2.jpg
Вячеслава Панарина разыскивали почти 20 лет

УБИЙСТВО 20-ЛЕТНЕЙ «ВЫДЕРЖКИ»

Вчера в Верховный суд Татарстана на процесс доставили 47-летнего Вячеслава Панарина – мужчину, которого почти 20 лет разыскивали сотрудники республиканского МВД. В мае 1993 года Панарин входил в группировку «Любимовские». У лидера группировки Анатолия Любимова в то время возникли коммерческие претензии к Саиду Гафиятуллину - депутату Верховного Совета (прообраз нынешнего Госсовета) Татарстана, который владел сетью магазинов в Елабуге. На часть из этих магазинов положили глаз бандиты, и на этой почве у народного избранника возник конфликт, в результате которого лидер банды поручил Панарину и еще одному члену группировки Владимиру Дерягину устранить депутата. Киллеры тщательно все спланировали: приобрели форменную одежду сотрудника милиции, жезл госавтоинспектора и огнестрельное оружие. Роль сотрудника ГАИ досталась Панарину, а его подельник Дерягин должен был дожидаться, пока машина депутата остановится, чтобы открыть огонь.

- Я работал водителем у Гафиятуллина, - рассказал вчера в суде о событиях, произошедших 13 мая 1993 года, потерпевший Рашид Кашапов. – Я возил его на автомобиле Volvo, и в тот день мы в районе 7 утра выехали из Елабуги в Набережные Челны. Как только мы проехали пост милиции на выезде из города и вышли на трассу, нас взмахом жезла остановил сотрудник ГАИ. Я вышел из машины с документами и направился в сторону сотрудника Госавтоинспекции. Рядом с ним стоял автомобиль «Москвич» из которого вышел мужчина в гражданском. Пройдя мимо меня, он направился к машине, где остался сидеть Гафиятуллин. Но я не придавал этому большого значения до тех пор, пока не услышал за спиной звук выстрела.

По словам Кашапова, человек в штатском силой выстрелов разбил стекло возле водительского сиденья, открыл дверь, сел в автомобиль и, приставив пистолет к голове Гафиятуллина, сделал несколько выстрелов.

- Затем эти двое стали заталкивать меня в автомобиль VOLVO - я осознавал, что сейчас они увезут меня в тихое место и убьют, поэтому стал сопротивляться. Тогда они выстрелили мне в живот и ударили чем-то тяжелым по голове. Я согнулся пополам и тут же потерял сознание.

Поскольку раненый шофер отключился, преступники решили, что он мертв. Они сбросили тело водителя в кювет, а затем Панарин добил депутата Гафиятуллина, сделав несколько контрольных выстрелов. Когда бандиты уехали, Кашапов с трудом дополз до обочины дороги, где его и нашли. Парламентарий же скончался на месте, не приходя в сознание.

Спустя 20 лет водитель депутата, которому чудом удалось выжить в кровавой расправе, не смог узнать в человеке, сидящим в стеклянной клетке, того самого «сотрудника ГАИ», который остановил его машину в то утро.

КАРТ-БЛАНШ ОТ ШАЙМИЕВА

Оставив расстрелянную иномарку в лесном массиве, нападавшие сели на автомобиль «Москвич» и на большой скорости поехали в направлении Менделеевска. Их заметил наряд Менделеевского РОВД, но требованиям милиционеров остановиться бандиты не подчинились. Началась погоня, которая длилась недолго, так как водитель «Москвича» не справился с управлением и врезался в стоящий на дороге асфальто-укладочный каток. В это время к машине подъехал наряд из четырех милиционеров Менделеевского РОВД. Бандиты, увидев стражей порядка, открыли по ним огонь. В результате два сотрудника милиции погибли, один был тяжело ранен.

Так, на счету Панарина и Дерягина появилось еще две жертвы, но и на этот раз им удалось скрыться – первый убежал в лес, а второй уехал на машине сотрудников милиции, но в тот же день во время спецоперации был убит. А вот Панарину удалось скрыться из поля зрения правоохранительных органов аж на 19 лет - после убийств он уехал в Москву, где начал жить по поддельному паспорту на имя Сергея Жигарева. В прошлом году полицейские выяснили, что в 1998 году он переехал в Альметьевск, где первое время работал водителем, а позднее устроился на работу сапожником в мастерскую по ремонту обуви и вскоре даже открыл свою собственную мастерскую по ремонту обуви. Его задержали лишь 19 июня прошлого года.

Это нашумевшее убийство депутата и сотрудников милиции стало весьма значимой вехой для республики, ведь именно после этих майских событий 1993 года первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев принял указ «О чрезвычайных мерах по борьбе с организованной преступностью». По словам начальника УУР МВД по РТ Павла Серова, этот документ позволил милиции задерживать участников группировок на 30 суток «для проверки». Благодаря этим нововведениям вскоре команде Асгата Сафарова удалось разгромить такие крупные группировки, как «Хади Такташ», «Жилка», «Кинопленка», «Низы», «Квартала» и другие.

«ЭТО ОШИБКИ МОЛОДОСТИ»

- Меня задержали за ошибки молодости, все это время я добросовестно работал, с криминальным миром не был связан, - рассказывал Панарин в суде.

По его словам, за время, проведенное в бегах, он не только обзавелся мелким бизнесом, но и жил с гражданской женой, которая знала о том, что он беглый преступник. Причем, по словам самого Панарина, у него осталась и законная жена, с которой он не виделся с 1993 года.

- Она знала, что я жив, и у нас был сын – сейчас ему уже должно быть 22 года, - вздыхал подсудимый.

Панарин до сих пор не признает свою вину, и даже зачитанные в суде показания вдовы депутата Гафиятуллина не проняли обвиняемого.

- Муж как будто чувствовал, не спал ночами, твердил мне, что если с ним что-нибудь произойдет, виноват будет Любимов, - зачитывал показания Любови Гафиятуллиной гособвинитель.

В пятницу, 19 апреля, стороны перейдут к прениям. Так как убийство Гафиятуллина произошло в 1993 году, когда в стране еще действовал Уголовный кодекс РСФСР – во всех отношениях менее жесткий, чем нынешний, Панарину грозит не более 15 лет лишения свободы. А ведь ему инкриминируют сразу несколько статей – умышленное убийство, совершенное из корыстных побуждений, по предварительному сговору группой лиц, покушение на умышленное убийство двух лиц с целью скрыть другое преступление, умышленное убийство лица в связи с выполнением им своего служебного долга и покушение на убийство при отягчающих обстоятельствах.