Сегодня в ходе спешно организованного пресс-тура руководство ОАО «Казметрострой» и минстрой РТ попытались развеять вал апокалиптических публикаций о казанском метро, взорвавший интернет в минувшие выходные. Ссылаясь на данные проверки Ростехнадзора, которая прошла еще в начале марта, многие ведущие федеральные СМИ растиражировали натуральные «страшилки», эффектно припомнив вышедший на широкие экраны фильм-катастрофу о московском метро. «Казанское метро может обвалиться, и сценарий фильма «Метро», который недавно вышел на широкие экраны, воплотится в жизнь», - рассказал в субботу телеканал «Дождь», со ссылкой на который информацию дали еще с десяток изданий.

Напомним, что тайны казанской подземки Ростехнадзор раскрыл еще 28 февраля – инспекторы вместе с журналистами спустились в метро и рассказали о выявленных нарушениях. Речь шла в том числе и о трещинах в бетоне несущих конструкций.

Сегодня журналистам вновь показали все три станции метро – осмотр начался со станции «Яшьлек». Месиво жирной грязи на стройплощадке уже засыпают свежим песочком – в нашей стране, как образно выразился гендиректор «Казметростроя» Марат Рахимов, внезапно приходит не только зима, но и весна. Хлюпая элегантными ботиночками на каблуках, прекрасная половина казанской журналистики потянулась из автобусов ко входу на станцию. Здесь всем раздали каски «Казметростроя» – и начался обзор станции. Здесь продолжаются отделочные работы, местами уже уложена плитка перронов, ведется монтаж сетей, но станция все еще в полутьме временных фонарей освещения.

Чисто визуально лучше ситуация на соседнем «Северном вокзале» - по крайней мере здесь уже светло… А «Авиастроительная», куда журналистов повезли по туннелю на платформе, готова уже практически на 95%. «Вы первые жители Казани, которые проехали от Северного вокзала до Авиастроительной», - польстил самолюбию пишуще-снимающей братии Рахимов.

3.jpg

Идя через перрон «Авиастроительной», можно было видеть на стенах красные даты – так расписали себе рабочий график монтажники стеновых панелей.

В целом, как отметил Рахимов, никаких опасений по поводу срыва сроков нет, и 9 мая пусковой комплекс из трех станций будет запущен в эксплуатацию. Первыми пассажирами, как отметил представитель минстроя РТ Ильшат Гимаев, станут ветераны. Единственное, что беспокоит главного строителя казанской подземки, это наружное благоустройство. «Много работ проводилось зимой, велась зимняя засыпка, а она требует сезонности, - отметил он. – Дайте несколько теплых дней, чтобы окончательно определиться со сроками открытия дорог».

2.jpg

ТИГП: ВОЛОСЯНЫЕ УСАДОЧНЫЕ ТРЕЩИНЫ НА ПРОЧНОСТЬ НЕ ВЛИЯЮТ

На станции «Авиастроительная» Рахимов прокомментировал результаты проверки Ростехнадзора, оценив их как абсолютно объективные.

«Резонанс возник из-за неквалифицированных комментариев этой информации – каждое издание, как могло, комментировало этот материал, - пояснил начальник управления ГКУ «Дирекция по строительству подземных транспортных сооружений» Анатолий Церцеил. - На дату проверки это имело место быть, но самое главное – чтобы соответствие было на дату ввода объекта в эксплуатацию».

Главные опасения – это трещины в несущих конструкциях. По мнению Рахимова, речь идет не о нарушениях, а именно о замечаниях со стороны ведомства.

«В принципе, Ростехнадзор на день проверки обнаружил 7 фактов несоответствия марок бетона, - пояснил Рахимов. - Мы доказали и доказываем: набор прочности бетона идет 28 суток. При этом технология позволяет демонтировать опалубку и продолжать дальнейшие работы при 80-процентной прочности бетона. Сегодня с момента проверки Ростехнадзора – и я, как генподрядчик, отвечаю на заявки и эти акты проверки – последняя колонна у нас набрала по состоянию на 14 марта 96 процентов прочности. Все остальные достигли 100 процентов».

4.jpg

Бетонирование проходило в зимних условиях, и специальные добавки растягивают процесс набора прочности, добавил главный метростроевец Казани. Предприятию было рекомендовано создать более интенсивный тепловлажностный режим, что и было сделано. Все замечания отрабатываются, и Ростехнадзору будет предъявлен объект в полной готовности.

Трещины в бетоне усадочного характера, соответствующее заключение сделали эксперты КГАСУ, а проектировщик - "Татинвестгражданпроект" - в книге авторского надзора указывает, что волосяные трещины не влияют на несущую способность конструкций. Но их все равно заделывают.

ПОЧЕМУ В КАЗАНСКОЙ ПОДЗЕМКЕ НЕТ ПОЕЗДОВ-ПРИЗРАКОВ

Что же до электроснабжения станции, то метрополитен имеет два независимых источника энергоснабжения. Рахимов провел журналистов в святая святых – станционную тяговую подстанцию, где приходящее напряжение в 10 тыс. вольт преобразуется в необходимые поездам 825 вольт контактной сети, 380 вольт, питающих силовое оборудование вроде водоотливных насосов, и 12-вольтное аварийное электроснабжение.

«Казанский метрополитен отличается от московского, - рассказал Рахимов. - С первых дней он работает на микропроцессорной системе управления, которая позволяет пускать поезда без машиниста. Но с этической точки зрения это, сами понимаете, невозможно, человеку боязно будет... Как это – поезд пришел, а там никого нет! Что это, поезд-призрак, что ли?..»

В Московском метрополитене до 2020 года реализуется программа перехода на микропроцессорную систему управления, добавил Рахимов.

5.jpg

14 МЛРД. НА ТРИ СТАНЦИИ

По словам Церцеила, на строительство всех трех станций израсходовано около 14 млрд. рублей.

В ходе строительства сэкономили на подземных переходах через несколько улиц – согласно расчетам, пассажиропоток позволяет оставить это на дальнейшую перспективу. Поэтому построили только входы на станции.

Рахимов также пояснил и перспективы дальнейшего строительства метро. Вторая линия пойдет со станции «Яшьлек» (глава «Казметростроя» по привычке назвал ее рабочим названием «Декабристов») в сторону строящегося футбольного стадиона. Именно на этой станции забетонирована камера примыкания второй линии к первой. «Будут средства – к 2018 году мы построим вторую линию, - пояснил он. – Я думаю, что она пойдет с «Декабристов» – через Горки тянуть длиннее. Времени не хватит – нужно проектировать, освобождать территорию…»