Вчера в 20:45 очередное ЧП случилось на строящейся Ленинской дамбе. Похоже, это место заколдованное: в третий раз с момента открытия движения через мост рухнул столб по направлению в сторону центра. Причем теперь уже на проезжавшую мимо Hyundai. К счастью, обошлось без жертв… Аварийные бригады убрали с разбитого капота машины столб и достаточно оперативно восстановили движение по дороге. Окончательно ликвидировать ЧП удалось к 22:30. Впрочем, без огромной пробки на этом и без того трудном для движения участке дороги не обошлось.

Как выяснилось, причиной падения стали перемещения экскаватора – машина зацепила растяжку троллейбусной линии… Руководство ООО «Энергомост Инт Груп» (Азербайджан), ведущего работы на мосту, заявило о готовности возместить ущерб владельцу разбитой машины.

Ильшат Лукманов - главный инженер ПСО «Казань» - генподрядчика объекта, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» пояснил, что падение столба произошло в результате стечения обстоятельств. «Это жизненная ситуация, экскаватор задел, столб упал», - сказал он. После падения предыдущих опор освещения, по словам Лукманова, продолжаются проверки всех установленных столбов. Что же до виновника происшествия, то вопрос с наказанием экскаваторщика будет решать руководство подрядчика.

РУХНУВШИЕ ОПОРЫ: НЕ ТОТ МЕТАЛЛ, НЕ ТОТ ПРОЕКТ

Напомним, что первое происшествие с падением столба едва не омрачило момент триумфа ПСО «Казань». Опора рухнула буквально через час после того, как президент РТ Рустам Минниханов вместе с мэром Казани Ильсуром Метшиным перевернули «кирпич», открыв движение по новому мосту.

Гендиректор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин тогда объяснил газете «БИЗНЕС Online», что столб, рухнувший в километре от моста, упал из-за разрыва закладной трубы, к которой он крепится. Позднее специалисты КАИ, исследовав сломавшийся материал, уточнили: во всем виновата сталь. Вместо применяемой обычно низкоуглеродистой стали подрядчиком была использована углеродистая легированная сталь, которая склонна к хрупкости. В условиях дополнительных нагрузок от контактной троллейбусной линии это привело к падению опоры. К тому же строители, устанавливая конструкцию, не уложили бетон на требуемый уровень.

Вторая опора – по словам Зиганшина, временная – рухнула в ночь с 19 на 20 декабря, то есть примерно через три недели после первой.

После этого ЧП начались проверки установленных опор освещения. На сайте Госстройнадзора РТ приведены результаты выборочных инспекторских проверок, прошедших в январе. Как оказалось, для фундаментов опор освещения использовались несертифицированные стальные трубы вместо предусмотренных проектом изделий. Для трех столбов контактных линий проектов не оказалось вообще.

В результате на штраф «попали» работники МУП «Метроэлектротранс» и ООО «Медео» - подрядчик ПСО «Казань».

ПОКА ОБЕСПЕЧИТЬ УСТАНОВКУ ОПОР ПО ПРОЕКТУ НЕВОЗМОЖНО

Корреспондент "БИЗНЕС Оnline" дозвонился до гендиректора ООО «Медео» Шамиля Рахимбердыева. В разговоре с журналистом он сообщил, что изделия из стальной трубы не сертифицируются, на него выдается только паспорт изготовителя. Тем не менее директор компании признал: «В какой-то мере – да, есть определенная наша вина…» В отношении вчерашнего инцидента на дамбе собеседник издания высказал свою точку зрения. «Обычное разгильдяйство и безалаберность: при погрузке экскаватора зацепили троллейбусные линии, сорвали троса и завалили опору, - сказал он. - Вы же представляете, что такое гусеничный экскаватор… Я уж не знаю, что должно было сломаться в этом случае, но явно не экскаватор».

На реплику о том, что это уже третий подобный случай, Рахимбердыев посетовал на роковое стечение обстоятельств. Поскольку первые два произошли по схожему сценарию (там «виноватыми» в обрушении опор оказались троллейбусы). По словам директора компании, пока невозможно выйти на проектное решение по обеспечению движения электротранспорта на этом участке.

«На этом объекте не должно быть растяжек, это временные растяжки стоят, - объяснил Рахимбердыев. - У нас по проекту на этих опорах должны быть кронштейны, а это совсем другие нагрузки. Из-за того, что движение идет по одной полосе, пока провода висят на растяжках. Такое временное решение. Когда вторую сторону запускать будут, сойдет снег, уложат асфальт, движение пустят, в проектном варианте появится возможность повесить на кронштейнах, тогда в принципе растяжек не будет».

Рахимбердыев заверил «БИЗНЕС Online», что компания приняла решение об укреплении фундамента опор - такое решение было принято еще после первого падения опоры. Видимо, понадеявшись на «авось», строители взяли на себя обязательства провести работы до 15 апреля. Но из-за очередного падения столба пришлось внести коррективы: «Все же произошел еще один случай… Мы ускорим этот процесс. Мы понимаем, что серьезная ситуация, и заменим на более усиленный фундамент, просто понесем дополнительные расходы».

ПРАВИЛЬНО УСТАНОВЛЕННЫЕ СТОЛБЫ «ОТ ВЕРЕВОЧКИ» НЕ ПАДАЮТ

По словам одного из экспертов в области электроустановок, проект строительства опор освещения должен проводится согласно правил эксплуатации установок и правила технической эксплуатации. В столбы врезаются машины - это не редкость, но и в таких случаях они падают далеко не всегда. Могут просто покоситься.

Вопрос – соблюдались ли нормативы при установке этих опор?

«Честно говоря, я ничему не удивляюсь: на этом объекте строители рвут подземный кабель постоянно, там работы идут с полным нарушением правил по строительству, тех же СНИПов, - поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online» специалист на условиях анонимности. – У нас же все успешные менеджеры, задачи ставят, кулаком стучат. А потом набирают «равшанов» и идет гонка – без контроля, без надзора. Объектов в Казани строится в десятки раз больше, чем раньше, а штат надзорных органов остался прежним».

По мнению эксперта, в данном конкретном случае, скорее всего, должна была порваться линия, но не опора упасть. «Что касается данного конкретного случая… У меня, как у технаря, возникает вопрос: если падение опор происходит уже не в первый раз, то была ли рассчитана правильно нагрузка на них? Потому что просто так опора не должна падать, это беда намного серьезнее, чем порыв провода… Помимо всего, есть специальные устройства, которые предохраняют опору от падения».

Иначе говоря, просто так, от натяжения «веревочки» проводов, нормально установленные столбы падать просто не должны. Это пока опоры, вкопанные в мерзлую землю, стоят … и временами падают. А что будет весной, когда оттает земля и грунт «поплывет» после паводка?

Справка

15 января проводилась проверка строительства дамбы инспекцией госстройнадзора в РТ. Результаты проверки выявили, что «для опор освещения марок МКС-10 Ф, использованы закладные детали не предусмотренные проектом ОАО «Институт «ТАТДОРПРОЕКТ» 6109/4965-ТКР.ЭН.АС. В соответствии с проектом требуется установка закладных деталей фундаментов ЗАО «Метако» г. Москва, марок ФМ-0,325-2,0., по факту использованы не сертифицированные изделия из стальной трубы. ( ч. 6 ст. 52 Гр.КРФ)». В отношении директора ООО «Медео» Шамиля Рахимбердыева (подрядчик по установке электрики) был составлен протокол об административном правонарушении.