2.jpg

У дома Потехина появится двухэтажная подземная парковка, в двух этажах здания разместится офисное здание со стоматологической поликлиникой

НЕУЛОВИМЫЕ РАЗРУШИТЕЛИ

Объекты культурного наследия республиканского значения, известные как номера Банарцева (ул. Дзержинского,13) и дом Потехина (Чернышевского, 10/6), были снесены два года назад. Замолчать варварство не удалось, прокуратура Вахитовского района Казани занялась проверкой, были возбуждены уголовные дела. Напомним, что свою роль в этом сыграли публикации газеты «БИЗНЕС Online», авторов которых приглашали в прокуратуру для того, чтобы сообщить о возбуждении уголовного дела.

Однако дело все же не было доведено до завершения. Прокурор Вахитовского района Казани Марат Долгов рассказал на днях газете «БИЗНЕС Online», что дела «приостановлены производством в связи с неустановлением лица, непосредственно совершившего преступление». Долгов пояснил, что обстоятельства разрушения прокуратурой были выяснены, однако не удалось установить лиц, непосредственно совершивших уголовно наказуемые деяния, причастность собственника к сносу домов также не удалось доказать. «Несколько раз дела возобновлялись, но потом вновь были приостановлены», - отметил прокурор.

Как следует из проведенного газетой «БИЗНЕС Online» расследования, владелец утраченных зданий – ООО «МФК «Ершовский». Помимо номеров Банарцева и дома Потехина в уставный капитал «Ершовского» в 2008 году были переданы, например, здания и земельные участки по следующим адресам: ул. Ершова, 3, Татарстан/Московская, 14/59 (номера «Булгар»), ул. Татарстан, 16, ул. Парижской Коммуны, 11 (особняк купцов Усманова и Ишмуратова), Кремлевская, 21 (Чернояровский пассаж). Из них на сегодня в первозданном виде сохранилось лишь последнее, а о скандале со сносом номеров «Булгар» в Казани знают все – в 2008 году исторический дом был снесен как представляющий опасность для прохожих.

6.jpg
Дом Потехина два года назад был снесен

«Ершовский», по данным газеты «БИЗНЕС Online» имеет отношение к ОАО «Татнефть» и контролируемому нефтяниками через ООО «Экотрейд» ОАО «Центр здоровья». Оно, в свою очередь, тесно связано с ОАО «Городская стоматология», которое владеет в Казани сетью клиник с аналогичным названием. Именно «Городская стоматология» боролась за исключение из реестра охраняемых зданий известного дома Маяковского - рассматривались планы надстройки здания или строительства на его месте нового. Этого не случилось, а в отношении «стоматологов» завели уголовное дело – им вменяются в вину факты повреждения перекрытий, несущих стен и кровли здания. Компания была вынуждена уступить то, что осталось от дома Маяковского, собственнику, который должен быть более трепетным в отношении памятников.

Но горевать «Городской стоматологии» не придется – ее клиники и кабинеты, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», «пропишутся» в доме Потехина и номерах Банарцева. Так что нереализованные в доме Маяковского амбиции «стоматологическое крыло» нефтяников реализует по соседству и даже в двойном объеме. Как подтвердил газете «БИЗНЕС Online» гендиректор ОАО «Городская стоматология» Расуль Шакиров, поликлинику откроют в доме Потехина. А вот про номера Банарцева гендиректор сообщил, что «он не в курсе». Но о будущей частичной стоматологической направленности номеров сообщает стенд, появившийся недавно на месте строительства.

36_.jpg
Так будет выглядеть воссозданный дом Потехина

«ИЩИТЕ ИХ В АЛЬМЕТЬЕВСКЕ», ИЛИ «ТАТНЕФТЬ» ЕЕ ЗАКАЗЫВАЛА»

Напомним, что накалу негодования по поводу сноса старинных домов в какой-то мере способствовало обещание властей восстановить разрушенное один в один. Являвшаяся министром культуры РТ в то время Зиля Валеева пообещала, что «даже там, где вынужденно, в силу объективных обстоятельств потерян памятник, восстанавливать его в прежнем облике». Выходит, единственное, что сейчас может сделать общественность, так это проследить за тем, чтобы утраченные объекты культурного наследия были воссозданы максимально близко к оригиналу.

Помощник президента РТ Олеся Балтусова на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» ответила, что «проекты согласованы в минкульте», а более подробной информацией она не обладает. Однако заместитель министра культуры Светлана Персова заявила нам, что ее ведомство удовлетворено тем, что происходит на строительстве объектов, однако о том, насколько точно будет воссоздан облик разрушенных памятников, сказать пока сложно. По ее словам, об облике домов мы можем судить лишь по проектам, изготовленным ОАО «ГипроВТИ» (автор здания федерального казначейства по РТ на ул. Вишневского) совместно с ОАО «ТатСНРУ» (строительно-реставрационная организацияред.). Персова сообщила, что у застройщика имеются утвержденные проекты и необходимые разрешения.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» заглянула на стройплощадки. Возведение дома Потехина пока мало отличается от строительства классического новодела – те же перекрытия из монолитного бетона, торчащая из него арматура, опалубка… Как следует из информационной таблички, заказчик воссоздания объекта – ООО «КСК инжиниринг», генподрядчик – ООО «ГрандСити». Указывается, что имеется лицензия на осуществление деятельности на объектах культурного наследия, а также разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры). Как пояснил прораб Иван Хомицкий, строительство началось два месяца назад, уже выполнено 50% монолитных работ. Вскоре приступят к кирпичной кладке, причем использовать предполагается как силикатный кирпич (внутри), так и керамический (снаружи). У дома Потехина появится двухэтажная подземная парковка, а двух этажах здания разместится офисное здание со стоматологической поликлиникой. На вопрос о собственнике поликлиники прораб ответил полутуманно: «Татнефть» ее заказывала». Хомицкий сообщил, что к Универсиаде планируется завершить строительство фасадов, а внутренние работы – до конца 2013 года.

4.jpg
Новое здание номеров Банарцева внешне будет точно повторять утраченное: деревянные окна, кованые чугунные балконы...

Пошло дело и с номерами Банарцева. Судя по информационной табличке, на месте великолепной гостиницы конца XIX века будет четырехэтажный жилой дом со стоматологической поликлиникой и подземным гаражом. Данные о заказчике и подрядчике совпадают с «потехинскими». В строительном вагончике нам удалось поговорить с заместителем генерального директора «ГрандСити» Львом Беккером. Он рассказал, что проект делался совместно с реставраторами, определенными минкультом, и новое здание внешне будет точно повторять утраченное: «Деревянные окна (таковы жесткие требования, что нельзя использовать пластиковые), кованые чугунные балконы. Понятно, что внутри - современные материалы. Не будет конюшни, печек-буржуек, деревянных перекрытий - люди не захотят жить в таком доме!» По словам Беккера, если не будет задержек от реставраторов и министерства культуры, которые «до сих пор фасад согласовывают», «коробку» и фасад удастся сдать к Универсиаде (монолитные работы на объекте выполнены на 40%). Есть чисто технические сложности вроде изготовления кирпича особой формы и кованых решеток. «Сейчас ведь нет зодчих, как раньше, которые каждый камушек выпиливали», - сожалеет Беккер. Сегодня подрядчики ищут завод, который быстро изготовит особый резной кирпич… Как и в случае с домом Потехина, строители не горели желанием говорить о собственниках здания, но порекомендовали «искать их в Альметьевске».

Напомним, что дом Потехина и номера Банарцева входят в «президентский список» - перечень из примерно 150 объектов, которые должны быть реконструированы и отреставрированы к Универсиаде. Сегодня очевидно, что многие из этих домов к лету 2013 года станут только подманикюренными фасадами.

32688.jpg
Проект воссоздания объекта культурного наследия республиканского значения дома по ул. Дзержинского,13, известного как номера Банарцева

«ПАМЯТНИКИ ДОЛЖНЫ СОХРАНЯТЬСЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ УТРАТЫ БОЛЬШИЕ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить факт восстановления разрушенного.

Галина Айдарова – заведующая кафедрой теории и истории архитектуры КГАСУ:

- Вообще, практика воссоздания «с нуля» утраченных объектов очень редка в Европе, но есть прецеденты, например, в Германии, когда по чертежам, по точным обмерам или сохранившимся историческим чертежам воссоздавали здания. Но! Только при одном условии: все технологии, материалы и приемы строительства – того же времени, что и воссоздаваемое здание. Тогда статус памятника возвращается. Наш опыт повсеместно совсем отходит от этого правила. Здания выстраивают в приблизительных чертах. Что говорить – у нас в Кремле в Тайницкой башне под куполом – железобетонные металлические конструкции!

Получается безусловный новодел, который не имеет значения исторического документа. Такое здание может быть интересно разве что как туристический объект. Но если у города как сообщества других возможностей нет, тогда допустимо воссоздание. Хотя обычно так поступают не с памятником, а с историческим зданием, которое хочется сохранить, просто потому что он память для горожан. И такого опыта очень много: внутри - все современное, а сверху - исторический фасад. Это тоже недешево и очень сложно. Но если здание имеет статус памятника, то нужно хоть что-то сохранить, а мы же все разрушаем! Если остается исторический фасад, это хотя бы что-то.

По стоимости реставрация дороже, а вот насколько - все зависит от конкретного объекта. Но всем известно, что сохранять, реставрировать нужно вовремя, и тогда это будет дешевле. А когда запущен объект и когда идет речь о его спасении (ведь у нас многие здания, и деревянные в том числе, 100 лет не видели капитального ремонта), тогда это дорого. Спасать дом Потехина и номера Банарцева два года назад тоже, конечно, было поздновато.

Каждый памятник - под контролем, и на его восстановление должны выделяться деньги, но понятно, что в советское время средства были так невелики, что их хватало только на Кремль, еще пару церквей и мечеть. Поэтому тогда уже сложилась проблема с запущенностью, но еще можно было что-то сделать, но в перестройку уже время было неподходящее. И вот все эти обстоятельства сложились трагические. Сейчас появилась и политическая воля, и средства, но уже требуются очень большие деньги на восстановление этих зданий. И нет понимания со стороны общественности! В любом европейском городе общественность за этим так строго следит, что никому в голову не придет за ночь снести памятник. У нас это никого не трогает, кроме узкого круга специалистов и прессы.

5.jpg

Сергей Саначин – архитектор-градостроитель, краевед:

- Разрушение исторических зданий с последующим воссозданием - это очень плохо. Более того, это входит в противоречие с европейской хартией архитектурного наследия. В ней говорится о том, что недопустимо разрушать памятники, оправдывая это их последующим воссозданием. Конечно, много причин, по которым мы не можем сохранить 100 процентов исторической среды, однако если уж объект признан памятником, то сносить его - преступление. Но раз уж оно совершено, что теперь сделаешь? В этом случае воссоздание - нормально.

Что касается сохранения памятников, здесь все зависит от того, что наши клерки из министерства культуры написали в охранных обязательствах. В советское время охранялся весь памятник. С введением понятия «предмет охраны» охранять стали какую-то часть. Это может быть лестница в подвале, или конек на крыше, или фасад здания, или интерьер. Соответственно, и охраняться будет только подвал или только фасад. Если в предмете охраны нет интерьера, то, ради Бога, делайте внутри что хотите, из современных материалов, во всем мире так делается! Номера Банарцева были гостиницей, и полагаю, что предметом охраны там была только фасадная стенка, таким образом, сейчас там может быть просто жилой дом. И совершенно не обязательно воссоздавать там туалеты и печки.

Восстановленные объекты, конечно же, имеют какую-то ценность. Почему бы то, что сделано очень хорошо, не ценить? Отреставрировали гостиницу «Совет» - прекрасный пример. Но, к сожалению, есть и другие примеры. Здесь важно, кто делает работу в проектной и строительной части? В Казани, как мне кажется, перебор с проектировщиками, а вот действительно хороших специалистов около десятка. Еще с ельцинских времен лицензии на проектную деятельность стали свободно покупаться. И весь тот «мусор», который построен в центре города, – дело рук как раз таких проектировщиков. Как мне кажется, должен быть ограниченный круг проектировщиков, которые могли бы выполнять работы по исторической части Казани.

Айвар Сатаров – заслуженный архитектор РТ:

- Конечно, это ненормально, сначала разрушать, а потом восстанавливать. И раз уж они снесены, уничтожены, мы воссоздать их не можем, не будут новоделы иметь исторической ценности! Тем не менее их необходимо воссоздать для того, чтобы сохранить образ исторической среды города. Таких примеров воссоздания утраченных исторических объектов очень много. Исторический центр Варшавы был полностью уничтожен во время войны. Поляки его воссоздали один в один, и сейчас, по прошествии времени, мы воспринимаем его как исторический памятник. Дом Аксенова в Казани был воссоздан заново – как более или менее удачный пример. Все можно сделать, но это зависит от того, с какими намерениями мы подходим в работе.

Есть и не очень хорошие примеры. Например, по телевидению недавно прошла информация, что с большими нарушениями идет восстановление зданий в Старо-Татарской слободе. Должен быть контроль, авторский надзор. В Италии для этого есть специальная реставрационная полиция, которая следит за ходом работ по реставрации. А сохранить эти памятники – номера Банарцева и дом Потехина – конечно, можно было. Много чего можно было бы спасти в нашем городе, если бы программа по реставрации была принята немножко раньше. Мы очень поздно спохватились, только накануне Универсиады.

Ренат Мухитов – заведующий кафедрой реставрации и реконструкции архитектурного наследия КГАСУ:

- Общемировая практика - это когда памятники не сносят. Потому что если памятник разрушен, построенный на его месте новый объект уже не обладает статусом памятника. О чем говорить?! Памятники должны сохраняться, даже если утраты большие, все равно что-то остается от первоначальной постройки. А когда мы полностью уничтожаем здание, а потом строим, - это же декорация! Уже и статус памятника присвоить нечему.

Спасти памятник всегда можно, если есть желание, а если его нет, то и новый дом спасти невозможно. Даже при больших утратах есть что восстанавливать. Значит, можно вернуть эти здания в первоначальный вид и подобрать функцию, которая бы соответствовала этому объекту. По такому пути идут за рубежом, и нам надо к этому стремиться.

Справка

Здание номеров Банарцева, вторая половина XIX - начало XX веков, ул. Дзержинского, 13. Николай Банарцев - владелец крупного швейного производства и видный деятель казанского городского управления, купил участок и построил на нем в 1881 году крупную для тех времен гостиницу - трехэтажное, с подвальным этажом, кирпичное, прямоугольное в плане здание. Эклектический по стилю фасад был избыточно украшен оконными наличниками и декоративными деталями. Расположенные в относительно спокойном месте, на Черноозерской улице (ныне - Дзержинского), номера привлекали тишиной и благоустроенностью приезжавших в Казань писателей, артистов. Здесь дважды останавливался Владимир Короленко, бывший активным сотрудником «Волжского вестника» - одной и лучших провинциальных газет России. В августе 1888 года в номерах Банарцева останавливался Глеб Успенский. При номерах имелась портняжная мастерская, где в 1906 году работал Абрам Комлев - один из руководителей казанского комитета РСДРП (б). Именно здесь бывший полковник генерального штаба царский армии Борис Шапошников написал письмо одному из организаторов Красной Армии - бывшему генералу Вячеславу Пневскому с предложением своих услуг. Так начался советский период карьеры выдающегося военачальника, маршала Советского Союза.

Дом Потехина, 30-е годы XIX века, ул. Чернышевского 10/6. Расположен на углу улиц Чернышевского (Гостинодворской) и Профсоюзной (Предтеченской), на подъеме из нижней части города в верхнюю. Построен архитектором Фомой Петонди для казанского богача Потехина. Здание Г-образной в плане формы, двухэтажное (с цокольным низом), кирпичное, оштукатуренное - памятник архитектуры позднего классицизма в Казани. Некоторая сухость и дробность деталей свидетельствуют о начавшемся в эти годы процессе перелома стилевой направленности архитектуры классицизма.