66.jpg
Артур Даутов

РОСКОШИ – НЕТ, ПРОЗРАЧНОСТИ – ДА! 

- Артур Эдуардович, буквально на днях президент РФ Владимир Путин подписал закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступает в силу с 1 января 2014 года, отменяя тем самым ныне действующий ФЗ №94. Что новый закон несет участникам госзаказа?

- Новый закон будет регламентировать все стадии размещения госзаказа: от планирования закупок до оценки результатов. При этом существенно повышается прозрачность госзаказа. В частности, планируется сформировать единую информационную систему, в которой будет содержаться вся информация по закупкам: план, план-график, процедура размещения заказа и ее исполнение. Предусмотрен код наподобие ИНН, который будет сопровождать конкретную закупку на протяжении цикла. Все это позволит легко отслеживать заказ в интернете: вы видите, что организация планирует закупить, все стадии размещения заказа, что в итоге она закупила.

Еще одно из важнейших новшеств – общественное обсуждение госзакупок, которое в некоторых случаях носит обязательный характер. Также вводится нормирование: появятся минимально достаточные требования к закупаемым товарам, работам, услугам. Это должно исключить необоснованные закупки предметов роскоши.

- А что это за контрактная служба, о которой говорится в новом законе?

- Сегодня закупками кто только не занимается: юристы, бухгалтера, сотрудники общего отдела и так далее. Но в сфере госзаказа должны работать не случайные люди, а профессионалы. Поэтому новым законом предусмотрено создание в компаниях, чьи годовые закупки превышают 100 миллионов рублей, контрактной службы или появление в штате должности контрактного управляющего, который должен будет иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок. 

НАДЕЖНЫЙ ЗАСЛОН НЕДОБРОСОВЕСТНЫМ ПОСТАВЩИКАМ 

- Недобросовестные поставщики – «бич» для заказчиков. Новый закон эту проблему решает?

- Во-первых, можно будет потребовать у фирмы подтверждение того, что у нее есть необходимые оборудование и трудовые ресурсы (сейчас, напомню, на электронных аукционах лишь декларируется возможность выполнения работ, и в целях расширения конкуренции никто не вправе спрашивать, какие ресурсы есть у организации).

Во-вторых, раньше недобросовестных поставщиков заносили в реестр, но тот же учредитель мог организовать фирму с другим названием и снова бороться за те же контракты. По новому закону в реестр недобросовестных поставщиков будет попадать информация об учредителях, членах коллегиальных исполнительных органов. Плюс к этому еще один интересный момент: обязательное условие допуска поставщиков – отсутствие судимости в сфере экономики у руководителя и главного бухгалтера.

В-третьих, заказчикам дали большую свободу в виде новых процедур проведения закупок. Появились конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, запросы предложений. Также появляется возможность одностороннего расторжения контракта из-за неисполнения обязательств (а ранее можно было расторгнуть либо через суд, либо по обоюдному соглашению сторон).

- Раньше при заказе товара камнем преткновения была цена (главное сэкономить), а о качестве как-то забывалось…

- Чтобы отсечь качественные товары от некачественных, в новом законе появляется такое новшество, как стоимость жизненного цикла товара. Например, есть качественный товар «А»  и менее качественный товар «Б». И хотя заказчик знает, что товары «Б» часто ломаются, именно они выигрывают в конкурсе благодаря низкой стоимости. И их нельзя отсечь с помощью техусловий: характеристики на бумаге идентичны. Теперь же заказчик сможет выбрать товар «А», так как будет установлено, что его стоимость владения на протяжении заданного времени ниже.

- А как бороться с необоснованным демпингом?

- Можно будет отклонять заявки, если предложенная в них цена опускается ниже стартовой на 25 процентов, а участник не представил тому обоснование. Также в случае существенного снижения цены у поставщика можно будет потребовать увеличения обеспечения заявки, например, в виде банковской гарантии.

- Для начала работы по новому закону все готово?

- Для «запуска» нового закона должен быть принят 51 нормативно-правовой акт, пока не принято ни одного. Многие требования будут прописываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Когда вводился 94-й закон, было то же самое, в 2006 году он начал работать, но до сих пор не все нормативно-правовые акты по нему имеются.

- А как обстоят дела в сфере госзаказа у нас в республике?

 - Татарстан  в авангарде самых передовых регионов по «переходу на новые рельсы». Многие из новшеств закона в республике уже внедрены. Например, в части стандартизации и нормирования товаров уже работает система электронного магазина (когда конкретные товары внесены в систему и нужно из них просто выбрать подходящий). Одна из пяти российских электронных торговых площадок успешно работает именно в Татарстане. 

В КАЗАНЬ ПРИЕЗЖАЕТ ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ ЭКСПЕРТОВ ПО СИСТЕМЕ ГОСЗАКУПОК 

- Как участники госзаказа могут ознакомиться с новыми правилами игры?

- Университет управления «ТИСБИ» начинает серию образовательных мероприятий, посвященных новому закону по федеральной контрактной системе. Она стартует с семинара «Реформирование системы госзаказа. Переход на федеральную контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг». Он пройдет 6 мая в Казани и 7 мая в Альметьевске. Семинар будет интересен не только заказчикам, но и поставщикам.

Следует отметить, что обучение по системе госзакупок в ТИСБИ ежемесячно проходят 30 - 40 человек. Когда был принят 223-й закон, мы обучили всех желающих работать по нему в Татарстане. Подобные курсы появятся и по новому 44-у закону. Мы приглашаем специалистов, которые занимаются закупками не только в государственной сфере, так как инструменты и методы работы могут быть использованы в любой компании. Законодательство постоянно меняется, в компаниях происходит текучка кадров – все это делает обучение по данному направлению актуальным.

- Кто будет главным спикером семинара?

- Наталья Ефремова – это эксперт федерального уровня, главный специалист Поволжского института управления им. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России. Ее хорошо знают те, кто уже проходил обучение по 94-у закону.

- Что необходимо, чтобы принять участие в семинаре?

- Мы понимаем, что большинство заказчиков – бюджетные муниципальные организации, поэтому постарались сделать стоимость доступной. Зарегистрироваться на семинар можно по телефону 238-45-56 или по электронной почте gos.zakaz2013@yandex.ru. Мы приглашаем всех желающих! 

16+

Университет управления «ТИСБИ»

ул. Муштари, 13 (или ул. Маяковского, 22)

Телефон: (843) 236-92-97, 299-51-07

Web: http://www.tisbi.ru