В-качестве-главного-ревизора-выступил-�льдар-Халиков.j
В качестве главного ревизора выступил Ильдар Халиков

УЧЕБА НАЧНЕТСЯ С ДЕТСАДА. НО БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ

Вчера во дворце творчества детей и молодежи Набережных Челнов прошла итоговая коллегия министерства образования и науки РТ, на которой были подведены итоги развития отрасли за 2012 год и поставлены задачи на будущее. Кроме самих педагогов на заседании присутствовали представители госсовета и кабмина Татарстана, федеральных и республиканских министерств и ведомств, руководители исполкомов городов и районов республики.

Коллегия прошла под знаком обновления законодательства – новый федеральный закон «Об образовании» был подписан 30 декабря прошлого года и начнет работать с 1 сентября. В соответствии с его регламентом теперь предстоит переписать и закон республиканский, хотя особой конкретики по пунктам нового закона аудитории коллегии услышать так и не удалось.

Главное, что стало ясно о перспективах развития отрасли в Татарстане, озвучил первый докладчик, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов в начале своей речи: «Усилиями руководства республики нам удалось отстоять в законе практически все базовые нормы законодательства». Он незамедлительно продемонстрировал отбитый у Москвы трофей – перешел на татарский язык. В течение всего доклада министр говорил поочередно на двух языках. Лишь единожды Фаттахов нарушил языковой паритет, подчеркивая: «Никакого разделения детей по национальному признаку не будет. Если кто-либо нуждается в дополнительном изучении русского языка, мы предоставим такую возможность за счет средств государства».

Нейтралитет восстановил премьер-министр РТ Ильдар Халиков, поправив докладчика с места в президиуме: «Энгель Навапович! Как русского, так и татарского». С 1 сентября все учителя русскоязычных групп должны перейти на «коммуникативные технологии» обучения татарскому языку.

Наиболее кардинальное, пожалуй, новшество, обусловленное принятым законом, касается дошкольного образования. Как пояснил в докладе Фаттахов, отныне оно приравнивается к полноценной образовательной программе. Это означает, что детсадовцам предстоит учиться по общим образовательным стандартам, которых никогда прежде не было. Впрочем, сдавать экзамены их не заставят.

Энегль-Фаттахов-рассказал-Рѕ-планах-РІ-отрасли-образоваР
Энгель Фаттахов рассказал о планах в отрасли образования

Сегодня в обеспечении детей местами в садиках Татарстан, по словам Фаттахова, занимает лидирующие позиции. В 2012 году охват детей различными формами дошкольного образования увеличился в республике на 1,7%, достигнув показателя в 75,4% при федеральном показателе 63,8%. Почти вдвое увеличилось число негосударственных учреждений дошкольного образования, и всего за 2012 год в РТ создано 2 297 новых мест. При этом мест для самых маленьких по-прежнему не хватает, особенно в городах: к началу февраля в очереди на детсад стояло около 40 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

С 1 СЕНТЯБРЯ УЧАЩИХСЯ СНОВА ОДЕНУТ В ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ

Вложилась республика и в развитие общего образования. Как сказал Фаттахов, основные средства пошли на развитие материально-технической базы школ, что стоило бюджету почти 800 млн. рублей. Самым затратным направлением стала информатизация, о которой высказался впоследствии в своем заключительном слове и Халиков.

– Республика Татарстан вкладывает огромные средства в развитие информационных технологий, и мы гордимся этим, – сказал премьер. – Это большие деньги. Они тратятся именно для того, чтобы сельские школы обладали равными условиями с лучшими лицеями Казани. Но, уважаемые коллеги… создается ощущение, что половиной этих ноутбуков гвозди забивают. Во многих районах их практически не используют, хотя пул лидеров, вопреки ожиданиям, тоже составляют сельские районы.

В-фойе-дворца-молодежи-высоких-гостей-ждала-выставка-т
В фойе дворца молодежи гостей ждала выставка технологического обеспечения школ и вузов

Фаттахов, однако, докладывая первым, проехал тему информатизации с оптимизмом, и перешел к аттестации учителей и руководящих кадров. По словам министра, их аттестация прямо будет зависеть от количества аттестованных по результатам ЕГЭ выпускников школ.

– Наша задача – предоставить учителю возможности для саморазвития, научить передовым технологиям и методикам, – добавил министр. – По поручению президента республики в текущем году мы начинаем реализацию масштабного трехлетнего проекта по формированию системы тьюторской и методической поддержки учителей совместно с сингапурской компанией Educare.

Напомним, соглашение с Educare было подписано Институтом развития образования РТ 6 февраля. Осенью под контролем Educare пройдут тренинг 10 тыс. татарстанских учителей, всего же курсами повышения квалификации будет охвачено 30 тыс. педагогов.

Независимо от аттестаций кадровые перестановки в среде преподавателей будут отныне согласовываться с минобрнауки РТ. Ради этой цели изменится и структура управления в муниципальной системе образования. Городские отделы и управления будут укрупнены за счет смежных ведомств. В Набережных Челнах, к примеру, такое укрупнение уже состоялось путем объединения управления образования с управлением по делам молодежи. В связи с этим преобразованием, по словам Фаттахова, повысится и зарплата руководителей управлений, их заместителей и директоров методических центров, а сами ведомства получат автомобили.

Грантовая-поддержка-в-2013-году-будет-направлена-на-пере
Грантовая поддержка в 2013 году будет направлена на переоснащение кабинетов химии, физики, биологии

Заканчивал Фаттахов тоже на оптимистической ноте, докладывая, что в 2012 году в отрасль образования было привлечено 6,9 млрд. рублей благодаря участию республики в целевых программах. В текущем же году для получения денег средним школам придется плотнее сотрудничать с потенциальными работодателями своих выпускников. Грантовая поддержка главным образом будет направлена на переоснащение кабинетов химии, физики, биологии. Условия минобрнауки – программы школ-претендентов должны отвечать требованиям подготовки рабочих кадров для конкретных производственных предприятий.

Несколько слов посвятил министр и проблеме дефицита учебников, на которые сегодня школы предлагают скидываться родителям без адекватного учета и, собственно, формальных оснований для таких требований. «Для решения этой проблемы создан республиканский электронный фонд учебной литературы, – сказал Фаттахов. – Система успешно прошла апробацию, отработан механизм прямой доставки учебников от издательств до муниципалитетов. В 2013 году мы должны решить проблему обеспечения учебниками». Кроме того, Фаттахов пообещал когда-нибудь в будущем обеспечить всех школьников двухразовым питанием, благодаря текущему переоснащению школьных столовых. А с 1 сентября этого года учащихся снова оденут в школьную форму.

�льшат-Гафуров-пригласил-преподавателей-на-курсы-повы
Ильшат Гафуров пригласил преподавателей на курсы повышения квалификации

«ПЕДАГОГА МОЖЕТ ОБУЧИТЬ ТОЛЬКО КФУ»

Вузовскую тематику министр оставил Ильшату Гафурову – ректору КФУ и члену президиума коллегии. Гафуров, впрочем, говорил исключительно о своем университете. Он высказал уверенность в том, что педагогическое образование в условиях федерального университета получило новые уникальные возможности. Практика, по словам Гафурова, показывает, что комплексное решение задач подготовки преподавательских кадров возможно лишь в крупных университетах и недоступно по объективным причинам педагогическим институтам. Ключевым отличием педобразования в КФУ ректор отметил тот факт, что квалифицированный учитель наряду с методикой преподавания должен получить фундаментальные знания в своей области. В КФУ учитель физики будет готовиться в институте физики, химики – в институте химии и так далее.

– По нашему видению, – добавил Гафуров, – в перспективе каждый институт КФУ будет располагать системой базовых школ. В дополнение к этому мы развернем работу со школьниками, особенно одаренными. Также должен отметить, что только за этот год 40 наших преподавателей прошли международную сертификацию. Планируется в течение трех лет провести через международную сертификацию весь профессорско-преподавательский состав педагогического отделения нашего университета.

Завершил докладную часть коллегии Халиков, подчеркнув в своей речи важность связи между школой, вузом и работодателем. Практика показывает, заметил Халиков, что отстают по всем показателям именно те образовательные учреждения, которые таковой связи не имеют.

«ВООБЩЕ-ТО, Я НОВЫЙ МИНИСТР…»

Отметим, что новый российский закон об образовании, направленный на укрепление подчеркиваемой докладчиками связи между образованием и реалиями отечественной промышленности, прошел через горнило битв законодателей и профессиональной среды педагогов. Достаточно сказать, что первоначальный законопроект – «правительственный», как его называют, – получил отпор в виде альтернативного проекта, расколовшего госдуму на два полновесных лагеря. По результатам рейтингового голосования за «правительственный» законопроект было подано 292 голоса, за альтернативный – 209. С учетом такого фактора, как партийная дисциплина, можно сказать, что голоса разделились поровну. Проект был переработан, а к закону в форме приложения была написана «дорожная карта». Она соотносит мероприятия и количественные показатели сферы образования с этапами перехода к так называемому «эффективному контракту». Под эффективным контрактом понимается контракт между педагогом и обществом – потребителем кадров с его производственными и идеологическими нуждами. Согласно «дорожной карте», например, нагрузка учителей увеличится с 9,4 обучаемых в настоящее время до 12 человек в 2018 году. Такова необходимость: сегодня в стране порядка 1,2 млн. учителей средних школ. Если они станут работать на одну ставку, что предполагает оговоренная в документе зарплата в 200% от средней по региону, то и учителей понадобится в 1,5 раза больше.

В «дорожной карте» также говорится о сокращении числа студентов с 6,3 млн. человек в 2013 году до 5,1 млн. к 2018 году – за эти перспективы закон и критикуется в первую очередь. Кроме того, критики обращают внимание на запланированное в законе сокращение финансового участия государства в образовательном процессе.

Министр образования Фаттахов на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о структуре финансирования образования, предусмотренной новым законом, ответил следующее: «Сегодня уже всем понятно, что экономическое благосостояние республики определяется на школьных скамьях. Человеческий потенциал – превыше всего. Я считаю, наш педагогический коллектив очень трудоспособный». Назвать хотя бы примерно сумму «огромных средств», которые, по его же словам, будут вложены в развитие отрасли в 2013 году, министр затруднился: «Вы понимаете, я же новый министр, я вам в следующий раз скажу».

После-пленума-Фаттахов-вручил-денежные-сертификаты-лу
После пленума Фаттахов вручил денежные сертификаты лучшим чиновникам от образования и педагогам

НОВЫЙ ЗАКОН ДАСТ РАЗВЕРНУТЬСЯ ЧАСТНИКАМ

Вопросы финансового участия государства в просвещении граждан и в целом перспективы, которые сулит образованию новый закон, прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» ректоры татарстанских вузов и по совместительству депутаты Госсовета РТ, присутствовавшие на коллегии.

Файруза Мустафина – ректор НИСПТР:

– Конечно, можно закон сегодня ругать, и мы в какой-то степени его ругаем… Но он с 1 сентября вступает в силу. Новое законодательство, с одной стороны, выставило требования негосударственным образовательным учреждениям на общих основаниях, но вместе с тем этот закон дает саму возможность, причем широкую, частным организациям открывать школы, детсады, вести переподготовку.

До принятия закона очень много шумели о том, что в нем нет как такового начального профессионального образования. Есть разные уровни, начиная со средне-профессионального образования, и представляется, что НПО растворено в СПО. Нет ни университетов, ни академий – есть образовательная организация, которая ведет курсы по некому магистерскому специалитету, бакалавриату. Тем самым образовательные учреждения сравняли с любыми другими организациями, наверное, это сложно переварить.

Сегодня мы изучаем этот закон, смотрим, в чем он нас заставит управленчески, содержательно измениться. Там очень много статей, которые по-новому трактуют ведение образовательного процесса. Я думаю, хорошо, что там статус учителя выделен, социальные гарантии сельским педагогам закреплены. Очень хорошо то, что сельские школы теперь не могут быть закрыты волей начальства – для этого нужно голосование жителей. В России в последнее время закрытие школ вообще вошло в моду, потому что они нерентабельны. В законе много положительных сторон.

Мы ведь сейчас в образовании перешли на подушевое финансирование, и в каждом регионе законодательный совет утверждает подушевой норматив на одного учащегося. Деньги мы получаем в зависимости от количества детей, равно как и студентов. Другое дело, что расчеты, которые сегодня делаются на одного учащегося, нас не устраивают. Однако мы не можем говорить, что финансирование сократится. Кроме того, по программам образования и России, и Татарстана увеличивается количество и суммы грантов. Вот посмотрите, за 2012 год республика получила почти 7 миллиардов – это же громадная цифра. Образовательное учреждение должно находиться в поиске и выигрывать эти гранты.

Новые стандарты уже введены в России – с первыми классами мы по ним поработали, начали со вторыми, в пятых классах новые стандарты тоже введены, и в дошкольных учреждениях, и в вузах, только СПО немножко опаздывают. Эти стандарты определяют количество предметов, которые школа может выбирать самостоятельно. Но основные курсы в федеральном стандарте сохранены для всех единообразно. Конечно, есть опасения, что это затруднит перевод из одной школы в другую, поскольку в них будут разные программы, но, я думаю, что новые стандарты, если мы их успешно введем, формируют компетенции, учат добывать знания и делают ребенка ищущим знаний. Новый подход призван учить учиться. Первоклассник закончит школу через 11 лет – какие профессии будут востребованы к тому времени? Мы не можем сегодня этого сказать. Не к профессии надо школьника готовить, и тем более не к выбору вуза. Давать нужно компетенции, мировоззрение, гибкость ума, способность обучаться. Таков лучший мировой опыт общей школы. Россия – автор этого подхода, сформулированного Давыдовым, – только второй год пытается его ввести, когда весь мир его уже применяет.

Что касается сокращения числа обучающихся, в законе это ясно не прописано. Их станет меньше, скорее, в связи с демографической ситуацией. Количество студентов и школьников просчитывается четко. Пока в России идет рост числа учащихся, а через 6 -7 лет начнется спад. Другое дело, что количество бюджетных мест пока не регулирует поступление ребят по невостребованным профессиям. Действительно, российский бюджет в этом году сократил прием экономистов и юристов. Но тем самым поток абитуриентов был перенаправлен в коммерческие вузы. Поэтому для страны в принципе сокращения не произошло. Минобрнауки не смогло повлиять на этот процесс – ребята все равно выбрали те специальности, которым хотели обучаться. Такое сокращение не решает проблему переизбытка названных специальностей. Проблему надо доводить мировоззренчески до самих ребят.

РќР°-выставке-были-представлены-РЅРµ-только-оснащение,-РЅРѕ-Р
На выставке были представлены не только оснащение, но и достижения учреждений образования

СХЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕ ИЗМЕНИТСЯ

Ильшат Гафуров – ректор КФУ:

– Я не могу сказать, что в образовательном процессе с принятием нового закона что-то кардинально изменится. Он увеличит возможности учебных заведений, в том числе и высших, поспособствует внедрению новых программ подготовки специалистов и даст определенную самостоятельность. Насколько успешно он будет работать, покажет время, поскольку это один из немногих законов, который долго обсуждался, неоднократно возвращался на доработку, и профессиональная общественность его буквально проштудировала по всем пунктам. Но после принятия его по-прежнему критикуют, такие люди всегда находятся. Я всегда говорю в таких случаях, что нужно было участвовать в процессе формирования закона. Не думаю, что он будет настолько жестким, чтобы в него нельзя было внести изменения. И он однозначно намного лучше, чем тот закон, который был.

Структура финансирования школ меняться практически не будет, поскольку это компетенция региональных властей. В этом отношении закон не меняет ни регламентов, ни ответственности. Федеральным университетам он, напротив, дает некоторую самостоятельность.

Все те 12 лет, что я работал главой администрации, я слышал нарекания со стороны директоров школ – мол, мы экономим, занимаемся энергосбережением, а потом сэкономленные ресурсы у нас забирают. По существующим стандартам финансирования государство всегда оставляло компетенцию за собой. Теперь учебным заведениям дают возможность самостоятельно зарабатывать. Я поддерживаю и дальнейшее расширение таких возможностей. К сожалению, у нас всегда, после того как что-то дать, надо потом и удержать. Это как с федеральными университетами – мы, казалось бы, стали автономными, но, тем не менее я не сказал бы, что мы сильно отличаемся в решении многих вопросов от чисто бюджетных учреждений высшего образования. Да, у нас есть самостоятельность, мы по-новому проводим закупки, заключаем договоры, но и ответственность увеличилась. Это понятно – система контроля должна существовать. Но контролировать каждый шаг, я думаю, нет необходимости. Поэтому критика закона в том смысле, что он перекладывает ответственность с государства на образовательные учреждения, она несостоятельна. Я внимательно закон смотрел, в нем такого нет. Доля государства не сокращается, она только увеличивается. Недавно мы принимали изменения в бюджет республики, и могу сказать, что финансирование сферы образования только растет.