IMG_4990.jpg

«К 2018 ГОДУ МЕТРО ДОЛЖНО ВЫЙТИ К НОВОМУ СТАДИОНУ»

- Асфан Галямович, в какой день недели наибольшая загрузка в метро? Какая проектная мощность по пассажиропотоку у казанского метро? (Шарифуллин Рафаэль Тагирович)

- Метро работает стабильно, во все дни одинаково, кроме субботы и воскресенья – в выходные дни пассажиров меньше. Сейчас проектная мощность – 120 тысяч человек в сутки, а с вводом еще трех станций она возрастет до 220 тысяч человек.

- Расскажите подробнее про вторую ветку метро. Откуда именно она пойдет? Какие станции и где на ней будут? (Наталья)

- Новая ветка метро пойдет от Московского рынка через улицы Чуйкова и Халитова, через Советскую площадь и Азино до улицы Дубравная. Проект трассы уже есть, и он утвержден мэром и президентом. Уже сегодня начали строительство станции «Дубравная», и для этого уже есть вся проектная документация. А после ввода трех новых станций планируется начать движение и от станции «Яшьлек». Во всяком случае, для этого есть все предпосылки. И к 2018 году метро должно выйти к новому футбольному стадиону (интернет-конференция состоялась 1 апреля, а 5 апреля стало известно, что правительство РФ не одобрило планы по строительству новой ветки казанского метро к чемпионату мира по футболу 2018 года – ред.).

- Сколько будет станций?

- От Московского рынка до стадиона – 5 станций, от стадиона до «Дубравной» – еще 6.

- Вы сказали, что для строительства второй ветки метро есть все предпосылки. А чьи средства будут потрачены на это?

- Вроде, средства дает федеральный центр, и связано это с проведением игр чемпионата мира по футболу на новом стадионе.

- В каком месте ветка метро будет пересекать Казанку?

- Если ехать по направлению Южной трассы, то левее Третьей транспортной дамбы.

- Эта ветка будет чем-то отличаться от первой? Например, будет ли наземная часть пути?

- Это как проектант решит. Трасса определена, но проекта пока нет. Проектом занимается «Татинвестгражданпроект». А протяженность второй ветки будет порядка 20 километров.

- Сколько километров составляет метро сегодня?

- С вводом трех новых станций будет 17,2 километра.

- Значит, за пять лет предстоит построить больше, чем мы имеем сегодня?

- До 2018 года планируется сдать только 5 станций – до нового стадиона, а остальные – по остаточному принципу.

«МЕТРО ТЕЧЕТ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ПОСТРОИЛИ ПЛОХО»

- Почему наше метро регулярно «протекает»? Часто вижу тазики, отслаивающуюся мокрую «штукатурку». Как с этим борются и когда планируют победить? Такие вещи показывать туристам неприятно (Наталья). А вообще эти «протечки» представляют собой угрозу безопасности метро?

- Опасности, конечно, в этом никакой нет. Но видеть, что течет, - это неприятно. Метро течет не из-за того, что мы эксплуатируем плохо, а из-за того, что построили плохо: гидроизоляция и деформационные швы сделаны некачественно. Сегодня, зная все огрехи, при строительстве новых станций мы жестко контролируем процесс, ставим перед строителями свои требования.

- А устранить протечки можно?

- Уже во многих местах строители свой брак устранили.

- Один из читателей в комментариях спрашивал, а есть ли у нашего метро гидродвери? Видимо, посмотрел фильм «Метро»…

- Конечно, есть, поскольку часть метро является объектом гражданской обороны.

- Вы сказали, что контролируете качество работ на трех новых станциях метро. Как вы считаете, их после Универсиады не закроют на ремонт и доделку, как это иногда бывает?

- А когда такое было?! …Когда построили первую ветку метро, показывали ее Владимиру Владимировичу Путину. В вагоне ехали президент республики Минтимер Шарипович Шаймиев, мэр Казани Камиль Шамильевич Исхаков, министр транспорта РФ Игорь Левитин. Шаймиев с Путиным о чем-то разговаривали, а потом Минтимер Шарипович спросил у меня: «А когда после этого откроем метро?» Я отвечаю ему: «Мы вообще-то не собираемся закрываться. Как только федеральная служба охраны (ФСО) снимет оцепление, сразу начнем работать». И Шаймиев сказал Путину: «Метро будет работать, не закрываясь!»

И мы работали, не закрываясь! Недели через две после этого в метро встречаю знакомое лицо - сотрудник ФСО, который сопровождал Путина в Казани. Оказалось, приехал проверить, действительно ли наше метро работает!

- На станциях метро очень темно. Экономите электроэнергию, или так запроектировали? (Алина)

- Раньше было темно, но сейчас стало светлее. Действительно, мы экономили, пока мало было пассажиров, а сейчас пассажиропоток настолько велик, что нет смысла убавлять электричество – уже везде свет горит на проектную мощность.

НА КАЖДОЙ СТАНЦИИ МЕТРО УСТАНОВЛЕНЫ ИНФОМАТЫ

- За счет какого вида транспорта будет расти доля метро в общем объеме перевозок? Кто они – те новые потенциальные пассажиры метро, которые «должны» будут увеличить его пассажиропоток вдвое? (Б.Г., пенсионер, экс-сотрудник ведущего проектного института Казани).

- Новые пассажиры метро придут понемногу отовсюду: и с других видов общественного транспорта, и с личного автотранспорта. Уже сегодня многие отказываются от использования своих автомобилей: доезжают до станции метро, оставляют автомобиль и на метро доезжают до нужного места.

- Спустилась в метро на станции «Козья слобода» и не смогла найти вход! Огромными буквами написано, куда надо идти инвалидам, а оказалось, что это путь и для всех остальных. А на «Кольце» не смогла найти нужный мне выход – не было понятных указателей. Мой совет: нанять специалистов, и пусть они еще раз проверят всю логистику. (Вовсе и не блондинка)

- Наверное, такого насыщения информацией, как в нашем метро, нигде больше в России нет. Над логистикой работали казанские специалисты. Мы сделали все для того, чтобы пассажирам было понятно! Например, с января этого года на каждой станции стоит по четыре сенсорных информационных терминала: нажми на кнопку, и тебе подскажут, куда выйти, как доехать, на каком маршруте наземного транспорта лучше доехать и т.д. Там обозначены все социальные и иные объекты, пункты полиции, интересные места города.

- На новых станциях инфоматы тоже будут?

- Да, наверное, будут.

- Сколько сегодня поездов работает в метрополитене?

- Сегодня у нас 14 поездов, пять из которых – четырехвагонные, остальные – трехвагонные. Этого количества поездов нам хватит справиться с потоком пассажиров при открытии еще трех новых станций. Постоянно будут работать 12 поездов, один останется в резерве, один – на плановом ремонте.

IMG_4946.jpg

«СТРОИТЬ НАЗЕМНОЕ МЕТРО БУДЕТ БЫСТРЕЕ»

- Раньше обсуждалась возможность строительства наземного метро. Сегодня эта идея еще рассматривается, ведь такой способ, наверное, дешевле? Как вы лично относитесь к наземному метро?

- Лично я отношусь к этой идее положительно. Я сейчас хочу посчитать, что дешевле: подземное или наземное метро. Решение, конечно, принимается не мной, но предложить мы можем. Наверное, строить наземное метро будет быстрее.

- А как же внешний вид города?

- Знаете, многие города Европы, Америки, Азии строят наземное метро. Там даже пешеходные переходы представляют собой разветвленные улицы.

- Официально разрешено фотографировать на станциях и в вестибюлях метро? (Кирилл Кораблев)

- Я не знаю, почему задают такие вопросы – никто никого за фотографирование не задерживает.

- Как зовут воробья, живущего на станции «Площадь Тукая»? (Наталья)

- Воробья назвали Чижиком. Его там пассажиры подкармливают, и он не хочет улетать насовсем: улетает, но возвращается. Видимо, нашел там свой дом.

«В ДЕФИЦИТЕ ВОДИТЕЛИ ТРОЛЛЕЙБУСОВ»

- В каких специалистах вы нуждаетесь? (Шарифуллин Рафаэль Тагирович)

- У нас сегодня в дефиците водители троллейбусов, а остальных специалистов хватает.

- Водителей сегодня кто-то обучает?

- Мы сами обучаем: в прошлом году подготовили 197 человек. Но у нас кадровый состав очень пожилой: средний возраст по предприятию составляет 47 лет. Многие уходят на пенсию, и мы не успеваем готовить им замену. Есть и такой момент: многие наши водители уезжают работать в Москву, где зарплата, конечно, выше раза в два. В частности, уехали 86 водителей трамваев.

- Наверное, там еще и общежитие предоставляют, иначе не ехали бы…

- Да, место в общежитии там дают. Но и мы приезжим даем жилье.

- А вообще молодежь идет учиться на водителей?

- Вроде идет. Очень помогает наше участие в федеральной программе подготовки кадров, согласно которой центры занятости сами готовят водителей: в прошлом году они подготовили 62 человек, в этом 130 планируют подготовить.

Мы сами тоже активно занимаемся подготовкой кадрового потенциала: являемся базовым предприятием для техникума наземного и подземного электротранспорта, где обучаются более тысячи человек по 7 специальностям: водители, механики, слесари, диспетчеры и т.д. Конечно, выпускники техникума работают не только на нашем предприятии – они работают по всей республике. Но, думаю, через некоторое время наш штат будет укомплектован именно такими специалистами. Сегодня мы стали базовым предприятием и для двух лицеев.

- Повышением квалификации своих сотрудников тоже занимаетесь?

- Конечно! У каждого нашего работника есть сертификат о повышении квалификации, без этого мы к работе не допускаем.

«СРЕДИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРОЛЛЕЙБУСОВ 40 ПРОЦЕНТОВ – ПРИЕЗЖИЕ»

- На автобусах работает очень много мигрантов. У вас какая ситуация?

- У нас тоже работает много приезжих. Как правило, это водители 1 - 2 класса. Среди водителей троллейбусов 40 процентов – приезжие из дружественных нам стран. И здесь я хочу отметить тот факт, что по нашей просьбе Наркоконтроль проверил каждого приезжего водителя на предмет употребления наркотиков: их проверяют в общежитиях, при выезде на линию, во время работы и по ее завершении. Не выявлено ни одного случая употребления наркотиков! Если взять статистику правоохранительных органов, то ни один приезжий сотрудник «Метроэлектротранса» не зафиксирован в драках, кражах и других преступлениях.

Но почему-то на них просто наговаривают. Нельзя о них плохо говорить: они очень дисциплинированы и трудолюбивы, они скромные, не пьют и не грубят. Они работой дорожат! На нашем предприятии таких работников называют не мигрантами, а «приезжими из стран ближнего зарубежья».

- Привлечь на работу мигрантов непросто: надо получить квоту и т.д. Вы тоже проходите эту процедуру?

- За одного иностранного человека, принятого на работу незаконно, полагается штраф 800 тысяч рублей. Хочешь – не хочешь, но нарушать закон не будешь. Мы ежегодно обращаемся в миграционную службу и пока получали разрешение на необходимое нам количество.

«МЕНЬШЕ ВСЕГО ХАМСТВА – НА ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТЕ»

- Водители постоянно курят, как боретесь с этим? (Михаил) Вообще, часто жалуются на ваших водителей и кондукторов?

- На наших водителей или кондукторов в год жалуются только раза два. Больше того, на больших совещаниях по транспорту наших водителей и кондукторов приводят в пример.

- Есть ли униформа у водителей? Было бы красиво и дисциплинировало бы водителей - хамства будет меньше. (Ильдар)

- Форма у нас есть. Меньше всего хамства встречается у нас, на электротранспорте. У нас работают хорошие водители и кондукторы.

- В Казани 1 апреля автобус наехал на людей, стоящих на остановке. После этого прошла команда проверить весь подвижной состав. Электротранспорта это тоже коснется?

- Да. Думаю, проверят не только техническое состояние подвижного состава, но и всех водителей на предмет употребления наркотиков и алкоголя, достоверность их документов.

- У вас проверяются водители и транспорт перед выпуском на линию?

- А как можно без проверки? Проверяется и техническое состояние машины, и состояние здоровья водителя. Без штампа медика в путевом листе водителя на линию не выпускают.

«ГОЛУБАЯ» МЕЧТА – ЧТОБЫ ВСЕ ТРАМВАИ И ТРОЛЛЕЙБУСЫ БЫЛИ НОВЫМИ»

- Вообще ЧП много случается с электротранспортом?

- Сообщения обо всех ЧП из центральной диспетчерской мне поступают в online-режиме через SMS: ДТП на путях, отключения электричества и т.п. Наверное, каждое такое сообщение сокращает мою жизнь – настолько психологически тяжело…

- Сколько стоит час простоя транспорта?

- В каждом случае по-разному: зависит и от маршрута, и от времени суток. А сумма ущерба бывает и 1,5 тысячи, и 70 тысяч рублей за час вынужденного простоя. Отрадно, что ГИБДД оперативно реагирует на наши заявки.

- Ваша мечта в профессиональном плане? (Шарифуллин Рафаэль Тагирович)

- Моя «голубая» мечта – чтобы все трамваи и троллейбусы у нас были новыми. Хотя бы на один год… Еще раз повторю: ни один пассажир не ждет новых вагонов так, как я.

- Как часто вы сами пользуетесь услугами электротранспорта? (Галина Андреева)

- Ежедневно! Мне по должности положено каждый день проехать на транспорте, проверить его работу на себе.

IMG_4950.jpg

«ЕСЛИ КОМУ И ПОПАДАЕТ, ТО ЭТО РУКОВОДИТЕЛЯМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ»

- А что ответите на такое замечание: «Постоянные унижения руководителей и специалистов МУП, вся планерка - мат-перемат и оскорбления». (Роман)

- Если я и ругаюсь, то только когда меня действительно до этого доведут. И не было ни одного случая, чтобы я ругался на водителей, слесарей, кондукторов или путейцев. Вот этого не было! Если кому и попадает, то это руководителям подразделений.

- У вас два уже взрослых сына. Помогаете им двигаться по служебной лестнице?

- Наверное, помогаю. Мой старший сын сегодня работает директором техникума наземного и подземного электротранспорта. Конечно, не я туда его назначил, а министерство труда. Сын закончил финансово-экономический институт, является кандидатом экономических наук. До техникума он возглавлял лицей, который под его руководством выиграл грант российского правительства – это порядка 70 миллионов рублей. Деньги позволили провести масштабное переоснащение лицея.

- Как вы восстанавливаете свое физическое и психологическое состояние? Спортом занимаетесь?

- Честно говоря, заниматься спортом нет времени. Все мое свободное время проходит на работе: в 7 часов утра прихожу, в 10 - 11 вечера ухожу. А физическую форму я поддерживаю, пешком обходя трамвайные пути и троллейбусные линии: ежедневно получается от 5 до 10 километров.

- Вы являетесь читателем газеты «БИЗНЕС Online»?

- Вашу газету я читаю несколько раз в день. Меня в ней все устраивает, все понятно. Газета «БИЗНЕС Online» стала для меня «настольной книгой».

- Асфан Галямович, спасибо за откровенный разговор.

Асфан Галявов: «Мы узнали, кто написал письмо «Яблока» мэру, а зачем – так и не поняли…». Часть 1-ая