ЕСЛИ МЫ ПРОДОЛЖИМ СИДЕТЬ НА ТРУБЕ, ТО СТАНЕМ ПРОСТО ТЕРРИТОРИЕЙ МЕЖДУ КИТАЕМ И ФИНЛЯНДИЕЙ

- Леонид Яковлевич, у кого появилась идея информационно-образовательной программы «Роснано. Приблизим будущее»?

- Что было первично – курица или яйцо, сказать всегда очень сложно… Но, по крайней мере, идея обсуждалась и была одобрена непосредственно Анатолием Борисовичем Чубайсом. Поэтому она проводится от имени Роснано.

- На какую аудиторию рассчитана программа? Судя по тому, что в Казани она пройдет в пяти ведущих вузах, на молодежь?

- Не только на молодежь, хотя на молодежь – преимущественно. Кто для нас, прежде всего, интересен, так это люди с головой, с образованием, с активной позицией жизненной, и не только непосредственные партнеры Роснано. Потому что непосредственные партнеры все знают: про инновационную экономику, ее возможности и ограничения в нашей стране, про Роснано, про минусы и про плюсы, которые, надеюсь, тоже есть в нашей компании. А вот люди, не являющиеся нашими партнерами, они этого не знают. А нам кажется важным, чтобы они понимали, какие возможности инновационного развития есть в стране, какие возможности лично для них, что для этого делает Роснано…

Мы исходим из того, что инновационная экономика нужна не только по макрополитическим и макроэкономическим соображениям, не только потому, что если мы будем продолжать сидеть на трубе, то станем просто территорией между Китаем и Финляндией. И реализуется советский анекдот, что на китайско-финской границе все спокойно. Инновационная экономика нужна не как удовлетворение амбиций кого-то из высшего начальства. Главное, для чего она нужна в мире, а мы часть мира, это чтобы человеку было лучше жить. Понимаете, она нужна для человека. Чтобы человек жил дольше. Чтобы человек жил здоровым. Чтобы человек жил красивым. Чтобы у него была хорошая связь. Чтобы он легко и быстро передвигался. И так далее… Знаете, Стив Джобс сказал в своем забытом интервью…

СТИВ ДЖОБС: ЕСЛИ ПОСАДИТЬ ЧЕЛОВЕКА НА ВЕЛОСИПЕД, ТО КОНДОР ОТДЫХАЕТ!

- Вы ведь планируете показать и обсудить в Казани документальный фильм «Стив Джобс. Потерянное интервью»…

- Это интервью никто в России не видел, кроме тех, кому мы его показываем... Это интервью было взято у Стива Джобса 15 лет назад и оно потерялось. Его нашли только после смерти Джобса. И вот он там говорит такую удивительную вещь, что посчитали затраты энергии на передвижение на сопоставимое расстояние разных живых существ на Земле. И оказалось, что на первом месте – орел кондор. А человек – где-то в нижней трети находится по эффективности. Но, говорит Джобс, если посадить человека на велосипед, то кондор отдыхает…

- Как интересно! И какое неожиданное сравнение…

- Ну, конечно, конечно! И все, что делается в высоких технологиях инновационной экономики, нужно для того, чтобы сделать жизнь человека лучше. Чтобы человеку было лучше жить. И во всем мире делается именно для этого.

Есть много заказчиков. Есть заказчики-государства, которые требуют, например, нового, более эффективного оружия. Но главный заказчик во всем мире (во всем мире, в том числе теперь у нас, слава Богу), главный заказчик любого развития – это человек. Это человек, который хочет получить другие средства связи. Это человек, который хочет получить другие лекарства. Это человек, который хочет получить другую косметику. И так далее, и так далее… Вот это и есть главное. И вот вся инновационная экономика России нужна и для того, чтобы мы не стали территорией между Китаем и Финляндией, и для того, чтобы человеку стало лучше жить.

Еще почему человеку лучше жить с инновационной экономикой? Потому что у него лучше рабочие места, лучше работа. При том же уровне образования лучше работать в инновационном секторе, чем в традиционном секторе. В инновационном секторе работа лучше оплачивается, она чище, она интереснее, она с большим уважением к человеку… И это очень важно.

Роснано существует для того, чтобы помогать развиваться инновационной экономике в России. Для того, чтобы те молодые ребята, которые у вас в Казани сегодня учатся в ваших университетах, сделали что-то подобное тому, что сделал Стив Джобс. В конечном счете все для этого. Не для того, чтобы отчитаться перед правительством, а чтобы человеку было лучше жить.

Кстати, лучшая жизнь – она для интеллигентного разумного человека предполагает и больше возможностей для самореализации. Это тоже очень важно.

ЕСЛИ ЛЮДИ СЧИТАЮТ, ЧТО ВСЕ РАВНО НИ ХРЕНА НЕ ВЫЙДЕТ, ТОГДА НИ ХРЕНА И НЕ ВЫХОДИТ

- Так что аудиторией нашего проекта являются, конечно, в основном студенты, но, разумеется, не только студенты. Между прочим, еще и их преподаватели.

- Настоящая элита общества…

- Элита, да. Наша аудитория - это интеллигенция, это те, кто определяют общественный климат. Что очень важно, на самом деле. Потому что, если климат депрессивный, если люди считают, что все равно ни хрена не выйдет, тогда ни хрена и не выходит.

Вот знаете, я только что был в одном регионе – не буду его называть, не хочу в газете Татарстана рекламировать другой регион, – и там мне показывали местный технопарк. У меня было четкое ощущение, что я нахожусь в Силиконовой долине! Просто по людям, с которыми я разговаривал. Нет, я не про уровень оснащения, это все не мое дело, я вообще психолог по образованию. Но люди, с которыми я там разговаривал, они такие же, как в Силиконовой долине. Они так же интересны. Они так же увлеченно работают. У меня такое впечатление, что просто до этих людей не дошел сигнал из Москвы, от московской интеллигенции, к которой и я принадлежу, между прочим, что у нас все хреново, что мы в полной заднице, что все безнадежно… Вот они про это не знают, и поэтому живут так, как будто бы все можно, как будто бы жизнь возможна. И жизнь возможна, на самом деле…

«Я БЫВАЛ В КАЗАНИ»

- Ваша программа стартовала в Ульяновске. А почему не в Казани? Ведь Роснано очень активно сотрудничает с Татарстаном…

- На самом деле, Казань должна была быть первой. Но когда мы, уже договорившись обо всем в Казани, стали договариваться в Ульяновске, оказалось, что их график, их события… А мы же должны вписаться в события, в график региона… И получалось, что либо это будет вообще где-то очень нескоро, либо это будет вот прямо срочно, сейчас…

- Обошли нас соседи! Или это вы, предполагая, что первый блин может быть комом, решили провести генеральную репетицию перед приездом в Казань? Впрочем, все равно ведь не признаетесь… А какие у вас впечатления от Ульяновска?

- Очень позитивные. Там мы охватили три тысячи человек за два с половиной дня. Главный эффект – это люди, которым эти три тысячи человек расскажут о нашем проекте…

Но я и в Казани бывал, знаю, что такое Казанский университет, понимаю, что там очень высокий уровень. Вообще, то, что и нынешнее, и предыдущее руководство Татарстана сделало в Казани, это фантастика. Я просто утверждаю, что уровень такого развития, в целом развития Казани, – мне труднее сказать про всю республику, а про Казань могу сказать с уверенностью, – этот уровень в стране в целом недооценивается. Мало кто понимает, насколько это развитый европейский город – Казань. Под европейским городом я понимаю не только то, что у вас чисто и красиво, а то, что у вас люди все-таки работают в основном не кувалдой в грязном ватнике, а работают головой.

Можно как угодно относиться и оценивать политические аспекты деятельности и Минтимера Шаймиева, и Рустама Минниханова. И я абсолютно убежден в том, что интеллигенция Казани относится к своим руководителям критично. Что, вообще-то, абсолютно нормально для любого интеллигентного человека, критично относиться к властям. Это нормально. Но то, что в плане инновационного технологического развития и Минтимер Шарипович, и Рустам Нургалиевич делают очень много, это просто факт, который нельзя не признать. Джентльмены не спорят на эту тему…

ЭТО НЕ ПРОСТО БЛАЖЬ КОГО-ТО ИЗ ВЫСОКОГО НАЧАЛЬСТВА, ЭТО НУЖНО ЧЕЛОВЕКУ

- Как вы выбирали экспертов-лекторов для своей программы?

- Мы смотрим, кто может быть интересен. Поэтому, например, в Ульяновске непосредственно из Роснано у нас были двое – Сергей Калюжный, очень уважаемый химик, ученый с огромным, зашкаливающим индексом Хирша, и ваш покорный слуга. А кроме того был, скажем, русский парень, который уже с конца 1990-х живет и работает в Бельгии, в университете города Монса, имеет там прочное, надежное положение, он уважаемый человек. Кстати, к вам в Казань приедет руководитель департамента нанотехнологий лазерного центра Ганновера, профессор Борис Чичков. Он уже много лет живет в Германии, и он президент европейской ассоциации русскоговорящих ученых. И этот парень приедет к вам в Казань и прочтет четыре или пять лекций.

Кроме того, будут выступать люди, которые имеют практический опыт создания инновационного бизнеса – просто реальный практический опыт. В Ульяновске это был парень из ульяновского наноцентра. У вас это будут и из наноцентра, и из фирмы «Данафлекс»…

- Что, какие темы для вас самого интересны в программе «Роснано. Приблизим будущее»?

- Я буду выступать в пяти ваших вузах, буду вести дискуссию по фильму «Стив Джобс. Потерянное интервью», и еще одну… Для меня самое интересное – доказать две вещи. Первая, что инновационная экономика в России возможна. Пример Казани показывает как бы такой кейс – это возможно! Но мне кажется, надо показать, что инновационная экономика и вообще в России возможна. Это первое. А второе, я хочу показать, что Роснано является ферментом инновационного развития. Правительство России в 2007 году приняло решение о выделении нам суммы в 130 миллиардов рублей, которая, конечно, по сравнению с зарплатой учителя очень большая, но по сравнению с тем, что нужно на инновационное развитие страны, – это просто меньше, чем копейки, это доли копейки. Тем не менее, когда правительство выделяло эти деньги, то была поставлена задача, чтобы к 2015 году объем продаж нанотехнологической продукции наших компаний был 300 миллиардов рублей в год, а не наших компаний, занимающихся нанотехнологиями, 600 долларов в год. То есть перед Роснано ставилась задача не только сделать некоторое количество инновационных предприятий, а у нас сейчас 35 заводов, непосредственно наших. А задача была сделать так, чтобы и другие заводы открывались, к которым мы не имеем никакого отношения. То есть мы, действительно, как фермент должны выступать.

Мне также кажется очень важным, чтобы люди понимали, какие возможности дают инновационная экономика и нанотехнологии. Повторю: это не просто блажь кого-то из высокого начальства, это нужно человеку, ему от этого лучше жить.

ЕСЛИ МЫ ПИЛИМ БЮДЖЕТ, ПУСКАЙ САЖАЮТ

- В адрес корпорации Роснано сегодня часто можно услышать критику. Как вы к ней относитесь?

- Я к критике отношусь положительно, считаю, что это очень хорошо, что так и должно быть. Потому что система впадает в маразм, если нет свободы критики. Поэтому мы за критику благодарны.

Достаточно часто претензии, которые предъявляются к Роснано, являются абсолютно справедливыми. Мы это понимаем, конечно. И поэтому компания постоянно меняется. Она была госкорпорацией, она стала акционерным обществом. На самом деле, она меняется очень сильно. Мы сегодня совершенно не такие, какими были тогда, когда начинали.

Но если мы нормально воспринимаем критику, это не значит, что мы с любыми критическими замечаниями должны соглашаться. Если нам говорят: "Ребята, все равно ничего не получится", - мы с этим не согласны. Если нам говорят: "Ребята, вы тут сидите, чтобы только бюджет пилить", - мы отвечаем: "Это не к нам, это в прокуратуру". Пускай они с этим разбираются, если мы пилим бюджет, пускай сажают. Они разбираются все время, говорят: нет, не пилят.

Так что к критике хорошо относимся. Готовы отвечать. Готовы рассказывать о своих неудачах. И всегда рассказываем, что вот, у нас это не получилось, этот проект провалился… Но, понимаете, побеждает не тот, кого не сбивают с ног, побеждает тот, кто способен встать после этого. Представить себе, что может существовать такая структура, как наша, и у нее не будет проектов, в которых проблемы, - невозможно, так не бывает. Обязательно проблемы по каким-то проектам есть. Важно не опускать рук, проанализировать, что случилось, почему, постараться не повторить ошибки. Мы стараемся. Конечно, мы делаем ошибки, конечно, у нас масса недостатков. Но я думаю, что достоинств у нас больше.

НАНОЦЕНТР ПЛОТНО ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ С ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТАТАРСТАНА

- В прошлом году Чубайс и Минниханов торжественно открыли в Казани первый в России наноцентр с бюджетом проекта в 3,8 миллиарда рублей. Софинансирование Роснано было в размере 1,8 миллиарда. Что сделано? Есть уже, что предъявить?

- Как вы знаете, казанский наноцентр был создан на базе известных в регионе технопарка «Идея» и технополиса «Химград». Официальное открытие состоялось в ноябре прошлого года. В казанском наноцентре содержится все необходимое технологическое оборудование для проведения опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, а также для прототипирования. Наш наноцентр в Казани выполняет полный комплекс услуг по анализу, структурированию, формированию и запуску технологических проектов, благодаря его работе быстрее осуществляется посевное финансирование. Важно отметить, что наноцентр плотно взаимодействует с промышленными предприятиями региона, среди его инвесторов и партнеров – ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», ГНО Инвестиционно-венчурный фонд РТ, ООО «Изарино Фарма» и другие.

- Спасибо за интервью, ждем вас в Казани!

26 - 28 февраля будет представлена новая программа - «Роснано. Приблизим будущее». Скачать проект программы.

Справка

Информационно-образовательная программа «Роснано. Приблизим будущее» будет представлена в Казани 26 - 28 февраля 2013 года. Программа организована совместно ОАО «Роснано» и фондом инфраструктурных и образовательных программ.