ДЛЯ МНОГИХ ЖЕНЩИН ЭТО ОЗНАЧАЛО НАСТОЯЩУЮ РЕВОЛЮЦИЮ

Осенью прошлого года один за другим «посыпались» запреты прежнего режима относительно внешнего вида египтян, направленные против демонстрации религиозной принадлежности во внешнем облике. В сентябре в эфире египетского государственного канала впервые появилась ведущая с традиционным мусульманским платком на голове. Для многих женщин это означало настоящую революцию, так как до этого на телевидении действовал жесткий запрет на ношение хиджаба. Кстати, законом это ограничение было никак не обосновано, поэтому суды были завалены исками египтянок к медийному руководству. Всякий раз суд их удовлетворял, но ТV-продюсеры, так или иначе, закрывали доступ к эфиру журналисткам в платках.

На данный момент пионерскому примеру Фатемы Набиль, ставшей первым диктором новостей в хиджабе, последовали и другие сотрудницы телеканалов. Складывается ощущение, что не менее половины ее коллег женского пола покрыли волосы. Возможно, это впечатление субъективное, поскольку журналистки в хиджабах больше притягивают внимание, нежели «традиционные» для египетского ТV ведущие с явными признаками пластической хирургии и тяжелым мейкапом. Искренняя это перемена или нет, судить сложно, ведь если до этого ничего не мешало журналисткам работать «простоволосыми», то, значит, и принципы не столь сильны. Можно лишь добавить, что Набиль получила в результате неплохой PR, став фигуранткой многих интервью. Полагаю, ее карьера будет идти в гору.

ХИДЖАБ РАЗРЕШИЛИ НОСИТЬ И СТЮАРДЕССАМ

Реакция на снятие «хиджабного запрета» положительная даже у скептически настроенных по отношению к «Братьям-мусульманам» и исламистской политике. «Это их право, прежние правила были нечестными», - только и можно услышать в ответ на вопрос, уместен ли хиджаб на телевидении. Конечно, уместен, если по шариату одеваются 70% женщин в стране. Что касается дикторов в никабах, то их пока нет, и вряд ли в ближайшем будущем предвидится. На государственном общественном телевидении, конечно. В Египте развито спутниковое ТV, и на частных каналах, например, салафитском «аль-Умма», можно ожидать каких угодно пропагандистских экспериментов. Правда, как говорят мои знакомые египтяне: «Ни один здравомыслящий человек не будет смотреть новости, которые читают журналистки в никабах».

После снятия запрета на телевидении хиджаб разрешили носить и стюардессам крупнейшей государственной авиакомпании Egyptair. К сожалению, давно не пользовалась услугами этого перевозчика, поэтому не могу сказать, сколько бортпроводниц надели платки, а сколько стюардов отпустили бороды. Кстати, пока мне не удалось заметить на улицах Каира и небритых полицейских, которым тоже разрешили выглядеть в соответствии с шариатом.

Относительно исламского дресс-кода с приходом «Братьев-мусульман» можно сказать так: пока навязывания никакого нет, идет мягкий PR. Хотя не удивлюсь, если вскоре на телевидении пройдет кампания под названием «Хиджаб – это круто».

«ТЕ, КТО НЕ НОСИТ ХИДЖАБ, ХОТЯТ БЫТЬ ИЗНАСИЛОВАННЫМИ»

В начале февраля арестовали салафитского проповедника Абдуллу Ахмада Махмуда или Абу Ислама, как он себя величает. Он издал фетву, в которой признал "позволительным" насиловать демонстранток на Тахрире, среди которых, по его мнению, нет мусульманок, а одни лишь бесстыжие «крестоносцы», которые «сами хотят быть изнасилованными». Кстати, этот радикальный имам владеет тем самым телеканалом «аль-Умма», который приютил журналисток в никабах.

На этот раз египетское общество, ранее терпевшее выходки агрессивного радикала, взорвалось в единодушном возмущении. Проблема сексуальных домогательств и изнасилований в стране и так стоит достаточно остро, регулярно обсуждается в печати, является темой общественных кампаний. Общественное давление ускорило действия правосудия, и имама, который уже к этому времени находился под следствием за то, что публично порвал Библию, взяли под стражу. Не хочется думать о том, сколько гнилых зерен уже упало на благодатную почву слабой психики части зрительской аудитории.

Незадолго до этого, в январе, собрат Абу Ислама по мировоззрению Хишам аль-Ашри выступил на телевидении с призывом одеть христианок в хиджабы. «Меня однажды спросили: если бы я пришел к власти, то позволил бы я христианским женщинам ходить без хиджаба? И я ответил: если они хотят, чтобы их изнасиловали на улице, то они могут ходить и без него», - заявил он.

Отмечу, что все рассуждения из этой серии отдают лукавством. Еще раз повторюсь, проблема сексуальных домогательств в Египте стоит очень и очень остро. Есть открытые данные, согласно которым ношение хиджаба, никаба или отсутствие оных никак не влияет на статистику изнасилований. Приставаниям подвергаются как женщины в полностью закрытой одежде, так и одетые по-европейски. Причем количество таких преступлений в Египте резко увеличивается в дни мусульманских праздников. Вот на что бы направить египетским проповедникам свою активность, так это на воспитание мужской части паствы…

СТАЛО БОЛЬШЕ ПРОВОКАЦИОННЫХ ФЕТВ

Кстати, реакция официального духовенства на все подобные призывы всегда негативная. Бывший муфтий Египта (в феврале выбрали нового) Али Гума заявил, что фетвы, обязывающие христианок облачаться в хиджаб, недействительны и способствуют разжиганию межконфессиональной розни в стране. "Те, кто провозглашает себя учеными и выносит подобные фетвы, на самом деле не могут относиться к ученым. Их решения излишне эмоциональны и конъюнктурны, не соответствуют научной методологии издания фетв", - считает Али Гума.

Можно ли сделать вывод о том, что с приходом к власти исламистов проповедники активизировались в плане ущемления прав женщин? И да, и нет. Да, потому что вышеупомянутые радикальные и провокационные призывы сосредоточились в небольшом отрезке времени. Нет, потому что в целом в Египте наблюдается, как бы это помягче сказать, беспорядок в плане издания фетв, которые в мусульманской общине обладают серьезным влиянием на умы. За последний год их было издано более полумиллиона, а это, по словам экс-муфтия, огромный рост. Вместе с тем стало больше провокационных фетв, открыто разжигающих насилие, как, например, призыв к убийству оппозиционных лидеров Мухаммеда аль-Барадеи и Хамдина Саббахи. Так что агрессия богословов направлена против самых разных социальных групп и по самых различным поводам, и женщины тут - не исключение.

У ЕГИПТЯНОК ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОСЕРЬЕЗНЕЕ, ЧЕМ ИСЛАМИСТЫ

Изменилось ли что-то для египетской женщины с приходом к власти «Братьев-мусульман»? Думаю, что в целом нет. Исламский тренд назрел в обществе еще до революции. К тому же степень открытости жизни женщины определяется в Египте не политикой государства, а семейными традициями. Поэтому, несмотря на то что режим Мубарака был светским, огромное количество женщин носили никабы, мужчины – бороды, семейные вопросы решались по нормам шариата и так далее. Самый главный ограничитель для женщины – семья, поэтому если она традиционно-религиозная, то других вариантов для девушки просто нет, кроме как надеть никаб, отказаться от высшего образования и выйти замуж за того, кого назначат в мужья родители. Если семья светская, значит образ жизни практически не будет отличаться от западного. Вполне вероятно, что и без «узаконивания» шариата египетское общество мало-помалу будет втягиваться в образ жизни стран Аравийского полуострова, то есть этот процесс будет естественным, принимаемым как должное, в том числе и женщинами.

Думаю, что говорить о проблемах соблюдения прав женщин в контексте исламизации бессмысленно. Есть проблемы в целом, и они гораздо серьезнее. Это социальная политика в области материнства и детства и женская безработица. Государство не вытягивает нормальные декретные, что прямо связано с высокой рождаемостью в стране. Декретный отпуск заканчивается через 1,5 месяца после родов, дальше только отпуск за свой счет. Многие египтянки, чтобы не терять заработок, вынуждены уже в этом возрасте отдавать младенцев на присмотр в специальные ясли, где на 50 детей приходится один работник. В области трудоустройства – явная дискриминация по половому признаку, работодатели избегают нанимать женщин, опасаясь их ухода в декрет каждые два года. Что тоже, впрочем, вполне объяснимо. Есть и другие проблемы – тот же sexual harassment и отсутствие системы защиты жертв, психологической и юридической.

Хочется подытожить: трудности положения женщины в Египте лежат в другой плоскости, нежели религиозная политика режима.