ПО НАШИМ МЕРКАМ, НЕМЦЫ РЕШИЛИ ПРОБЛЕМУ ОЧЕНЬ БЫСТРО

Жилищно-коммунальное хозяйство в масштабах страны - самая большая отрасль, осваиваемая по деньгам, и, по слухам, весьма коррумпированная. Безусловно, в этом большом хозяйстве, в которое десятилетиями вкладывали средства, проблем накопилось – выше крыши. Самые болезненные для наших соотечественников проблемы связаны с текущим и капитальным ремонтами.

Управляющие компании стараются взять в эксплуатацию новые дома, не требующие пока больших вложений, а вот старые дома берут неохотно. Оно и понятно, дома с 40 - 50-летним стажем требуют постоянного внимания и ремонта.

В 2007 году в качестве главы Кировского района Казани я побывал в Германии. На самом деле я приезжал туда раз 20 и до этого, причем бывал в обеих Германиях, на фабриках и заводах, но не в статусе госслужащего, то есть служащего своему народу, а в этом случае смотришь на все окружающее по-другому. Анализируешь, как живут граждане и как работает исполнительная власть. В восточной Германии, да и в самом восточном Берлине, немало домов, близнецов наших хрущевок. Владимир Путин служил в тех краях, ситуацию, думаю, получше меня знает.

После войны немцам надо было срочно восстановить города, чтобы людям было где жить. Восточная Германия в ту пору напоминала Сталинград после судьбоносной битвы. В Ганновере, к примеру, не осталось ни одного здания. По нашим меркам, немцы решили эту проблему очень быстро. К слову сказать, в 2007 году прототипы наших «хрущевок» выглядели гораздо свежее своих русских «младших братьев».

ЭТО БЫЛ РЕАЛЬНЫЙ ПРОРЫВ СССР В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫМ ЖИЛЬЕМ КАЖДОЙ СЕМЬИ

Думаю, Никита Хрущев оттуда эту идею строительства компактных квартир вместо коммуналок, как говорят в народе, и «скомуниздил». Если не изменяет память, планировалось расселить жителей коммунальных квартир, которых по стране было огромное количество, в компактные быстровозводимые квартиры в панельных домах, рассчитанных на срок службы в 25 лет. Задача, между прочим, была блестящим образом решена, причем в масштабах всей страны. Это был реальный прорыв СССР в обеспечении отдельным жильем каждой семьи. Люди получили отдельное от соседей жилье. А дома эти и по сей день эксплуатируются, как, впрочем, и в Германии. Но речь идет не только о «хрущевках», но и вообще о старом жилфонде, к которому можно смело отнести и «ленинградки», и прочие старые дома.

И в новых, и в старых домах с жильцов собирают деньги не только за коммунальные платежи, но и за текущий и капитальный ремонт. Пока дома новые, коммунальщикам беспокоиться особо не приходится, но со временем непременно возникнут проблемы с ремонтом, причем ситуация может оказаться даже более взрывоопасной, чем с обманутыми дольщиками, ведь в нее будет вовлечено намного больше народа. И в рамках действующего российского законодательства проблемы избежать не удастся. В ближайшие 5 - 10 лет нынешние управляющие компании (УК) будут ликвидироваться или банкротить, а на смену им придут новые. Причем ликвидироваться УК будут не только с невыполненными работами по текущему ремонту, но и вместе с деньгами на капитальный ремонт, которые они собрали. Потому что УК – это в основном не просто общества с ограниченной ответственностью, а общества, созданные для обслуживания жилфонда, причем зачастую на базе бывших ЖЭУ. Принципиальная разница в том, что в «советские времена» деньги на капремонт хранились у «государства», ЖЭУ и ЖЭКи доступа к ним не имели. При необходимости ремонта выделялось финансирование. Теперь деньги жильцы платят в «УК-ЖЭУ». Смешно рассчитывать, что они будут хранить чужие деньги и не тратить их 10 - 15 лет.

По законодательству, основная цель обществ с ограниченной ответственностью – извлечение прибыли от результатов своей деятельности, а у эффективного общества еще и извлечение максимальной прибыли. Как видите, даже по закону интересы жильцов – не на первом месте. Это нормально, потому что закон об ООО имел в виду создание предприятия для зарабатывания своих денег, а не для распределения и хранения чужих.

Один из вариантов того, как обезопасить жильцов, – это расщепление счета, но только не так, как это делалось в ЕРЦ. Суть дела в том, чтобы средства на текущий и капитальный ремонт, к примеру, отправляли на депозитные счета в банк, а не на счета УК. Причем и в банк не абы в какой, а в такой, где государство гарантирует платежеспособность и в случае чего компенсирует потери жильцов. Подобный опыт есть: во время дефолтов государство давало деньги ВТБ и Сбербанку, чтобы они могли рассчитаться с клиентами, которые кинулись изымать вклады из банков. Во время текущего ремонта можно работать по схеме: смету подписали, деньги на ремонт сняли с депозита, закончили ремонт, отчитались. Когда придет пора капитального ремонта, который делается раз в 10 - 15 лет, также составляется смета, определяются объемы работ, и идет поэтапное финансирование.

ГАРАНТИИ НА КОПЕЙКУ, ОБОРОТЫ – НА МИЛЛИОНЫ

Сейчас многие денежные потоки, связанные с жизнедеятельностью человека, проходят через коммерческие структуры. При этом максимальная гарантия, которую предоставляют ее руководители, - это субсидарная ответственность учредителей в пределах уставного капитала. Замечу, что банки, давая деньги в долг, требуют обязательного личного поручительства руководителей, учредителей и их супругов, то есть исполнения гарантий в пределах обязательств! Имеющиеся гарантии по обязательствам УК несоизмеримы с теми финансовыми потоками, которые вливаются в эти структуры. А если учредитель - БОМЖ или студент, готовый ради 30 тысяч рублей на iPhone «учредиться»? Не исключена возможность, что этим будут злоупотреблять. Более того, думаю, что каждый из нас может привести примеры таких злоупотреблений. В том числе, когда юрлица меняются каждые два-три года.

К примеру, по закону, руководителю УК не запрещено иметь автомобиль, причем стоимость машины законом не оговаривается. Руководитель вправе купить на оборотные средства машину любой марки. Вот они и покупают. Теперь сравним. Капитальный ремонт делается раз в 15 лет, а автомобили меняют в течение трех-пяти лет. Навороченный Range Rover или Porsche Cayenne стоит в районе 5 млн. рублей. При таком раскладе к моменту ремонта денег на счетах может и не оказаться.

Еще одна лазейка для недобросовестных коммунальщиков - частичный ремонт. В одном подъезде унитазы поменяли, в другом – трубы. При современном документообороте и злоупотреблениях в этой области, которые у нас есть, и сразу же после ремонта непросто разобраться, сколько труб или батарей заменили, в какую цену, во что обошелся ремонт. А через четыре года понять, что и когда меняли в конкретном доме, будет и вовсе невозможно. Можно вторично списать деньги на замену батарей, которые уже поменяли, а если придет проверка, сказать, что прежде меняли в двух подъездах, а теперь – еще в трех. И концов не найдешь.

Есть в УК и серьезная кадровая проблема. Не секрет, что даже сами жильцы стараются к ремонтным работам в квартирах привлекать частников. Квалифицированные кадры наниматься в наши ЖЭУ не спешат, потому что их не устраивает маленькая зарплата. Руководители УК постоянно на это жалуются. Между тем если взять сборы с жильцов на эти цели, то они существенно превышают, и порой во много раз, зарплаты слесарей и сантехников ЖЭУ. Другой вопрос, что работягам этих денег не достается. И кто вообще анализировал бюджеты УК, не исключено, что они жирноваты или не в тех пропорциях распределяются…

ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЖКХ И ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ?

Такие же проблемы и в других жизненно важных сферах, в пенсионной, к примеру. Пенсионные накопления в дополнительные пенсионные фонды я не плачу по той причине, что любой негосударственный фонд можно обанкротить. Это вполне реально, и все накопления тогда, считай, выброшены на ветер. Кроме того, можно легко обанкротить предприятия, в которые вкладывают пенсионные деньги коммерческие пенсионные фонды. Для того чтобы эти пенсионные фонды вызывали доверие, они должны хранить деньги на депозитах либо регулироваться, как государственный банк. Тогда государство сможет гарантировать возврат накопленных средств в случае банкротства. Ведь в пенсионных деньгах главное - не заработать на их размещении, а получить их обратно к моменту выплат пенсионеру. Может, поэтому и государственные, и негосударственные пенсионные фонды дают доходность по размещению пенсионных денег на уровне, близкой к официальной инфляции? Может, хранить в золоте? Оно дорожает быстрее инфляции. Или в акциях углеводородных компаний? Или АО РЖД, которое повышает цены на билеты ввиду нерентабельности перевозок, и снизило годовую прибыль в 2012 году до 5 млрд. рублей?

Надо заметить, что и государственный пенсионный фонд РФ, в надежности которого мы не сомневаемся, живет весьма небедно. Данные, во сколько обходится гражданам сохранение их пенсий, найти крайне непросто. По официальным отчетам ПФ РФ, в 2010 году получается цифра 109,3 млрд. рублей, в 2011-м - 357,8 млрд. рублей. Если средняя пенсия - 10 тыс. рублей, то получается, что сохранение денег обошлось в 2010 году в 11 млн. пенсий, а в 2011-м - в 36 миллионов. Понятно, что это не только зарплаты сотрудников, это масса всего, что связано с комфортными условиями для получения пенсий пенсионерами. Получается, за сбор и хранение пенсионных денег ПФ РФ забирает всего 2,4% в 2010-м и 6,8% в 2011 году. Чтобы легче подсчитать, нужно взять калькулятор CITIZEN 888 или убрать три нуля, чтобы калькулятор «Eror» не показал - страна-то большая. Так что здание пенсионного фонда напротив гипермаркета «Кольцо» за 300 млн. рублей - это мелочь, да и на фоне других регионов выглядит относительно скромно. А пенсионеры входят в него через боковую дверь, чтобы не испортить центральный вход в свое имущество.

Вспоминая, что курорты Анталии, Эмиратов, Средиземного моря просто кишат туристами - пенсионерами из Германии, хотел, просто ради интереса, разместить фото Берлинского пенсионного фонда или пенсионного фонда Германии - не нашел в интернете. Или прячут, или «юзер»-«лузер», или им показать стыдно свои «обители пенсионеров», или размещаются они в муниципалитетах.

КАКИЕ ИДЕИ, КРОМЕ СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЙ, ЕСТЬ ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ «ШТОПОРА»?

В 2012 году в России количество пенсионеров впервые превысило 40 млн. человек. В настоящее время дефицит пенсионного фонда РФ достиг 3 трлн. рублей. Чтобы понятней было - это 3 тыс. миллиардов.

Показал материал и фотографии маме-пенсионерке. Она улыбнулась - бывший экономист. Еще раньше, при живом отце, посчитал ему, какая у него должна была быть пенсия при его стаже и отчислениях. Он улыбнулся и сказал: "Я очень люблю тебя и рад, что у меня есть ты - мой пенсионный и страховой фонд". Пользовался он ей, пенсией, до 69 лет.

Как убедить не только молодых, но и таких, как я, по возрасту, отчислять что-либо в этот самый пенсионный государственный или негосударственный фонд или в капитальный ремонт жилья, в котором, мне лично, не хочется жить через 10 - 15 лет?

Какие идеи, кроме сталинских репрессий, уважаемые читатели, вы предложите по выходу из «штопора»?

Александр Сергеев