print_528951_460144.jpg

ВОЯЖ В «ПОДОЗРИТЕЛЬНУЮ» СТРАНУ

Примечателен и сенсационен сам факт поездки президента Татарстана Рустама Минниханова во главе представительной делегации в страну, находящуюся в фарватере западного мира, в центре 1,2 млрд. мусульман планеты, куда ежегодно устремляются миллионы паломников со всех концов мира. Добавим - в государство с абсолютно монархическом строем, где законом служит Коран и нормы шариата.

Не секрет, что после событий лета прошлого года ислам и мусульманские реалии в Казани стали ассоциироваться с опасностью и тревогой; имамы, выучившиеся в КСА (Королевство Саудовская Аравия), - автоматически записываться в список неблагонадежных; а между светскими и религиозными кругами, да и внутри самой мусульманской уммы, образовался некий вакуум.

Об исламе и мусульманах, мазхабах и обрядах чаще стали говорить государственные чиновники и силовики, причем в отнюдь не благостных тонах. Потому что случилось страшное – стали раздаваться взрывы и выстрелы, пролилась кровь. Было жутко сознавать, что мирная жизнь, когда с горячими точками знакомишься лишь по телевизору, остались позади. Это действительно страшно. Глава МВД, генерал-майор с трибуны Госсовета республики заявил, что в Татарстане в течение 13 лет идет необъявленная война. Возникает вопрос: откуда пришла эта самая война, кто ее идеологи и спонсоры? Ответ не был засекречен: все дело в мусульманском радикализме, экстремизме и террористических кругах. Хоть и признавалось, что крайние меры не имеют ничего общего с исламским мировоззрением, образ врага и адрес угрозы просматривается четко.

КАК ОСТАНОВИТЬ НЕОБЪЯВЛЕННУЮ ВОЙНУ?

Крыть было нечем, тем более факты в этих делах могут находиться только в секретных досье. В сознании мелькнуло: а куда смотрели Владимир Путин, Минтимер Шаймиев, руководители силовиков РФ и РТ, в течение этих 13 лет, проводя 1000-летие Казани, готовясь к Универсиаде, продвигая Татарстан как регион конфессионального диалога и партнерства? Тогда же, 3 августа 2012 года (как забудешь эту дату), приняли поправки к закону РТ, ужесточающие порядок подбора кадров для мечетей: без российского диплома и аттестации никого не подпускать.

Наверное, это правильные меры, потому что религия - всегда тонкая и горючая материя, при открытых границах и свободных формах общественной жизни она может вспыхнуть. Общение с арабскими странами, тем более с КСА, уже представлялось маловероятным. Да и люди, выучившиеся там, воспринимаются иначе. Хотя сам факт пребывания там, общение с исламским деятелями откровенно теократической страны вряд ли стоит считать подозрительным проступком.

Но жить-то надо! Мы же не можем переселиться в тундру из-за идеологических расхождений или различного понимания религиозных догм! Если бы поселились в красноярской тайге или под Абаканом, и то можем встретить староверскую секту и даже Агафью Лыкову, так и не принявших светскую жизнь России начала ХХ века и не признающих московского патриарха. Они весьма похожи на «файзрахманистов» с казанской улицы Торфяная, тоже выбравших изоляцию от «грешного» мира.

Тем более сейчас, когда уже нет таежного тупика, идеологически стерильного пространства, страны и группы с разными нормами жизни не могут оставаться зонах, наглухо закрытых для нас. Надо общаться, торговать, искать общие точки, по возможности сотрудничать, хотя бы не плодить врагов.

Как раз этим и занимался первый президент Татарстана Шаймиев: ездил в арабские страны, налаживал сотрудничество, кстати, нередко на мусульманские форумы ездил совместно с высшим руководством России или выступал по его благословению. Сейчас времена изменились. Да, президент новый, время более жесткое и динамичное, прагматичное, и к исламу отношение несколько иное. Тем более интересно и важно проследить, чего добивается Рустам Минниханов в Саудовской Аравии со своей командой после незабываемого 2012 года?

print_533161_460187.jpg

МИССИЯ В ДЖИДДЕ: ЧИСТО ДЕЛОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Как сообщают официальные источники, визит татарстанской делегации в Саудовскую Аравию состоялся по приглашению генсека Организации исламского сотрудничества Экмеледдина Ихсаноглу, с которым делегация Татарстана встретилась в штаб-квартире ОИК в городе Джидда. Также она приняла участие в работе Джиддийского экономического форума.

После выступления на открытии форума представителей Саудовской Аравии Минниханов «обратил внимание на то, что обсуждаемые вопросы, касающиеся ЖКХ и градостроения, очень актуальны и похожи на существующие в республике и в России в целом. В ходе встречи с генсеком ОИС были обсуждены вопросы участия стран ОИС в Kazansummit-2013, который в этом году в связи с Универсиадой должен состояться 2 - 3 октября. Есть подтверждение, что представители ОИС и Исламского банка развития примут участие в данном мероприятии. Есть возможность поставок продовольствия из Татарстана в страны Залива. Представители ОИС и Исламского банка развития говорили о своей заинтересованности экспортировать наш товар на рынки Ближнего Востока и стран Африки».

print_528951_460145.jpg

…В БЕЛЫХ ОДЕЖДАХ У ЧЕРНОГО КАМНЯ КААБЫ

Судя по официальным сообщениям, была в этой поездке идеологическая, культурная и дипломатическая составляющая. Весь мир обошли снимки президента Татарстана в белых одеждах «хаджи», совершающего «умру» в священной Мекке. Если учесть, что делегацию входили мэр Казани Ильсур Метшин, предправления "АК БАРС" Банка Роберт Миннегалиев, глава АИР Ленар Якупов, глава ТПП Шамиль Агеев, ректор РИУ Рафик Мухаметшин, помощник президента Радик Гиматдинов, в мечеть "Аль-Харам" высадился солидный десант татарстанской элиты. Это свидетельствует о следовании традициям отцов и дедов не только православных госчиновников, но и тех деятелей, чьи родители придерживались мусульманской религии или жили под влиянием исламского мировоззрения. Оказывается, бывает и такой, нормальный, неклерикальный ислам, позитивный и мирный! Приходить в мечеть могут руководители мусульманских регионов так же, как президент России стоит в церкви со свечой во время православного обряда.

Как видим, в действиях официальных лиц содержится элемент политической технологии и дипломатии. А может, им доступны чувства обыкновенного паломника, вспомнившего своих родителей, думающего о прошлом своего народа?

Парадоксально и сенсационно то, что президент Татарстана на форуме не только обсудил с представителями деловых кругов вопросы экономического сотрудничества, но подарил эмиру региона Мекки Халед аль Фейсалу книгу его стихов на татарском языке! Минниханов пригласил его – внука первого короля и создателя государства Абдул Азиз ибн Сауда и родного племянника действующего короля Абдаллы – Халед аль Фейсала в Казань на презентацию этой необычной книги. Такое сообщение на меня, как, наверное, на многих татарстанцев, производит шокирующее впечатление. Глава Мекки, член королевской семьи пишет хорошие стихи и издает их в Татарском книжном издательстве! Право же, трудно сохранить дипломатическое хладнокровие, получив такую дозу невообразимой информации. Как хорошо, что при этом я не сижу за столом переговоров и не обязан держать вежливое нейтральное лицо! И здорово, что я могу сказать кому-нибудь сидящему рядом: «Ущипни меня! Может быть, это мне снится?»

print_528951_460148.jpg

У ЭТОГО СОБЫТИЯ БОЛЬШАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

Действительно, сенсация. Точнее, целый букет ошеломительной информации. Сам факт визита, деловых встреч, выступления на Джиддийском форуме – нормальные действия. Россия вступила в Организацию исламской конференции (с 2011 года ОИС – Организация исламского сотрудничества) в качестве наблюдателя. В этой организации участвуют 57 стран с общим населением 1,5 млрд. человек. Владимир Путин принимает участие на высших форумах ОИС, привлекает к ним руководителей Татарстана, Башкортостана, Чечни. Так что Шаймиев, Муртаза Рахимов, Рамзан Кадыров, Фарит Мухаметшин и другие официальные лица ранее совершали хадж или умру в Мекке, встречались с членами королевской семьи. Встречи и выступления Минниханова в Саудовской Аравии находятся в русле российской политики и не являются проявлением приверженности к ваххабизму и радикализму, как обычно в последнее время любят выражаться исламоведы и политтехнологи в штатском.

У меня нет никакого права и говорить об этом событии, так как не знаю содержания переговоров и степени целесообразности раскрытия информации о визите (меня об этом никто не просил!), помимо того объема, что было сказано на брифинге. Такого желания и привычки нет у меня самого, раз я до сих пор молчал о своей причастности к восточной политике России и вообще истории такого своеобразного государства, как КСА.

Но, кажется, пришло время обнародовать кое-какие подробности советско-арабских отношений с точки зрения истории татарского народа и Татарстана, а также Башкортостана. Дело в том, что татары сыграли немалую роль в арабской истории. В конце XIX века губернатором Мекки был наш соплеменник, первым послом СССР в 1925 - 1937 годы являлся мой односельчанин и родственник Карим Хакимов, в его дипмиссии работал родной брат классика татарской литературы Фатиха АмирханаИбрагим. Вообще, среди советских и российских дипломатов в ранге посла, консула, советника посла и секретаря посольства было много татар. Немало и работающих ныне татарских дипломатов. К ним присоединились сотрудники департамента внешних связей президента и представительств РТ в зарубежных странах.

Первый президент Татарстана удостоен высшей премии КСА – имени короля Фейсала – того самого, с которым дружил посол Хакимов в Аравии и кого сопровождал в Москве, пробивая кредиты у советского правительства для ведения нефтяных разработок…

Спустя два месяца после расстрела Хакимова сталинскими палачами, в КСА нашли нефть, но проект уже разрабатывали с англичанами, хотя в течение 10 лет Советский Союз был ближайшим партнером нового государства. Кстати, после расстрела посла Хакимова король Абдель Азиз ибн-Сауд прервал дипломатические отношения с СССР, как оказалось, на 50 лет, вплоть до 1991 года.

Значительную роль в новейшее время сыграл полпред РФ в ОИК Камиль Исхаков. С ним в Джидде работали опытные дипломаты из Казани…

В 2011 году на Джиддийском форуме выступил президент Башкортостана Рустэм Хамитов, а в марте в Уфе прошла международная конференция «Россия и исламский мир» с участием ученых, дипломатов высокого ранга из 35 стран. Из Казани был приглашен и выступил доктор исторических наук, заведующий кафедрой КФУ Ринат Набиев. Об этом и о многих интересных вещах говорят и пишут намного реже, чем о ваххабитских наклонностях татарстанской элиты.

Так что новая миссия Минниханова связана со значительными событиями и сопряжена с глобальной политикой, важными экономическими процессами. Надеюсь, что хотя бы частичную информацию об этом мы узнаем уже в текущем году в ходе подготовки казанского саммита.

Лично я историю дипломатии и арабского мира начал постигать примерно с 12-летнего возраста и много чего узнал, кое-что написал. Поскольку это та сфера, где не принято много говорить, никогда особо не распространялся об известных мне вещах.

Но сейчас, кажется, пришло время рассказать кое-что поучительное и крайне важное. В том числе о своих поисках и находках современников Хакимова, своем обращении к знаменитому советскому суперразведчику англичанину Киму Филби, чей отец был советником короля ибн Сауда как раз в годы пребывания Хакимова в Джидде. И о многих печальных и любопытных событиях. Обо всем этом – в следующей статье.

Окончание следует

Римзиль Валеев