«ПОДСКАЗКА» БОГА ОБОРАЧИВАЕТСЯ ПРОТИВ САМОГО «ПОДСКАЗЧИКА»

Взаимоотношение религии и науки, веры и знания – тема вечная. На каждом историческом этапе она имела свои неповторимые очертания. Было время, когда ответ на вопрос, как устроен мир «сам по себе», искали в священных книгах или философско-теологических трактатах. Но начиная с ХVI века, функция объяснения мира переходит от религии к науке.

Сегодня религия пытается реанимировать утраченное влияние на науку и научное сообщество. Предлагаются различные версии симбиоза религии (теологии) и научной теории. Делается немало попыток интерпретации современных научных открытий в духе догматов Библии, Корана. При этом ссылаются на то, что такие блестящие ученые как И.Кеплер, И.Ньютон, Ч.Дарвин, А.Эйнштейн, Ж.Леметр, И.Павлов, Б.Раушенбах, А.Сахаров были верующими.

Действительно, для большинства ученых религиозное мировоззрение было нормой. Вера в бога была для них привычна.Однако их научные достижения противоречили Писанию, а не подтверждали его.

Можно сколько угодно дискутировать, какую роль играют религиозные представления ученого в его открытиях. Но история науки свидетельствует: даже когда ученый отталкивается от религиозных представлений, конечный результат его труда безрелигиозен. «Подсказка» Бога оборачивается против самого «подсказчика».

Почему так происходит? Потому, что наука и религия создают свои образы мира на принципиально разных основаниях.

Религиозная картина мира строится на вере в сверхъестественное, опоре на догму, откровение. Наука, напротив, исключает чудесное, личностное в возникновении и развитии сущего. В этом - главная особенность научной картины мира, без которой она напрочь теряет свой смысл.

Наука не доверяет никому и ничему, кроме собственного метода. А он зиждется на строгой логике, объективности, критическом отношении к полученным результатам. Научный метод несовместим с верой в авторитеты или «истины в последней инстанции».

Допустим, все уже сказано Богом в Писании. Разве это остановит стремление науки проверить суждения Творца собственными средствами? Конечно, нет. «Если наука откроет Бога, я заранее трепещу за его судьбу», - остроумно заметил Е.Лец.

НАУКА ОТРИЦАЕТ НАЛИЧИЕ ГРАНИЦ В ПОЗНАНИИ

К тому же наука нацелена на получение новых сведений, отрицает наличие границ в познании, даже если они установлены самим Всевышним.

Выходит, что религия лишь препятствует научному прогрессу? Может быть, ей стоит оставить лишь внедрение в сознание прихожан десяти заповедей? Отнюдь. Оппозиция, а ею для науки является религия, поневоле союзница. Религия пытается конкурировать с наукой в вопросах возникновения вселенной, происхождения жизни и человека – значит, она постоянно побуждает науку искать более убедительные безрелигиозные альтернативы решения этих проблем.

В качестве защитницы нравственности религия предупреждает о возможности бесчеловечных воплощений научных открытий, рискованных для людей научных изысканий.

Религия объективно выступает союзницей науки и в противостоянии разным паранаукам, коих ныне расплодилось великое множество - от парапсихологии до теории торсионных полей.

Однако во всем должна быть мера. Будущие ученые начинают свой путь в мир знаний на школьной скамье. Федеральными законами гарантирован светский характер образования в государственной школе, вопрос веры или безверия конституционно отнесен к личному выбору каждого гражданина. Однако сейчас в той или иной форме в школе преподаются основы религии, в светских вузах открываются кафедры теологии, что неизбежно внесет сумбур в головы школьников. Мы надеемся, что наша школа взращивает будущих светил науки, которые «вытянут» экономику страны, заставят гордиться ее достижениями, как это случилось в эпоху освоения космоса. Для этого выпускники школы быть должны вооружены опытом научной, а не религиозной мысли. Ибо сомнительно, что догма - лучший помощник в развитии нанофизики, генной инженерии, квантовой информатики и других прорывных отраслей науки ХХ1 столетия.

Михаил Щелкунов

Справка

Михаил Щелкунов родился 25 июня 1954 года. В 1976 году закончил Казанский государственный университет. Знание языков - английский (читает и может объясняться), французский (читает и переводит со словарем). Занимаемые должности - декан факультета, КФУ / Философский факультет / Деканат очного отделения. Ученые степени - доктор (философские науки, 10.04.1992) по специальности «онтология и теория познания», название диссертации «Социально-культурные основания развития и функционирования общенаучного знания». Ученые звания - академик отраслевой академии наук (20.09.1999). Профессор (21.12.1994). Член-корреспондент академии наук РТ (26.06.2007). Академик отраслевой академии наук (28.06.2004). Стаж педагогической работы c 1981 года.