющие программы. Наша АСУДД уникальна, после нас ее начали внедрять в Москве, но у них нет высшего уровня программы, платформы, которая позволяет координировать различные подпрограммы. Благодаря тому, что мы внедряем последнее поколение системы, мы можем АСУДД состыковать с системой мониторинга общественного транспорта Казани. За счет этой стыковки мы можем обеспечить приоритетное движение общественного транспорта.

- Вы внедряете итальянскую систему?

- Да, из города Милана. К нам приезжали многие зарубежные специалисты из Франции, Сингапура, Японии, Австралии, Малайзии, и все признали, что наше проектное решение одно из самых современных. И мы сегодня ее внедряем. Считаю, эффект от ее применения мы ощутим обязательно. Но еще надо предпринять ряд организационных решений. Сейчас в Казани идет моделирование движения. Правда, и к нему у нас есть вопросы…

Я считаю, что в Казани надо проявить политическую волю: вокруг города должно быть Большое казанское кольцо, которое будет работать только в прямом направлении и на правый поворот. В Казани должно быть также хотя бы одно радиальное направление, работающее на проезд из одного конца города в другой. К примеру, часть правого и левого Булака. Самое простое решение: отменить левые повороты, и все будет нормально. Каждый выберет свой маршрут. И если мне надо выехать на улицу Московскую, мне на Булак не надо выезжать вообще, можно проехать по Профсоюзной и повернуть оттуда. Но чтобы это реализовать, надо очистить от припаркованного транспорта прилегающие улицы: Чернышевского, Астрономическую, Профсоюзную. Конечно, нужно не только отменить левый поворот, но и создать условия: улица должна быть улицей, а не стоянкой для машин.

«СНАЧАЛА НАДО ЛЮДЯМ РАЗЪЯСНИТЬ, А ПОТОМ УЖ НАКАЗЫВАТЬ»

- Наверное, чистота улиц в этом смысле зависит от работы эвакуаторов?

- Нет, это зависит от всех участников дорожного движения – не надо ставить машину под запрещающим знаком.

- Есть ощущение, что в последнее время серьезно взялись за эвакуацию автомобилей в центре Казани. Это связано с приходом нового начальника ГИБДД Казани или с Универсиадой?

- Как я уже сказал, в Казани много мест, где движение затруднено. А еще плюс – припаркованный на проезжей части автотранспорт. Можно сказать, Казань сегодня – это город строительства и город стоящих машин. Еще повезло, что нынешняя зима была более-менее комфортной. Изначально эвакуация машин разворачивалась в преддверии зимы, чтобы брошенные как попало машины не мешали чистить улицы от снега. А сейчас нам надо приучить водителей к порядку, очистить улицы, если мы хотим отменить левый поворот.

- Сколько эвакуаторов сегодня работает в Казани?

- Работает от 15 до 17 эвакуаторов. Это мало, и их количество можно увеличить, но ведь под каждый эвакуатор требуется сотрудник ГИБДД – он должен составить материал. Сегодня для этой цели я могу выделить только 10 сотрудников, и больше нам взять неоткуда. Честно говоря, когда размер штрафа за парковку в неположенном месте увеличили с 300 до 1,5 тысяч рублей, мы даже «Паркон» перестали выпускать…

- А зачем? Если у человека хоть один раз эвакуировали машину, он в другой раз думать будет…

- У меня другая позиция на этот счет. Если помните, Татарстан был единственным регионом, где ОСАГО вводили полгода – за отсутствие страховки начали привлекать к ответственности только спустя полгода после введения этой нормы. У нас логика такая: сначала надо попробовать людям разъяснить, а потом уж наказывать тех, до кого не дошло.

«КОЛИЧЕСТВО ДТП В КАЗАНИ ДОХОДИТ ДО 450 В СУТКИ»

- Сколько автомобилей фиксирует «Паркон» за сутки?

- За сутки – порядка 300 машин, и это притом, что «Паркон» фиксирует нарушение в одном месте только один раз в сутки. Можно, конечно, и три тысячи штрафов выписать, но ведь это 1,5 тысячи рублей!

- Но ведь он создал проблемы другим!

- Проблемы мы решаем. Обратите внимание: улицы Профсоюзная, Островского стали чище от машин. Результат все-таки есть. Конечно, есть рекордсмены, которых эвакуировали по 7 - 8 раз, но до них все-таки «не доходит». Мы же все-таки делаем ставку на «понятливых» людей. Всем надо понять, что даже один стоящий автомобиль создает затруднение движению.

Еще надо принять во внимание, что количество ДТП в Казани доходит до 450 в сутки. А ведь все надо оформлять! К сожалению, приходится оформлять и те, в которых автомобилям нанесен минимальный ущерб, например, царапины на бамперах. И водители ждут инспекторов ГИБДД часами, которые в это время оформляют материалы другого ДТП. И образовывается пробка. В то время как по европротоколу при согласии всех сторон ДТП можно обменяться извещениями по ОСАГО и разъехаться. К сожалению, сегодня по республике максимум в двух процентах от всех страховых случаев составляют европротокол.

- Почему так происходит?

- Боятся, что без инспектора ГИБДД страховая компания им не поверит. Но жалоб от этих двух процентов нет! Если страховая компания такой протокол не примет, значит они нарушат закон. Но сегодня эта норма не работает даже по пункту 2.6 – обоюдное согласие. Надо просто самим начертить схему и прибыть в ближайшее отделение ГИБДД дооформить материал. Мы много информируем о такой форме протокола: вывесили баннеры, раздаем памятки по учреждениям. Но, к сожалению, даже если наша памятка лежит у водителя в бардачке, попав в ДТП, он вызывает инспектора ГИБДД…

ВИДЕОСВЯЗЬ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК МЕРА БОРЬБЫ С ПРОБКАМИ

- Какие еще есть меры борьбы с пробками?

- Например, можно проводить совещания в режиме видеоконференций. Во многих крупных организациях в республике эта форма практикуется. Мы поставили такой вопрос, и президент Татарстана поддержал нашу позицию. Все министерства и ведомства должны отработать алгоритм проведения совещаний: когда они приглашают к себе, когда не приглашают, совещаясь дистанционно.

- Когда принято такое решение?

- Письмо было направлено месяца полтора назад, и эта работа сейчас проводится. Каждое ведомство будет самостоятельно определять, насколько дистанционная форма совещаний приемлема. Координируют эту работу аппараты кабинета министров и президента.

Дает свой эффект даже внедрение дистанционного способа выполнения заявок населения на сайте госуслуг. Это просто-напросто сокращает количество поездок. В 2012 году мы подсчитали, что в Казани в час оказывается порядка 18,5 тысяч услуг в электронной форме. Это те услуги, исполнение которых может быть связано с поездкой на машине, но они оказаны через интернет. То же самое касается платежей за различные услуги, в первую очередь коммунальные. Сегодня пропускная способность автомобильной полосы – всего 750 машин в час. Если сопоставить эти две цифры, то получится, что 2,5 полосы освободили те, кто обратился за услугами через интернет.

Мы провели мониторинг мест, где производится прием платежей: Сбербанк и тому подобные, и оказалось, что треть всех людей приезжает на автомобиле. Поэтому мы ставим вопрос о том, чтобы, во-первых, все платежи перевести в электронную форму, в том числе за школы, спортивные занятия, и побудить людей оплачивать их через интернет. И начать надо с бюджетных организаций: просто заставить бюджетников пользоваться электронной формой платежей.

«МЫ ВСЕ РАВНО ПРИДЕМ К ТОМУ, ЧТОБЫ ВУЗЫ ВЫНЕСТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГОРОДА»

- А как вы относитесь к тому, чтобы ввести «скользящий график» начала учебы в вузах и работы государственных учреждений? Например, чтобы студенты и чиновники начинали работу в 7 утра.

- Это нормальная западная форма организации. Всем, кто жалуется на то, что утром без пробок невозможно доехать до работы, я отвечаю: выезжайте на час раньше. А самое лучшее – вынести все вузы за город.

- Но это очень дорогостоящее мероприятие!

- Не настолько дорогостоящее, было бы политическое решение…

- Это уже обсуждается?

- Деревню Универсиады построили за городом, и реально обсуждалась возможность перевода туда вузов, пока все земли не распроданы. Но сегодня все средства консолидированы на Универсиаду, и пока не до этого. Сегодня за городом строят Иннополис, «СМАРТ Сити Казань», где также будет производиться обучение. Мы все равно придем к тому, чтобы вузы вынести за пределы города.

- Почему бы не инициировать ввод нормы, когда вузы начинают занятия в 7 утра?

- Это уже было инициировано мэром Казани – было обращение к ректорам, ведь вузы – это федеральная структура.

- Наверное, без участия президента РТ эту проблему не решить…

- У президента много и другой работы… Вы знаете, что парковки начали строить после его вмешательства. Но если всегда должен вмешиваться президент, то остальные зачем?!

- Или почему бы не перевести на 7 часов утра начало работы госучреждений?

- Мэрия Казани имела такой опыт: начинали работать раньше. Я всегда говорю: надо начинать с себя, чтобы показать пример другим. Во всяком случае, опыт такой есть. Доживем до 1 сентября – увидим…

«ДО УНИВЕРСИАДЫ УБЕРЕМ ВСЕ АВТОМОБИЛИ С ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ»

- А как вы относитесь к идее сделать платным въезд в центр Казани?

- Это одна из форм разгрузки города. Но я считаю, что центр надо будет сделать платным только тогда, когда будут исчерпаны все другие формы решения проблемы, а пробки останутся. Сегодня все парковки платные, а если еще и сам въезд в центр сделать платным!.. Давайте сначала очистим улицы от припаркованных автомобилей, в полной мере введем выделенную полосу для общественного транспорта. Это быстро не делается.

- О каком сроке идет речь? Наверное, в ближайшие год-два речи о платном въезде быть не может?

- Давайте сначала уберем все автомобили с проезжей части.

- А когда это будет?

- До Универсиады. В Казань из других регионов приедут около одной тысячи сотрудников ГИБДД, и 100 процентов – до Универсиады мы с этой проблемой справимся. К тому же начнет нормально ходить общественный транспорт, подвижной состав которого обновится, заработают еще три станции метро, будут введены новые дорожные развязки. И люди привыкнут к такому порядку вещей, перестанут парковаться на проезжей части. Думаю, после всех этих мер необходимость в платности въезда в центр отпадет.

- Отпадет на несколько лет…

- Напомню, с 2005 года количество машин возросло в 2,2 раза, но ведь этот рост не может быть вечным. И если общественный транспорт будет ходить нормально, люди начнут избирательно подходить к вопросу выбора способа передвижения.

У нас сегодня нет нормы, которая обязывала бы работодателя обеспечивать своих сотрудников парковочными местами, как это введено сегодня для торговых центров. Если парковкой он не обеспечил, то сам должен объяснить своим работникам, что надо ездить на общественном транспорте. Позиция должна быть такая: или работник ищет работу с парковкой, если он хочет ездить; или он должен поставить условие: я пойду к вам работать, если вы дадите стоянку; или владелец скажет: ходи пешком… Вот если такая позиция будет, все будет нормально. Конечно, психологию автовладельцев поменять сложно, но жизнь заставляет… Например, у здания ГИБДД места для парковки много.

- А зачем вы еще парковку построили?

- Она уже на половину заполнена, хотя мы ее не афишируем. Пока она бесплатная. Мы ставим там задержанные машины. На Универсиаду придет много машин, их поставим. Считаю, парковка всегда заработает на свое содержание.

- На какие деньги построили эту парковку?

- На государственные инвестиции из внебюджетных фондов. Строило не управление ГИБДД, а ОАО со стопроцентным государственным участием.

«ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДВИЖЕНИЯ ЗАНИМАЕТСЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ»

- Куда можно обратиться с предложениями по улучшению организации движения, и будут ли эти предложения рассмотрены? Надеюсь на конкретный и содержательный ответ! (Альберт Дирзизов)

- Повторю: организацией дорожного движения занимается муниципальная власть. Если дорожные знаки установлены ими с нарушением, то ГИБДД реагирует – дает предписание. Если оно не выполняется, заполняем протокол. Если протокол на решение вопроса не повлиял, тогда передаем материалы в прокуратору.

- И местные власти даже не согласовывают с ГИБДД дислокацию знаков?

- Раньше согласовывали, а сегодня с ГИБДД убрали согласительно-разрешительные функции. У нас осталась только контрольно-надзорная функция. Поэтому всем, кто хочет внести свои предложения по организации дорожного движения, надо обращаться в комитет по внешнему благоустройству исполкома, если речь идет о Казани.

- А на трассе между городами кто расставляет знаки?

- У федеральных трасс есть свой балансодержатель, у республиканских – свой. Они и знаки расставляют, и наносят разметку согласно дислокации.

- Как часто вы контролируете правильность расстановки знаков и разметки?

- Когда сотрудник ДПС заступает на дежурство, он должен посмотреть свой участок. В карте его патрулирования указано, какие знаки и разметка должны быть, и он должен их проверить. В случае нарушения он должен сообщить в дежурную часть, и последуют соответствующие действия: предписание и так далее.

IMG_7552.JPG
«Есть и такие, которых мы в течение двух лет по 8 раз задерживали за вождение в пьяном состоянии! То есть прав он лишен, но все равно ездит и все равно пьет. Считаю, что только ужесточение наказания может переломить ситуацию»

В ДТП БОЛЬШЕ ГИБНУТ В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКЕ И СЕЛЬСКИХ РАЙОНАХ

- На трассе М7 между Казанью и Челнами есть участки дорог с отличным покрытием, две-три полосы движения в каждую сторону. Неужели нет возможности разрешить в таких участках скорость 110 км/час? (Ильгизар)

- Вопрос повышения максимальной скорости движения неоднократно нами изучался. По условиям движения и обеспечения ее безопасности для повышения максимальной скорости до 110 км/ч необходим участок автодороги, по своим техническим характеристикам равный параметрам автомагистрали, то есть многополосные участки дорог с широкой разделительной полосой, без пересечений и примыканий в одном уровне, пешеходных переходов, автобусных остановок и тому подобное. На сегодняшний день подходящих под данные условия участков дорог в Татарстане нет.

- Когда вся челнинская трасса станет нормальной?

- Президент хочет, чтобы было очень быстро, потому что там – основная промышленная зона.

- На «дороге смерти» Казань – Челны ДТП стало меньше?

- По предыдущей программе безопасности дорожного движения мы должны были к 2012 году снизить смертность в полтора раза по сравнению с 2004 годом, и на этой трассе такого показателя мы достигли. В Казани за этот период смертность в ДТП сократилась в 2,2 раза, Нижнекамск и Бугульма показатель выполнили, а вот Челны чуть-чуть не достигли прогнозного показателя. Хуже ситуация в Зеленодольске и сельских районах, поэтому и в целом по республике был рост числа погибших.

- За счет чего удалось достичь сокращения в одном месте и не достичь в другом?

- Достигли прогнозного показателя, во-первых, за счет разделительных полос, во-вторых, за счет видеофиксации. Не достигли там, где люди больше пьют за рулем и не хватает сотрудников ГИБДД.

В СЕЛЬСКИХ РАЙОНАХ СОКРАТИЛИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ГИБДД НА 50 - 70 ПРОЦЕНТОВ

- Почему в сельских районах у вас не хватает сотрудников?

- К сожалению, в сельских районах мы были вынуждены сократить личный состав ГИБДД на 50 - 70 процентов за счет того, что в городах сокращали меньше. У нас было 2,5 тысячи сотрудников, сегодня работает порядка 2 тысяч, а должно быть 5,5 тысяч.

- А вакансии есть?

- Вакансии есть, и их много. Желающие тоже есть, но не все проходят отбор.

- Вы сказали, что штат у вас должен быть 5,5 тысяч. Это ваше желание?

- Есть норматив расчета личного состава в зависимости от количества транспорта, протяженности дорог, от количества рассмотренных материалов и так далее. Это наши «хотелки» по нормам, которые существовали. К сожалению, сегодня об этих нормах не вспоминают, а, наоборот, идет сокращение. Но если МВД сократилось на 22 процента, то ГИБДД – на 20. И это сегодня сказывается.

«ВЫЯВЛЯЕМОСТЬ ПЬЯНЫХ ЗА РУЛЕМ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ»

- В западных странах полицейских не видно…

- На Западе если выпьешь за рулем, то или машины лишишься, или в тюрьму сядешь. И очень большие штрафы. К сожалению, сегодня у нас выявляемость пьяных за рулем увеличивается. Есть и такие, которых мы в течение двух лет по 8 раз задерживали за вождение в пьяном состоянии! То есть прав он лишен, но все равно ездит и все равно пьет. Статистика в этом плане не очень хорошая, и я считаю, что только ужесточение наказания может переломить ситуацию. Когда в 1993 и 1998 годах были предприняты ужесточения наказания, показатель ДТП сразу пошел на спад.

- Разве сейчас не строгие меры наказания?

- Полтора-два года лишения прав, а нарушитель сел за руль и поехал! Что с ним делать? Сажать на 15 суток? Но суды на 15 суток не сажают.

- А что тогда – конфискация машины?

- Конфискация машины, а, может быть, даже тюрьма. Или большой штраф. В Госдуме РФ прошел первое чтение законопроект, в котором в том числе предусмотрены большие штрафы – 30 - 50 тысяч рублей.

Продолжение следует.