ТОЛЛИНГ ИЛИ РАБОТА ЗА ЕДУ

На днях опубликована бухгалтерская отчетность ОАО «ТАНЕКО» за 2012 год. Однако, прежде чем перейти к ее анализу, надо сделать небольшое лирическое отступление. Писать об экономике ТАНЕКО занятие неблагодарное, поскольку предприятие работает по толлинго-давальческому принципу. Попросту говоря, за еду. «Татнефть» перерабатывает нефть на ТАНЕКО, забирает нефтепродукты на реализацию и выплачивает вознаграждение за переработку. Сумма этого вознаграждения произвольна и не является каким-то объективным рыночным показателем работы нефтепереработки. Главное – показать для приличия какую-то операционную эффективность, но не более.

Та же ситуация и с затратами на строительство и некоторыми активами. Так, например, важный компонент нефтеперерабатывающего завода строящаяся установка гидрокрекинга в феврале 2011 года был ТАНЕКО продан… самой «Татнефти» по цене 7,9 млрд. рублей. В результате капитальные затраты по данной установке оседают на балансе «Татнефти». Да и с самого начала часть строительных затрат проходила через баланс «Татнефти». Долги, связанные с НПЗ, тоже частично взяла на себя сама «Татнефть».

Исходя из этого, определить точную стоимость строительства ТАНЕКО невозможно, и приходится полагаться на заявления разного рода экспертов о том, что объем инвестиций оценивается на уровне $7,8 млрд. в строительство первой очереди. Сама «Татнефть» сообщает, что на финансирование строительства комплекса заводов «ТАНЕКО» только в 2012 году направлено свыше 20 млрд. рублей (свыше $600 млн.).

СКОЛЬКО НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ МОНСТР ЗАРАБОТАЛ НА СДАЧЕ ЖИЛЬЯ В АРЕНДУ

В общем, понятно, что нефтеперерабатывающий завод не является самодостаточным предприятием с четко выраженной экономикой, а напоминает некий «внутренний» цех «Татнефти». Поэтому к цифрам отчетности ТАНЕКО следует относиться с известной долей условности.

Итак, за 2012 год выручка комплекса составила 16 млрд. рублей, что на… 11,3 млрд. рублей больше, чем в 2011 году. Другими словами, больше в 3,4 раза! Но ничего удивительного нет: если смотреть физические объемы переработки, то можно увидеть, что они тоже выросли в 3,5 раза. Дело в том, что в 2012 году главный на сегодняшний день компонент ТАНЕКО – установка ЭЛОУ-АВТ-7 (электро-обессоливающая установка с атмосферно-вакуумной трубчаткой мощностью 7 млн. т в год) – проработал на проектной мощности, а именно переработал 7 млн. т нефти против 2 млн. т нефти в четвертом квартале 2011 года.

Чистая прибыль компании, согласно данным отчета, образована за 2012 год в размере 872 млн. рублей. Денежные потоки предприятия в том числе формировали поступления от реализации услуг по переработке нефти – 1 676 млн. рублей и прибыли от налива нефтепродуктов – 266,6 млн. рублей. Добавку к прибыли ТАНЕКО сделало предоставление помещений для проживания участникам строительства – 22,4 млн. рублей.

Конечно, очень интересный сегмент в прибылях нефтеперерабатывающего завода – «сдача квартир в аренду», но тут уж не до жиру…

НЕЛЬСОН ПРОТИВ СОВКА

Что получено в результате переработки этих самых 7 млн. тонн? Мы самостоятельно подсчитали объемы производимых нефтепродуктов, опираясь на официальную информацию самого ТАНЕКО о полученных нефтепродуктах при переработке 5 млн. т нефти.

Безимени-1.jpg

Если использовать странный замшелый отечественный термин «глубина переработки» (объем переработки минус мазут (котельное топливо), которым так любят щеголять при рапортах об успешной работе ТАНЕКО, то он здесь достаточно высокий. По официальной информации, глубина переработки нефти на ТАНЕКО составляет сегодня порядка 73%. По нашей таблице выходит скромнее – всего 61%. Видимо, какая-то часть мазута переименована во что-то более благородное… Но это расхождение с нашими цифрами достаточно эфемерно, как и само понятие «глубина переработки». Ведь это показатель, изобретенный для чисто российских реалий.

На самом деле ТАНЕКО пока трудно назвать нефтеперерабатывающим производством – это пока всего лишь установка по первичной возгонке нефти (на сленге нефтепереработчиков «самовар») плюс установка висбрекинга. Если использовать общепринятый в мире показатель степени нефтепереработки (индекс Нельсона), то здесь уже все не так радужно: грубо значение индекса Нельсона на ТАНЕКО будет приблизительно равно 2,5 - 2,7. Это при том, что при строительстве ТАНЕКО заявлялось значение (по завершении производства) индекса около 15, как на лучших мировых нефтеперерабатывающих заводах. Для сравнения: индекс Нельсона на данный момент на другом нефтеперерабатывающем заводе «ТАИФ-НК», производящем товарные моторные топлива, составлял на конец 2011 года 4,2. Планируемый ТАНЕКО к запуску гидрокрекинг в 2014 году добавит к 2,5 - 2,7 теоретически примерно 0,4 - 0,5 пункта. Как видим, до звания приличного «нефтеперерабатывающего» завода ТАНЕКО пока еще далеко.

КУДА ДЕВАТЬ МАЗУТ?

Понятно, что из-за низкого передела у ТАНЕКО полным-полно мазута. В России он особо никому не нужен – его ежегодно производится свыше 70 млн. твг. В самом Поволжье производится примерно половина от этого количества. Транспортировка на дальние расстояния производимого ТАНЕКО мазута нерентабельна, не говоря уже о чисто логистических проблемах. А тем временем комплекс по глубокой переработке будет на ТАНЕКО еще нескоро. Судите сами: глубокую переработку еще только-только проектируют на соседнем заводе «ТАИФ-НК».

Проблему с производством огромного количества мазута (2,7 млн. твг) решили следующим образом: на строительной площадке новых объектов нижнекамской ТЭЦ-2, которая с 2010 года принадлежит «Татнефти», представили президенту РТ Рустаму Минниханову проект коренной реконструкции теплоэлектроцентрали. Результатом станет увеличение ее электрической мощности на 350 мегаватт, что составит в общей сложности 730 мегаватт. То есть ТЭЦ грозит удвоение мощностей по переработке мазута. Этого достаточно как для работы нефтеперерабатывающего комплекса компании, так и для восполнения дефицита электрической мощности в нижнекамском промышленном округе. Это обеспечит не только интеграцию НТЭЦ и ТАНЕКО, но и реализацию стратегии замкнутого цикла, включающую переработку нефти и производство электрической и тепловой энергии. Да, электроэнергия, получаемая таким образом, будет дорогой, в отличие от покупной, но конечный потребитель будет вынужден заплатить за такую своеобразную утилизацию мазута…

ПРОДОЛЖАЕМ ПЛАТИТЬ ЗА ЛИЦЕНЗИИ, КОТОРЫЕ БУДУТ НУЖНЫ ЗАВТРА?

Как следует из отчета ТАНЕКО, по лицензиям компании в 2012 году пришлось заплатить 3 млрд. рублей.

Безимени-2.jpg

Это, конечно, ниже платежей в предыдущие годы. За 2011 год ТАНЕКО направило партнерам 3,46 млрд. рублей, за 2010 год – 3,39 млрд. рублей, а за 2009 год – 3,4 млрд. рублей. Но все познается в сравнении. Если, например, смотреть на реально работающие лицензии, то есть те, по которым на ТАНЕКО в настоящее время ведется производство, платежи по ним будут несколько скромнее. А именно более чем в 100 раз меньше – 27 млн. рублей.

Безимени-3.jpg

Справедливости ради к этой сумме следует добавить еще лицензии CHEVRON по вводимому в ближайшем будущем гидрокрекингу – это 92,7 млн. рублей. Итого, получается 100 млн. рублей. Остальные 2,9 млрд. рублей – это, скажем так, «инвестиции в будущее»…

О ГИДРОКРЕКИНГЕ БЕДНОМ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО…

Ситуация с низкопередельным НПЗ «ТАНЕКО» не могла продолжаться долго, и «Татнефть» попыталась форсировать в 2012 году строительство установки гидрокрекинга, тогда как ранее был назван плановый срок ее ввода только в 2015 году. Однако в ходе итоговой годовой пресс-конференции в конце прошлого года гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов признал, что с этим есть проблемы. «Оборудование мы получаем с запозданием, поскольку несколько южнокорейских поставщиков обанкротилось из-за кризиса. Нам пришлось перезаказать поставки на Ижорском заводе», – признался он.

Но и с ижорцами, на самом деле, тоже все было не гладко. Срыв по срокам строительства почти на год был вызван задержкой поставок колонн гидрокрекинга. Поставщиком по контракту от 6 августа 2007 года №KOMZ 1700/19/242 выступило открытое акционерное общество «Объединенные машиностроительные заводы» (Группа Уралмаш-Ижора). В соответствии с контрактом, первый реактор должен был быть поставлен заказчику не позднее августа 2009 года, второй – не позднее октября 2009 года. Просрочка в поставке реактора R-0101 составила 11 месяцев, по реактору R-0102 – 9 месяцев. «Татнефть» первоначально выставила неустойку за срыв в размере 336 млн. рублей, но в конце 2011-го, после заключения мирового соглашения с ответчиком, снизила эту сумму до 75 млн. рублей.

Преодолевая вынужденные задержки ударными темпами ввода, «Татнефть» планирует уже осенью 2013 года ввести в эксплуатацию установку гидрокрекинга мощностью 2,9 млн. т год. Установка гидрокрекинга будет работать в тестовом режиме от нескольких месяцев до года. Так что реальное товарное производство сертифицированных нефтепродуктов будет только в том же 2015 году…

Установка будет использоваться для производства нафты, дизельного и авиационного топлива, а также углеводородного газа. Кроме того, в первом квартале 2014 года «Татнефть» намерена начать выпуск базовых масел второй и третьей группы, которые планируется направлять преимущественно на экспорт. Ожидается, что совокупный объем производства базовых масел на ТАНЕКО составит до 190 тыс. т в год.

Обращает на себя внимание тот факт, что мощность вводимой установки (2,9 млн. твг по исходному сырью – вакуумный газойль) в три раза превышает имеющийся сегодня на ТАНЕКО объем производства вакуумного газойля – 0,9 млн. твг. Избыточность мощностей заложена с прицелом на строительство ЭЛОУ-АВТ-7 №2.

СИДЕЛИ НА ТРУБЕ

Тем временем мощности ТАНЕКО по переработке нефти планируется удвоить. Такое заявление сделал на конференции работников предприятия 23 января 2013 года первый заместитель гендиректора ОАО «Татнефть», председатель совета директоров ОАО «ТАНЕКО» Наиль Маганов, главный куратор «стройки нефти». Правда, он не озвучил ни сроки, ни объемы капиталовложений (а они планируются немаленькие, как в случае с ЭЛОУ-АВТ-7 №1).

Впрочем, мы не сомневаемся, что в ближайшем будущем строительство «удвоения» будет запущено. Основа нашей уверенности – причины конфликта «Татнефти» с «Транснефтью». Напомним, гром грянул минувшей осенью, когда в интернет была вброшена информация о серьезном недовольстве сидящей на магистральной нефтяной трубе группы товарищей качеством татарстанской нефти.

Если упрощенно описывать всю ситуацию, то выглядит она так. В Татарстане добывается около 32 млн. т нефти (15 млн. – среднесернистая (девонская) (1,8% серы) и 17 млн. – высокосернистая (карбоновая) (3,0% серы). Из среднесернистой девонской нефти 8 млн. т уходят на ТАИФ-НК (он работает на смеси 80% девонской и 20% карбоновой). Так уж сложилось. Таким образом, смесь из оставшихся 7 млн. т девонской и 17 млн. т карбоновой уходила раньше в трубопроводы «Транснефти», где смешивалась с западносибирской Siberian Light (сера 0,6%) в определенной пропорции для достижения экспортной марки URALS (сера 1,2%).

Раньше нарекания по поводу «банка нефти» тоже были, но были довольно вялыми, ведь татарстанская карбоновая нефть худо-бедно разбавлялась более качественной татарстанской девонской нефтью. С самого начала строительства ТАНЕКО федералам не раз и не два назывались сроки начала работы гидрокрекинга и, следовательно, начала переработки карбоновой нефти – не позже 2010 - 2011 года. Пока не заработал танековский ЭЛОУ-АВТ-7, все были вынуждены мириться с этой ситуацией. Но когда выяснилось, что перерабатывать карбоновую нефть новая установка не может, и потому «Татнефть» стала поставлять туда всю оставшуюся девонскую нефть, терпение «Транснефти» прорвало. Ведь с декабря 2011 года в «большую» трубу из Татарстана идет только карбоновая нефть (3,0% серы), и товарищам на трубе приходится еще более напряженно химичить над ее разбавлением, чтобы сохранить качество российской экспортной марки Urals.

ВЫХОД ЕСТЬ. НО КАКОЙ ЦЕНОЙ…

Тем временем заверения «Татнефти» о том, что после ввода установки гидрокрекинга (там, кстати, есть та самая гидроочистка) ТАНЕКО будет перерабатывать и высокосернистую нефть, мягко говоря, слишком оптимистичны. Ведь исходным сырьем для гидрокрекинга будет являться вакуумный газойль, а он является лишь одной из фракций, получаемых на ЭЛОУ-АВТ-7. В случае переработки высокосернистой нефти непонятно, что делать с другими фракциями первичной переработки: мазут, печное топливо, прямогонный бензин и т.д. Ведь они будут иметь повышенное содержание серы, а это неликвид. Выходом из данной ситуации будет строительство второй ЭЛОУ-АВТ-7, изначально спроектированной на переработку высокосернистой нефти, что будет дороже на 25 - 30%. Что же, видимо, так и должно было быть, все непросто: все-таки мы имеем дело с мегастройкой, каковой является строительство НПЗ в Нижнекамске и каковой на постсоветском пространстве не было…