За последние четыре года число плановых проверок Роспотребнадзора в Татарстане сократилось в 3,5 раза. Такие данные привела сегодня на итоговой коллегии ведомства в ГТРК «Корстон» руководитель ведомства Марина Патяшина. Ее доклад изобиловал цифрами.

Так, в прошлом году было проведено более 7 тыс. проверок юридических лиц и ИП. По итогам 2,3 тыс. административных расследований (причем если в 2010 году – 188, то в 2011-м – аж 1292) было наложено штрафов на 7,5 млн. рублей. Выявлено более 80% предпринимателей и компаний, которые осуществляли в прошлом году деятельность с нарушением законодательства. Общая сумма наложенных административных штрафов по 17,8 тыс. делам об административных нарушениях составила 37,5 млн. рублей, взыскано из них 89%. В суды было передано почти 2 тыс. дел, по результатам которых 150 предприятий прекратили свою деятельность, взыскано 41,5 млн. рублей штрафов.

Кроме того, по словам Патяшиной, загрязнение атмосферного воздуха крупных городов РТ по-прежнему выше, чем в целом по России. Основные причины: выбросы автотранспорта и деятельность нефтехимических предприятий Нижнекамского района. Неблагоприятными и даже опасными для здоровья работающих условиями труда признаны сразу на 73% татарстанских предприятий. В итоге число принятых административных мер увеличено на 60%, а юридические лица привлекались к ответственности в 2 раза чаще. Интересно, что самые высокие показатели заболеваемости отмечаются в агропромышленном комплексе.

IMG_9677.jpg
Равиль Муратов

МУРАТОВ ПРЕДЛАГАЕТ ЛЕЧИТЬ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ОТ ТУБЕРКУЛЕЗА В ТЮРЬМАХ

Протест у присутствовавшего на коллегии первого вице-премьера РТ Равиля Муратова вызвали лишь цифры из доклада замминистра здравоохранения РТ Сергея Осипова. Муратов, в частности, удивился тому, как чиновник умудрился за 5 минут своего выступления расслабить и усыпить участников коллегии. По его словам, равнодушие слушающих было вызвано тем, что Осипов «говорил не о них, а говорил в целом».

Неприятно поразила первого вице-премьера цифра больных туберкулезом – 48 человек на 100 тыс. населения Татарстана. Особенно он возмутился тому, что минздрав РТ представил динамику снижения заболеваемости и сравнил ее с графиками заболеваемости по России («в целом») – в пользу республики. Судя по графику, число заболевших действительно снижалось, правда, снижалось всего лишь на два человека в год (на 100 тыс. населения РТ). Когда Муратов попросил Осипова привести раскладку заболевших по районам и городам, тот замолчал и преданно посмотрел в глаза распекавшего его вице-премьера. Цифр не было, хотя чиновник заверил Муратова, что они ежемесячно изучают статистику.

«Ну раз изучаете, предоставьте нам цифры!» – возмутился вице-премьер.

IMG_9652.jpg

Цифры, разумеется, из ниоткуда не появились, но Осипов, как плавающий студент, постарался обойтись общими рассуждениями «в целом», заметив, что положительная динамика отмечается в Набережных Челнах. И добавил, что причины заболевания – открытые границы РТ и заключенные. Муратов тогда поинтересовался числом заключенных, которые выходят ежегодно из татарстанских тюрем с туберкулезом.

Осипов посмотрел на потолок и выпалил: «4000 - 4500…»

«Сколько?! – крайне сильно удивился Муратов. - Да их вообще в год выходит не больше 6500 тысяч, и получается, большая их часть больны?»

Из зала, где сидел коллектив Роспотребнадзора, послышались «Да! Так и есть!»

Но Муратов лишь недоверчиво помолчал и предложил каким-то образом лечить заключенных или в тюрьмах, или сразу по выходу их из мест не столь отдаленных отправлять в больницы. Благое пожелание вице-премьера наткнулось на недоумение участников коллегии: «А где на это деньги взять?» Вопрос Муратов предпочел оставить без ответа, но лишь до тех пор, пока не услышал, сколько денег выделяется минздраву – 10,9 млрд. рублей. Он вновь остановил докладчика и заметил, что при росте выделяемых ведомству средств почти до 11 млрд. рублей толку по отдельным заболеваниям никакого.

IMG_9626.jpg

«С ЦЕЛЬЮ УДЕШЕВЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ДОБАВЛЯЛИ В МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ РАСТИТЕЛЬНЫЕ ЖИРЫ»

Тем временем в своем докладе Патяшина озвучила весьма интересные данные о качестве продаваемого в Татарстане молока. Учитывая, что именно на молочной теме было сломано последнее время столько копий, данные Роспотребнадзора оказались «как нельзя кстати».

По результатам прошлогодних исследований Роспотребнадзор выяснил, что из продающихся молочных продуктов в республике 37% (!) – фальсифицированные. Как сказала Патяшина, «недобросовестные предприниматели с целью удешевления продукции добавляли в них растительные жиры без маркировки для потребителей».

Самое интересное, что такие факты были отмечены не только среди завозных продуктов, но и среди продукции республиканских производителей. Что удивительно, Муратов, известный своей нетерпимостью ко всякого рода нарушениям, этот факт вообще никак не прокомментировал. Более того, выступление Патяшиной вице-премьер слушал молча, ни разу его не прервав.

ЧТО МОЖЕТ ПРОСТОЙ ФЕРМЕР? НУ РАЗБАВИТ МОЛОКО ВОДОЙ

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отметили, что «фальсификацией» молочной продукцией фермеры не занимаются.

Камияр Байтемиров - председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ:

- Фермеры никак не могут быть в этом замешаны. Если они и производят молоко и молочные продукты, как тот же СПК «Карат» и ряд других хозяйств, то я и остальные в ней могут быть уверены. Я уверен в том, что они фальсификацией молочной продукции заниматься не будут. А вот крупные агрохолдинги это могут! Даже при их массовом производстве, которое удешевляет продукцию. Известно же изречение, что ради прибыли бизнесмен пойдет на преступление… Так что огульно о фермерских хозяйствах я бы говорить не стал. Пусть Роспотребнадзор называет все-таки конкретные имена и компании, нельзя марать все сельское хозяйство республики.

Альмир Сабитов – фермер Верхнеуслонского района:

- Давайте определимся! Не предприниматели производят фальшивые молочные продукты, а эти так называемые мегафермы, которые наше государство еще и спонсирует! Производят подобное мегафермы, которые потом сами себя банкротят, и ни денег, ни фермы, ни продуктов не остается вообще. Фермеры же даже не знают подобных технологий добавления жиров, да им это и не надо! Технологиями владеют республиканские мегафермы. Что может сделать простой фермер? Разве что добавить в молоко воды, все. Почему чиновники поддерживают мегафермы? Потому что сами они их продукцию не едят. Молочные продукты мегаферм употребляет простой работяга, мы с вами.

Фарид Валиуллин - председатель СПК «Карат» (Новошешминский район):

- На мой взгляд, простые фермеры ничего не смогут добавить в молочные продукты. Только переработчики не такое способны. Это фермерам и не нужно, мало того, и невозможно. Почему невозможно? Потому что сегодня по нормам проходит молоко с содержанием жира не больше 4 процентов, будет даже если больше жира – фермеру это не оплачивается. 4 процента - потолок. Об этом даже в нынешних договорах указывается.

Гулия Латыпова - глава фермерского хозяйства (Аксубаевский район):

- Предприниматели ничего не добавляют ни в молоко, ни в молочные продукты. Они не могут, не умеют. Мелким фермерам это еще и не интересно, у них и так дешевое молоко и молочные продукты по сравнению с продукцией крупных компаний. А вот крупные компании, как известно, сотрудничают с большими молочными комбинатами, возможно, на этом этапе происходит фальсификация?

460.jpg

«СЫРОГО МОЛОКА КАТАСТРОФИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЕТ»

Как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Гульнара Постнова - пресс-секретарь принадлежащей братьям Айрату и Илшату Хайруллиным финансово-промышленной компании «Эдельвейс групп» (владеет ОАО «Красный Восток-Агро»), проблема фальсификаций молочной продукции действительно существует, причем не только в Татарстане.

- Первая причина, конечно же, кроется в дефиците молока. В отчетах по надоям молока заявлены одни цифры, а по факту надои молока гораздо меньше, поэтому мы имеем такой большой процент фальсификации молочной продукции.

Сегодня российские переработчики молока испытывают дефицит сырья, сырого молока катастрофически не хватает. Однако при этом требования крупных переработчиков к качеству закупаемого сырья очень высоки. Крупные переработчики заинтересованы в покупке максимально качественного сырья. Например, сегодня молоко, произведенное на мегафермах «Красный Восток», является крайне востребованным, весь объем молока уходит на продажу таким крупным переработчикам, как "Данон" ("Юнимилк") и ВБД.

Техническое оснащение наших мегаферм позволяет компании производить молоко высшего качества. Современное оборудование позволяет полностью избежать контакта молока с внешней средой. У нас вы не увидите молока в открытых емкостях. Из вымени по патрубкам через одноразовые фильтры молоко попадает в молокоприемник, где охлаждается с 37 до +4. Из данного молокоприемника молоко отгружается в молоковозы и попадает прямо на перерабатывающие предприятия.

Вторая причина заключается в недобросовестных переработчиках. Желание сэкономить и увеличить объемы реализуемой продукции приводит к тому, что переработчики стараются заменить натуральное молоко всевозможными растительные компонентами, стоимость которых на порядок ниже стоимости сырого молока, самым популярным сегодня является дешевое пальмовое масло. К сожалению, многие стараются не указывать факт присутствия данного компонента в маркировке товара.