«ЕСЛИ МЫ ХОТИМ СОХРАНИТЬ НАШ ПАРК ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОСОБО ВАЖНЫХ ПЕРСОН…»

ВВС Индии могут разорвать контракт на покупку 12 итальяно-британских вертолетов Agusta Westland AW-101 и приобрести вместо них Ми-17В-5, которые производятся на КВЗ. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на газету Hindustan Times (она, в свою очередь, оперирует данными источников в ВВС). Контракт с итальянцами оценивается в $750 миллионов.

На такой суровый шаг индийских военных подвигает коррупционный скандал в Италии. Контракт с Agusta Westland (дочерняя компания промышленной группы Finmeccanica) на поставку 12 вертолетов для перевозки особо важных персон был подписан в феврале 2010 года. Глава Finmeccanica Джузеппе Орси был 12 февраля арестован в Италии по подозрению в даче взятки индийским властям при подписании контракта.

В минувшую пятницу минобороны Индии официально уведомило Finmeccanica о намерении аннулировать контракт. Сегодня Центральное бюро расследований Индии должно было направить в Италию команду своих специалистов для расследования дела. О новом тендере речи не идет – он может продлиться не один год, а борта нужны срочно. «ВВС не могут позволить себе ждать еще 7 лет, - сообщил источник индийских журналистов. - У нас нет иного выбора, кроме как обратиться к россиянам, если мы хотим сохранить наш парк вертолетов для перевозки особо важных персон. Ми-17B-5 могут быть модернизированы в Индии для использования в этих целях».

Не исключено, что индийцев дополнительно подстегнуло (и оскорбило) скандальное заявление экс-премьера Италии Сильвио Берлускони, который в интервью телевидению заявил, что не видит в истории с «вертолетными» взятками ничего особенного. «Это не преступления, - цитируют Берлускони «Ведомости». - Речь идет о выплате комиссионных кому-то в конкретной стране. Потому что таковы правила в этой стране». Имеется в виду взяточничество в странах за пределами Запада. По мнению экс-премьера, из-за скандала с Орси могут пострадать нефтяная компания Eni и энергокомпания Enel - с ними попросту никто не будет заключать сделки. Морализаторство в отношении взяток чиновникам недемократических стран - абсурдно, считает Берлускони, - при таком подходе невозможно быть предпринимателем глобального масштаба.

…И ДЛЯ СЛУЖБЫ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Как бы то ни было, рассматривается возможность докупить Ми-17В-5 по уже заключенному контракту с Россией. Напомним, по контракту 2008 года «Рособоронэкспорт» обязался поставить Индии 80 Ми-17В-5 на $1,35 млрд. (поставка должна быть завершена в 2014 году). 24 декабря 2012 года в дополнение к этому соглашению Индия решила закупить еще 59 таких «вертушек». А 6 февраля стало известно, что «Рособоронэкспорт» рассчитывает в ближайшее время подписать контракт на поставку еще партии (точная цифра неизвестна) Ми-17В-5 в интересах МВД Индии. Как сообщило руководство экспортера, остались тонкости бюрократического характера. МВД Индии должно получить несколько вертолетов в конфигурации VIP и несколько - для береговой охраны, которая подчиняется министерству.

Любопытно, что дюжина Agusta Westland AW-101 должна была заменить в итальянских ВВС устаревшие (1980-х годов) Ми-8 и Ми-17 производства все того же КВЗ. 8 машин должны быть выполнены в варианте для перевозки высших государственных лиц (VIP), а остальные четыре - в варианте для перевозки сотрудников индийской службы правительственной охраны Special Protection Group. Все вертолеты должны войти в состав занимающейся правительственными перевозками эскадрильи связи главного командования ВВС Индии (Air HQ Communication Squadron) на авиабазе Палам, сообщает блог, созданный по инициативе Центра анализа стратегий и технологий. Вертолеты AW101 для Индии изготавливаются на британском предприятии Agusta Westland в Йовиле. Первые три борта индийцы уже получили, заказ должен быть выполнен к июлю 2013 года. Отметим, что на российских вертолетах Индия может еще и хорошо сэкономить (не потеряв при этом в надежности) – они стоят как минимум в пару раз дешевле европейских. Максимально известная цена на экспортный Ми-17В-5 - $17,5 миллионов.

Предположительно в Индии эксплуатируются 297 вертолетов советско-российского производства (64% индийского вертолетного парка). 229 из них сделаны на КВЗ: Ми-8Т (61), Ми-17 (94), Ми-8П (7), Ми-172 (пять гражданских и 6 двойного назначения), Ми-17-1В (56). Первые Ми-8 поступили на вооружение ВВС Индии в 1971 году, а Ми-17 - в 1985 году.

Также отметим, что в прошлом году вертолеты Agusta Westland (правда, другой модели - AW-139), были закуплены для специального летного отряда президента РФ. Предположительно, AW-139 в варианте VIP-салона в ближайшем будущем намерен закупить ТАИФ.