samigullin.jpg

«Я НАСТРОЕН НА СОТРУДНИЧЕСТВО»

Вчера в редакции «БИЗНЕС Online» побывал и.о. муфтия РТ Камиль Самигуллин. Как известно, он является основным претендентом на пост председателя ДУМ РТ, несмотря на то что до недавнего времени о нем было крайне мало известно широкой публике. В ходе полуторачасовой интернет-конференции имам проявил себя как прекрасный собеседник, обладающий тонким чувством юмора, и ответил на самые разные, в том числе и довольно щекотливые, вопросы редакции и читателей. Кстати, по случайному совпадению, интернет-конференция состоялась в день рождения Самигуллина – ему исполнилось 28 лет. Впрочем, сам он не придает существенного значения этому факту, поскольку у мусульман, по его словам, день рождения бывает только один раз.

И.о. муфтия довольно подробно рассказал о своей программе, с которой он пошел на выборы муфтия (они должны состояться в апреле).

- Программа есть. Это все, что наболело. Во-первых, два года назад на съезде мусульман было обозначено, что свою работу Духовное управление будет вести согласно ханафитскому мазхабу. И мы надеемся, дальше так и будет продолжаться.

Первым в программе Самигуллина, по его словам, идет «укрепление единства мусульман». «У нас могут быть различные мнения, мы разные люди, и это нормально. Но мы должны быть вместе. И Господь сказал, что все верующие - братья. Вокруг этого мы должны найти общий язык. Но мы никогда не найдем общего языка с террористами. С теми, кто призывает к злу. Это главное», - заявил он.

Второй пункт программы: формирование «хорошего имиджа ислама». Имидж, по словам Самигуллина, есть, однако, «не работая над ним, мы не можем его показать». Что нужно показывать? Самое главное, считает он, то, что «люди должны видеть отношение к ним, искренность к человеку». Как сейчас оценивает имидж ислама и ДУМа РТ сам и.о. муфтия? И согласен ли он, что сегодня республиканский ислам находится в кризисе последние год-два, с учетом в том числе и потрясших в последнее время ДУМ РТ скандалов? Хочет ли он что-то поменять? И.о. муфтия был осторожен и дипломатичен в ответах на эти вопросы, заявив, что «менять ничего не нужно, надо вспомнить просто, что мы мусульмане».

ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ И ДИАЛОГ С РАДИКАЛАМИ

- Надо взять себя в руки и начать следовать Пророку. Я настроен на сотрудничество со всеми конструктивными силами, но в рамках ханафитского мазхаба. Кто не входит в это сотрудничество? И есть ли большие группы мусульман Татарстана, отрицающие его? Ну в каждой семье бывают люди, портящие имидж семьи. Единицы могут быть. Большинство же вменяемые, нужно говорить с ними. Будет ли диалог с радикальными течениями? С радикалами какой может быть диалог?! – пожал плечами и.о. муфтия.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ИМАМОВ

Третий пункт программы – «социальное служение». Так, Самигуллин заявил, что одним из первых в его команду вошел Ильдар Баязитов (имам казанской мечети «Сулейман», где учат читать намаз слепых и слабовидящих мусульман - авт.). Баязитов в команде Самигуллина будет руководить социальными проектами. Четвертый пункт – исламское образование. В ДУМ РТ уже организовано учебно-методическое объединение (УМО), и в свое время, по словам и.о. муфтия, было проделано много работы, чтобы только объехать все медресе РТ, посмотреть на их опыт.

В планы ближайшего будущего входит стандартизация программ религиозного образования. Для этого нужно найти книги прежде всего татарских ученых, считает Самигуллин. Кроме того, и.о. муфтия намерен воспитывать ученых международного уровня, чтобы те признавались в мире, хорошо знали арабский язык, разбирались в науках (в настоящее время таких ученых в России практически нет). Для этого, полагает Самигуллин, есть фундамент и все возможности. Нельзя забывать, заявил он, и о трудоустройстве молодых кадров. Подумать и о помощи мечетям.

- Порой бывает, что мулла, имам в мечети, вместо того чтобы заниматься нравственным воспитанием населения, вынужден заниматься поиском средств для содержания мечети. Кто должен ее содержать? В некоторых местах люди делают членские взносы, например. Что-то надо придумывать. Кто платит зарплату имамам? Все работают на общественных началах. Государственной помощи имамам сегодня нет, - заявил и.о. муфтия РТ.

КОМАНДА НОВОГО МУФТИЯ

Рассказал Самигуллин газете «БИЗНЕС Online» и о тех людях, кто уже вошел в его команду. Это, в частности, Баязитов, который займется в ДУМ РТ социальным направлением, будет курировать молодежные проекты, в том числе и союз мусульманок. Также в команде - Рустам хазрат Батров, который до этого дня возглавлял совет улемов, а сейчас руководит научными проектами, в частности, УМО – уже в качестве и.о. заместителя муфтия. В команде и.о. муфтия - и Нияз хазрат Сабиров. Бывший проректор Казанского исламского колледжа будет заместителем по направлению экспертного совета, то есть проверки книг, и отдела пропаганды (он в том числе будет курировать отдел по взаимодействию с УФСИН). Много планов у Самигуллина по выпуску журналов, хочет он сделать и исламский религиозный календарь.

Приоткрыл завесу Самигуллин и над своим назначением на должность и.о. муфтия. По его словам, в ДУМ РТ его пригласил сам Илдус Файзов, который предложил ему возглавить издательский отдел, где Самигуллин занимался переводами различных книг и подготовкой их к изданию. Предложил ли Файзов сам Самигуллину должность муфтия РТ и можно ли его считать преемником ушедшего муфтия? Самигуллин дипломатично заметил, что занимался в ДУМ научной работой, однако своим заместителем по научной деятельности и научной работе Файзов его сделал лишь в последние три месяца.

ПОЧЕМУ САМИГУЛЛИНУ «СТРАШНО»

- То, что я стал и.о. муфтия, - вполне естественный процесс: когда уходит первое лицо, и.о. становится его первый заместитель. На тот момент, когда меня назначали заместителем, в ДУМ РТ было только два заместителя (в будущем, думаю, у меня их будет четыре): я и первый заместитель. Почему исполняющим обязанности муфтия РТ не стал первый его заместитель (Абдулла хазрат Адыгамов - авт.)? Потому что он изъявил желание вернуться в Российский исламский университет и заниматься научной деятельностью. Преемник ли я Ильдуса хазрата – спросите у него... - заявил Самигуллин.

На вопрос, кто все-таки выдвинул его на пост муфтия РТ, Камиль хазрат заявил, что выдвинул его официально пленум мухтасибов. И он не считает это совершенной неожиданностью. «Вы меня не знаете, потому что я сидел в ДУМ и занимался научной деятельностью, а мухтасибы меня знают. С религиозными людьми общался тесно. К нам приходили люди с вопросами по шариату, я также был членом совета улемов. Мы вели свою работу по многим шариатским вопросам. Поэтому меня знали», - заметил молодой и.о. муфтия РТ. Самигуллин признается, что «до сих пор не осознал, что произошло», и брать вдруг на себя ответственность в непростое для татарстанской уммы время ему «страшно». На вопрос об усилении охраны после известных летних событий (покушения на муфтия РТ) он ответил, что у него есть охранник: «Один человек, который ездит со мной».

«ЛЮБОЙ ВОПРОС ТАТАРЫ МОГУТ РЕШИТЬ ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ»

На вопрос, как лично он сам оценивает ситуацию с исламом в Татарстане, Самигуллин деликатно заметил, что у республики есть свое направление, да и Татарстан всегда отличался своей толерантностью.

- И если кто-то будет нас упрекать, что были исключения, эти события (имеется в виду покушение на муфтия и убийство Валиуллы Якупова - авт.), то их я считаю исключением, и исключением они и останутся. Мы должны объединить мусульман, но не на чьих-то условиях, а в рамках ханафитского мазхаба, татарского богословского наследия. Я считаю, татары - такой народ, что практически любой вопрос мы можем решить за чашкой чая. Есть сунниты, это четыре правовых школы (мазхаба). На нашей территории распространены два мазхаба: в Поволжье -ханафиты, на Кавказе - шафииты. Традиционные мазхабы для этих территорий. И мы в ДУМ действуем согласно его устава, где прямо прописан ханафитский мазхаб. Конечно, ни один из заблудших себя заблудшим не считает. Но наши деды придерживались этого мазхаба, - объяснил Камиль хазрат.

IMG_9429.jpg

«САМ Я В ШАХМАТЫ НЕ УМЕЮ ИГРАТЬ. ИГРАЮ В ШАШКИ»

Прокомментировал и.о. муфтия и своих критиков, которые в качестве примера чрезмерного консерватизма Самигуллина в интернете приводят то, что он осуждает игру в шахматы и празднование Нового года.

- Во-первых, это не мое мнение. Касательно шахмат я выражал мнение самого Абу Ханифа (великий исламский богослов, основатель школы ханафитского мазхаба - авт.). И там не сказано, что в шахматы запрещается играть (харам). В ханафитском мазхабе сказано об этом «макрух», то есть «очень нежелательное действие», - в первую очередь отметил и.о. муфтия.

Он объяснил это мнение VII - VIII века тем, что в то время люди многие часы проводили за играми в нарды, шахматы и не решали тем самым каких-то важных социальных, общественных вопросов. В пример Самигуллин привел и послание одного из татарских шейхов – порицание распитие чая! Почему? Потому что ставили самовар и часами пили чай, ничего не делая, объяснил Самигуллин.

- И я лишь озвучил мнение о шахматах, будучи открыт к полемике. Озвучил мнение нашего мазхаба, показал свою искренность: раз наш мазхаб об этом говорит, почему не озвучить? Зачем нужны двойные стандарты? Я рассказал об этом. Но никто кроме слов: «Да как это так?!» - ничего мне не возразил! И эти вопросы нужно разбирать ученым. Ханафитский мазхаб самый консервативный в каком-то смысле. И есть, конечно, вопросы, которые никогда не поменяются. Сам я в шахматы не играю. В шашки умею, в них не запрещено.

То же самое, по его словам, касается и его высказываний о праздновании Нового года. Самигуллин обратил внимание, что это было мнение старого ханафитского ученого: «Я открыл книгу, прочитал, удивился. Интересно. Прочитал об этом на лекции. И мне сразу же: «Как это ты запрещаешь Новый год?!» Интересно посмотреть на реакцию, конечно, но я всегда ждал какого-то научного ответа, а не просто возмущенных реплик. Пусть изучают вопрос, читают книги. Некоторые после моих слов о шахматах начали «лопатить» книги, зашли в библиотеку РИУ, чтобы найти, что мне возразить».

ЧЕЧЕНСКИЕ БОЕВИКИ И «ОБЩИНА «ИСМАИЛ АГА»

Прокомментировал и.о. муфтия РТ и другие выпады в свой адрес, в частности, касающиеся отношения самого Самигуллина к общине «Исмаил ага», лидер которой, как отмечают критики, выступал в поддержку чеченских боевиков.

- Что такое община «Исмаил ага»? Это одна из тысяч мечетей Стамбула. И к ее общине я относиться никак не могу, я принадлежу общине мечети «Тынычлык» (Самигуллин – имам-хатыб этой мечети из Мирного, пригорода Казани - авт.). Я хожу в нее. Когда я учился в Турции, изучал Коран, жил недалеко от мечети «Исмаил ага», но там много мечетей вокруг (около 20), мне было ближе даже до мечети Фатих. Во-вторых, Ахмет Джубели, выступавший в поддержку чеченских боевиков, не является лидером этой мечети «Исмаил ага»! Он даже в нее не ходит толком, чтобы сказать, что он ее лидер. Раз или два в год там появляется. Он не имам этой мечети. Это известная одиозная личность в Турции. А вокруг этого вопроса развели какую-то истерию, - заявил Самигуллин.

Камиль хазрат также отметил, что учился в одном из многих стамбульских медресе, и «никаким одиозным обществом это медресе не финансировалось». Это были обычные курсы Корана. Где учили по старой системе, «по которой надо было зубрить книги, причем современные книги там не приветствовались».

Газета «БИЗНЕС Online» в ближайшие дни подготовит и опубликует полную стенограмму разговора.