«Я СКАЗАЛ, ЧТО ПРОДАМ МАШИНУ И ГАРАЖ»

Международный фестиваль новой музыки «Европа-Азия» сегодня - самый крупный музыкальный форум, давно получивший широкое признание в России и за рубежом.

…Теперь это уже история, и в это, может быть, и верится с трудом, но наша татарстанская «Европа-Азия» - первый (!) международный фестиваль, появившийся в постсоветской России. Он родился в то время, когда были пустыми полки магазинов, зарплата в $30 считалась нормальной, а в Россию боялись ехать иностранные музыканты. Не до фестивалей тогда было стране.

Придумал «Европу-Азию» известный композитор, человек уважаемый в музыкальном пространстве мира - Рашид Калимуллин, заместитель председателя союза композиторов РФ, председатель союза композиторов РТ. И не просто придумал, но и воплотил идею в жизнь.

- В начале 1990-х я стал выездным, стал ездить по миру, побеждать на конкурсах, например, занял первое место на конкурсе в Германии. Увидел другой мир, другое музыкальное мышление, захотелось поделиться с коллегами-музыкантами в Татарстане. Захотелось показать наши достижения коллегам из других стран, - вспоминает Калимуллин.

Он до «Европы-Азии» провел в Казани фестиваль современной музыки с известным музыковедом Семеном Гурарием и подарил казанцам фестиваль татарской и японской музыки. Это были своего рода репетиции грандиозного проекта – международного музыкального фестиваля, который покажет татарстанцам новую музыку. Понял: силы есть, надо пробовать.

ПОЧЕТНЫМ ГОСТЕМ СТАЛА САМА СОФИЯ ГУБАЙДУЛИНА

- Учредить тогда фестиваль – это было и рискованно, и необычно, но меня пригласили в кабмин, и я стал доказывать: фестиваль будет, если понадобится, я продам свою машину и гараж, - рассказывает Калимуллин. - Музыканты к нам ехали с большой опаской, за неделю до первого фестиваля мы не знали точно, кто будет.

Учредителями фестиваля стали министерство культуры РТ и союз композиторов Татарстана. «Европа-Азия» подарила казанской публике и музыкантам действительно новую музыку, о существовании которой здесь многие даже не подозревали. Фестиваль дал толчок для творчества многим татарстанским композиторам, но был и еще один важный аспект: участники фестиваля, а в Казань съезжались представители 45 стран, несли в мир информацию о том, что происходит в культуре Татарстана. То есть «Европа-Азия» - это еще и своего рода дипломатическая миссия, направленная на укрепление авторитета республики на международной арене.

Первый международный фестиваль современной камерной музыки «Европа-Азия» прошел в 1993 году. Старт был впечатляющим - почетным гостем фестиваля стала сама София Губайдулина. Она приняла приглашение Калимуллина и приехала на родину. Тогда же, общаясь с прессой, София Азгатовна назвала Калимуллина в числе самых перспективных российских композиторов.

Тогда же, осенью 1993 года, фестивальный десант высадился в Москве, где прошел концерт участников международного форума. Москва была тревожной – в центре столицы стоял почерневший Белый дом, таким он стал после расстрела парламента. Но на фестивальный концерт в Дом композитора люди пришли.

В ПРЕСТИЖНОМ КАТАЛОГЕ

Вот сухая фестивальная статистика. За 20 лет в Казани и других городах республики проведено почти 100 концертов, десятки мастер-классов и творческих встреч. За это время форум принял гостей из 45 стран мира – трудно представить такую широкую географию. Сегодня фестиваль «Европа – Азия» хорошо знают музыканты всего мира, хотя так было не всегда.

- Были случаи комические. На один из фестивалей были приглашены музыканты из США, и они привезли с собой… шампуни и туалетную бумагу. И когда увидели, что в отеле все это есть, очень удивились. После поездки в Казань многие музыканты убедились, что у нас здесь «по улицам медведи не ходят». А казанцы всегда были радушны к гостям, приходили встречать и провожать, дарили сувениры, - вспоминает Калимуллин.

Первый значимый успех пришел к фестивалю через пять лет после старта. Это случилось в 1998 году. Тогда фестиваль – единственный среди российских фестивалей – вошел в каталог лучших музыкальных форумов мира, составленный престижным журналом «Гаудеамус». Наверное, многие, кто видел этот каталог, с трудом верили, что «Европа-Азия» проходит не в столице страны. А в 2005 году фестиваль наградили премией правительства России.

На каждом из фестивалей «Европа-Азия» есть своя фишка. Например, авторские концерты Губайдулиной, Калимуллина, концерт с участием Российского национального оркестра, проект «Дети рисуют музыку» Софии Губайдулиной, выставки казанских художников. Есть и образовательная составляющая. Проводились лекции по современному музыкальному искусству – на фестивале выступал ректор Московской консерватории Александр Соколов, известные российские музыковеды Виолетта Ценова, Всеволод Задерацкий, Александр Маклыгин, а также иностранные гости.

Участники фестиваля – выдающиеся музыканты современности – исполнитель на валторне, альпийском роге, флюгельгорне Аркадий Шилклопер (Германия-Россия), кларнетист Стефан Вермеерш (Бельгия), гитарист-виртуоз Энвер Измайлов (Украина), вокальный ансамбль VOX (Швеция), пианист, композитор, лидер Гильдии композиторов Нью-Джерси Роберт Поллок (США), швейцарский перкуссионист с мировым именем Мирсеа Арделиану, саксофонист Пьер-Стефан Меже (Франция), баянист Иван Егриев (Украина), исполнитель на традиционных индийских ударных инструментах Раджа Шам-Шарма, меццо-сопрано Кристенсен Агнетте (Дания), флейтистка Кэрин Левайн (Германия), кларнетист Мишель Маранг (Голландия), джазовый квартет «Боян-Z» (Франция), ансамбль ZIGGURAT (Голландия), руководитель – композитор и саксофонист Тео Лувенди. Имя практически каждого из этих музыкантов – украшение любой сцены мира.

Еще один несомненный плюс «Европы-Азии» - фестиваль не замыкается в рамках Казани. Концерты фестиваля проходят не только в столице Татарстана, но Москве и различных городах республики - Нижнекамске, Набережных Челнах, Альметьевске, Елабуге, Бугульме, Зеленодольске. И везде «Европа-Азия» востребована и находит своего слушателя. Этому способствуют цены на билеты - устроители делают их такими, что каждый желающий может попасть на концерт. То есть «Европа-Азия» - это еще и социальный проект.

ЧТО НЫНЧЕ В МОДЕ?

В этом году «Европа-Азия» пройдет в апреле. По сути, этим фестивалем музыканты Татарстана начнут свою программу культурной Универсиады. И опять соберутся лучшие из лучших современных музыкантов, представляющие разные стили и направления. Не выезжая из Казани и просто посещая концерты, можно будет представить, чем же живет мир современной музыки, какова музыкальная мода этого и ближайших сезонов.

Откроется фестиваль 5 апреля в ГБКЗ им. Сайдашева. 6 апреля можно будет побывать на фестивальных концертах в музыкальном училище, центе «Эрмитаж-Казань», Доме дружбы народов. Завершится фестиваль 7 апреля, в этот день концерты пройдут в Национальном музее РТ и камерном зале ГБКЗ. Традиционный гала-концерт закрытия фестиваля пройдет в ГБКЗ им. Сайдашева. Так что нас ожидают три насыщенных дня.

Впервые в Казани в рамках фестиваля соберется большое количество представителей стран тюркского мира. На конференции в рамках фестиваля будет обсуждаться создание ассоциации композиторов тюркского мира.

Что же интересного приготовили нам в этом году устроители форума? Например, почетным гостем станет один из самых интересных дуэтов в современном музыкальном искусстве из Швеции - оперная певица Моника Даниэльсон и перкуссионист Пер Сьогрен.

Талантливая певица, создатель оперной труппы MusikTeaterVerket Даниэльсон и мастер свободной импровизации, специалист в области современной музыки Сьогрен, после многих лет сотрудничества решили создать что-то другое, что бросает вызов традиционному. Так на свет появился гениальный дуэт DuoEgo - оригинальное и неповторимое сочетание вокала и ударных. Многие шведские критики сошлись во мнении, что этот дуэт – уникальный тандем.

Стоит обратить внимание на певицу с очаровательным и необычайно красивым сопрано Франциску Велти из Швейцарии.

Франциска – автор необычных проектов, построенных на импровизации. Она – руководитель нескольких вокальных ансамблей, исполняющих произведения от фольклора до джаза, рока, от оперы до современных представлений-перформансов. Проекты проходят в местах, проникнутых атмосферой таинственности и волшебства, будь то сумеречный сад, подземный собор, водохранилище или река.

НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО ВОСТОЧНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

Можно спрогнозировать, что интересным будет выступление исполнителей на национальных вьетнамских инструментах Буй Ле Чи и Нгуен Тхи Хоа Данг, они совместно с вокалисткой Лыонг Нгует Ань, композитором и дирижером До Хонг Куан покажут настоящее искусство восточного музицирования. В делегации вьетнамских музыкантов будет представитель министерства культуры этой страны, в рамках фестиваля пройдут переговоры о проведении «Европы-Азии» в будущем и во Вьетнаме.

Постарайтесь не пропустить выступления обладательницы прекрасного лирико-колоратурного сопрано с полным диапазоном, в совершенстве владеющей бельканто, оперной певицы и народной артистки Узбекистана и Каракалпакстана Муяззар Раздаковой. Лауреат многочисленных наград международных и республиканских конкурсов, обладатель сильного баритона Рахим Мирзакамалов из Узбекистана так же станет участником «Европы-Азии» этого года.

На три апрельских дня Казань превратится в музыкальную столицу мира в миниатюре. И все-таки проблемы у меломанов будут: какой из концертных программ отдать предпочтение? Ведь афиша 11-го фестиваля «Европа-Азия», как всегда, создает проблему выбора.