4.jpg
С середины прошлого лета челнинский травник со своими сподвижниками восстановил полноценную работу

«ПРОСЯЩЕМУ ВСЕ-ТАКИ ПОДАВАТЬ НАДО…»

Напомним, что несчастье случилось 14 октября 2011 года, когда Виктор Мелешкин собирал травы далеко на Севере.

– Мне звонят, плачут: «Виктор Иванович, у нас больше ничего нет! Все сгорело!!!» Вернулся. Оказалось, правда, что сгорело не все. Я в свое время выкупил в селе Биклянь Тукаевского района бывший колхозный 60-метровый гараж. От него остался только один угол, где хранились инструменты. Сгорели сушилка и все стеллажи, на которых мы сушили траву, то есть весь годовой запас трав на сумму около 15 миллионов рублей, – рассказал тогда Мелешкин.

А лекарственные травы ждали детишки из детсадов и школ Набережных Челнов, Альметьевска, Лениногорска, других городов. Кроме того, Мелешкин 15 лет поставляет лекарственные сборы больным, проходящим лечение в санатории «Жемчужина». А ведь этим видом деятельности не то что в Татарстане, а в целом регионе никто больше не занимается.

Обратившись к нам, Виктор Иванович рассказал, что совсем один он не остался, люди помогают. Председатель производственного кооператива села Биклянь Рафаэль Хамматов выделил помещения для временного хранения уцелевшего оборудования. Знакомые дали в долг запчасти для машины, под честное слово дают стройматериалы – по 10 - 20 досок. Председатель правления Автоградбанка Венера Иванова отодвинула на год платежи по кредиту, взятому в этом банке.

2.jpg
Виктор Мелешкин: "Если бы не ваша газета и помощь Татфондбанка, наверное, не подняться бы мне"

– Мы руки не опустили, продолжаем работать, но одному мне не подняться. На сегодня у меня все источники поступления – это 7 тысяч рублей пенсии. Я жду помощи от кого угодно – от руководства города и республики, от строителей, предпринимателей. И прежде всего от тех, кому я помогал в свое время. Помогут, будет очень хорошо. Не помогут, я никогда никого не обвиняю, пусть хранит их Господь. Значит, Бог кому-то не дал мозгов, не дал порядочности, их надо только пожалеть. Просящему все-таки подавать надо… Я первый раз за 23 года прошу, – сказал тогда Виктор Иванович.

«МОИ СЛОВА ЛЕГЛИ, КАК СЕМЕНА В ТЕПЛУЮ ЗЕМЛЮ»

Но выяснилось, что унывать было рано.

– Месяца через полтора после того, как в вашей газете был опубликован материал, мне позвонили из Татфондбанка и сообщили, что председатель правления Роберт Ренатович Мусин хотел бы со мной встретиться, – рассказал Мелешкин. – Встреча состоялась в Казани 4 апреля 2012 года в офисе Татфондбанка недалеко от железнодорожного вокзала. Длилась она минут 20. Роберт Ренатович сказал, что прочитал обо мне в «БИЗНЕС Online». На встрече также присутствовал еще один сотрудник банка, я так понял заместитель, который по первому своему образованию является фармацевтом. Наверное, поэтому мои слова легли, как семена в теплую землю. Я им рассказал, чем занимаюсь, как мы лечим людей, от чего лечим и т.д. Заместитель подтвердил, как говорится, верность моих слов, и они не смогли мне задать ни одного вопроса, на который я бы не нашел ответа. И тогда Роберт Ренатович мне там же, прямо в кабинете, сказал: «Если бы я лично принимал решение, то вы бы отсюда уже ушли с миллионом. Но дело в том, что я должен это решение согласовать с правлением. Однако могу вас заверить процентов на 70 - 80, что мы вам дадим деньги на восстановление». И буквально через недели две-три мне в челнинском офисе Татфондбанка выдали пластиковую карточку и в три платежа перечислили один миллион рублей. И все это безвозмездно! – поделился Мелешкин.

5.jpg
Пожар уничтожил хранилище и запас трав на 15 млн. рублей

На эти деньги он смог восстановить все, что сгорело: заново покрыл железом крышу, восстановил все стеллажи для сушки травы, сделал сушилку.

– Дополнительно к этому пробурили скважину, теперь у нас есть своя вода. Так-то по технологии мне она не нужна, но пусть вода будет, чисто против пожара. Как говорится, обжегшись на молоке, теперь и на воду дую, – рассказывает челнинский травник.

И вспоминает, что когда тушили огонь, пожарные могли подъехать к гаражу только с одной стороны, а с другой он был завален навозом.

– Я решил очистить эту сторону своего помещения, чтобы не дай бог случись опять что, пожарные смогли подъехать. Когда начали бульдозером копать, вышло столько металлолома, вы себе даже представить не можете! Это же раньше колхозный гараж был, технику бросали и заваливали навозом, чтобы никто не видел. После этого я сдал металлолома на 60 тысяч рублей! Смотрите, какая бесхозяйственность тогда была, а?! – искренне удивляется Мелешкин.

«МЭРИЯ ЧЕЛНОВ ПООБЕЩАЛА, А АИР ОТКАЗАЛ»

С середины прошлого лета челнинский травник со своими сподвижниками восстановил полноценную работу. Теперь все те, для кого травяные сборы являются жизненно важными, полностью ими обеспечены.

– На сегодня у меня хранится 120 названий трав. Правда, в хорошие годы доходило и до 400. Если вы думаете, что это много, для сравнения могу сказать, что тибетская медицина насчитывает около 3,5 тысяч названий, – говорит Виктор Иванович.

7.jpg

Встать на ноги помогли и новые заказы. Председатель правления Автоградбанка Иванова не только отсрочила платежи по его кредиту, но и заключила с ним необычный договор. По условиям договора Мелешкин сначала выступил перед сотрудниками банка с лекцией о фитотерапии, а теперь поставляет травяные сборы в столовую центрального офиса. Все сотрудники Автоградбанка вместо чая в течение месяца пили очищающий сбор, теперь – общеукрепляющий. Затем для каждого, исходя из состояния его здоровья, будет составлен индивидуальный сбор.

3.jpg
"На сегодня у меня хранится 120 названий трав. Правда, в хорошие годы доходило и до 400"

Такой же договор был заключен с сетью магазинов «Подсолнух». С его владелицей Гузель Мухияновой травника познакомила та же Иванова.

– Гузель Валеевна предложила мне открыть вторую торговую точку в торговом центре «Меркурий» на улице Усманова. Дай Бог, на этой неделе она заработает. Первая – в поликлинике №3. Если все пойдет хорошо, то мы договорились открыть еще несколько точек.

Кроме того, Мелешкин стал активно сотрудничать с медпунктами Инструментального и Прессо-рамного заводов КАМАЗа, куда он поставляет травяные сборы.

1.jpg
Мелешкин смог восстановить все, что сгорело: заново покрыл железом крышу, восстановил все стеллажи для сушки травы, сделал сушилку

- Одним словом, можно было бы сказать, что отвертелся после пожара, если бы не долги. Понимаете в чем дело? Я обращался за помощью к мэру Набережных Челнов Василю Шайхразиеву. После этого меня приняла заместитель руководителя исполкома города Наталия Кропотова. А ее подчиненный – начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства Радмир Беляев пообещал: «Виктор Иванович, можешь рассчитывать на нашу помощь. В этом году 600 тысяч рублей сам лично пробью. Давай, под эти деньги лезь в долги, восстанавливайся, мы тебе их закроем». А потом денег не дали. Он, конечно, сказал, что в агентстве инвестиционного развития РТ не он лично принимал решение, что это коллегиально было. Я ведь сам лично ездил в Казань отстаивать проект. Там меня все очень хорошо приняли, кивали головами, говорили: «Да, хорошее дело!» А почему денег не дали, не знаю. Вот так и получилось, что на сегодня у меня очень «больных» долгов на 400 тысяч рублей, – рассказал Мелешкин.

ТРАВУ НЕ СТРАХУЮТ

Показывая фотографии восстановленного после пожара здания, Виктор Мелешкин уточняет, что специально сделал их для того, чтобы отчитаться перед Татфондбанком о том, что выделенные ими деньги пошли именно в дело, а не на что-то другое. Правда, больше встреч с Робертом Мусиным не было, но кроме фотографий он также отвез в Татфондбанк все чеки, удостоверяющие о покупке стройматериалов.

6.jpg
"Мне надо было этот удар перенести"

Мы спросили у челнинского травника, почему же он не застраховал свой бизнес.

– Не страхуют! Я специально привозил страховщиков. Они спрашивают, сколько все это стоит. Но дело в том, что один мешок с травами стоит 50 тысяч рублей, а другие 20 мешков – 10 тысяч рублей. Потому что в первом случае речь идет о боровой матке – очень ценной лекарственной траве, применяющейся при заболеваниях женской и мужской мочеполовой сферы. Эта трава медленно собирается, и никакой механизации при этом не предусмотрено. А во втором случае речь идет о крапиве, которую можно косить тоннами косилкой. Страховщики сказали, что они должны найти специалистов, привезти их сюда, оценить стоимость каждой травы, что это практически невозможно. А что касается страхования здания, то у меня травы сгорело на сумму около 15 миллионов рублей, а восстановление здания стоит один миллион. Если мне не страхуют траву, какой смысл страховать здание? – пояснил Мелешкин.

«ЕСЛИ БЫ НЕ ВАША ГАЗЕТА…»

– Если бы не ваша газета и помощь Татфондбанка, наверное, не подняться бы мне. Ведь если бы вы 10 слов написали по-другому, то так в обрубленном, подрезанном состоянии и трепыхался бы до конца жизни. Большое вам спасибо! – сказал Мелешкин.

Немного помолчав, продолжил:

– Мне надо было этот удар перенести. В один и тот же день перевернуться на УАЗике, чуть не улететь в пропасть, и в тот же день пожар на складе и еще неприятности у дочки!.. Это не может быть простым совпадением. Сейчас мне некоторые говорят, что они не верили, что вообще возможно было выкарабкаться из такой ситуации. Но почему-то у меня было предчувствие, что придет помощь оттуда, откуда я совсем не жду. Хотя те люди, на которых я надеялся, отвернулись и сделали вид, что ничего не произошло, а совершенно чужие протянули руку помощи.

Рамиль Ганеев

Фотографии предоставлены автором