(слева направо) Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, генеральный директор ООО "Газпром трансгаз Казань" Рафкат Кантюков, президент РТ Рустам Минниханов |
ГАЗПРОМ: ЭКСПОРТ ГАЗА СОКРАТИЛСЯ НА 9%
Вчера в Казани председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков провел рабочее совещание по вопросам развития рынка газомоторного топлива РФ. В совещании принял участие президент РТ Рустам Минниханов.
Интересно, что одновременно Зубков еще и генеральный директор недавно созданного ООО «Газпром газомоторное топливо». Дело в том, что «Газпром» в последние годы резко озаботился из-за сужения своего экспортного и внутреннего рынков. По словам Зубкова, производство и потребление газа «Газпрома» упало только за два месяца этого года на 2,2%, а экспорт газа снизился на 8,7%. При этом Зубков отметил, что рынок потребления газа в Америке, Азии и на Ближнем Востоке растет – за счет роста объема автомобилей на газомоторном топливе. «Газпром» намерен развивать это направление и в России. Для чего и решил консолидировать соответствующие профильные активы в ООО «Газпром газомоторное топливо».
Кроме того, компания начала вести активную работу по совершенствованию действующей законодательной базы и нормативных правовых актов РФ, способствующих развитию отечественного рынка газового моторного топлива. Как оказалось, в России отсутствует федеральный закон, предусматривающий комплекс мер по стимулированию перевода автотранспорта на газ. В настоящее время, по инициативе «Газпрома», вопрос создания документа прорабатывается в правительстве РФ.
«ОДНИМ МИЛЛИАРДОМ НЕ ОБОЙТИСЬ»
На большом совещании, в котором участвовали также гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и президент логистической ассоциации РТ, руководитель ТКФ «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг, было отмечено, что развитие рынка газомоторного топлива имеет огромное значение. Во-первых, из-за экологического преимущества газа перед традиционными видами топлива. Перевод автомобилей с бензина на газ позволяет, в среднем, в пять раз снизить выбросы вредных веществ, считают в «Газпроме». Во-вторых, в связи со значительным экономическим эффектом: цена на газомоторное топливо значительно ниже цен на бензин или дизельное топливо. Перевод автомобильной техники на газ приведет к сокращению стоимости автоперевозок, что повлечет за собой снижение издержек во всех отраслях экономики и социальной сфере. С учетом того, что для «Газпрома» развитие рынка газомоторного топлива - профильный и прибыльный бизнес, компания планирует создать на его основе крупный рынок сбыта своего природного газа.
Напомним, что «Газпром» уже начал системную работу в этом направлении. В соглашение о сотрудничестве - базовый документ взаимодействия «Газпрома» и российских регионов - включен раздел по развитию рынка газомоторного топлива. С Калужской, Нижегородской, Орловской и Тамбовской областями подобные соглашения уже подписаны (в них отдельно указывается и о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива). В 2013 году аналогичные соглашения «Газпром» заключать будет не только с Татарстаном (соглашение с нашей республикой было подписано вчера), но и с Москвой и Санкт-Петербургом. Как заявил Зубков, Татарстан выбран в качестве «пилотного региона» для развития этого направления деятельности «Газпрома».
В частности, «Газпром» продолжит строительство новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). В августе 2012 года начала работу первая АГНКС в Республике Алтай, в декабре открылись станции в Санкт-Петербурге и Самарской и Курганской областях. В рамках программы газификации регионов РФ в 2013 году компания планирует построить 17 АГНКС в 10 регионах России, в том числе и в Татарстане. Финансовые средства на реализацию инвестиционных проектов строительства АГНКС предусмотрены в программе газификации регионов РФ и должны были составить в 2013 году 1 млрд. рублей.
Впрочем, сразу после совещания Виктор Зубков признался корреспонденту «БИЗНЕС Online», что, скорее всего, «Газпром» даже не обойдется 1 млрд. рублей. «Видимо, надо будет намного больше средств вкладывать на развитие рынка газомоторного топлива, - заявил он. - Но прямо сейчас до 1 апреля мы должны еще вместе с Рустамом Миннихановым подготовить программу развития рынка газомоторного топлива в Татарстане».
ПРЕЗИДЕНТ РТ: «В БЛИЖАЙШИЕ ПЯТЬ ЛЕТ В РТ ДОЛЖНО БЫТЬ 15 - 30 ТЫСЯЧ МАШИН НА ГАЗОМОТОРНОМ ТОПЛИВЕ»
Президент РТ, в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», сколько газовых станций необходимо будет Татарстану, заметил, что для этого республика должна понять, сколько техники у нее будет на газомоторном топливе в ближайшие годы, и где надо будет заправляться: «Сегодня уровень загрузки существующих газонаполнительных станций наших – 10 - 20 процентов. Мы вот получаем сейчас 262 автобуса на газомоторном топливе. И у нас должен быть порядок, мы должны понимать, где они будут заправляться. Когда будем переводить следующую тысячу наших автомобилей на газомоторное топливо, мы опять же должны посчитать потребность в станциях и газе. Вообще, я нашей задачей вижу, чтобы в ближайшие пять лет в Татарстане было 15 - 30 тысяч автомобилей на газомоторном топливе».
«Вот вы спросили, сколько будет в республике станций, - вновь обратился к корреспонденту «БИЗНЕС Online» Зубков. - Смотрите, сегодня в Татарстане есть 11 станций (одна станция в Закамье законсервирована из-за проблем с рентабельностью, - авт.), а загрузка у них 14 процентов. Понимаете, даже если будет загрузка в два раза больше, они останутся экономически неэффективны! Потому что рентабельность их начинается с загрузки порядка 50 процентов. Поэтому мы сегодня обсуждали то, что Татарстану необходимо иметь карту, на которую будет «наложено» реальное количество техники, которую республика будет покупать в этом году и в будущие годы, и сколько на это необходимо газомоторного топлива».
ГАЗПРОМБАНК И РОССЕЛЬХОЗБАНК, ВОЗМОЖНО, ПРОКРЕДИТУЮТ ЖЕЛАЮЩИХ ПЕРЕЙТИ НА ГАЗ
Пойдут ли на это частники? И на какие средства пассажирские компании, фермеры и коммунальные службы будут переводить свою технику на газомоторное топливо или покупать новую технику? Как попытался объяснить газете «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров «Газпрома», как раз, чтобы решить эти вопросы, «надо создать такие условия, чтобы помочь населению, малому и среднему бизнесу, реальному фермеру, реальному производителю, который хочет иметь транспорт, но его очень дорого сегодня обслуживать».
«Потому что мы видим сейчас, какие цены на топливо (имеется в виду цена на бензин и дизельное топливо - авт.) на рынке, и они, к сожалению, растут. Поэтому мы должны сделать так, чтобы наши банки, может быть, «Газпромбанк», «Россельхозбанк», составили до 1 апреля программы. Чтобы любой, кто хочет перевести технику на газомоторное топливо или купить уже новую технику, мог получить дешевый кредит субсидированный, купить машину и тратить на заправку 600 рублей, а не 1,8 тысячи рублей, с учетом, что бак машины для грузоперевозки, скажем, 60 литровый, а стоимость дизельного топлива – 32 рубля! Мы должны всю эту программу вместе с республикой сделать, и думаю, это вполне реально, - рассказал Зубков корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Как уточнил Минниханов, сегодня сказать точно, сколько газовых станций необходимо Татарстану, и сколько этих станций прямо сейчас должен построить «Газпром», сложно, так как власти республики - «не инженеры по заправке машин»:
«Есть разные мощности заправочных станций. Они и географически должны быть удобны, на эти заправки же не цистернами топливо надо возить – они же должны быть на газовых сетях среднего давления. Значит, надо посмотреть географию заправок. На все расчеты нам надо время», - отметил президент РТ.
АВТОБУСЫ НА ГОЛУБОМ ТОПЛИВЕ
Эксперты газеты «БИЗНЕС Online» оценили задумку «Газпрома» по развитию в Татарстане газозаправочных станций:
Леонид Штейнберг – гендиректор ТФК «Кама-Тракс», президент логистической ассоциации РТ:
- На перспективу идея отличная, но надо по-настоящему и серьезно к ней готовиться. Это программа и дело далеко не одного года. Я согласен с переводом автобусов, микроавтобусов, коммунального транспорта на газомоторное топливо, но при этом нельзя забывать и о необходимости строительства автомобильных газонакопительных компрессорных станций. Однако для нас, региональных перевозчиков, необходимо еще решить вопрос с двигателем. Двигатель для газомоторного топлива, который по нашим расчетам нужен для грузовых перевозок, – это двигатель на 400 - 450 лошадиных сил. На том же КАМАЗе делают двигатели, но у них мощность всего 300 л.с. Для автобусов это нормально, для нас мало…
Будет ли Сергей Когогин разрабатывать двигатели на 450 л.с.? Придется, ведь Европа переходит на такое топливо, и у нас этим занялись. И, конечно, если подобные машины с такими двигателями будут производить, то переводить весь автопарк на них без поддержки будет сложно. Я считаю, «Газпромбанк», к примеру, должен как-то профинансировать подобный переход, и давать нормальные дешевые кредиты. Знаете, почему вдруг все озаботились этой проблемой? Потому что нормальной реализации газа в Европе нет! Поэтому «Газпром» и начал заниматься проблемой газомоторного топлива только сейчас, хотя начинать ее решать стоило бы давным-давно.
Наиль Садриев - директор ПАТП-4 (Казань):
- Направление по газомоторному топливу, безусловно, перспективное. Но пока мы до конца еще не просчитали стоимость перехода всего нашего предприятия на это топливо. Нужна не только соответствующая техника - необходимы и заправочные станции. А стоимость газомоторной станции, которую я мог бы установить на своем предприятии - мы тут подсчитали - 30 миллионов рублей! И это одна станция на производственной базе. При этом я исходил из расчета, что время на заправку одного автобуса с газовым баллоном – 20 - 25 минут. С учетом 200 автобусов – на это надо 100 часов.
Кроме того, есть вопрос и с реструктуризацией производственной базой. У нас, например, ворота такие, что автобусы с газовым баллоном не проезжают. Необходимо и спецоборудование для проверки газовой системы, так как газ – штука все-таки небезопасная, и несоблюдение правил безопасности чревато последствиями. То есть вопрос с газомоторным топливом, в принципе, своевременный, и дай Бог, если нам помогут с кредитами «Газпромбанк» или «Россельхозбанк». В конце концов, это не только экономический вопрос, но и вопрос экологии.
Юрий Иванов – генеральный директор ПАТП (Нижнекамск):
- Я тоже был на совещании в кабмине РТ. Перспективы использования газомоторного топлива для республиканского транспорта, конечно, актуальные… Но вот посудите сами, в нашем Закамском регионе из 8 газозаправочных станций работают только две. При этом на весь Нижнекамск – лишь одна газозаправочная станция! И ей уже лет 30, она очень старая. Мы-то, безусловно, хотим участвовать в этой программе, и с удовольствием получили бы соответствующие автобусы на газомоторном топливе, но без газозаправочных станций ничего не получится. Можно сделать эту станцию на нашей базе, даже предлагаем это сделать, тем более что через нас проходит газовая труба, и отопление газовое, проблем не будем. Я могу построить станцию, если действительно, как было сказано на совещании, тот же «Газпромбанк» поможет нам с дешевыми кредитами. По нашим подсчетам, на одну станцию потребуется до 20 миллионов рублей. Это я еще не считаю перевод собственно автобусного парка на газомоторное топливо.
Справка По данным «Газпрома» использование природного газа в качестве моторного топлива активно развивается в мире и в настоящее время осуществляется более чем в 80 странах. Среднегодовой рост парка автомобильной техники на природном газе составляет 26%. Ведущие мировые автопроизводители выпускают более 80 моделей газовых автомобилей. Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается примерно в 90 тыс. единиц, 4,6% которых принадлежит «Газпрому». Сегодня в 58 регионах Российской Федерации действует 246 автомобильных газонаполнительных компрессорных станции (АГНКС), суммарная ежегодная проектная производительность которых составляет около 2 млрд. куб. метров. В России группе «Газпром» принадлежит 210 АГНКС. В 2012 году, по предварительным данным, через российские АГНКС реализовано 390 млн. куб. метров компримированного природного газа, что на 28,4 млн. куб. м больше, чем в 2011 году. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.