1.jpg
Зампредседателя правления ТПП РТ Валерий Герасимов говорил о том, что Татарстану есть что показать иностранным туристам

ПОПРОБОВАТЬ ГОРЯЧИЙ ХЛЕБ, ИСПЕЧЕННЫЙ В ДЕРЕВНЕ

Приятная новость с круглого стола в Торгово-промышленной палате (ТПП) РТ: аграрный и промышленный туризм в Татарстане уже есть. Неприятная новость: в нефтедобывающей республике эта сфера никому, в общем-то, не нужна, кроме отдельных энтузиастов. Но участники дискуссии приводили, можно сказать, сокрушительные доводы в пользу своей деятельности.

Валерий Герасимов - зампредседателя правления ТПП РТ, напомнил, что туризм – это тоже бизнес. Он дает и рабочие места, и доход (пусть не сравнимый с «нефтянкой»), и налоги… Что хорошо –Татарстану и особых усилий не надо прилагать, чтобы развивать тот же агротуризм: для этого в республике все есть, как говорится, только нагнись и подними с земли денежку.

У нас есть и охота, и рыбалка, напомнил Герасимов, и охотники-рыболовы готовы ехать к нам из-за рубежа. Это же не Сибирь, не за тридевять земель добираться, совсем другая логистика.

Туристам сегодня интересно не просто посмотреть архитектуру, но и попробовать горячий хлеб, испеченный в деревне, заметила замруководителя АИР РТ Лиана Саетова.

Татарстанский фермер Габделахмат Котдусов из Ямашурмы Высокогорского района, известный, помимо прочего, тем, что содержит 20 экзотических страусов, рассказывал про то, как к нему приезжают американские туристы: им интересно, как утром стадо коров выгоняют на пастбище, на 6 утра ставят будильник и соскакивают ни свет, ни заря, чтобы посмотреть…

Говорили на круглом столе и про экскурсии в Тюлячинский район на ферму арабских скакунов.

- Прокатиться можно? – тут же продемонстрировала повышенный интерес аудитория. Оказалось – можно, запросто…

ДАКАРОВСКИЕ ГРУЗОВИКИ, ТРОЙНОЙ ОДЕКОЛОН И ДЕГУСТАЦИЯ ВИН

О развитии нового направления – промышленного туризма – увлеченно рассказывал предприниматель Алмаз Курмаев, инициатор проведения круглого стола в ТПП РТ. "У нас же есть КАМАЗ, а на нем делают те самые грузовики, которые побеждают в "Дакаре", - говорил Алмаз.

4.jpg
Предприниматель Алмаз Курмаев сообщил, что в РТ из 15 наиболее интересных для туристов предприятий активно действуют сейчас всего четыре-пять

Наверняка найдутся желающие посетить, например, казанскую фабрику «Аромат», где до сих пор выпускают знаменитый «Тройной одеколон». Представитель казанского ювелирного завода Almaz Рустам Латыпов, рассказал, как интересно проходят здесь экскурсии. А еще участников круглого стола пригласили на экскурсию на казанский винзавод, лукаво предупредив: и дегустация будет…

В республике, как выяснилось, художники даже планируют открыть стеклодувную мастерскую и – как это стало обычаем в Венеции – выдувать для туристов и на их глазах разные фигурки…

Гендиректор Юго-восточной туристической компании Марс Хазиев, не сходя с места, за пять минут высыпал на участников круглого стола целый ворох сведений о потрясающе интересных местах в Татарстане – и о селе, где был муллой дедушка самой Софьи Губайдуллиной, и о татарской деревне, по которой гулял Юрий Гагарин, и о месте, где жил настоящий Мальчиш-Кибальчиш, и о ныне заброшенных медных рудниках в Альметьевской и Сармановском районах… У Хазиева из зала тут же дружно потребовали сотовый телефон – вот как надо рекламировать свой турбизнес!

5.jpg

Замгендиректора ювелирного завода Almaz Рустам Латыпов, рассказал, как интересно проходят здесь экскурсии

«СКОЛЬКО НАДО? 4 МИЛЛИОНА НА ПЯТЬ ЛЕТ? ДАДИМ, ДОРОГОЙ! НО…»

Возможности для развития аграрного и промышленного туризма в РТ есть. Но и барьеров немало.

Первое, чего не хватает (и всегда не хватает), – денег. Альметьевский предприниматель Хазиев рассказал, как он пытался купить в рассрочку и приспособить для туристов рассыпающийся дом в 580 кв. м, как оттуда выгребли два «КАМАЗа» всякой дряни, как подремонтировали… А потом деньги кончились – и дом хозяин забрал обратно.

Хазиев жаловался на банки. Кстати, их представители, как сообщили организаторы круглого стола, тоже были в зале. Но сидели почему-то очень-очень тихо.

Идешь в банк за кредитом, рассказывал Хазиев, у тебя сразу спрашивают, какой годовой оборот. «Что, только 300 тысяч в год?! Не пойдет!» Но есть и другие банки, где говорили: «Сколько надо? 4 миллиона на пять лет? Дадим, дорогой! Но каждый месяц будешь платить вот столько». Начинаешь считать, возмущался предприниматель, оказывается, за пять лет надо будет вернуть банку 7 миллионов 300 тысяч…

3.jpg
Интерес к круглому столу был большой: в зале ТПП собрались фермеры, представители промышленных предприятий, турфирм, банков…

Про деньги говорил и Котдусов. Те же его страусы – и сами дорогие, и корма для них требуются недешевые.

- На туризме денег не сделаешь! – заметил фермер и рассказал, что зарабатывает на других бизнесах, держит, к примеру, лесопилку…

У НАС СЕКРЕТЫ, А ВЫ ШПИОНОВ ХОТИТЕ ПРИВЕСТИ!

С чем еще проблема, так это с размещением туристов. Конечно, в Казани сегодня хороших гостиниц много. Но где размещать тех же иностранцев на селе? Они к «удобствам во дворе» не привыкли. Как говорил на круглом столе Герасимов, господам надо ванную, душ, туалет – и все на европейском уровне…

Есть и проблема с логистикой, с доставкой туристов, скажем, из Казани в Альметьевск, в Бугульму… Но тут весьма кстати в РТ стали развиваться местные авиалинии. Как считает Курмаев, у малой авиации в сфере туризма – большое будущее.

6.jpg

Художники выходного дня РТ предлагают для туристов много интересного

Еще один порог, о который больно спотыкается промышленный туризм, – явное нежелание татарстанских «генералов» пускать на свои предприятия экскурсантов. «У нас секреты, а вы шпионов хотите привести!» – рассказывал Курмаев о типичной реакции гендиректоров. И эмоционально возражал: на Урале даже на танковый завод пускают туристов! Не просто показывают грозные машины издалека, а разрешают внутрь залезть, рычаги подвигать…

- Не продают танки? – заинтересовались в зале…

Герасимов сообщил, что в республике насчитали 15 промпредприятий, которым может быть интересен промышленный туризм и которые могут быть интересны туристам.

Но, может быть, самое главное – то, что пока татарстанским предпринимателям, которые занимаются аграрным и промышленным туризмом, не хватает системности. Они довольствуются, как говорится, тем, что Бог пошлет. Сегодня у них 20 туристов, завтра 100, послезавтра ноль… А надо бы, говорили на круглом столе, четко разработать турпродукт, чтобы его легко можно было продать турфирмам, чтобы они организовали нормальный поток… Иными словами, как заметила курирующая это направление в ТПП РТ Елена Агзамова, пора «сдвинуть этот пласт работы, которая пока держится только на энтузиастах».

ПОТРЕБИТЕЛИ К ВАМ ПРИХОДЯТ САМИ, ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЭТИМ, РЕКЛАМИРУЙТЕ СВОЮ ПРОДУКЦИЮ…

Участники дискуссии прокомментировали корреспонденту «БИЗНЕС Online» проблемы, которые имеются в РТ в сфере аграрного и промышленного туризма.

Алмаз Курмаев – гендиректор фирмы «Свой человек в Татарстане»:

- В Татарстане из 15 наиболее «вкусных», интересных для туристов предприятий активно действуют сейчас всего четыре-пять. Мало, но ведь раньше и этого не было. Теперь мы хотим сделать прямую площадку в интернете, где без посредников будут состыковываться обе стороны: принимающая, которая желает видеть у себя туристов, как в аграрном секторе, так и в индустриальном, и турфирмы, которым интересно развитие такого направления. Это будет мобильно и быстро. Как говорил Марк Твен еще на заре телефонизации: по телефону можно сделать все, кроме детей. А тут – интернет!

К сожалению, не все «генералы» в республике понимают, насколько важно самому предприятию показывать туристам свою продукцию. Нам говорят: вы же отрываете людей от производства такими экскурсиями! Во-первых, никто не отрывает – работа продолжается. Во-вторых, такие экскурсии – это отличный пиар, не тот, всем уж надоевший, которым нас пичкают. Потребители к вам приходят сами, ребята, пользуйтесь этим, рекламируйте преимущества своей продукции, заинтересовывайте. Вы же и расходов никаких не несете, а некоторую свою продукцию и продать можете. Конечно, яхту и шубу вряд ли кто из туристов сразу купит. Но кто знает, не приобретет ли позднее? Что касается другой продукции, я сам был свидетелем, как на экскурсии в «Арыш мае», куда приехал автобус с инвалидами из Москвы, они просто опустошили винный магазин…

Диляра Минабутдинова – зампредседателя комитета по сувенирной продукции и товарам народных и художественных промыслов при ТПП РТ:

- Аграрный и промышленный туризм нужны не только иностранцам, это нужно и татарстанцам, особенно молодому поколению. Я знаю случай, когда 12-летняя девочка, которой обещали показать зимой корову, удивленно спросила: а разве коровы сейчас не в спячке? Многие дети не знают наши традиции, не понимают нашу самобытность, не ведают, чем занимаются селяне… Когда я была маленькой, меня папа в Казахстане водил посмотреть юрту, как доят верблюдов. Впечатлений – на всю жизнь!..

Нам обязательно надо развивать внутренний туризм. Показывать наши предприятия народных промыслов. У нас есть такая Алексеевская фабрика, есть в Балтасях фабрика плетеной мебели… В Казани есть бабушки, которые владеют традиционной татарской объемной техникой вышивания бисером, – мы приглашаем их на ярмарки, они бесплатно дают мастер-классы. Очень много желающих посмотреть, поучиться. А сколькому может научить наш мастер Альберт-абый, который просто ювелирно плетет изделия из лозы. Такие методы, которыми он владеет, ни в одной книге не описаны.

У нас много мастеров, но у них, к сожалению, нет площадки для работы. Знаю, что город хочет восстановить Старо-Татарскую слободу и вроде бы открыть там мастерские, привлечь умельцев. Наверное, это будет на коммерческой основе, на правах аренды. Главное, чтобы это было в нашем городе…

Вот сегодня мы пришли на круглый стол и знакомились друг с другом, каждый рассказывал о своем предприятии, и все удивлялись: надо же, сколько всего у нас в Татарстане есть интересного… То есть мы у себя в республике не знаем, а кто же знает со стороны?..

Марат Низамов - председатель комитета по стандарту «халяль» ДУМ РТ:

- Считаю, что и правительству Татарстана, и предпринимателям нужно больше внимания уделять аграрному и промышленному туризму и тем самым популяризировать татарскую самобытность. Бизнесмены-татары должны помнить свои корни и вкладывать определенные деньги в развитие имиджа Татарстана. Сейчас в республике бизнесмены акивно строят мечети и медресе в деревнях. Теперь, наверное, пришла пора и для развития туристических комплексов. Чтобы к нам могли приезжать татары со всего мира, чтобы у них просыпалось чувство национального самосознания. Все равно в генах есть какая-то память… В Татарстане татары могут увидеть, как жили, как работали их деды, прадеды, как они питались, чем интересовались… Мы можем предложить туристам уникальную продукцию, халяльную в том числе…

Что касается промышленного туризма, производители, я считаю, должны идти навстречу. Есть, конечно, определенные зоны, куда доступ ограничен. Но есть же и сектора, которые можно показать экскурсантам. Даже полезно устраивать такие презентации. Тогда будет видно, что производители открыты для потребителя: пожалуйста, приходите, смотрите, как производится наш продукт, какой он качественный…