Сегодня в Казанской ратуше, где прошла XXI отчетная сессия Казгордумы, депутатский корпус с участием президента РТ Рустама Минниханова и членов правительства РТ обсуждал доклад-послание мэра Казани Ильсура Метшина. Было видно, что власти города и республики буквально живут Универсиадой. Это дыхание в унисон сквозило и в докладе мэра, и в речи президента.

Впрочем, за глобальными вопросами нашлось место и более приземленным. Депутат Владимир Жданов поднял проблему поселков – в 87 поселках живут 173 тыс. человек, то есть каждый седьмой – казанец. Однако, как отметил депутат, уровень жизнеобеспечения в поселках значительно хуже, чем в центральной части Казани. 74% жителей обеспечены центральным водоснабжением и лишь 6% – канализацией. Не хватает газа, электричества, освещения, дорог с твердым покрытием…

Общая сумма, которая необходима на программу развития поселка, подготовленную исполкомом, - более 5,8 млрд. рублей. «Без помощи республики и нашего президента нам будет невозможно ее выполнить», - подчеркнул Жданов.

Метшин согласился, что один из самых тяжелых вопросов – это вопросы поселков: все, кто живет там, казанцы, и они справедливо требуют столичного уровня жизни и по дорогам, и по освещению… По каждому из поселков определенные работы проводятся.

- Однако до жизни, как в центре, еще пока далеко, - признал Метшин. – Иного пути нет, кроме как увеличивать доходную базу города и принимать программу развития… Ответ один – лучше работать, изыскивать дополнительные доходы, изыскивать средства, которые можно направить на решение этих проблем.

Чуть позже, уже в ответ на выступление главы Советского района Рустема Гафарова, эту тему прокомментировал и президент, который подчеркнуто назвал городские поселки сельскими населенными пунктами. Он дал понять, что решаться их проблемы будут, но в порядке общей очереди, ведь тех же дорог с твердым покрытием лишены очень многие села и деревни по всей республике. То же самое касается строительства ФАПов, сельских клубов и других объектов социальной инфраструктуры.

Не выбила денег и депутат Светлана Вострикова, попросившая 40 млн. рублей на инструменты для музыкальных школ. Зато на второй ее вопрос по поводу судьбы зооботсада необычным образом ответил мэр, предложивший активнее привлекать спонсоров, в том числе из числа МУПов:

- Львятник поручим МУП «Водоканал», - привел пример глава города.

22.jpg

КАК МЕТШИН И МИННИХАНОВ ПОНАДЕЯЛИСЬ ДРУГ НА ДРУГА

Депутат Камария Хамидуллина задала вопрос об образовательных центрах, работающих на татарском языке, пока в Казани нет ни одного, хотя есть русскоязычные.

- Два года назад этот вопрос уже поднимался в Казгордуме, была разработана концепция татарского образовательного центра, базой была выбрана 2 гимназия, - по-татарски рассказала депутат, пригласив мэра и президента в гости в гимназию. - Воспитание по национальным традициям лучше начинать с детского сада. Гимназия есть, детского сада не хватает. Есть земля и проект, нужны средства… Будет ли садик открыт в этом году?

Метшин, повернувшись к президенту, дипломатично отметил, что очень надеется на его помощь в этом вопросе. А Минниханов под смех, поднявшийся в зале, ответил, что, наоборот, надеется на градоначальника.

Отсмеявшись вместе со всеми, президент отметил, что этот вопрос требует изучения. Вообще, нужны и русские, и татарские школы, должен быть баланс.

- Вопрос по строительству детских садов тоже нужно решать, - вздохнул президент. – Но не в этом году… В этом году главная задача – Универсиаду провести, подумаем об этом на следующий год. А в гости придем!

444.jpg

ГЛАВЕ МИНКУЛЬТА ВЛЕТЕЛО ЗА ПЗО

Один из важнейших вопросов, касающийся сохранения исторического ядра Казани, задал депутат Сергей Кондратьев. Он напомнил, что почти полтора года назад Казгордума одобрила разработанный муниципалитетом проект зон охраны объектов культурного наследия, документ отправлен в минкульт РТ. Однако с тех пор важнейший для судьбы исторических зданий и инвестиционных проектов бизнеса документ «завис» в недрах ведомства. «В чем причина, хотелось бы знать?» – спросил депутат.

Стоит отметить, что этот больной вопрос кочует из совещания в совещание. Так, в последний раз тема активно обсуждалась на научно-практической конференции, организованной Алексеем Семиным. Однако президент, видимо, решил поиграть с чиновниками в коронную игру Владимира Путина, сделав вид, что не в курсе дела:

- А вы обращались в министерство культуры по этому поводу? – удивленно развел руками Минниханов.

- Обращались… Рустам Нургалеевич, не отдельно каждый объект мы должны рассматривать, не чиновник должен определять, должны быть четкие правила, - не выдержав, ответил вместо депутата Метшин.

Глава минкульта Айрат Сибагатуллин, у которого Минниханов поинтересовался судьбой проекта, туманно пояснил, что есть некие разногласия.

- Решение надо принимать! Надо пригласить экспертов, если уж не сможете договориться, придете ко мне… Зона охраны очень важна, от этого документа формируются другие документы. Просьба – вносите! Если есть разногласия, создавайте комиссию, не думаю, что они такие уж большие, - резюмировал президент.

33.jpg

В целом же работу по восстановлению исторического центра глава республики оценил положительно, но, не удержавшись, помянул старое:

- Глупостей, конечно, мы сделали много – здесь «заслуга» всех нас есть, в том числе и моя, я это осознаю, - заявил Минниханов. - То, что изюминкой нашей столицы является исторический центр, каждый должен понимать. Любые наши решения должны исходить из этого. То, что мы сегодня сделаем, возможности изменить уже не будет. Востребованность живой истории – приехать в Казань, посмотреть наши исторические объекты – огромна. Надо развивать поэтому туризм, создавать инфраструктуру, возможности, чтобы транспортные маршруты, удобные для туристов… Это же люди, которые привезли сюда деньги. Их надо накормить, разместить, чтобы они сувениры купили, поэтому работы по возрождению центра должны продолжаться.

КАК ДЬЯЧКОВ ПРЕДЛОЖИЛ ВЕРНУТЬ КАЗАНИ ТИТУЛ КОМПЬЮТЕРНОЙ СТОЛИЦЫ

Свои мысли о будущем Казани после Универсиады, поделиться которыми попросил общественность Метшин, высказал и гендиректор ICL-КПО-ВС Виктор Дьячков.

По его словам, превращение Казани в центр постиндустриальной экономики компания ощущает на себе.

- В 1991 году наша компания начинала с численности в 10 человек, теперь мы выросли до 1800, - отметил Дьячков. – При этом остро ощущается потребность в новых кадрах. Мы начали практику привлечения специалистов из других городов, и можно отметить, что люди с удовольствием переезжают в Казань.

Он даже отметил новый тренд: в Казань все активнее возвращаются уехавшие когда-то отсюда специалисты. И ладно бы возвращались только из Москвы – едут обратно даже из-за границы. К 2017 году компания намерена привлечь к своим проектам в общей сложности около 5 тыс. человек – из них 2 тыс. будут работать на иностранные заказы. Уже сейчас ICL работает с полусотней иностранных компаний в 26 странах мира. И если за 10 лет оборот компании, занимающейся интеллектуальными разработками, вырос в 15 раз – до $150 млн., то через пять лет компания намерена увеличить оборот до $1 миллиарда.

Впрочем, остается и ряд вопросов, которые мешают дальнейшему развитию. В апреле компания выводит свою промплощадку из города – здесь Дьячков согласился с Метшиным, что так лучше и для городской и среды, и для бизнеса. Меньше чем за год ICL построила завод в Усадах, там же при поддержке республики развивается строительство малоэтажного жилья. Возможность получения жилья и делает компанию привлекательной для молодых специалистов.

- Однако строительство окружной дороги не закончено, - обозначил проблему Дьячков. – И фуры по-прежнему идут по проспекту Победы, Южной трассе, создавая заторовые ситуации.

Еще одна проблема – это, как ни странно, нехватка конференц-площадок. Ежегодно компания проводит форум компьютерной безопасности, однако вынуждена после регистрации 500 участников приостанавливать приглашение гостей. И это просто потому, что провести более масштабную конференцию, по сути, негде… По этой причине тот же Microsoft, имея желание проводить свои конференции в Казани, не может их организовать.

В итоге Дьячков предложил сделать Казань не только спортивной, но и компьютерной столицей России, каковой она была при СССР, когда именно здесь производилось 40% вычислительной техники.

- Главный ресурс города – это люди, - подытожил Дьячков. – И, если он будет удобен для людей, они сделают все, чтобы город развивался дальше…

- Я с Дьячковым согласен, наше главное богатство – это люди, инициативные, образованные, - прокомментировал Минниханов. - И для того, чтобы быть конкурентными, мы должны дать им образование, привлечь лучших.

ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ: «ЗНАЕТЕ, ЭТО ТОЖЕ НАША ВИНА…»

Подводя итог обсуждению, Минниханов обрисовал экономическое положение республики, отметил ориентиры дальнейшего развития и назвал точки роста экономики. Нашлось в его 40-минутном выступлении место и для целого ряда проблем, самой важнейшей из которых является экстремизм. Было видно, что этот вопрос продолжает заботить президента. Приведем развернутую цитату:

- Есть темы, которые мы не хотели видеть, думали, что оно само по себе рассосется, - как бы размышляя, отметил Минниханов. – В части межнационального согласия у нас проблем нет, уже столетиями татары и русские находятся в мире и согласии. Хотя, конечно, находятся и среди татар, и среди русских люди, которым чего-то не хватает… Мы и татарский, и русский язык, и другие языки должны уважать, это очень важно, и мы всегда старались выдерживать баланс.

Но есть другая тема – тема, которая появилась в последние годы, это вот тот самый экстремизм, особенно в исламе. Появилась масса проповедников, которые или научились, или их научили другим формам ислама. Учили – ладно бы, если бы эти люди проповедовали добро и согласие. Но эти люди проповедуют экстремизм, верховенство одной религии над другой, не признают другие религии. И мы увидели результаты этих событий. Знаете, это тоже наша вина – вина руководства республики, руководства города, депутатского корпуса… Мы же это, в принципе, видели. Другое дело, что у нас, может быть, не хватает осведомленности, подготовки… Эта тема очень взрывоопасна!

Минниханов обратился к градоначальнику и представителям правоохранительных органов.

- Никаких экстремистских проявлений, каких-то людей, которые проповедуют превосходство над кем-то или религий, не должно быть! – заявил он. - В наших соборах, мечетях должны работать люди, которые готовы служить населению, которые проповедуют правильную религию. Особенно это касается ислама, и в этой части казанской мэрии тоже очень внимательно надо относиться. Само по себе ничего не рассосется – здесь нашей позицией должна быть позиция нетерпимости к подобным проявлениям.

ПОСЛЕ УНИВЕРСИАДЫ – ХОТЬ ЖКХ

Напоследок президент отметил, что уже после Универсиады, которая заботит сейчас городские и республиканские власти больше всего, нужно как следует разобраться с проблемами ЖКХ. Возникновение многих проблем в отрасли Минниханов отнес на счет «неглубокого погружения в работу» этой системы со стороны чиновников.

– Ведь, как правило, когда разбираешься по каждому дому отдельно, причины роста ОДН выясняются, - привел он пример.

Вернувшись к Универсиаде, президент отметил, что в целом Казань всегда жила в авральном режиме, однако такого масштаба работ, как при подготовке к Универсиаде, он припомнить не может.

- Это, конечно, огромные нагрузки на исполком Казани, структуры, организации, депутатский корпус, - заявил Минниханов. - Любая работа порождает много замечаний, но мы с этим справимся. Я хочу призвать вас к терпению… Но и после Универсиады не думайте, что жизнь будет сладкой. У нас есть еще более серьезные задачи – мы хотим, чтобы Казань была привлекательной, комфортной, удобной, и здесь никто этого не сделает, кроме нас.

В заключение Минниханов назвал прошедший год продуктивным и перешел к вручению наград.