«ИСТОРИЯ? А ЭТО ЧТО ТАКОЕ?»

Уже с первых кадров ленты ясно, что создатели фильма выбирают отчасти жанр гротеска и для некоторых актеров режиссером вполне позволена откровенно театральная манера существования в кадре. Первые кадры – своего рода пролог – рассказывают о том, откуда все началось – с взятия Казани. Обилие спецэффектов, отметим, хорошо сделанных, впечатляет, нам словно передают привет от Тимура Бекмамбетова.

Напрягает одно: слишком уж комическое, даже ерническое повествование о вещах, в общем-то, для многих до сих пор трагических, таких, как взятие Казани. Но оставим этот явно идеологический прокол на совести сценаристов и режиссера.

Сразу же цепляет другое: мягко говоря, не совсем строгое следование исторической правде. Сююмбике прячет клад? Но позвольте, сейчас ребенок знает, что ее не было среди защитников Казани! Впрочем, в последующих кадрах фильма, да и после общения с режиссером становится понятно: задача авторов фильма «Сокровища озера Кабан» - не точное следование истории, а экранизация городских легенд. Есть в Казани красивая легенда о том, как строилась для казанской царицы башня? Верим мы этой сказке? Вот и хорошо, и получайте фильм-сказку. Без сомнения, и так может быть.

Киносказка сейчас – вполне востребованная зрителями вещь, они ее предпочитают многим действительно не имеющим хорошего проката фильмам. Людям нужна красивая картинка, позитив, немного юмора и хороший конец, который можно спрогнозировать. В начале ленты герой Алексея Воробьева вопрошает: «Казань? А это где?» Перефразировав это выражение, так же можно сказать и про историю, с которой у сценаристов отношения как-то не сложились.

ТОТ ГОРОД, НАМ ЗНАКОМЫЙ С ДЕТСТВА

Хотя, в принципе, сценарий ленты (автором идеи стал наш земляк Андрей Николаев) сделан крепко. В нем соблюдены все пропорции, которые должны принести фильму коммерческий успех. Заявка, прямо скажем, на нашу «Индиану Джонс». Но с меньшим бюджетом, увы. В распоряжении съемочной группы было всего $6 млн., которые были собраны по всей России при активном участии Татарстана и его руководства, за что практически все они были отмечены благодарностью в титрах фильма.

В фильме есть любовная линия, есть экшн, есть погони-драки, есть красивая злодейка, от вида которой у мужской части зрителей будет перехватывать дыхание (Мария Кожевникова), есть столь модные ныне в кинематографе восточные единоборства. И, конечно, стопроцентно верным было приглашение Воробьева на главную роль. Прибавьте к этому очень качественную работу оператора Бахатхана Юлдашева.

Можно легко просчитать, что когда решалась судьба проекта, о видеоряде думали в первую очередь, ведь действительно у Казани появилась визитная карточка. Город снят сверху так, что дыхание захватывает. Правда, часто его красоты напоминают очередной клип к Универсиаде с презентацией Казани, но в этом нет ничего плохого. Конечно, у многих из казанцев будет вопрос: почему не сняли тот или иной красивый вид, но, по правде говоря, то, что вошло в ленту, – впечатляет.

Панорамные съемки показывают мощь и энергетику города, особенно удались ночные кадры, когда Казань рассвечена мириадами огней, когда мост, через который идет непрерывный поток автомобилей, похож на бриллиантовую брошку. Впрочем, иногда камера Юлдашева и не ставит перед собой столь глобальных задач.

И здесь город предстает таинственным и нежным: ночная улица Баумана, по которой бежит героиня, карета возле театра, мостик через Булак. Все это снято красиво и вызывает упрек самому себе: что же мы в ежедневной спешке проходим мимо этой красоты и не ценим ее? Одним словом, нам предлагают характернейший образец так называемой «визуальной продукции», качественной и отмеченной операторским вкусом.

ОТ АРМИИ ДО КЛАДА

Про вкусовые пристрастия режиссера Дмитрия Коробкина – это разговор особый. Взяв за основу сказку, городскую легенду, он решил приправить ее хорошей долей юмора, что не всегда вышло удачно. Чувство меры изменяет постановщику уже с первых кадров картины, когда героя Воробьева пытаются принудить добровольно пойти в армию. Юмор «ниже пояса» даже иногда шокирует, хотя справедливости ради следует сказать, что в ленте есть немало действительно остроумных моментов.

Последняя сцена, когда в кадре появляется Лев Лещенко и вовсе, если использовать оперные термины, напоминает вампуку. Но не все так безнадежно. Коробкин – хороший профессионал, он точно выстраивает соразмерность той или иной сцены по отношению к сюжету, и зрителю в зале не будет скучно, напротив, напряжение держится практически до конца. Сцена, когда кладоискатели добираются до казана с золотом, снята как в хорошем голливудском фильме – красиво, ярко и с уместными спецэффектами.

Но далеко не все актеры могут органично существовать в ленте, где хромает чистота жанра. Мастерам это удается, например, Виктору Вержбицкому с его юморным париком или, и это в особенности, Сергею Шакурову. Шакуров в практически эпизодической роли был настолько обаятелен и убедителен, заразителен и интересен, что наверняка для многих зрителей после просмотра «Сокровищ озера Кабан» его персонаж дед Азим останется одним из самых запоминающихся. А сам актер, оказывается, может играть не только сложные серьезные роли, но и быть мастером комедийного эпизода.

Если говорить о главных героях, то с Кожевниковой все было ясно – красивая и органичная актриса всегда будет к месту и ленту не испортит. Вот со второй героиней, на роль которой взяли одну из ведущих из телекомпании «Эфир» Эльвиру Ибрагимову, не все было просто и понятно.

Но так получилось, что наша землячка из того не очень большого и выигрышного драматургического материала, что предложил ей сценарий, выжала по-максимуму. Она уверенно чувствует себя в кадре, она работает на сверхзадачу, грамотно выстроив отношения с другими персонажами. Конечно, в этом есть и заслуга режиссера, работавшего с дебютанткой, но есть и достоинства самой Эльвиры, которая заслуживает самых добрых слов и наверняка будет востребована в кинематографе.

Естественно, что все крутится вокруг образа главного кладоискателя Кирилла в исполнении Воробьева. Предложить ему роль – этот ход был беспроигрышным. Про Воробьева можно сказать, что это тот случай, когда актер «умен своим талантом», он безумно органичен и обаятелен. А в этом фильме большего и не требуется. Воробьев умеет быть в кадре наивным, ему верят и партнеры и зрители, что дорого стоит. К плюсам стоит отнести и музыкальность актера, и его пластичность. Одним словом, у него есть все, чтобы зал сопереживал ему, что и нужно для успеха фильма.

Еще одна роль, совсем небольшая, стоит того, чтобы ее отметить. Это работа казанского актера, режиссера и продюсера Рамиля Тухватуллина. Его таксист – сотрудник ФСБ – это редкий в кино и театре момент, когда актер ничего не играет, всего лишь существует в кадре, но от него глаз не оторвать. Играть, не играя, - высший пилотаж в актерстве, им владеют не все, но Тухватуллину это свойственно.

КАК ЖЕ БЕЗ ХЭППИ ЭНДА?

Безупречной ленту Коробкина не назовешь. Есть и эклектика, и штампы, которые вызывают недоумение: да можно ли сейчас так? Но есть и другое. Нам показали действительно интересный фильм с популярным во все времена сюжетом про поиск сокровищ. Одна из наших городских легенд, которая вот уже четыре века живет в народе, получила такое красочное воплощение. Авторы не скрывают, что делали коммерческое кино, нравится нам или нет, но такое сейчас востребовано, а товар должен продаваться.

При некой эклектичности Коробкин со товарищи знали, что они хотят получить в результате. Это захватывающий фильм, где участвуют медийные актеры, с хорошей музыкой, спецэффектами и классным видеорядом. С хэппи-эндом. Его, сидя в кинозале, можно сочетать с ведерком попкорна. Все так и вышло. По законам этого жанра, лента сделана вполне профессионально, нам же не арт-хаус обещали, а приключенческую комедию, сказку. Но если при этом картина еще и послужит продвижению Казани, разве плохо?