4.jpg
Артем Сидоров доложил, что «зеленый» бюджет РТ в прошлом году составил около 2 млрд. рублей, что втрое больше того, чем годом ранее. Это, безусловно, говорит о лоббистских способностях молодого министра

«ЛОВУШКИ» ДЛЯ БЕНЗИНА И ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

До начала совещания участникам продемонстрировали фильм, бравурно рассказывающий о достижениях отрасли. Это и обнаружение свалок при помощи воздушного патруля на вертолетах, и благоустройство набережных озера Кабан и берегов Казанки, проведенные к Универсиаде, и успешно выполненные берегоукрепительные работы в Булгаре, на острове Свияжск и на Голубом озере. Подробнее обо всем далее рассказал министр экологии и природных ресурсов РТ Артем Сидоров.

Итак, по его словам, во многом решена проблема загрязнения воздуха Казани выбросами от асфальтобетонных заводов (АБЗ): 6 из 8 прекратили работу или вынесли производства за пределы города. Еще один загрязнитель столицы – «Нэфис косметикс», чаще других критикуемый жителями, также был упомянут в положительном ключе: компания, по словам Сидорова, с января отказалась от использования веществ, виновных в появлении неприятного запаха. Для решения проблем Нижнекамского промышленного узла принята долгосрочная целевая программа охраны окружающей среды на 2012 - 2015 годы с беспрецедентным финансированием в 12,7 млрд. рублей из средств предприятий.

Также министр говорил о вреде, который наносит Татарстану марийский целлюлозно-бумажный комбинат, расположенный недалеко от границы субъектов: в зоне его негативного влияния находится остров-град Свияжск. Чуть позже на этот зов о помощи откликнулась прокурор волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Вера Солдатова. Она пояснила, что закрыть ЦБК нет возможности, но вот прокурорская проверка там проведена, и руководство комбината обещало установить очистные сооружения.

Серьезного прорыва стоит ждать в мониторинге загрязнений атмосферы. Напомним, главной бедой эко-инспекторов было то, что с момента поступления жалобы до проведения проверки часто проходит несколько часов, а то и дней, за которые нарушитель успевает все исправить. Так вот, по задумке министра, теперь датчики состояния атмосферного воздуха будут устанавливаться прямо на предприятиях.

- Считаем, что если предприятие ответственно, если оно соблюдает все требования, ему нечего скрывать, а, наоборот, с помощью этой системы оно станет более открытым, значит, и более конкурентоспособным, - сказал министр.

Еще один замах федерального масштаба - пилотный проект по установке «ловушек» для легких фракций бензина на АЗС. Этот проект вот-вот начнут реализовывать в республике.

3.jpg
Минниханов отметил, что «может быть через экологические сборы, может быть, через транспортный налог, надо сделать некие стимулы, чтобы предприниматели эксплуатировали электромобили». Президент РТ сам как-то был замечен на Mitsubishi i-MiEV

«ВСЕ МЫ ПОМНИМ ЗАСУХУ 2010 ГОДА»

За последние три года сбросы загрязняющих веществ в водоемы РТ сократились на 15%, однако качество самих сточных вод ухудшилось. «Загрязнение водных объектов все еще остается значительным», - констатировал министр экологии. Он пообещал, что в 2013 году экологи заглянут на все предприятия, имеющие очистные сооружения. И порадовал, что проверяемый сейчас по всем фронтам завод «Казаньоргсинтез» уже завершил модернизацию очистных сооружений. Далее он отметил, что на качество поверхностных вод во многом влияет уровень воды в Куйбышевском водохранилище, и поблагодарил федеральное агентство водных ресурсов за то, что в 2012 году его уровень был высоким.

«Все мы помним засуху 2010 года», - вспомнил он почти трагически. Республика, в свою очередь, не останется на берегу при решении проблем водного хозяйства. По словам министра, в 2012 году совместно с минлесхозом была разработана концепция облесения водоохраной зоны водохранилища. Деревья должны укрепить берега и стать препятствием для поступления загрязнений в воду.

Другой важной проблемой остаются несанкционированные свалки – это самые распространенные из эко-нарушений, на их долю приходится более 59%. Ноу-хау Татарстана, озвученное Сидоровым, – это электронный сервис «Народный контроль», где каждый житель может пожаловаться на зловонную кучу мусора. Позже в своем выступлении федеральный министр Сергей Донской порекомендовал всем регионам страны перенять столь передовой опыт.

Главный эколог РТ сообщил, что министерство завершило первый этап создания экологической карты РТ. По его словам, она создана не только для удобства работы, но и как антикоррупционная мера – для повышения прозрачности эко-чиновников. Впрочем, о том, насколько прозрачна была их работа с точки зрения контроллеров, чуть позже в ярких красках живописала прокурор Солдатова. За два последних года она насчитала около 500 нарушений в работе минэкологии, на бывшего министра заведено уголовное дело.

Поведал Сидоров и о финансовых итогах года: «зеленый» бюджет РТ в прошлом году составил около 2 млрд. рублей, что втрое больше того, чем годом ранее, это, безусловно, говорит о лоббистских способностях молодого министра. «У нас не возникает чувства удовлетворенности и успокоенности результатами работы», - тем не менее самокритично заключил министр и призвал коллег мобилизовать все силы в наступившем году.

1.jpg
Сергей Донской порекомендовал всем регионам страны перенять передовой опыт Татарстана

ТРИ ПРОСЬБЫ МЕТШИНА

О том, что делается в сфере охраны окружающей среды в Казани, рассказал мэр столицы Ильсур Метшин. Для начала он напомнил недавно опубликованный рейтинг минэкологии РФ: среди 100 крупных российских городов по уровню загрязнения воздуха Казань оказалась на 61-м месте. Показатель, по мнению мэра, хоть и не самый худший, но тревожный. Он заявил, что не готов мириться с ситуацией, что машин в городе больше, чем деревьев, и пообещал увеличить зеленые «легкие» города к Универсиаде.

- Готовясь к Играм, Казань стала одной большой стройплощадкой, а, как известно, финальный аккорд любого строительства – благоустройство и озеленение. Вслед за капитальным ремонтом следует генеральная уборка, - заверил мэр.

Весной в Казани продолжится акция по посадке деревьев «Зеленый рекорд». «На территории почти полмиллиона квадратных метров предстоит уложить газоны, высадить деревья и разбить клумбы», - сообщил градоначальник.

Есть у столицы и планы по снижения выбросов в атмосферу от автотранспорта (в Казани и Набережных Челнах на его долю приходится до 70 - 75% выбросов, в других городах - 50%). Метшин напомнил, что в результате транспортной реформы Казань стала первым городом, где все автобусы были переведены на стандарт «Евро-3». К Универсиаде подвижной состав перевозчиков опять ждет обновление – уже пришло 406 машин.

«Следующий наш шаг – перевод общественного транспорта и коммунальной техники на газомоторное топливо и развитие экологически чистых видов транспорта. В первую очередь речь идет о метро», - заявил Метшин. Планируется - вторая линия метро к чемпионату мира по футболу, запуск аэроэкспресса и многое другое.

- В наших планах и, так сказать, трамвайный ренессанс, - поэтично добавил мэр, имея в виду самый длинный из открытых в новейшей истории России трамвайный маршрут №5. Впрочем, он дипломатично оговорился, что в полной мере оценить его преимущества казанцы смогут, только когда прибудут закупленные 20 современных трамваев.

Говоря о борьбе с загрязнением сточных вод, Метшин отметил, что город стремительно переходит с песко-соляной смеси на дружественные экологии биофильные реагенты, работают снегоплавильни, отправляющие в канализацию токсичный дорожный снег. Тем не менее проблема остра:

- Лишь треть казанских дорог оснащена ливневками, да и те до последнего времени в основном считались бесхозными. Мы провели их полную инвентаризацию, приняли на баланс и постепенно приводим в порядок, параллельно задумываясь о надлежащей очистке этих стоков, - отметил мэр.

Далее он впервые сообщил, что уже сейчас строятся три комплекса очистных сооружений на выпусках ливневых коллекторов – по ул. Подлужная, в районе Третьей транспортной дамбы, и по ул.Вахитова. И вот здесь мэр города обратился за помощью к федералам. По его подсчетам, для полной очистки всех ливневых стоков городу нужно около 5 млрд. рублей. Впрочем, часть проблем могло бы снять создание аналога московского ГУП «Мосводосток», собирающего за прием сточных вод от бизнеса.

Еще одна проблема – это утилизация обезвоженного илового остатка очистных сооружений. Мэр предложил построить завод по его сжиганию по примеру Санкт-Петербурга, но и здесь отметил: «В одиночку такой проект Казань не потянет».

Третий момент, на который мэр попросил обратить вниманием гостей из Москвы – это рекультивация Самосыровской свалки. Ноша также малоподъемная - город копил этот мусор 50 лет! Чуть позже с просьбой включить рекультивацию свалки в федеральную целевую программу к Донскому обратился уже президент РТ Рустам Минниханов, тем самым подчеркнув, насколько это важно для республики. Однако четких ответов от федерального министра, по крайней мере, в зале заседания, руководители республики не получили.

Завершая доклад, мэр привел весьма неожиданный аргумент в пользу скорейшего решения экологических вопросов в Казани:

- Наш город сделал ставку на постиндустриальный сектор экономики: наукоемкая промышленность, IT, образование, финансы, управление, туризм, торговля и так далее. Мировая практика показывает, что такой бизнес – это весьма капризный цветок, который распускается только там, где создана максимально комфортная городская среда, к которой тянутся талантливые люди. Без благоприятной экологии такая среда немыслима.

«МЫ ДОЛЖНЫ В ГОРОДАХ ОГРАНИЧИТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ НИЖЕ «ЕВРО-2»

Минниханов по традиции подвел итог всему вышесказанному и обозначил задачи на будущее.

- Многие проекты, которые реализованы в Татарстане, идут совместно с федеральным центром. И эти проекты уже дают положительный результат. Это и природоохранные мероприятия, и восстановление Болгара и Свияжска, и инженерная защита Казани, - заявил президент.

Обратился глава республики к теме охраны атмосферного воздуха. Он отметил, что в 2013 году Татарстан станет регионом, который закупит самое большое количество экологических видов транспорта. Продолжая тему, начатую Метшиным о переводе общественного транспорта на газ, президент сообщил, что республика вошла в число пилотных регионов, где до 2018 года будут построены современные газонаполнительные компрессорные станции.

- На примере двигателя «КАМАЗа» могу сказать, что если на двигатель "Евро-2" устанавливается газовая аппаратура, его параметры сразу становятся выше, чем "Евро-4"! – с радостью сообщил президент и добавил, обращаясь к Донскому, - мы должны в городах ограничить использование автомобилей ниже "Евро-2". Пока, а потом же, наверное, не менее "Евро-4".

Также президент отметил, что в мировом автопроме все чаще ставки делаются на электромобили. «Может быть через экологические сборы, может быть, через транспортный налог, надо сделать некие стимулы, чтобы предприниматели эксплуатировали их», - высказал Минниханов, который сам как-то был замечен на Mitsubishi i-MiEV.

2.jpg
На коллегии отметили хорошую природоохранную работу «Казаньоргсинтеза», ТАИФ-НК, ТГК-16, «Татнефти» и других предприятий РТ

Далее президент отметил хорошую природоохранную работу таких предприятий, как «Казаньоргсинтез», ТАИФ-НК, ТГК-16, «Татнефть» и других. В то же время он заметил, что есть компании, которые «пытаются через юридические нормы сделать возвраты» (видимо, экологических платежейред.) и назвал в числе таких предприятий завод им. Горького и «Алнас». Он напомнил бизнесу, что все эти платежи целевым образом идут на природоохранные мероприятия.

Завершая коллегию, Минниханов предложил экологам поаплодировать самим себе за слаженную работу. После совещания гости отправились казанский IT-парк.