- Рустэм Ильдусович, какую главную тенденцию можно выделить сегодня на страховом рынке России?
- Продолжается укрупнение компаний, и проработавшие 15 - 20 лет региональные страховщики вынуждены или уходить с рынка, или продаваться крупным холдингам. Этот процесс идет в связи с тем, что страховые фирмы обязаны увеличить уставной капитал как минимум до 120 миллионов рублей. Растут требования и к качеству капиталов и активов. Так что компании будут и дальше укрупняться, а количество страховщиков - уменьшаться.
- А если взять частности? Например, одним из заметных новшеств 2012 года стали изменения в области техосмотра. Как вы их оцените? И что нас ждет здесь в ближайшем будущем?
- Это типичный пример того, как эмоциональное решение одного человека, ломая создававшуюся годами систему, приводит к колоссальным затратам, неразберихе, а в итоге получается бардак.
Как вы помните, Дмитрий Медведев (в то время - президент России) предложил отменить техосмотр. Да, система была неидеальна, случались продажи талонов техосмотра, но по отдельным случаям нельзя заявлять о том, что вся система плоха, а все чиновники взяточники. А тут после команды сверху заработал гигантский механизм - в течение года были внесены изменения в 48 нормативных актов. Отлаженную систему ГИБДД по контролю за техосмотром сломали и отдали в частные руки. Глава ГИБДД Татарстана Рифкат Минниханов на одном из совещаний очень правильно заметил, что система техосмотра - это сложный и тонкий механизм, а сам техосмотр приносит доход только в крупных населенных пунктах. Тем не менее станции техосмотра должны быть не только в городах, но и в райцентрах: это социальная составляющая - не должен автолюбитель ездить за техосмотром в столицу. И система была выстроена, работала, и каких-то жутких очередей не было.
По новому закону, с 1 января 2012 года контроль за техосмотром поручили Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Но, сломав старую систему, не успели создать новую. Талоны стали выдавать так: платишь 3 тысячи рублей, и страховой агент выдает тебе полис. При этом техосмотр проводится «на глазок» – полномочия у страхового агента есть! Потом придумали какие-то чемоданчики размером с автомобильную аптечку, мол, с такой аппаратурой можно провести качественный техосмотр. Но это же не серьезно! Сотни тысяч полисов было выдано без надлежащего техосмотра. В итоге пошел всплеск ДТП по причине ненадлежащего технического состояния автомобилей. То есть за псевдоновации заплатили жизнями и здоровьем людей. Начались скандалы в СМИ. Дошло до того, что президент РСА Павел Бунин написал заявление об уходе. И после этого бардака в декабре 2012 года Медведев (уже будучи премьер-министром) подписал постановление о выдаче диагностической карты, которая заменит талон техосмотра.
Это напоминает пословицу: «Не было печали - купила бабка порося». Если мы что-то меняем, цель должна быть простая - улучшить ситуацию. А модернизация системы техосмотра ситуацию ухудшила. Конечно, есть плюсы - на новые автомобили не нужен техосмотр. Но ведь это можно было сделать одним постановлением. Сейчас диагностические карты выдаются, круг операторов расширился, хочется верить, что после второго изменения система заработает.
- Еще одна волнующая каждого автомобилиста тема – ОСАГО. Выплаты должны увеличиться, значит, и тарифы подрастут?
- У нас стали обычными разговоры про «дорогие» полисы ОСАГО - мол, это грабеж. Но давайте разберемся. Взносы составляют всего 3 - 4 тысячи рублей в год. При этом машины стоят дороже, чем в Германии, где за ОСАГО надо заплатить 5 тысяч евро (200 тысяч рублей), а бензин - дороже, чем в США. Но мы не кричим: «Почему у нас дорогие авто и бензин?!» Кричим только про ОСАГО. Сейчас, если автовладелец сбил пешехода, выплата семье погибшего по ОСАГО составляет 160 тысяч рублей, а с введением изменений в законодательстве пострадавшие будут получать 500 тысяч. Цель закона ОСАГО – защита прав пострадавших в ДТП. И сам автовладелец может пострадать в ДТП, или его машина получит повреждение, и ему по ОСАГО выплатят. Но про это тоже забывается.
В 2012 году с рынка ОСАГО России ушли 9 страховщиков. Если бы все было, как нас уверяют, в шоколаде, компании бы не сворачивали свою деятельность! Почему они ушли? Потому что нагрузка все время возрастает, выплачивать надо все больше и больше. Повышается лимит ответственности: когда вводили этот вид страхования, сумма в 120 тысяч рублей покрывала большинство случаев, а сейчас даже небольшое ДТП с участием дорогих автомобилей легко выходит за этот лимит. И он будет увеличен до 400 тысяч. Конечно, придется увеличивать тарифы.
СИЛОВИКИ ПОКА НЕ МОГУТ НАЙТИ УПРАВУ НА МОШЕННИКОВ
- Европротокол, призванный облегчить оформление мелких ДТП, так и не приживается. Автовладельцы боятся, что им не заплатят по полису, страховщики - что придется платить за «липовую» аварию. Замкнутый круг?
- Европротокол - это принятый в мировой практике регламент, по которому при мелких ДТП водители сами, без вызова полиции, определяют, кто виноват. И полиции удобно, и водителям, и пробок на дорогах меньше. Сегодня европротокол позволяет получить до 25 тысяч рублей, но эта сумма будет увеличена до 50 тысяч. Намерения замечательные! Однако чтобы система реально заработала, мало одного желания, необходимо создать определенные условия.
Почему автомобилисты боятся оформлять европротокол? Приведу такой типичный пример. В ДТП помяли бампер или разбили фару. На первый взгляд, пустяк, но на деле он зачастую оборачивается большими издержками – выясняется, что, на самом деле, рама «пошла», крыло помялось и так далее. Или другой типичный случай. Сначала при мелком ДТП стороны сошлись во мнении, кто из них виноват, но позже виновник посовещался с адвокатом и изменил показания: «Нет, я не виноват! Подписал европротокол в состоянии аффекта, на меня давили».
Точка зрения страхового сообщества: если все по-честному, европротокол замечателен. Но наше страховое законодательство несовершенно в сфере санкций к недобросовестным людям, которые наживаются на «липовых» ДТП. Если человек украл банку консервов в супермаркете, могут завести дело - он вор. А если обманул страховую компанию и получил миллион, то чрезвычайно тяжело привести его к ответственности. Более того, и общество, и СМИ, как правило, на стороне этого человека. Обмануть страховую компанию считается сегодня просто подвигом. В деформированном общественном сознании эта норма, к сожалению, прижилась.
«В последние годы стала очевидной тенденция к сокращению количества страховщиков и укрупнению компаний» |
Страховые компании беззащитны перед мошенниками. Одно дело, если человек просто завышает размер причиненного ущерба (хотя и это - украденные деньги), другое – когда работает профессиональная группа мошенников. Впрочем, не буду раскрывать схемы, которые по европротоколу позволяют получать каждую неделю деньги в разных страховых компаниях… Страховщики без помощи государства и силовых структур не могут эффективно бороться с мошенниками. Так что европротокол пока работает только в одну сторону - на мошенников.
- Но, наверное, все-таки были доведенные до суда дела по мошенникам, когда кого-то посадили…
- Регулярно читаю сообщения о задержании групп мошенников в соседних регионах. В Татарстане у силовых структур есть понимание того, что с мошенниками надо бороться, но почему-то все время находятся причины, из-за которых подобные дела не доводят до суда. У нас есть предварительная договоренность с министром внутренних дел по Татарстану Артемом Хохориным о встрече, на которой я доложу о ситуации с мошенничеством. А она аховая! На долю мошенников приходится порядка 15 процентов от суммы страховых возмещений. Миллиарды рублей уходят в теневой оборот, и эти средства питают коррупцию, терроризм, криминальные структуры. Впереди у нас Универсиада - надо перекрыть эту финансовую «пуповину»!
Два года назад на профильном совещании в МВД я заявил, что в Татарстане действует рынок аренды побитых запчастей. Мне не поверили. Сейчас на сайтах в открытую предлагают, скажем, комплекты «выстреленных» подушек безопасности. Взял такой комплект, имитировал ДТП, потом вернул. Мы с подобным, конечно, боремся - например, есть методика определения, выстреливала подушка или нет.
Мошенничество - больной для страховщиков вопрос. Есть два пути его решения. Первый - страховщики будут уходить из регионов. Например, недавно руководитель ООО «Росгосстрах» Данил Хачатуров заявил о том, что компания собирается прекратить продажи полисов ОСАГО в 28 субъектах РФ и в первую очередь в Татарстане. То, что «Росгосстрах» по ОСАГО уходит из Татарстана - это своеобразная «черная метка» и упрек, в том числе правоохранительным органам. Второй путь - страховщики поднимут тарифы, чтобы компенсировать убытки.
- А позитив в вашей повседневной работе есть? А то уж больно все мрачно получается…
- Перед Новым годом на встрече в союзе страховщиков республики директор одной уважаемой страховой компании рассказала, что ее заместительница очень хвалит филиал МСК в Татарстане. Эта женщина попала в ДТП, и у нас быстро выплатили страховку, ей очень понравилось обслуживание, оперативно и качественно сделали машину в сервисе. Услышать такую похвалу приятно, а от коллег - вдвойне!.. Мы за месяц только по автострахованию выплачиваем более тысячи страховых возмещений, а это значит, что более тысячи семей получают денежную компенсацию.
Несколько лет назад мы проводили исследование каналов привлечения клиентов в компанию: сколько из них приходит благодаря рекламе, по рекомендации наших партнеров и так далее. И оказалось, что очень многие приходят по рекомендации друзей и знакомых. Так что лучшая реклама для страховщика - страховая выплата. Подавляющее большинство клиентов довольны обслуживанием в нашей компании, рассказывают об этом друзьям, и сарафанное радио работает.
СПАСЕНИЕ «СПАССКИХ ВОРОТ» И ПРИМАНКА ИЗ ДЕШЕВЫХ ПОЛИСОВ
- В этом году ОАСО «ПСК » отмечает 20-летний юбилей, пять лет назад компания стала филиалом «ПСК Казань» ОАО «СГ МСК». Солидный возраст, впечатляющие успехи, заслуженная популярность… А с чего все начиналось?
- Инициаторами создания ПСК были Олег Расторгуев и Людмила Леонова - хочу выразить им свою благодарность! А я был руководителем рабочей группы по созданию компании, с первых дней стал ее директором, и вот уже двадцать первый год работаю на одном месте: для России - необычное явление… За 20 лет российский страховой рынок прошел колоссальный путь. Количество страховщиков доходило до 4 - 5 тысяч, сейчас - около 500 компаний, то есть почти в 10 раз меньше.
В последние годы стала очевидной тенденция к сокращению количества страховщиков и укрупнению компаний. А мы эти веяния почувствовали давно и поняли: «Да, мы крепкий, но все же региональный страховщик. Мы достигли потолка, надо просчитать возможные варианты развития». Было принято решение интегрироваться в один из крупных страховых холдингов. Вели переговоры и с иностранными компаниями, но, так получилось, оказались в орбите интересов Банка Москвы и на последнем этапе проводили переговоры только с этой группой. Интегрировались в МСК в 2008 году, через несколько месяцев разразился кризис. То есть успели сесть в уходящий поезд, оказались в тренде, сделали все своевременно и получили новые возможности для развития.
«Случаи по страхованию «бюста звезды шоу-бизнеса» - это больше PR-акции, чем серьезное страхование» |
- В 2011 году к страховой группе «МСК» присоединилась ЗАО страховая группа «Спасские ворота», у которой были серьезные проблемы…
- Ситуация со «Спасскими воротами» была непростая. Компанию еще при мэре Юрии Лужкове приобрели структуры правительства Москвы. Как стало известно позже, фирма была «пустышкой» - никаких активов и огромные долги. Как можно было купить такой актив без аудита – вопрос не ко мне. После смены руководства в Москве было принято решение об объединении всех страховых активов, входящих в эту группу. На тот момент в ней было 7 страховщиков, из них универсальных – 4: ОАО «Московская страховая компания», ЗАО «Стандарт резерв», ОАО «Промышленная страховая компания» (ПСК), «Спасские ворота». После анализа ситуации выяснилось, что компании оптимально было объединить вокруг ПСК. Мы можем с гордостью утверждать, что юридические корни нашей группы из Казани. И группа МСК, отмечая 20-летие, принимает за дату своего рождения – день основания ПСК. То есть сначала мы переименовались в МСК, была создана группа «МСК», потом присоединили Московскую страховую компанию, «Стандарт резерв» и «Спасские ворота». Но это слишком громко сказано - «присоединили»: нам достались от последних долги и проблемы! Активов там не было никаких, фактически мы грудью закрывали проблемы людей, которые «неплохо» потрудились и обогатились. За счет средств страховой группы «МСК» мы расплатились с долгами «Спасских ворот».
Причем Татарстан для «Спасских ворот» был наиболее проблемным регионом - здесь количество людей, которые ждали выплат, исчислялось тысячами! Многие ждали деньги годами! И оформление страховых возмещений, и финансовые затраты легли на наш коллектив. Скоро будет два года, как мы занимаемся этой работой. И сейчас уже можно сказать, что мы рассчитались со всеми долгами. Заверяю: если бы МСК не купила «Спасские ворота», люди бы своих денег не получили. А кстати, почему они покупали полисы в этой компании? Потому что у нее они были самые дешевые. Это пирамида: за счет привлечения большого количества новых клиентов идут выплаты старым; работники получают премии за «вал» полисов; компания улучшает позиции в рейтингах, а потом… или продается, или тонет.
- И сколько компаний так утонуло?
- В прошлом году в России с рынка ушли 16 страховщиков, причем это не мелкие компании. Например, ООО СК «ИнноГарант», которое страховало туристическую компанию «Капитал тур». Компания «ИнноГарант» не смогла заплатить иски в 100 миллионов рублей при уставном капитале в 1,6 миллиарда… Из этих 16 компаний некоторые работали в Татарстане, например, ООО СК «Тирус». Данная компания активно демпинговала, у нее были «замечательные» тарифы КАСКО, теперь этими полисами можно оклеивать стены, больше они ни на что не годны. Люди, будто бы сэкономившие на страховке, остались ни с чем. Со «Спасскими воротами» была такая же история, но МСК выполнила обязанности за эту компанию. Это и есть та социальная ответственность, о которой так модно говорить. Но об этом никто не сообщал, не писал в газетах… Отношение к страховщикам в нашей стране достаточно специфическое. У нас стало хорошим тоном «лягать» страховщиков и доброго слова дождаться тяжело. А ведь страховое сообщество – это симбиоз бизнеса и социальной составляющей. В Татарстане ежегодно сотни тысяч (!) людей получают страховые возмещения. Кто-то лишился кормильца и не мог выплатить ипотеку, у кого-то угнали или разбили машину, у другого сгорел дом, - и нет ни одной положительной статьи о том, что в этих тяжелых ситуациях людей спасла страховка. А, кроме этого, в страховых компаниях работают сотни тысяч человек, они получают зарплату, кормят свои семьи, страховщики платят взносы в пенсионный фонд, в бюджеты всех уровней. Если сравнить объемы прибыли и выплат страховщиков, эти суммы будут несоизмеримы. Пользуясь случаем, хочу сказать, что обществу нужно менять свое отношение к страховщикам. СМИ тоже не должны видеть в нас только плохое и показывать только одну сторону - пусть будет честный разговор, пусть показываются и хорошие примеры работы страховщиков. Надо быть объективными.
- Получается, столько достойных страховщиков, что рядовому гражданину будет трудно определиться. А в чем главные конкурентные преимущества МСК?
- Во-первых, мы входим в группу банка ВТБ (ОАО). Это мощная группа с участием государства, а во время кризиса денег ни у кого нет, кроме государства, которое помогает и банкам, и финансовым структурам, и промышленности. Кстати, есть страховые компании, в названии которых присутствует сокращение «гос», но при этом в них уже нет участия государства, и это многих вводит в заблуждение. У нас акционер – ВТБ, и мы этим гордимся. А когда вам не могут ответить, кто акционер компании, это наводит на определенные размышления.
«Сердце любой страховой организации - ее портфель по имущественному и корпоративному страхованию. «Локомотив» нашей компании – страхование имущества, грузоперевозок, транспорта, оборудования, опасных объектов. Наш страховой портфель очень взвешенный» |
Во-вторых, у страховой группы "МСК" - самый большой уставной капитал среди российских страховых фирм. Это говорит о надежности компании.
В-третьих, репутация: скоро начнет отсчет третье десятилетие нашей работы.
Не очень низкие цены на услуги? Но давайте рассмотрим аспект цены. Качественная услуга не может стоить дешево. У нас люди осознанно переплачивают за большие квартиры, хорошие машины, одежду от известных брендов, отдых на известных курортах. Но почему-то думают, что в страховании работают какие-то другие законы, и дешевый полис может быть качественным. 16 компаний ушли в прошлом году, их полисы превратились в бумагу - это плата за скупость! Я не призываю покупать полис по завышенной цене, но она не может быть ниже обоснованного минимума. Дешевые полисы часто говорят о предбанкротном состоянии компании. Бурный демпинг заканчивается уходом с рынка. Так что всех призываю к взвешенному подходу при выборе страховщика. Приведу слова Рокфеллера: «Никогда не экономьте на рекламе и страховании».
- Какие направления страхования приоритетны для вашей компании?
- Сердце любой страховой организации - ее портфель по имущественному и корпоративному страхованию. «Локомотив» нашей компании – страхование имущества, грузоперевозок, транспорта, оборудования, опасных объектов. Наш страховой портфель очень взвешенный.
- А бывают экзотические случаи страхования? Например, известный пианист застраховал свои пальцы?
- Чтобы застраховать пианиста, надо знать статистику по тысяче застрахованных пианистов и определить размер взносов и выплат. Так что случаи по страхованию «бюста звезды шоу-бизнеса» - это больше PR-акции, чем серьезное страхование.
- Какие главные задачи стоят перед компанией в ближайшей перспективе?
- Надеюсь, в ближайшие годы произойдет консолидация страховых активов группы ВТБ. Вместо нескольких компаний останется одна. Это усилит наши позиции на рынке и даст новые стимулы для развития нашего филиала.
СТРОИТЕЛЬ В ТРЕТЬЕМ ПОКОЛЕНИИ
- Как вы пришли в страховой бизнес?
- Я строитель в третьем поколении. Мой дед приехал в 30-е годы из деревни в город и работал каменщиком, отец закончил КИСИ, руководил известной в городе проектной организацией. И я пошел по этой стезе – закончил КИСИ. После института мне предлагали остаться на двух кафедрах и работать в трех проектных институтах. Но папа мне посоветовал пойти на производство. Да, на строительных объектах жарко и мокро, но это колоссальный опыт. На третий год я был командирован на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку и поработал в астраханских степях на строительстве Аксарайского газоперерабатывающего комбината. Там я понял, что комсомольские стройки поднимают не комсомольцы, а три категории строителей: осужденные, военные и шабашники. Причем объект, строящийся таким контингентом работников, мне пришлось сдавать французам! Документация на трех языках, сумасшедшие допуски, иначе сложное оборудование установить невозможно… Я работал прорабом в три смены, и у меня появилась первая персональная служебная машина – многотонный «КРАЗ»! И вот в 5 утра, сдав смену, я в этой многотонной махине лечу по предрассветной степи – ощущения неописуемые!
Занимался общественной деятельностью и был одним из лидеров клуба авторской песни «Апрель», мы проводили фестивали, куда приезжали тысячи людей со всей страны и известные барды – Александр Розенбаум, Олег Митяев, Леонид Семаков, Сергей Никитин. Во время перестройки мне, как общественному активисту, предложили возглавить сектор по работе с неформальными и творческими объединениями в Татарском обкоме ВЛКСМ. Там я проработал два года, потом по собственному желанию ушел в предпринимательство. Позже меня пригласили в страховой бизнес.
- У вас три высших образования. Какова была ваша мотивация получить дополнительные?
- Сейчас СМИ обсуждают несколько скандалов с липовыми дипломами известных людей. Возможно, эта тема еще получит развитие… Я в трех вузах учился не для корочки, а для знаний, и мои дипломы не фигурируют на моих визитках. Мотивация учиться была такая. Лет 12 назад всплыл проект новых требований к руководителям страховых компаний: нужно было иметь высшее образование - или юридическое, или экономическое. Чтобы им соответствовать, я закончил заочно юрфак КГУ. Но пока учился, в требованиях к руководителям страховых компаний осталось только обязательное экономическое образование. Пришлось получить и его. Успел впритык, но ни о чем не жалею, получил новые и актуальные для себя знания.
- Традиционный вопрос от газеты «БИЗНЕС Online»: каковы, на ваш взгляд, три составляющих успеха в бизнесе?
- Первое – порядочность в отношении своих сотрудников и партнеров. Сегодня, к сожалению, это тезис непопулярен. Молодежь, выросшая после перестройки, не считает порядочность чем-то обязательным. Многие полагают, что можно зарабатывать любой ценой, «кинуть» ближнего, не заплатить по обязательствам. Но так можно получить выгоду только на короткое время. Репутацию испортить очень просто и очень тяжело ее завоевать.
Второе – готовность к постоянному самосовершенствованию. Это предполагает получение новых умений через образование и стажировки, изучение иностранных языков, постоянное изменение отношения к окружающему миру.
Третье - здоровый образ жизни, правильное питание, физкультура. В здоровом теле - здоровый дух! Мы с женой в этом единомышленники. Я принципиально не курю и борюсь с курением - в компании почти никто не курит. В Казани созданы великолепные условия для занятий спортом: столько спортобъектов построили к Универсиаде - занимайся сколько душе угодно! Кстати, президент России Владимир Путин и президент Татарстана Рустам Минниханов подают достойные примеры здорового образа жизни.
«Все решать самому невозможно - образуется «узкое горло» |
- Вы возглавляете и страховую компанию, и союз страховщиков Татарстана, остается время на семью?
- Есть такое понятие – таймменеджент: управление своим рабочим и свободным временем. Это вопрос внутренней организации человека. Если ты не можешь распланировать свое рабочее время, ты не сможешь распределить рабочее время подчиненных. Кроме работы, надо уделить время супруге, детям (ведь никто не будет воспитывать их вместо тебя), родителям. На работе надо распределять полномочия и доверять подчиненным. Все решать самому невозможно - образуется «узкое горло». При правильной организации труда у человека должно оставаться время на все - на семью, на родителей, друзей, спорт, книги.
- У вас есть хобби?
- В молодости я занимался туризмом, сплавлялся по рекам, ходил в горы. Люблю авторскую песню. 25 лет катаюсь на горных лыжах и фанатично предан этому спорту, хотя за эти годы получил много травм и не могу кататься так же быстро, как раньше. И в качестве альтернативы увлекся гольфом - это что-то среднее между рыбалкой, бильярдом и шахматами. От рыбалки - свежий воздух, от бильярда - точность удара, от шахмат - умение думать. Хочу достичь приличных результатов в гольфе и сына увлек этой игрой. В России полей для гольфа мало, а под Казанью создали просто потрясающее… Можно, конечно, лежать на диване, пить пиво и смотреть футбол, но я всех призываю к более активному и здоровому досугу!
Визитная карточка компании Филиал «ПСК Казань» ОАО «СГ МСК». Визитная карточка руководителя Рустэм Сабиров |
Спонсор проекта "Персона"
«ТМС групп» УК ООО «ТМС групп» – многофункциональная сервисная компания, занимающая заметную позицию на рынке нефтесервиса в РТ и в России в целом. Год основания: Отрасль: Предлагаемые услуги: Директор: Число сотрудников: КООРДИНАТЫ Адрес: 423450, РТ, г. Альметьевск, ул. Герцена, 1д |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.