Кощунственно называть «модой» жестокое убийство человека и надругательство над его телом. Тем более когда объектом насилия становятся ребенок, женщина. Даже уголовники, сидящие в тюрьмах, презирают насильников, детоубийц. В зоне они сами вершат свой суд над ними.

Однако теперь такие кошмарные эпизоды не редкость. В субботу в Набережных Челнах хоронят девочку Василису.

В Казани заканчивается следствие, начатое в октябре после обнаружения человеческой головы в городском мусоре.  Убийца найден, признался в содеянном, но еще предстоит рассмотреть дело в суде. Только после вступления приговора в силу можно утверждать, кто отделил голову от тела, кстати, все еще не найденного. Тоже нестандартная ситуация, не правда ли? Нельзя называть рядовым случаем даже банальную пьяную поножовщину отца и сына, случившееся в прошлом году в обычной татарской семье в Азнакаево.

Почти каждые сутки оперативная сводка правоохранительных органов приносит сообщение об изощренном убийстве или глумлении над человеческим телом. В масштабе страны, региона и города криминальные трагедии превращаются в банальный эпизод.

А У ЖЕРТВ НЕТ ПРАВ. НИКАКИХ

Мелькнет очередная жуткая история в хронике телепередач и забудется потихоньку. Иной раз бывает невозможно поймать убийцу.

Или преступление раскрыто, преступник отсидел три года и выходит на волю по условно-досрочному. Даже когда садисту-убийце дали 20 лет или пожизненный срок, нет ощущения справедливости. Так устроен человек: потерпевшая сторона не ощущает реального правосудия, адекватного совершенному злодейству. Здравый смысл отказывается понимать ход судебного следствия со свидетелями и вещественными доказательствами, с адвокатом и последним словом подсудимого. Его права оговорены законом, как и режим дня, условия отбывания срока в колонии. А у потерпевшего, у жертвы, нет никаких прав, ему никаких гарантий не предусмотрено, так как он уже перешел в иное измерение. Но для близких он остается в прежнем формате.

К ЭТОМУ НЕЛЬЗЯ ПРИВЫКНУТЬ

Не дают покоя вопросы: почему это могло случиться? Какие факторы и причины позволили случиться крайне жестокому злодейству? Что нужно сделать для того, чтобы такая трагедия не повторилась?

За многие столетия не придуманы меры, исключающие убийство и другие злодейства. Во всех странах мира действуют полиция, суды, тюрьмы. И отбывают срок или бегают от правосудия преступники. Но не могут криминологи, правоведы, судьи и следователи, ученые и законодатели предотвратить лишение жизни ни в чем неповинного  существа, маленького, хрупкого человечка. И невозможно, недопустимо привыкнуть к этому.

Хотя телеканалы, видеофильмы каждый вечер демонстрируют по 10 убийств в час. Нынешние школьники снимают своими мобильниками сцены насилия, драки, специально затевая их для развлечения. Но это другая тема, хотя и близкая.

КОГДА ОН СТАНОВИТСЯ СПОСОБНЫМ К УБИЙСТВУ?

Отложим в сторону статистику и полицейские рапорта по убийствам, монографии докторов наук, статейки аспирантов полицейской академии по той же теме. И сюжеты из криминальных изданий и сериалов. В них нет исчерпывающего ответа, понятного и нужного всем для применения в текущей жизни. Фабула преступления, следственные действия, версии, обвинение, улики и вещественные доказательства – все это разумные и понятные вещи. Практически никогда нет оснований для вынесения частного определения по поводу того, как изверг дошел до такой жизни. Какие обстоятельства позволили ему незаметно для окружающих превратиться в зверя?

Об этом всегда думали лучшие умы. О причинах и обстоятельствах написаны сотни книг. Весь мир читает роман Достоевского о Раскольникове и старухе-процентщице. В нем история оценивается глазами нормального человека, в нормальных жизненных ситуациях.

Каждый раз – отдельная фабула преступления, конкретные причины и обстоятельства. А ведь намного раньше стал ТАКИМ. Готовым к убийству, издевательству, грандиозному циничному обману. И думать об этом нужно не для того, чтобы оправдать, а из-за необходимости понять. Может быть, удастся что-нибудь изменить в текущей жизни.

Мы привыкаем к сюжетам, героям и антигероям сериалов. Телеканалы ставят на первое место рейтинг, который влияет на сумму рекламных денег. Но нельзя привыкать к реальным злодейским сюжетам. Мучителям и душегубам. Они не совместимы с нормальными людьми, хотя в определенное время живут среди нас.

МИГРАНТСКИЙ СЛЕД

Какие извлекаем уроки? Наделенные властью после каждого такого случая делают выводы, принимают меры. Уже не одно столетие. Это нормально и понятно. Иначе общество пришло бы в негодное состояние. Вот и сейчас одной из причин челнинской истории называют миграционный след. Подозреваемый в убийстве – приезжий, уроженец Узбекистана. Значит, надо разобраться с миграционным хозяйством, навести более строгий порядок, чтобы убийцы и маньяки не проникали через наши границы. Тем более похожие истории с участием выходцев из Средней Азии уже случались. Уже звучат призывы всех «чурок» выгнать из страны. Даже реабилитировать скинхедские группы и фашистские организации. Погромы, большие драки и войны всегда начинались с таких конфликтов и безадресной мести. Неразумность антимигрантских мер видна в том, что есть сотни и тысячи добропорядочных, трудолюбивых, иногда просто гениальных людей, прославивших Россию. Не хочется называть имена великих соотечественников, корнями из-за пограничного шлагбаума страны. И без того немало случаев избиения и убийства мигрантских детей только по причине «неправильной» национальности. Суды с такими делами тоже хорошо знакомы.

Нереальность антимигрантской самозащиты подтверждается тысячами других уголовных дел, когда на скамье сидят свои доморощенные бандиты, убийцы и насильники, чья национальность и биография претензий не вызывают. Вспомним хотя бы добропорядочного кандидата философских наук из интеллигентной казанской семьи, зарезавшего в прошлом году двух женщин без малейшей причины для гнева и мести. Не утешает то, что он коренной казанец. Мигрантский фактор в злодейских преступлениях – только один из многих, хотя он тоже имеет место.

МНОГОЛИКОСТЬ УРОДСТВА

Социально-нравственный, этический аспект. Если человек вырос среди алкашей и бандитов, в криминальной семье, приличной профессии и успешной работы у него нет, он может стать ТАКИМ. Есть такое дело. Не знаю, как быть с такой средой, с таким кругом лиц. Разве что подальше держаться. И лучше охранять своих детей и внуков, защищать их.

Но опять же вспоминается Игорь Данилевский – он вел занятия со студентами, повести писал и выставлял интернете! С урками и бандитами не встречался. И все туда же.

Есть еще «психиатрический» фактор. Если человек невменяем или крыша поехала на время. Это самый подходящий, почти спасительный вариант. Сумасшедшему логично делать все что угодно. Это поймут. Но экспертиза редко устанавливает вариант с умалишением.

Чаще встречается вариант морального уродства. Когда злодейства совершают люди в здравом уме. Иногда даже с тонким расчетом. Вспомните красивую девушку Ирину Ш., окончившую КХТИ (никак не могу найти хотя бы одного ее однокурсника по институту, знакомого преподавателя - все забыли напрочь). Она спустя четыре месяца после свадьбы заказала мужа, самарского бизнесмена, и его мать, когда он оказался без денег, чтобы унаследовать две или три квартиры. Только случай предотвратил трагедию – «киллер» не захотел выполнить заказ. Другой «исполнитель» несколько лет назад тоже пришел в милицию, получив заказ от преподавателя Казанского танкового училища (в звании подполковника!) убить своих родителей, живущих в Пензе. Ему нужна была их квартира, чтобы расплатиться с кредитами…

ЖЕСТОКОСТЬ ЭЛИТУ НЕ ОБХОДИТ

Ни научное звание, ни талант не могут гарантировать элементарную порядочность, законопослушность и здравомыслие человека, даже крупную личность. Недавно в печати вновь появилась статья об истории, произошедшей лет 20 назад в Институте проблем информатики, что на улице Муштари. Она потрясла казанцев и не забылась до сих пор. Разгневанный директор в собственном кабинете на почве научно-производственного конфликта застрелил пятерых сотрудников, своих ближайших соратников, а потом повез к моргу жену, где убил ее и себя.

Помню, двумя годами раньше этого директора, известного человека, пытался разоблачить молодой журналист, представитель той же армянской национальности. Если бы у него это получилось, если бы директора уволили за серьезные злоупотребления, трагедии могло и не быть. Вот ведь как получается.

Упомянутый в начале заметок случай с отрезанной головой тоже поучителен. Это преступление совершил талантливый скульптор, уроженец Грузии, 15 лет добивавшийся гражданства и получивший его как раз в день своего преступления. Его прекрасные скульптуры и декоративные фигуры украшают престижные здания и памятники архитектуры. Его знали как удивительного душевного человека. Закончил художественное училище и филфак. В тот день выпил с неким уроженцем Баку, играл с ним в нарды. Возникла драка по чьей-то вине, может быть, даже не по его вине. Скульптор, поняв, что убил собутыльника, в течение нескольких дней выносил тело из дома по частям. Наверное, делал он это из страха возмездия… Возможно, защита будет доказывать, что подсудимый не помнит, не соображал ничего. Но это вряд ли оправдывает.

А КАК У ВАС С ВЕЛИЧИЕМ ДУШИ?

Убийцы, наверное, действительно не соображают как нормальный человек. Но пугает банальность их поведения: чаще всего криминальные истории происходят из неадекватного возбуждения или в нетрезвом состоянии. Иногда в пьяном угаре убивают близкого друга, родственника. Никто не заставляет человека напиваться, расслабляться до звериного состояния.

Кстати, представители некоторых религий, напрочь отрицающие алкоголь, более всего осуждают эту самую первопричину многих бед. Есть целые семьи, населенные пункты или коллективы, представители разных национальностей, не подпускающие в свою среду алкоголь, наркоту, курение. Хочется зацепиться за такие примеры как за соломинку, но их мало.

Чаще всего мы сами наблюдаем за маленькими, вроде незначительными отклонениями в душах и действиях своего окружения. А может, именно тогда в человеке пробуждается зверь, который потом расправляется с беззащитными жертвами. Этот миг, когда он становится ТАКИМ, чаще всего остается нерасшифрованным, в тайне. Горько и обидно это сознавать, потому что потом бывает уже поздно.

В некоторые моменты, когда в очередной раз бывает поздно, особенно хочется понять обстоятельства превращения человека в зверя и ублюдка. Ведь еще живы мальчики и девочки, которые, не дай Бог, спустя годы могут оказаться жертвами. Вот такие мысли побудило у меня общее горе, к сожалению, не единственное.

Римзиль Валеев