Иван Грачев – председатель комитета Госдумы РФ по энергетике:

- Я с самого 90-го года считаю, что наш народ достаточно грамотный, чтобы выбирать себе руководителя, я думаю, что это лучшая форма из возможных при всех ее недостатках.

Когда нет выборов, начинают придумывать всякие хитрые оценки деятельности глав регионов, наверное, видели, там 300 показателей, всякая такая бюрократическая чепуха, которая на самом деле очень плохо отражает реальное положение дел. А выборы простые: если эффективен, люди избирают того, кто уже правит, если нет, значит выберут другого, через один-два выборных цикла научатся эффективно это делать.

Проблема фальсификации выборов по стране в целом и в республике в частности очень серьезная. Я думаю, что эту проблему никакими революциями не устранить, нужно постепенно бороться, сражаться на каждом шагу, усиливать наблюдение, усиливать мощь оппозиционных партий.

Александр Сидякин – депутат Госдумы РФ от Республики Татарстан:

- Что касается выборности главы Татарстана, я думаю, что он должен избираться, кстати говоря, и сам Рустам Нургалиевич об этом говорил. Ему есть что показать, ему есть какие результаты предъявить нашим жителям, и совершенно очевидно, что уровень доверия и к партии, и к нему лично, результаты, которые мы видели на последних федеральных выборах, показывают, что наши избиратели, наши жители, ему верят. Я вообще не вижу проблем для переизбрания. Думаю, и сам Рустам Нурагалиевич не видит, и, конечно, мы должны использовать модель, которая дополнительно легитимизирует власть, усиливает власть в глазах жителей республики.

Конечно же, в избрании властей есть свои плюсы и минусы. Для региональных властей очевидный плюс заключается в том, что избрание прямым голосованием - это легитимизирует мандат, полученный руководителем субъекта федерации. Он всегда может использовать этот как аргумент в споре со своими оппонентами, в дискуссиях с представителями гражданского общества и утверждать, что он избран населением этого региона, и именно избиратели региона, жители региона доверяют ему быть своим руководителем исполнительной власти.

Минусы здесь, конечно, тоже есть. В результате такого прямого волеизъявления к власти теоретически может прийти популист или представитель криминалитета, человек, который через деньги сможет купить голоса избирателей и повлиять, таким образом, на их выбор. Хочу сказать сразу, что для больших территорий, как например, наша республика, это вряд ли возможно. Но для небольших регионов, мелких, где количество избирателей меньше 500 тысяч, вполне возможно добиться результатов голосования через подкуп. К сожалению, в новейшей истории подобные случаи были, и в этом смысле это очевидный минус.

Возможны ли в России честные выборы губернаторов? Конечно, возможны! Последняя избирательная кампания губернаторов показала, что противостояние есть в тех регионах, где губернаторы не пользуются доверием. Есть очень серьезная конкуренция. Конечно же, всегда плохо, когда в ходе выборов применяются различные избирательные технологии, в том числе не совсем чистые. Конечно, мы всегда огорчаемся, если на избирательном участке получаются нарушения избирательных прав. Но в целом голосование на последних федеральных выборах показывает, что выборы проходят с соблюдением законов, с соблюдением установленных процедур и не вызывают вопросов.

Александр Лаврентьев – президент ассоциации предприятий и предпринимателей РТ:

- Рустам Нургалиевич абсолютно к выборам готов. Для него это абсолютно не принципиально, даже вопросов не может быть в этой части.

Преимущества процедуры назначения? Могу сказать по тем регионам, которые сегодня практически выдвигают этот вопрос. Что такое Дагестан? Сто народностей. Постоянно идут свары, склоки. Раньше они между собой делили все эти высокие должности. Даже во времена Советского Союза, когда такой вопрос вроде бы и не возникал. Кто-то был первым секретарем обкома, кто-то – председателем правительства, кто-то – председателем Верховного совета. Каждая народность имела свою точку управления. Сегодня, когда вся власть в одних руках – президента региона, пропорции, которые когда-то были, соблюсти очень сложно. Это приводит к полному раздраю. Поэтому там будут работать деньги, будет работать криминал, конечно. Мы смотрим выступления Евкурова. Всего 403 тысячи населения, но он прямо говорит: сегодня введение прямых выборов может привести к перекосам; я готов к выборам, но считаю целесообразным, чтобы у нас было прямое назначение губернатора со стороны президента Российской Федерации… Мы ведь общаемся с людьми из тех краев, они к нам приезжают, мы получаем их продукцию, с простыми людьми разговариваем, знаем их мнение… Непростой вопрос… И во времена Советского Союза он был непростой, и находили такого рода компромиссы. А сейчас вопросов стало еще больше.

А в нашем случае вообще такой проблемы не вижу – что изберет народ, то и будет. Тут вопросов нет.

Павел Салин - политолог (Москва):

- Я думаю, что подход должен быть дифференцированным, поскольку есть некоторые субъекты федерации, где слишком сложная ситуация, и необходимо все-таки взвешенно подходить. Я имею в виду в первую очередь Дагестан. Но если брать общее правило для большинства субъектов федерации, то, конечно, в нынешней политической ситуации лучше всего выборность, поскольку мы видим у федеральной власти проблемы с легитимностью, а выборный губернатор обладает дополнительной легитимностью, и на него может быть переложена большая часть ответственности по сравнению с губернатором назначенным.

Что касается назначений, преимущество в том, что губернатор более лоялен к федеральному центру, это преимущество присутствовало в нулевые годы, когда у федерального центра была бесспорная легитимность, и он мог ей делиться с губернаторами, и никаких вопросов за редким исключением не возникало. Но сейчас на первый план постепенно приходят преимущества выборности, о которых я говорил, – это легитимность губернатора, он может брать на себя большую часть ответственности перед населением, не перекладывая ее на федеральный центр.

Что касается возможности честных выборов, в политике «честность» - это абстрактное понятие, в политике: «эффективно» - «не эффективно». В нулевые годы более эффективными были назначения, сейчас, я думаю, будет все больше эффективной становиться выборность. А «честность – нечестность» – это не политическая категория. Административный ресурс всегда применялся, и чем больше власть легитимна, тем больше она может себе позволить административный ресурс применять.

Что касается Татарстана, я думаю, в данном случае более актуальна выборность, потому что назначение, оно более эффективно для считанных субъектов федерации, в первую очередь для национальных республик. Но в Татарстане нет такой сложной этнической ситуации, как в Дагестане, где только титульных наций больше 10, а народностей - около 100, поэтому здесь более эффективной будет выборность.

Алексей Панин - заместитель генерального директора центра политической информации (Москва):

- Я думаю, что здесь наиболее оптимальной была бы все-таки взвешенная система, потому что, несмотря на различные оценки, в либеральной прессе ценз определенный, т.е. система критериев, фильтрующих сомнительных кандидатов должна быть. Поскольку в регионах еще с 90-х годов есть разные элиты, в том числе и преступные, и при наличии финансовых ресурсов они, если такой ценз отсутствует, не имеют никаких преград для того, чтобы занимать посты в самых верхних эшелонах региональной власти. Имена детализировать не буду, они на слуху, в России такие случаи широко известны, когда люди с сомнительной репутацией такие посты занимали.

Идея о том, что система должна быть смешанной, она наиболее справедливая.

В обоих случаях это баланс сил, преимущества назначения – оно должно быть из определенного круга, который выбирается не только президентом Российской Федерации, это подконтрольность, обеспечение лучшей исполняемости решений на местах и возможность прямого диалога, выстроенного, конструктивного, власти федеральной и власти региональной.

Преимущества выборности – это, конечно, более широкая кадровая обойма, в формировании которой принимает участие не только власть, находящаяся сверху, но и власть, я имею в виду народ, находящаяся снизу. В случае выборности губернатора отсутствует монополизация власти, принятие решений в регионах. Это тоже очень важно, потому как все-таки конструктивный диалог и полная подконтрольность, в том числе и не в интересах региона, - это разные вещи.

Что касается честности, это присуще человеческой природе. Всегда, когда какая-то сторона конкурирует с другой и вкладывает в это значительные ресурсы (давайте признаем, что региональные кампании – это затратные мероприятия), понятное дело, что соблазн воспользоваться не совсем этичными методами борьбы велик. Мы можем вспомнить и 90-е годы, кампании по черному пиару, информационные войны (это самое мягкое, что тогда было), и в начале 2000-х годов, до того как выборы были отменены, это имело место быть, я полагаю, что это не только российская проблема. Это в той или иной мере свойственно всем странам - и тем, которые принято считать не столь развитыми, и тем, которые принято считать развитыми: США, например, тоже едва ли являет из себя образец полной прозрачности на местах. Полагаю, что они [честные выборы] невозможны в принципе по причине человеческой природы, но бороться за то, чтобы они были настолько честными, насколько это вообще возможно в рамках рациональных соображений, – это, конечно, нужно и важно.

Татарстан – это регион особенный и по своему экономическому значению, и по истории политического взаимодействия с федеральным центром. Я думаю, что здесь не столько важно то, выборный или назначаемый глава республики, сколько то, что президенты РТ и России хорошо друг друга понимают и не провоцируют таких ситуаций, которые могут сказаться на стабильности как в регионе, так и в стране в целом. Кроме того, учитывая экономическое влияние и не всегда простую историю политических взаимоотношений, мне кажется, важно не допускать все-таки прихода к власти если не экстремистски настроенных групп, то националистически настроенных, поскольку известно, что в Татарстане есть и такие настроения, вопрос в том, насколько они сильны, конечно, но определенный фильтр – он должен быть. Опять же подчеркиваю, в связи с важностью региона.

Хафиз Миргалимов - первый секретарь регионального отделения КПРФ в РТ:

- У нас в Конституции написано, что президент избирается всенародным голосованием, потому что это единственная демократическая процедура. Политика правящей элиты привела к тому, что электорат был отстранен от избирательного процесса на выборах губернаторов. Нам не нужно, чтобы власть назначалась ни указом президента, ни внутренним голосованием депутатов. Сколько представителей криминальных структур таким образом прошло на высшие посты? А надо просто доверять избирателям, и все будет нормально. Власть все пытается какие-то фильтры выдумать для кандидатов, а они не нужны, в них смысла нет, потому что законы не работают. Если следовать закону, то и наблюдатели не нужны, поэтому работать надо не над усилением контроля, надо, чтобы закон восторжествовал и чтобы его все уважали. Если процедура будет соответствовать принятым правилам, то будьте уверены – избиратель не ошибается.

Наталья Таркаева - помощник министра экономики РТ:

- Татарстан – такой редкий субъект федерации, для которого сейчас не имеет значения, будет ли президент республики избираться или назначаться, потому что результат от этого не зависит, кандидатура не изменится. Выбор принципиален для тех регионов, где назначенный глава не пользуется поддержкой электората. У нас в республике как минимум на протяжении последних 20 лет руководство однозначно поддерживается населением. Есть разные мнения на счет отдельных решений и действий главы республики, но его соответствие должности сомнений не вызывает.

Если говорить принципиально, то я сторонница более демократичного метода – выборов. В обоих механизмах есть свои плюсы и минусы. Минусы голосования - это возможности влияния на мнение избирателей, политтехнологии. Однако при учете народного мнения людей объединяет с руководителем некая связь, в определенном смысле психологическая. Каждый человек, принимая решение на выборах, в какой-то мере изучает личность кандидата, и это вынуждает избранную персону поворачиваться лицом к интересом избравших его людей.

Плюсы назначения заключаются в том, что в целом управляемость страной повышается. Эффективность руководителя зависит от тех, с кем он работает. Это одинаково касается как бизнеса, управления предприятием, так и государственной сферы. Поэтому подбор своей команды – не такой уж плохой метод. Но я – за выборы.

Что касается их честности… Что такое честные выборы? Понятие «фальсификация» принято людьми, которые с этим феноменом борются по роду деятельности. Так что формально законы соблюдаются, с точки зрения суда никаких фальсификаций нет. А если подходить к вопросу с точки зрения манипулирования общественным мнением, то скажите мне, где дела обстоят иначе? Весь смысл предвыборных кампаний в том и заключается, чтобы привлечь электорат на сторону конкретного кандидата.

Руслан Зиннатуллин – председатель регионального отделения партии «Яблоко» в Республике Татарстан:

- Мэров, губернаторов, президентов должны избирать только граждане. Народ является единственным источником власти в нашей стране. Поэтому тезис о том, что губернаторов не надо избирать, потому что это поможет в борьбе с терроризмом, что люди еще не доросли, выглядит нелепо. Мы же можем избирать президента и федеральных депутатов. Я считаю, что власть таким образом пытается найти для себя тот вариант решения, который поможет ей сохранять лидирующее положение в количественном выражении. Так, чтобы действующая власть могла назначать мэров и губернаторов, которые ей необходимы. Целесообразно было бы ввести такую норму, что глава региона при определенных условиях, если выявлены факты коррупции или злоупотребления своими обязанностями, мог бы снимать с должности. В законодательстве это нужно было бы прописать.

Муниципальные фильтры - это неправильная вещь. Наш народ не глупый, чтобы самостоятельно определиться со своим мнением. Это сделано специально, чтобы не допустить к власти достаточно известных людей в регион. Первоначально пошли на уступки гражданам, но законом о фильтрах это нивелировали.

Марсель Шамсутдинов - председатель татарстанского отделения Республиканской партии России - Партии народной свободы:

- Народ опять обманут и ничего не дадут. Под давлением масштабных акций зимой 2011 - 2012 года наша властная верхушка пошла на некоторые демократические уступки демократическому движению и якобы разрешила прямые выборы губернаторов. Сейчас, если Госдума примет эту поправку, в 99 процентах регионов примут такой местный регламент выборов, что от прямых выборов губернаторов ничего не останется. От них уже остались рожки да ножки, когда ввели 5 процентов квоты поддержки местных депутатов. Все знают, кто такие местные депутаты и к какой партии они принадлежат. Это наглое вранье, это плевок в лицо еще только формирующемуся гражданскому обществу России и еще более слабому гражданскому обществу Республики Татарстан.

Практика - это критерий истины. Так вот эта практика показала, что все эти отдельные улучшения, пока они не приобретут критическую массу и не будет демократических процедур по всеобщим выборам, все изменения будут лишь косметическими поправками. Отдельные губернаторские выборы вполне возможны в сложной борьбе и могут быть честными. Но у нас 83 региона в стране, даже 10 губернаторов не смогут повлиять на изменение курса России. Так что я считаю, в нынешних условиях честные выборы невозможны. Ввиду этих как будто бы технических, а на самом деле принципиальных поправок, которые отсеят независимых кандидатов и саму процедуру голосования отдадут депутатам региональных законодательных собраний. Поэтому нужно менять всю систему выборов в стране.

Артем Прокофьев - депутат Госсовета РТ, фракция КПРФ:

- Моя позиция по этому вопросу - глава региона должен избираться гражданами на прямых выборах. Тем более что в Конституции написано, что источником власти считается народ. В этом смысле наиболее логично, что глава региона получает свои непосредственные полномочия от граждан. Что касается поправок к этому законопроекту, то даже в КПРФ было расхождение мнений по этому вопросу. Потому что часть представителей фракций даже выступили соавторами этого проекта.

После бурного обсуждения было принято решение, что в первом чтении проект будет поддержан, но по поводу следующих чтений договоренности не было. КПРФ последовательно с 2005 года отстаивала прямые выборы губернаторов. И конечно, если взять тот вариант, который был внесен по восстановлению выборов губернаторов, мы боролись за то, чтобы убрать фильтр и сделать выборы более прямыми. Но попытки не увенчались успехом.

Большинство граждан поддерживают все-таки прямые выборы депутатов. Аргументы у сторонников непрямых выборов, конечно, есть. В некоторых регионах сложная ситуация в плане конфликтологии, и при выборе главы региона могут возникать некоторые конфликтные ситуации. Если выборы не прямые, то спорных ситуаций может быть меньше. Также это неготовность граждан брать на себя ответственность за выбор первого должностного лица. Но это нелогично – избиратели ведь выбирают президента всей страны. К тому же источником выборов является сам народ.

Сергей Сергеев – профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ (КХТИ):

- У меня довольно неоднозначное мнение по этому поводу. Фактически таким образом Россия разделяется на две группы регионов - где можно будет выбирать губернаторов и где они будут назначаться. Оценить сейчас это довольно сложно, но такие опасения есть. Объективно уже есть некий раскол, есть регионы, которые готовы к демократии, такой как в Восточной и Западной Европе. И есть регионы, которые равняются условно на Среднюю Азию. Сейчас это разделение будет закреплено. Но к этому добавляется экономическое неравенство, разница между регионами по доходам на душу населения велика.

Может быть, и нет в этой поправке ничего страшного, и пусть каждый развивается своим темпом, но такие противоречивые тенденции вокруг одной стороны вызывают опасения.

Для кого может быть преимущество назначений? Для нынешней правящей элиты. Поскольку возможно неограниченное количество раз избираться одному и тому же человеку. По крайней мере на ближайшую перспективу власть остается если не в одном и том же кругу, то в одних и тех же руках. Но для народа это минус, поскольку нынешняя ситуация просто консервируется. Политическая модернизация региона блокируется.

Честные выборы возможны, когда на выборах соревнуются две или более относительно равные по силе элитные группы. Как СССР и США блокировали друг друга в годы холодной войны. Если же будут подставные Петрушки, я не имею в виду никого, кроме персонажей русского театра, соревноваться, то что тут скажешь? Если считать честно, все равно ничего не изменится. Вопрос нужно ставить так: не возможны ли честные выборы, а что такое честные выборы. Но если будут действительно выборы, а не назначения, тогда можно ставить вопрос: а что нужно сделать, чтобы выборы были честные?

Олег Зазнаев - профессор, заведующий кафедрой политологии КФУ:

- С одной стороны, кажется, что есть плюс в альтернативе выборов. Особенно, как обсуждалось в Госдуме, это актуально для республик Северного Кавказа с их полиэтничностью. С другой - есть минусы: государство одной рукой дает, другой забирает. С одной стороны говорит о переходе выборов, но и дает регионам право отказаться от них. Мне кажется, что если говорить о стандартах, то они должны быть едины в рамках всей страны. Право субъектов на отмену прямых выборов можно интерпретировать как отмену избирательных прав граждан. Получается, что субъектам федерации дается право на ограничение демократии, а у нас и так ее не много. Если было бы наоборот, если бы субъектам федерации дали право принимать решения, связанные с расширением избирательных прав, гражданских прав, было бы лучше. Поэтому говорить о каком-то суверенитете здесь не стоит. Получается, что эта поправка – полумера.

Владимир Иванов – гендиректор ООО «Бизнес-Центр»:

– Теоретически все главы регионов, конечно, должны избираться. Однако объективная реальность такова, что от положений закона ровным счетом ничего не зависит. Будут выборы прямые, или косвенные, или никаких не будет – в любом случае решение о персоне главы остается за Москвой. От перемены мест слагаемых сумма не меняется: на данном этапе политического устройства России подавляющая часть избирателей на выбор главы региона подействовать не может.

Владимир Беляев - профессор КНИТУ-КАИ им. Туполева, доктор политических наук:

- Конечно, все политики должны избираться - и депутаты, и главы регионов, городов и районов. Причем на свободных выборах. Вначале нам объявили, что выборы глав регионов будут, а теперь пошли на попятную. Отнимают обратно то, что народ успел вырвать. Это неправильно, поскольку власть должна стараться для народа, расширяя его права. Когда их сужают, закон уже соблюдать нельзя.

Главным недостатком выборов является то, что избирателя могут обмануть. Но при отсутствии выборов все будет зависеть от одного человека. Захочет он стать долларовым миллиардером и станет…

Однако у назначений преимущества надуманные, поскольку есть механизм, с помощью которого всегда можно убрать провинившегося, что и практикуется в большинстве стран.

Татьяна Федорова - председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:

- Считаю, что должно быть прямое голосование, политические партии не должны выдвигать своих кандидатов. Насколько грамотно это будет поставлено - другой вопрос.

Если население будет само ходить на выборы, результат будет в его интересах.

У назначения тоже, конечно, есть преимущества. Высшее руководство назначило руководителя региона, значит, оно вправе с него требовать. В случае выборов влияние высшего руководства меньше.

Считаю, что, если сделать грамотными выборы губернаторов, вполне возможно, что они будут честными. Грамотными – значит, открытыми: чтобы урны были открытыми и наблюдатели присутствовали.

Владимир Жуйков - зампредседателя Торгово-промышленной палаты РТ:

- Субъект субъекту рознь, и пусть каждый сам определяет процедуру выбора своих глав. Полагаю, что в Татарстане правильным будет назначать главу региона. В нашей республике существует подчиненность, и будет лучше, если президент России будет назначать главу субъекта. Это даст возможность более продуктивно управлять. И что важно – глава субъекта будет чувствовать подчинение главе государства.

Процедура выборов подходит не всем. Кому она подходит, следует определять в индивидуальном порядке. Однозначно выборы не подходят тем национальным республикам, где есть многоклановый уклад. Принятие решения, кого избирать, может привести к конфликтам, поскольку какой-то из кланов превалирует по весу и численности.

Учитывая то, что все 83 субъекта разные и по экономическому развитию, и по политической стабильности, лучше всего сохранять одну систему для всех, то есть назначать глав регионов. На данном историческом этапе это просто необходимо.

О честности выборов губернаторов в России можно рассуждать долго. Каждый проигравший на любых выборах будет искать элементы нечестности по отношению к нему. Это естественный процесс. Поэтому существует грамотно построенная правовая система, позволяющая проверять эти нарушения. Считаю, что меры нужно предпринимать по факту, когда выяснены нарушения.

Юрий Шеин - гендиректор OOO «Экспо – регион Закамье», депутат горсовета Набережных Челнов:

- Глава региона однозначно должен избираться. Глава, избранный людьми, перед ними ответственен и за людей отвечает, психологически связывает себя с народом. От лица своего электората он может ставить жесткие требования перед центром. А если его можно в любой момент уволить, какой же это глава региона? Это топ-менеджер. Если избранный губернатор может быть отозван только голосованием, то и центр вынужден прислушиваться к регионам, центр сам становится одним из регионов.

Если говорить о механизме партийных выдвижений, то самое главное в нем – жесткие проверки кандидатов, чтобы фильтровать криминалитет. У кандидата должна быть абсолютно чистая биография – избиратели должны знать, за счет чего он деньги зарабатывает, откуда у него собственность. И конечно, должен быть опыт хозяйственной работы и руководства. Из механизатора губернатора не выйдет.

Прямые честные выборы – это вполне реальная перспектива. "Единая Россия" тоже не по всей стране набрала 80 - 90 процентов. Вообще, закон в отношении фальсификаций на выборах нужно ужесточить. Если вдуматься, это ведь страшное преступление. Человек изъявляет свою волю, и его волеизъявление искажается кем-то посторонним. Это беспримерное оскорбление достоинства людей, с которым стоило бы разбираться по-сталински. Сейчас этот вопрос может решить только воля избирателей.

Леонид Штейнберг – гендиректор ООО «Кама Тракс»:

- У нас ничего пока не изменится, и избранным президентом республики останется Рустам Нургалиевич. Он свое право доказал конкретными делами и уважением. А в принципе, конечно, глава региона должен избираться общим волеизъявлением. А то назначили губернатора, а он не справляется – посмотрите, сколько таких случаев было за последние несколько лет, когда назначенных губернаторов увольняли. А так – сами выбрали, вместе и работаем. Честность выборов зависит от того, кто их будет контролировать. В вопросе назначения губернатора надо понимать, что удобные люди не всегда надежные.

При выдвижении кандидатов от партий очевидно, что партии будут в первую очередь лоббировать свои интересы. Стоит ли размывать поле, на котором решаются столь важные для всех вопросы? Я считаю, партийное выдвижение – это слабый вариант. Кроме того, у нас в Татарстане нет серьезной партийной альтернативы «Единой России».

Леонид Иванов - гендиректор «КАФ «Аудитор-Ч», депутат Госсовета РТ (фракция КПРФ):

- Поправки пока неоднозначны, но если рассуждать принципиально, то глава региона должен избираться. Закавказские республики вышли с возражениями, основанными на своих сложных национальных позициях, но я думаю, что эта точка зрения недостаточно проработана. Выборы есть выборы.

В то же время сейчас, как многим известно, они искусственные. Поэтому на сегодняшний день между избранием и назначением я большой разницы не вижу. Я думаю, что в России честные выборы и губернаторов, и депутатов возможны, мы к ним рано или поздно все равно придем. Если на выборы будут по-прежнему влиять не избиратели, а администрации, то Россия просто лишится политического будущего, и никакого инвестиционного климата тоже не сформируется. Мы будем оставаться на существующем уровне развития. Однако жизнь заставит политическую элиту принять честные правила игры – понять, что период становления политической системы проходит слишком сложно и хаотично. Мы вынуждены будем придти к объективным выборам и губернаторов, и депутатов всех уровней.

О выборах депутатов в Госдуму сейчас ведь тоже вопрос стоит – есть смешанная система, партийная система, как раньше было – половина по одномандатным округам, половина по партийному списку… Есть свои плюсы и в том, и в другом механизмах. Если брать выборы в Госдуму по одномандатным округам – в округах пока проще использовать административный ресурс, проводить членов правящей партии. Резюмируя, повторю – на сегодняшний день разницы между избранием и назначением губернаторов нет, но в перспективе должны быть выборы, это однозначно.

Радик Гафуров - президент ассоциации предпринимателей-мусульман:

- Однозначно, должность главы региона должна быть выборной. На местах должна быть своя власть, не так жестко контролируемая из Москвы. В назначениях никакого смысла нет – по крайней мере в мирное время. Я допускаю эффективность назначенного губернатора исключительно в экстремальной ситуации – в военное время, при чрезвычайных ситуациях, поскольку избранный глава может не отвечать требованиям таких нестандартных обстоятельств. А сейчас назначение губернатора – это исключительно коррупциогенный момент, я знаю, что в некоторых регионах просто несут наверх чемоданы с деньгами, чтобы сесть на должность.

Честные выборы, безусловно, реальны – нужно предоставить кандидатам равный доступ к СМИ в первую очередь. Я категорически против существования государственных СМИ, дотируемых. Нужно исключить административный фактор – в первую очередь на уровне исполнителей: школ, медучреждений, армии. Не жалеть камер видеонаблюдения за ходом выборов. Усилить контроль за вмешательством иностранных спецслужб, чтобы никакого внешнего финансирования выборов не было, только внутренние ресурсы. Для близкого окружения всех кандидатов нужно ввести запрет на обучение и проживание за рубежом – допустим, свыше трех месяцев в году. Одним словом, требуется усиление контроля над процедурой выборов.

Рушания Бильгильдеева - председатель регионального отделения «Справедливая Россия»:

- Конечно, я считаю, что главы республики должны быть избраны народом. И вообще, я поддерживаю тезис из послания Путина о том, что и депутаты должны быть одномандатниками, потому что, когда люди приходят на выборы, они голосуют за партию, но кто стоит в этом партийном списке, порой не знают. Если мы предоставляем возможность людям лично принять участие в процессе голосования, то это благо для нас.

Конечно, есть и в назначении некие плюсы. Не везде же так спокойно, как в нашей республике. Там, где есть несколько оппозиционных групп, назначение губернаторов позволяет сохранить спокойствие. Но я считаю, что для Татарстана должны быть прямые выборы, мы смогли победить конфликты, в том числе и межконфессиональные. Я думаю, выборы у нас должны пройти успешно.