Завтра в здании Духовного управления мусульман состоится заседание пленума данной организации. Официально повестка не озвучивается, но, по данным сразу нескольких источников «БИЗНЕС Online», ключевой вопрос - рассмотрение заявления главы Духовного управления мусульман Татарстана Илдуса Файзова об отставке по собственному желанию. Основная причина – состояние здоровья.

В ДУМ РТ от каких-либо комментариев газете «БИЗНЕС Online» отказались. Наш высокопоставленный источник в казанском Кремле сообщил, что заявления как такового пока нет, но Файзов уже сообщил о своем решении, и к нему там «отнеслись с пониманием и уважением».

Информацию об уходе Файзова с поста муфтия газете «БИЗНЕС Online» подтвердил ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, отметив также, что речь идет о добровольной отставке по состоянию здоровья.

«По уставу, если муфтий написал заявление, то его место временно занимает заместитель до тех пор, пока на пленуме не будет обсуждаться вопрос выдвиженцев на пост муфтия, - рассказал Мухаметшин. – Но возможен и другой вариант развития событий – заместитель муфтия может быть и.о. до тех пор, пока на съезде не будет выбран новый муфтий. Выдвиженцам в любом случае необходимо дать время, чтобы они могли заявить о себе».

В то же время источники, близкие к Кремлю, говорят, что Файзову давали шанс остаться работать. «Его никто не просил уйти с должности, его просили начать работать. Но тот, видимо, принял для себя внутреннее решение», - говорит собеседник.

ПЛЕНУМ ДЕЖАВЮ

Напомним, что чуть больше двух лет назад при отчасти похожих обстоятельствах досрочно свои полномочия сложил предшественник Файзова – Гусман Исхаков, возглавлявший ДУМ РТ с памятного объединительного съезда 1998 года.

Кресло под Исхаковым зашаталось после «нурлатских» событий, когда 25 ноября 2010 года в Нурлатском районе Татарстана прошла спецоперация татарстанских силовиков с применением военной техники, вертолета и участием более 500 милиционеров по уничтожению троих вооруженных жителей Чистополя. Силовики провели операцию по уничтожению религиозных радикалов. Вернувшись с больничного Исхаков вдруг понял, что ему надо сосредоточиться на развитии центра изучения Корана «Рашида».

На хозяйстве тогда остался первый зампредседателя ДУМ РТ Файзов. Он же стал фаворитом предвыборной гонки, которую и выиграл при активной поддержке казанского Кремля. Первым пунктом в предвыборной программе Файзова была борьба с «нетрадиционный исламом», а также улучшение бытовых условий имамов. Программа постепенно реализовалась, вызывая массу конфликтов со сторонниками предыдущего муфтия и священнослужителей, придерживающихся нетрадиционных (и не только) взглядов.

Бурные процессы внутри мусульманской общины (которые большей частью не были заметны остальным гражданам) взорвали страшные события 19 июля, когда в результате покушения был убит начальник отдела образования ДУМ РТ Валиулла Якупов и подорван джип с Файзовым. В результате последний был ранен и проходил длительное лечение. Буквально на днях он вернулся из Турции, где проходил очередной курс лечения.

Не будем вдаваться в причины летних и последовавших за ними событий, но очевидно, что Татарстан стал жертвой не только внутренних конфессиональных противоречий, но и подвергся некой агрессии сил, с которыми столкнулся впервые. Но это отдельная тема для разговора.

ПРЕДВЫБОРНЫЕ ВОЛНЕНИЯ

Итак, завтра на пленуме должно быть озвучено не только прошение об отставке Файзова, но и назначен исполняющего обязанности главы ДУМ РТ. В прошлом случае и.о. муфтия Исхакова стал его первый заместитель Файзов. Сейчас первым заместителем является Абдулла Адыгамов. Также будет названа дата съезда мусульман РТ, на котором будет выбран новый глава Духовного управления.

«Планируется, что съезд мусульман состоится 16 - 17 апреля. После заседания пленума 10 дней дается на прием заявок желающих принять участие в выборах на пост муфтия. После этого называется дата съезда и утверждаются кандидаты», - объяснил источник «БИЗНЕС Online», близкий к ДУМ РТ.

Тем временем стали известны некоторые кандидатуры на пост муфтия Татарстана. Как сообщают наши источники, близкие к ДУМ и казанскому Кремлю, наиболее вероятным претендентом на пост и. о. главы ДУМ РТ является имам мечети «Тынычлык» («Спокойствие») в поселке Мирный 28-летний Камиль Самигуллин.

В пользу того, что именно Самигуллин станет фаворитом гонки, говорит и появление на татарстанских интернет-ресурсах информационного вброса, который, судя по всему, по замыслу его загадочного автора Марса Фарукова, должен дискредитировать Самигуллина.

"Получивший образование в Турции Камиль хазрат Самигуллин является членом джамаата «Исмаил Ага», характеризирующийся как ультрареакционный, ультраконсервативный. В Турции их называют «оплотом фундаменталистской реакции». Таким образом, Камиль Самигуллин не является представителем татаро-российского традиционного ислама", - приходит выводам автор.

Отметим, что общество "Исмаил Ага" действительно является достаточно консервативной общиной, относится к суфийскому ордену Накшбанди и достаточно лояльно к существующей турецкой власти – партии дейстующего премьера Тайипа Эрдогана.

Газета «БИЗНЕС Online» пока не нашла полной биографии кандидата в муфтии, но наши информированные источники рассказали, что Самигуллин кроме Турции учился и в РИУ, и в дагестанских учебных религиозных заведениях. Также он скоро должен получить диплом теолога (подчеркивается также, что он хороший проповедник). «Не беспокойтесь, он просвечен и органами, вопросов к нему нет», - было сказано нашему корреспонденту.

ОН БЫЛ БЫ ХОРОШ В РОЛИ МУФТИЯ

В самой мечети «Тынычлык», где Самигуллин уже два с половиной года служит имамом, не скрывают – им известно о том, что хазрат может занять пост муфтия.

- О нем я могу отозваться только положительно, - заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Анас Гарифуллин, помощник Самигуллина. - Он может найти подход и к молодым, и к престарелым прихожанам. К нему обращаются по самым разным вопросам: по религиозным, по семейным и дружеским. Он был бы хорош в роли муфтия. Молодой возраст ему нисколько не будет мешать, у него богатый жизненный опыт по линии религии. Он знает много языков – недавно к нам приезжал по приглашению Самигуллина муфтий из ЮАР, так он его слова без проблем переводил на татарский язык. Дай Бог, если наша мечеть для него трамплином в сторону муфтия станет.

- Он Коран знает наизусть и считается честным человеком, - кивает другой прихожанин. - Желательно, чтобы новый муфтий был из Татарстана, конечно, чтобы знал проблемы и чаяния местных мусульман. У него и толерантность есть в характере – он прекрасно общается и с представителями других религий.

- Он не бизнесмен, и это правильно, пускай воспитывает как муфтий в религиозном отношении, а бизнесом пускай предприниматели занимаются, - заключил Гарифуллин.

Сам Самигуллин сегодня большую часть времени, по словам прихожан, провел в ДУМ Татарстана, а утром давал интервью телевизионной группе ТНВ.

Анас Гарифуллин - о Самигуллине

ВСЕ ДОСТОЙНЫЕ

С одной стороны, выбор в пользу 28-летнего имама можно расценивать в рамках проводимой республиканскими властями политики омоложения руководящих кадров.

Некоторые старожилы вспоминают, что Альбир Крганов возглавил в 18 лет муфтиат Чувашии, также в раннем возрасте приступил к работе в ЦДУМ Талгат Таджетдин. Также Самигуллина называют в числе если не соратников, то как минимум единомышленников Файзова. Среди других его плюсов – глубокое знание исламской теологии. Это признают даже его оппоненты.

В то же время нельзя не сказать и об отсутствии управленческого опыта (два года управления мечетью в пригородном поселке Казани явно недостаточно, чтобы взять в руки руководство 1500 мусульманскими приходами), а также его неизвестность широкой публике.

В кругах мусульманского духовенства обсуждается, что в первоначальный топ-лист входило несколько фигур. Это «варяги», представители дружественного сейчас татарстанскому муфтиату ЦДУМ Таджутдина - муфтий Ханты-Мантийского автономного округа Тагир Саматов, имам соборной мечети Самары Иршад Сафин и муфтий Чувашии и Москвы Крганов.

В то же время обсуждались кандидатуры и из местных мулл. Это и председатель совета улемов РТ Рустам Батров, бессменный главный казый (шариатский судья) РТ Джалиль Фазлыев и имам мечети «Сулейман» Ильдар Баязитов.

На каком-то этапе последнего считали фаворитом всей гонки. Возглавив в 2002 году одну из не самых популярных мечетей Казани, он сделал ее центром притяжения для мусульманской молодежи. Баязитов сумел создать центр подготовки хафизов (знатоки Корана наизусть), организовать реабилитационный центр для незрячих. Сейчас он строит на пересечении улиц Серова и Кулахметова новую мечеть, где помимо молельного зала расположится мусульманское реабилитационное учебное заведение для незрячих и слабовидящих детей. Ильдар хазрат Баязитов отказался комментировать ситуацию вокруг выборов на пост главы ДУМ РТ газете «БИЗНЕС Online», объяснив это отсутствием официально подтвержденной информации.

Источники «БИЗНЕС Online» в казанском Кремле говорят, что с уважением отнесутся к выбору мусульман и готовы всячески содействовать тому, кто возглавит ДУМ, а также надеются, что ДУМ удастся взять курс на единение уммы.

НЕ СЛОЖИЛОСЬ ЕДИНСТВА В УММЕ

Эксперты газеты «БИЗНЕС Online» оценили возможные перестановки в ДУМ РТ.

Рафаэль Хакимов - вице-президент академии наук РТ:

- Об отставке муфтия давно ходили слухи. Насколько я знаю, долго не могли найти кандидатуру ему на смену. У Файзова, к сожалению, должного авторитета среди мусульман республики не было, не сложилось единства в умме, а настоящий муфтий должен быть харизматичным. Файзов, по всей видимости, все же был тесно связан с прошлым муфтиятом, и дела у него не пошли. Более того, был возможен раскол уммы. Самигуллин учился в Турции, чьи духовные лидеры и премьер-министр Эрдоган сейчас тянутся к Европе, стремятся к реформированию ислама. В Турции распространено общественно-религиозное течение джадидизм, которое подразумевает толерантный подход, характерный и тюркским народам. Поэтому нам это не чуждо.

Габдулла Галиуллин - имам казанской мечети «Нурулла», бывший муфтий РТ:

- Ильдус Файзов покинул пост, наверное, по состоянию здоровья. Но он разобщил общину, до него не было такого раскола. Что касается следующего муфтия, то завтра на пленуме должна произойти процедура выдвижения кандидатур, их должно быть несколько. На мой взгляд, муфтием должен стать человек, который работал у нас. О некоторых кандидатах мы знаем только понаслышке.

"ВАРЯГИ" НАМ НЕ НУЖНЫ

Фарид Салман - председатель совета улемов централизованной мусульманской организации РАИС, председатель центра по изучению Священного Корана и Сунны:

- Если исходить из той политики и деятельности, которую ведет Камиль хазрат, я одобряю, приветствую и поддерживаю его избрание на этот высокий пост. Его деятельность традиционная, несмотря на то что буквально на днях была проведена PR-компания по его дискредитации. Это говорит о том, что враги традиционного ислама и в России, в частности, в Татарстане, очень озабочены, что на смену одному большому богослову может прийти еще более молодой и энергичный. Я надеюсь, что нынешний кризис в Духовном управлении, вызванный терактами прошлого года, наконец, будет преодолен, Духовное управление выйдет из стагнации и, наконец, займется должной деятельностью. Не отрицая ни в коем случае достоинства Ильдуса хазрата, Камиль хазрат достаточно молодой, это плюс.

К сожалению, институт управления мусульман в России безнадежно устарел, пришел в упадок и сейчас нуждается в реформировании и полной перестройке государственно-конфессиональных взаимоотношений между российским государством и исламом. Возраст в данном случае играет очень важную роль, потому что целевая аудитория, идущая в ислам, все более омолаживается. Это достаточно большой плюс для Камиля хазрата. Плюс уровень его знаний, теологическая подготовка, ярая приверженность к традиционному исламу.

Турция для России не враг. И в этой стране, и в России есть сектанты и всяческие люди, паразитирующие на религии, но тем не менее Турция остается одним из очагов традиционного ислама. В Турции есть приверженцы ислама политизированной формы, которые выдвигались в ходе этой PR-кампании по очернению Камиля хазрата. Эти аргументы беспочвенные. Система воззрений Камиля хазрата, которая могла быть выработана и до поездки в Турцию, а в Турции она была упрочена, думаю, представляет опасность для представителей ваххабистско-салафитских радикалов. Традиционный турецкий ислам во многом идентичен татарскому исламу, в нем ничего опасного нет. Казань и Стамбул наряду с Каиром были центрами книгопечатания. Казанские исламские издания переиздавались в Стамбуле и наоборот.

Ильдусу Файзову нужно отдать должное. Человек проявил недюжинный героизм, и я выражаю ему благодарность за работу в тяжелое время. Его уход - серьезная имиджевая потеря для Татарстана, особенно перед Универсиадой, после полугода его отсутствия на религиозной арене республики.

Файзов разворошил ваххабитское гнездо, которое было свито в Татарстане, показал серьезность этой проблемы. Однако демонтаж наследия муфтия Гусмана Исхакова до конца не проведен. Остаются нерешенные моменты, нужно обновление кадров. Люди, которые вчера верой и правдой служили Гусману Исхакову, сегодня не могут служить Илдусу Файзову без лицемерия.

Ильшат Саетов - кандидат политических наук, доцент кафедры регионоведения и исламоведения КФУ:

- Насколько я знаю, Илдус Файзов сам решил уйти из муфтиев. С момента летнего покушения его особо и не было видно. Что касается нового муфтия, то его, конечно, выбирают мусульмане. Рассуждать, кто лучше, - дело неблагодарное. Муфтия будут выбирать имамы, и как все обернется, никто не знает.

Если говорить про Самигуллина, то он нам подходит по главным критериям - по вероубеждению (акыде) и правовой школе (фикху), он матуридит-ханафит. Другое дело, что обучался он в Турции, и могут быть некоторые сомнения по поводу турецкого влияния. В последнее время некоторые личности рассылают разные анонимки, доводят дело до крайности, говорят об иностранном влиянии как о страшном зле, причем пользуются совершенно субъективной информацией из блогов. Но если посмотреть историю, то многие наши татарские имамы и ученые учились за рубежом, и в этом не было ничего особенного, наоборот, это помогало им развиваться как духовно, так и интеллектуально. Турция гораздо более похожа на нас по менталитету. Говорить о негативном турецком влиянии – это перегибание палки.

Насколько я знаю, Самигуллин учился в медресе, принадлежащем общине «Исмаил Ага». В СМИ их любят преподносить как исламистов и так далее, но в целом это безобидный тарикат. Они строго придерживаются консервативного ханафитского фикха и слабо адаптированы к современности, это своеобразная реакция на вестернизацию турецкого общества. Хотя в последнее время больше выходят с инициативами, свойственными для гражданского общества, - учатся у других более современных джамаатов. Это достаточно закрытая, в том числе географически, община, которая хорошо сохраняет традиционные религиозные ценности. Но каких-то новых методов или универсальных способов развития для всех мусульман они не предлагают.

Я общался лично с Самигуллиным, мне он показался в первую очередь глубоко религиозным человеком, что и требуется от муфтия. Он смог правильно выстроить работу у себя в мечети. Пока он молодой, и непонятно, насколько сможет выстроить управленческую работу в случае избрания муфтием. Главное для него будет максимально расширить свою социальную базу, не зацикливаться только, скажем, на суфиях, вести диалог со всеми. Одна из главнейших его задач будет также обезопасить себя от влияния различных провокаторов-псевдоисламоведов.

Мансур Залялетдинов – мухтасиб Казани:

- Я не могу охарактеризовать никого из кандидатов на пост муфтия, потому что являюсь мухтасибом города. Это было бы предвыборной кампанией, я не имею права это делать.

Ильдус Файзов находился в Турции, я долгое время не видел его. Думаю, его уход с поста связан с состоянием здоровья. Реабилитация продолжается слишком долго. Мне сложно дать оценку его работе, но работа проводилась большая.

Претендовать на пост могут, естественно, и представители других регионов, но вопрос: будут ли они? Примут ли их местные, и войдут ли они в это общество? Татарстан - очень специфический регион. Человек, который здесь не работал, который не был здесь в системе духовенства, не варился в этом котле, не сможет здесь быть. Человек должен быть авторитетным в регионе.

Ильшат Гимадеев - религиовед:

- Насколько я знаю, Камиль Самигуллин заведует редакционно-издательским отделом ДУМ, хотя, кажется, книг не очень много издается. Он не публичная фигура, и как имама я не могу его охарактеризовать. Самигуллин был бы хорош, скажем, в роли заместителя по шариатским вопросам.

Во всяком случае Тагир Саматов и Альбир Крганов - люди более опытные. Но назначить Крганова муфтием - это несерьезно. Человек достаточно чужой. Важно учесть, что он относится у ЦДУМ. Тем более в последнее время он работает в Москве и сделал уже достаточно громких заявлений. Планов у него там громадье. Вот пусть попытается их там осуществить. Пожелаю ему успехов.

Кто бы ни был следующим муфтием, лишь бы работал. Он должен быть хорошим организатором, наладить техническую часть и административно-хозяйственную работу. Надо дистанцироваться от политики. За идеологию же должен отвечать коллегиальный орган. Вообще, принцип совещательности должен четко соблюдаться. Совет улемов должен быть наделен соответствующими полномочиями и укомплектован достойными кадрами.