- Александр Витальевич, что еще вам удалось сделать за два с половиной года работы в симфоническом оркестре Татарстана?

- Удалось привести сюда продюсера Филиппа Ниделя из берлинской звукозаписывающей компании, которая работает с Венским филармоническим оркестром, с Берлинским оркестром, с Чикаго симфони, с Нью-Йорком и т.д. И он нас лоббировал на Sony Music. И благодаря этому контакту мы начали работать над Антологией музыки композиторов Татарстана. Кстати, этот контакт нам помог сделать Денис Мацуев, видя рост нашего оркестра. Он не раз приводил нас в пример на высоких собраниях и в разговоре.

23 января 2013 года мы проводим презентацию этого национального проекта. Благодаря прекрасному контакту, который у нас сложился с председателем союза композиторов РТ, потрясающим музыкантом и прекрасным организатором Рашидом Фагимовичем Калимуллиным, проведена огромная работа, и мы получили хороший результат.

- По поводу антологии есть вопрос: «Как шла работа над Антологией музыки композиторов Татарстана? Что вошло в сборник? Где можно купить диски?» (Ильдар Манасыпов)

- Работа над антологией шла очень бурно. К сожалению, не все удалось реализовать, что задумывалось, была несколько другая концепция. Но в результате получилось, мне кажется, очень логично. В альбоме - три диска.

Первый диск посвящен творчеству ушедших композиторов, наших классиков: Фасиль Ахметов (Симфония фа-минор – «Казанская симфония»), Алмаз Монасыпов («Муса Джалиль»), Фарид Яруллин («Танец огненной ведьмы и шайтана» и «Свадебный танец» из балета «Шурале»), Назиб Жиганов (Симфония №2 «Сабантуй»), Александр Миргородский (Увертюра-фантазия на темы Салиха Сайдашева для симфонического оркестра и органа), Салих Сайдашев («Марш Красной армии»).

Тема второго диска вдохновлена творчеством Софии Губайдулиной. Это композитор мирового масштаба! И нам так повезло, что она приехала на первый фестиваль Concordia, можно сказать, благословила его. Большое спасибо ей за это. Отдельное спасибо мэру Казани Ильсуру Раисовичу Метшину, благодаря которому встреча была организована на самом высоком уровне – Губайдулина стала почетным гражданином города, президент республики вручил ей грамоту. Я считаю, что это очень важно.

И мне подумалось, почему бы не включить ее произведения в антологию? Но София Асгатовна отказала… Возможно, это связано с авторскими правами, контрактами и определенными обязательствами. Но София Губайдулина всем своим творчеством показала, что женщины Татарстана склонны к композиции. Она дала импульс, а дальше все пошло в режиме атомной реакции! Второй диск антологии – это произведения женщин-композиторов: Масгуда Шамсутдинова (Симфония «Чингизхан» в двух частях), Резеда Ахиярова («Mоңлы сазым»), Зульфия Раупова («Золотой храм»), Елена Анисимова («Шудон Гур»).

В третий диск входят произведения действующих композиторов: Анатолий Луппов («Татарское каприччио») и Ринат Еникеев («Рапсодия» для большого симфонического оркестра), Шамиль Тимербулатов (Симфония №5), Рашид Калимуллин («Симфонические фрески»).

В антологию еще вошел Александр Чайковский - «Стан Тамерлана», который мы играем везде, и это является визитной карточкой нашего оркестра. Поскольку это сочинение уже является для нас неким символом (мы его играем везде, где сопровождаем президента РТ), то оно органично вошло в антологию. Это произведение самую спокойную публику приводит в состояние полного замешательства! В конце произведения под бой барабанов весь оркестр кричит: «Аллах, Аллах, Аллах»… Это производит потрясающее впечатление! Думаю, это произведение украсило антологию.

24.jpg

АНТОЛОГИЯ: 5 ТЫСЯЧ ЭКЗЕМПЛЯРОВ, 5 МЛН. РУБЛЕЙ

- А где можно будет купить этот альбом?

- Купить нельзя, потому что это не коммерческий проект. Задумка была – сделать антологию к Универсиаде для подарка гостям.

- А как же все остальные?! Кстати, какой тираж?

- Тираж – 5 тысяч экземпляров. И это не коммерческий проект, причем первый в истории. Давайте посмотрим, как он тронет слушателя. В зависимости от спроса решим, что делать дальше. Возможно, будет дополнительный тираж.

- Сколько стоит этот проект?

- Очень дорого! Около 5 миллионов рублей. Хотя все относительно. И наше «дорого» по сравнению со строительством какого-нибудь объекта - это совсем немного… Мои коллеги говорят, что это совсем недорого. Мы расходуем деньги разумно, потому что мы тратим свои деньги.

«МУЖЧИНЫ, ПОЮЩИЕ ЖЕНСКИМИ ГОЛОСАМИ, - МНЕ ЭТО НЕ БЛИЗКО»

- Какие ваши личные пристрастия в музыке? Мягкая лирика или необузданная страсть? Как влияют ваши личные предпочтения на выбор произведений и авторов для исполнения ГСО? Или приходится руководствоваться «политическими» мотивами? (Гульсина)

- Конечно, каждый музыкант старается исполнять то, что ему больше нравится…

- А что больше нравится вам?

- Если взять гениальное сочинение любого века, там есть лирика и брутальность, есть жизнь и смерть, любовь и предательство, смех и слезы… А я обожаю гениальную музыку. Я без этого жить не могу! Все свободное время я сейчас посвящаю тому, что слушаю и слушаю, пополняю свои слуховые запасы. Тем самым я сам развиваюсь. Кстати говоря, это тоже один из критериев движения коллектива, потому что я уже на два года вперед знаю, что мы будем играть.

- Но композитор-то любимый у вас есть?

- Авторов музыки очень мало! Потому что история симфонической музыки составляет всего лет 150 - 200. И музыки хорошей не так много. Конечно, я больше люблю романтическую музыку, чем венскую классику, потому что это ближе моему мироощущению и нашему темпу жизни. Есть люди «сумасшедшие» (в хорошем смысле этого слова), которые дирижируют только музыкой барокко и работают с мужчинами, поющими женскими голосами. А вот мне это не близко.

Наш оркестр в этом сезоне играет всего Бетховена. Это азбука для симфонического оркестра – надо сыграть все симфонии Бетховена. В следующем сезоне мы сыграем все симфонии Чайковского, потому что в таком комплекте здесь давно произведения Чайковского не играли, а публике это просто необходимо. Через Бетховена и Малера, может быть, мы постепенно выйдем и на Брукнера. Меня очень интересует Вагнер, потому что ему в следующем году исполняется 200 лет. И обязательно будет концерт, посвященной этой дате. Вагнер – это целый мир! Я обожаю его музыку.

О музыке можно говорить бесконечно… Каких-то особых пристрастий у меня нет, а политических предпочтений просто и быть не может.

ФЕСТИВАЛЬ «БЕЛАЯ СИРЕНЬ» В ИЮЛЕ ОТКРОЮТ С МАЦУЕВЫМ

- Когда читатель спрашивал о политических мотивах, наверное, имелись в виду какие-то события, которые учитываются или не учитываются в работе. Например, Универсиада.

- Ну и что? Мы должны играть спортивные марши?! Я больше склонен к символизму…

- Кстати, по поводу культурной программы Универсиады есть вопрос: «Я из Казахстана, города Семей. Где приобрести билеты на Универсиаду 2013?» (Коновалова Гюзалия Гаптрашитовна)

- На концерты оркестра в рамках Универсиады билеты уже продаются в кассах Госоркестра РТ, а заказать их можно через наш сайт tatarstan-symphony.com.

- Значит, оркестр все-таки не проходит мимо этого события…

- Министр культуры республики Айрат Миннемуллович Сибгатуллин поставил перед нами такую задачу – участвовать в культурной программе Универсиады. Я предложил самый простой вариант - перенести Рахманиновский фестиваль «Белая сирень» с конца мая на июль. Таким образом, в день открытия Универсиады 6 июля оркестр с пианистом Денисом Мацуевым открывают Рахманиновский фестиваль. Мало того, все остальные концерты тоже идут в дни Универсиады. Все, что мы можем, - это показать бренд. А «Белая сирень» - это сегодня бренд. Все в России уже знают: «Белая сирень» - Рахманинов - Казань - симфонический оркестр Татарстана. Мало того, что это зарегистрировано, это еще и утвердилось в умах за прошедшие два года проведения фестиваля. Думаю, это будет интересно всем участникам и гостям Универсиады.

23.jpg

13 ТЫСЯЧ ЗРИТЕЛЕЙ ONLINE-ТРАНСЛЯЦИЙ КОНЦЕРТОВ

- А трансляция концертов через интернет будет?

- Мы это уже практикуем! В 2011 году было 11 online-трансляций, аудитория которых составила примерно 5 тысяч зрителей. В 2012-м - состоялись 6 трансляций, в декабре пройдут еще две. В этом году трансляции через интернет посмотрели уже 8 тысяч человек.

- Трансляция идет через сайт оркестра?

- Нет, трансляция идет через сайт «Татар-информ». Кстати, о СМИ. По данным Yandex, на 1 ноября 2012 года количество упоминаний о нашем оркестре в разделе «культура и музыка» - 692 тысячи, по данным Google - 44800. Представляете, такое количество упоминаний о симфоническом оркестре, которого два с половиной года назад не было на культурной карте мира?!

«106 ИСПОЛНЕНИЙ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРОВ ТАТАРСТАНА»

- Есть ли в репертуаре вашего оркестра произведения татарских композиторов? (Ильнур)

- Мой первый концерт с оркестром Татарстана состоялся 1 апреля 2010 года в Екатеринбурге. Я в то время еще не был главным дирижером. И в этом концерте прозвучали произведения Рустема Яхина, Салиха Сайдашева, Назиба Жиганова, Фарида Яруллина, Рашида Калимуллина. На следующий день в зале Уральской филармонии мы играли музыку Рашида Калимуллина. И пошел отсчет исполнения музыки татарских композиторов…

Что касается исполнения музыки композиторов Татарстана, то статистика такая: за полгода 2010 года я провел 7 концертов, в 2011-м было 9 концертов, в 2012 году – 13 концертов. В общей сложности было 106 исполнений музыки композиторов Татарстана в концертах. Я не видел статистику предыдущих лет, но уверен, что она не будет столь убедительной.

- 106 – это какая доля от всех исполнений?

- Порядка 10 процентов.

«ГАСТРОЛИ – ЭТО НЕ БЛАЖЬ КАКАЯ-ТО…»

- Государственный симфонический оркестр РТ гастролирует по городам Татарстана – это, бесспорно, хорошо. Но опять же – по городам… А как же культурный уровень села мы будем поднимать? Скажете, желающих послушать симфоническую музыку на селе будет немного, но ведь есть же популярные вещи. Скажете, это дорого – вести целый оркестр, но ведь можно придумать группы - три, квартет и т.д. (Фермер Хайруллин)

- Я хочу, чтобы вы понимали, что гастроли – это не блажь какая-то, когда сел в автобус и поехал по городам… Это работа, причем очень дорогостоящая работа! На организацию гастролей по Татарстану в 2011 году мы израсходовали 774 тысячи рублей. В 2012 году, имея опыт, мы минимизировали затраты и потратили 730 тысяч рублей. Оркестр едет за свой счет – аренда транспорта, страховка инструментов, проживание и суточные музыкантов. Получается очень дорогая «игрушка»!

В этом году вместо меня ездил мой ученик. Оркестр ездил только с татарской программой – мы показывали то, что записано в антологии. И гастроли были очень успешными.

Что важное следует отметить?.. Когда Мацуев едет в регион, его встречают высокие чиновники этого региона. Потому что Денис приезжает не только как гениальный пианист и выдающийся общественный деятель, не как частное лицо, а как представитель президента России Владимира Путина. Этот человек, помимо всего прочего, выполняет очень важную политическую функцию: общается с народом не только как пианист, но и как представитель первого лица государства.

Может быть, аналогия не совсем правильная, но все-таки государственный оркестр – это представительская машина, это коллектив, который представляет президента Татарстана. Это коллектив, который лично курирует президент республики. И для меня, конечно, было абсолютным шоком, когда нас в некоторых районах не встретили не только чиновники, отвечающие за культуру, но и администрация залов!.. Почему я об этом сегодня говорю? Во-первых, потому что мы тратим на гастроли деньги республики. И ездим мы не для галочки, а для того, чтобы знали, что в республике такой оркестр есть. Гастроли по республике - это практика Натана Рахлина 30-летней давности, но, к сожалению, забыта и вообще вычеркнута из репертуара.

Единственный город, где нас достойно встретили, это Чистополь – пришел глава и поблагодарил коллектив оркестра. Мы же не ездим с частным визитом…

- Наверное, в районах еще не осознали…

- Пусть люди, которые отвечают за культуру, за концерты в районах и городах республики, действуют подобающим образом. Кстати, кроме Казани, только в Набережных Челнах есть концертный зал, который полностью соответствует всем требованиям. Говорят, что лично мэр Челнов чуть ли не своими руками построил этот зал… Вот это уровень культуры! Как президент делает все необходимое для республики, так и мэр города построил зал, соответствующий всем европейским стандартам. Я говорю об этом без всякого преувеличения. И этот зал любят многие артисты.

Все остальные залы, мягко говоря, не очень приспособлены для творчества. А чиновники от культуры даже не думают о том, что в кои-то веки приезжает коллектив в 100 человек… Рекламы нет! Никто не знает, что в город приезжает, по сути, президентский оркестр! И мы сами клеим афиши… Я вынужден сказать эту неприятную вещь, но это факт.

…Недавно меня пригласили на заседание комитета по культурной политике при председателе Совета Федерации, и я рассказал там, что реально делается в Татарстане, как здесь поднимается культура. Я подготовил целую папку документов и передал ее Валентине Ивановне Матвиенко. Ведь то, что мы делаем в Казани, легко можно перенести «на воздух», в районы. Организовать таким образом, чтобы люди были хотя бы информированы. Надо работать в этом направлении.

В 2013 году мы физически не сможем гастролировать, потому что будем готовиться к церемонии открытия и закрытия Универсиады, к фестивалю «Белая сирень», который пройдет в рамках культурной программы. Но я очень надеюсь, что в 2014 году ситуация с нашими гастролями изменится. Во всяком случае, я очень прошу об этом руководителей культуры на местах.

15.jpg

«ЧТОБЫ МОЛОДЕЖЬ СМОТРЕЛА НЕ ТОЛЬКО «ДОМ-2» И МТV…»

- Читала, что ГСО РТ проводит "Уроки музыки" для школьников. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом нужном деле: где проводятся уроки, как на них можно попасть, сколько это стоит? (Дмитриева В.К.)

- Любой западный оркестр занимается не только творчеством, но и выполняет определенный социальный заказ – детские абонементы, благотворительные концерты. То, что мы делаем, это уже давно изобретенный способ реализации социальной ответственности.

Вначале мы вынуждены были это делать, чтобы хоть как-то привлечь публику, как-то обратить на себя внимание. Когда я только приехал в Казань, мы пошли по университетам, чтобы привлечь, заинтересовать молодежь. И это дало свои результаты! Мы, например, сегодня очень дружим с ТИСБИ – меня приглашают на значимые для вуза события.

- Так надо не в ТИСБИ, а в КФУ ходить!..

- В данном случае вопрос престижа меня не интересует. Меня интересует, надо это людям или нет. Я в КФУ в сентябре 2010 года еле-еле выбил УНИКС для концерта!

- Они тоже еще не созрели…

- Я очень на это надеюсь… Дело в том, что все больше появляется людей, которые знают, что симфоническая музыка – это нечто особенное, у них уже возникла потребность слушать музыку. И после концерта для ТИСБИ, где в зале было порядка 700 человек, студенты, в восторге от услышанного, писали добрые, восторженные записки. И мне не важно, в каком вузе они учатся. Критерий один – один раз услышав, человек хочет это слушать еще и еще раз. Поэтому я очень стараюсь, чтобы молодежь смотрела не только «Дом-2» и МТV… Мы делаем все возможное, чтобы духовно поддержать молодое поколение.

Та же самая история с пятиклашками – наш образовательный проект, который называется «Уроки музыки с оркестром».

«САМЫЙ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ – 10 ЛЕТ»

- Это вы придумали, или к вам кто-то вышел с предложением?

- Стратегия - за мной, а все остальное мы придумываем вместе - у нас прекрасный коллектив, хорошо работает PR-отдел. Мы одна семья! Сегодня об этом можно с уверенностью сказать. Например, когда готовили антологию, очень много разговаривали с «аксакалами», которые работали еще при Рахлине, и они подсказывали нам.

Поскольку мы «потеряли» несколько поколений - дети вообще перестали ходить на классические концерты, мы теперь стараемся как-то компенсировать этот пробел. С управлением образования Казани подписано совместное соглашение об организации и проведении таких уроков музыки. Надо сказать, наше предложение было воспринято не сразу. А вот министр культуры поддержал сразу. Помню, на первой нашей встрече Айрат Миннемуллович сказал, что с детства помнит, как Рахлин приезжал в их район, помнит звук этого оркестра!..

Самый оптимальный возраст для восприятия – 10 лет. И мы всех пятиклассников приглашаем на открытые «Уроки музыки с оркестром», которые проходят в большом концертном зале имени Сайдашева. Представляете, какая нагрузка добавляется? Мы провели 6 таких уроков, на которых присутствуют примерно по 700 учеников. А всего мы планируем провести 11 уроков.

«ИГРАЕМ ТО, ЧТО ДЕТИ УЗНАЮТ ИЗ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ…»

- Наверное, это отдельная программа? Ведь не все произведения детям исполнишь. И при этом надо что-то объяснять…

- Вы абсолютно правы! Во-первых, этот концерт ведет сам дирижер. Во-вторых, в этом концерте каждый музыкант, каждый солист имеет возможность сыграть и показать свой инструмент. И конечно, для пятиклассников мы не играем симфонию Брукнера! Мы играем Моцарта, Вивальди. Мы играем то, что дети узнают из мобильных телефонов… И дирижер учит их, как вести себя на концерте – фантиками не шуршать, телефоны отключить, между частями не хлопать. Это действительно образовательный проект, но мы понимаем, что знатоков музыки сразу не сделаешь. Мы хотим зародить в детях интерес. …Конечно, легче жаловаться, что в культуре все плохо, и при этом ничего не делать.

- Для детей эти уроки бесплатны?

- Конечно, все бесплатно! Но у нас есть и платный абонемент – «Музыка от А до Я», который проводит известный музыкальный критик Артем Варгафтик. В этом сезоне мы проведем четыре таких концерта.

7.jpg

«БУДЕМ УЧИТЫВАТЬ ПОЖЕЛАНИЯ НАШЕЙ АУДИТОРИИ»

- Есть ли у ГСО обратная связь с публикой? Принимаются ли пожелания услышать свои любимые произведения в исполнении ГСО? Предложение: сделать опрос на странице ГСО "ВКонтакте" с пожеланиями об исполняемых произведениях. (Лилия)

- Напоминаю, адрес нашего сайта - tatarstan-symphony.com. Там есть контакт с офисом – обращайтесь.

- А это вообще реально – обратился чрез сайт, и просьбу исполнили?

- Нет ничего нереального! Просто все должно быть в разумных пределах. Мы, конечно, будем учитывать пожелания нашей аудитории. Мы, например, недавно играли в Энергетическом университете, и нас попросили исполнить «Марш Радецкого». И мы с удовольствием это сделали.

- Экспромтом?!

- Экспромтом можно сыграть только «Мурку» (смеется). Конечно, все оговаривается заранее.

- Просьба рассказать подробнее о проектах "Достояние республики" и "Исцеление музыкой". (Фарида Романова)

- Проект «Исцеление музыкой» реализуется в рамках сотрудничества с министерством труда, занятости и социальной защиты РТ – два года назад мы подписали договор о том, что мы приглашаем на наши концерты ветеранов и незащищенные слои населения. Для людей, которые физически не имеют возможности купить билет, чтобы прийти на вечерний концерт, мы играем дневные концерты. Кстати, в некоторых СМИ это как-то смешно подавалось – будто мы репетиции выдаем за концерты… На самом деле идея в том, что в день концерта мы с утра играем практически ту же самую программу для людей, которые не могут прийти вечером.

И мы назвали это «Исцеление музыкой». Это касается и больных детей – оркестр сотрудничает с фондом Вавиловой, с ДРКБ. Когда произошла страшная трагедия с «Булгарией», мы открывали сезон спустя какое-то время и весь сбор от концерта передали в фонд помощи жертвам этой катастрофы. Мы сыграли несколько концертов для первого хосписа в Татарстане – для онкобольных детей.

Что касается проекта «Достояние республики», то я декларировал, что достоянием республики является не только нефть, банки и социальные программы, но и музыканты. Мы стали постепенно привлекать к работе с нашим оркестром молодых музыкантов, которые делают первые шаги в музыкальной карьере и подают большие надежды. С 2010 года этот список насчитывает порядка 30 молодых исполнителей. Здесь есть и вполне зрелые музыканты, и совсем юные.

В рамках этого проекта мы каждый год даем концерт, ежегодно меняя фокус: в прошлом году мы работали с молодыми исполнителями – от 7 до 15 лет, а в этом году мы покажем, что достоянием являются и композиторы.

«НЕ ЛЮБЛЮ НЕОБУЗДАННЫЕ ФАНТАЗИИ»

- Никогда на моей памяти вокруг ГСО РТ не было столько шума!.. Я – о замечательных проектах оркестра - фестивалях "Рахлинские сезоны", "Белая сирень", "Казанская осень" и "Конкордия". Браво, маэстро! Чем порадуете еще? (Альбина)

- Признак культуры – это умение вовремя остановиться! Я не люблю маниловщину и необузданные фантазии… Конечно, можно сказать, что мы еще что-нибудь придумаем, но давайте лучше работать с тем, что уже есть. У нас есть четыре фестиваля, а это четыре времени года. То есть мы нанизываем весь свой сезон на этот «скелет»: начинаем с "Конкордии" (Губайдулина), затем идут фестивали "Рахлинские сезоны", "Белая сирень" (Рахманинов) и концерт под открытым небом "Казанская осень".

- Будучи поклонником вашего таланта, хочу спросить вас: как вы смотрите на то, чтобы оркестр под вашим руководством стал больше чем оркестр? Поясню! Например, открытие академии (или чего-то в этом роде, увы, я не музыкант и не обладаю точными формулировками) или некоего музыкального объединения, в котором воспитывались бы талантливые музыканты (причем, возможно, с самого нежного возраста), которые смогли бы раскрыться именно под вашим руководством и в вашем прекрасном оркестре? Не убежден, что наша консерватория полностью соответствует требованиям. (Виталий)

- Я никогда не занимаюсь тем, чем я заниматься не могу. Это мой главный принцип, который я исповедую всю свою сознательную жизнь. Зачем открывать какую-то академию, если у нас есть шикарная консерватория?! Пусть она работает и поставляет нам хорошие кадры.

«МОЛОДЕЖЬ, ПРИШЕДШАЯ В ОРКЕСТР, НЕ СЪЕЛА ПУД СОЛИ»

- Как вы относитесь к студентам и выпускникам Казанской консерватории? Есть ли у вас возможность «пробовать» молодые таланты республики? (Ильсия Гарифуллина)

- К студентам и выпускникам Казанской консерватории я отношусь с большим уважением. Мы открывали сезоны и с подающим большие надежды Гайдаром Бескембировым и с уже известными пианистками Соней Гуляк, Дашей Работкиной. Мы работаем и со студентами, и с уже состоявшимися музыкантами, которые вышли из этой среды. Я, конечно, хочу, чтобы выпускники консерватории были востребованными.

- Как пополняется оркестр новыми кадрами?

- Что касается сегодняшней ситуации, то она немного грустная, потому что мы пока держимся на том заделе, который был сделан много лет назад. Не хотелось бы никого обижать, но ситуация такова, что молодежь, пришедшая в оркестр, не съела тот пуд соли, который съели музыканты периода Рахлина и среднего поколения, прошедшие через весь ужас безденежья... А те люди, которые приходят сегодня, сразу получают нормальный оклад. И они считают, что классно устроились, и жизнь состоялась.

- А какой средний возраст музыкантов оркестра?

- Примерно 35 лет. Оркестр, скорее, молодой. …Буквально неделю назад я уволил контрабасиста. Ему 23 года, но он еще студент, получает второе образование. Ну вот он не понимает, что от него хотят: приходит на работу, вроде играет что-то… Но ведь стоящие рядом музыканты сравнивают, что есть и что было раньше… У нас работают и другие студенты, например, арфистка, которая приехала учиться в консерваторию из Узбекистана. И она феерически играет!

Но я хочу сказать о другом. Я практически каждый день нахожусь в зале, и за эти два с половиной года, может быть, 10 студентов (в основном девушки) были на наших репетициях.

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ - НЕ КОНЦЕРТЫ, А РЕПЕТИЦИИ

- На репетицию может прийти любой?

- Пожалуйста! Я об этом говорил и ректору консерватории. У меня открытые репетиции.

- А почему студенты не приходят? Нет мотивации к росту?

- Я думаю, что в детстве им не сказали, что хорошо, а что плохо… Но ведь кто-то же должен им сказать, что самое интересное - это не концерты, а лаборатория, кухня - из чего все это собирается!

- Значит, не те люди учатся!

- Может быть. И эта проблема объективная, она не связана только с Казанской консерваторией. Это глобальная проблема! Ведь что сегодня делают с образованием?! Год назад мы были на грани того, что консерваторию к чему-то там приравняют, и ее просто не будет. И если раньше при приеме в консерваторию были конкурсы, то сегодня это не престижная профессия.

Но власти Татарстана доказали, что работа музыканта – это престижная профессия! Потому что вслед за нашим оркестром грант получил и оперный театр. Сегодня в казанском оркестре под управлением Рустема Абязова оклады выше, чем у нас. Значит, и мэр Казани понимает, что это нынешний тренд. Если власти сегодня обозначают, что музыканты – это престижная профессия, то, может быть, через какое-то время мы выправим ситуацию. Но пока у нас большие проблемы с набором в консерваторию.

3.jpg

«ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ НЕ ВХОДЯТ В ВЫСШУЮ ЛИГУ»

- Условно говоря, и в искусстве есть лиги: первая лига - это регионы, высшая - российская, мировая… В какой лиге вы выступаете сегодня и в какой хотите выступать в перспективе?

- Существуют столичные оркестры – Москва и Петербург. И мы выводим их за рамки обсуждения. Так сложилось исторически. Высшая лига – это Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Большой театр и немногие другие.

- А все остальные – это провинциалы?

- Провинциальные коллективы по определению не входят в высшую лигу. И объясню почему. Все международные импресарио работают с проверенными брендами: Киров-опера (Мариинский театр), ГАСО имени Светланова, БСО имени Чайковского и т.д. А мы в этом списке не участвуем.

Первая лига – это регионы, и здесь многие годы лидирует Екатеринбургский оркестр. Там филармонией руководит выдающийся продюсер Александр Колотурский, который и по природе своей менеджер, и еще учился этому в Америке. У них были и богатые спонсоры, и влиятельный покровитель в лице губернатора Росселя. Лет 20 назад оркестр завоевал свои позиции и был бесспорным лидером среди региональных коллективов. Всегда был очень славным Новосибирский филармонический оркестр под управлением Арнольда Каца. Это тоже бренд.

И в тройку лидеров постсоветского пространства всегда входил симфонический оркестр Татарстана под управлением Фуата Мансурова. Но в последние годы работы Мансурова, по объективным и субъективным причинам, наш оркестр сдал свои позиции. Но не это мы сегодня обсуждаем. Мансуров – гениальный дирижер! Все знавшие его музыканты самого высокого мнения о нем. К тому же он был дирижером и не должен был заниматься менеджментом. И он не несет ответственности за то, что произошло с оркестром. Это очень важная деталь! Но об этом никто ни разу не сказал. Ведь Мансуров – дирижер мирового уровня, и он был ангажирован в Татарстан, поэтому не нес ответственности за то, что оркестр бедно одет, мало зарабатывает, плохо трудится, не мотивирован. Его задача была – приехать, сделать праздник и уехать. И с этой задачей он справлялся фантастически! Все вспоминают Мансурова очень позитивно, и у меня лично на этот счет нет никаких других мыслей.

После ухода Каца уровень Новосибирского оркестра сразу упал, причем катастрофически. После ухода Мансурова все упало и в Татарстане. Остался один Екатеринбург. Сейчас мы сравнялись с ним. И это не мое мнение! Об этом говорил и Святослав Бэлза, которому можно доверять. Он неоднократно бывал и в Казани, и в Екатеринбурге и может сравнивать. И по экипировке, и по зарплате - мы на одном уровне. По мастерству - мы не хуже.

«100 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ – ЭТО «САНИТАРНАЯ НОРМА»

- Так быстро догнали – за два с половиной года?

- Совершенно верно! Еще нет и двух лет, потому что мы работаем как автономное учреждение культуры только с конца января 2011 года. Это тот результат, над которым люди работают и 20 лет.

- А какой бюджет у Екатеринбургского оркестра?

- Этого я не знаю! Это я сегодня играю в демократию – раскрыл наш бюджет, а вообще-то у всех есть закрытая информация, профессиональные секреты. Они никогда не скажут, какой у них бюджет!

- Наверное, вы все равно можете оценить размер их бюджета…

- Бюджет везде примерно одинаковый – порядка 100 миллионов рублей, плюс-минус. И в Москве, и в Екатеринбурге. Это тот минимум, та «санитарная норма», без которой не может существовать симфонический оркестр.

6.jpg

В ПЕРМИ ПРОСТО ПРОПУСКАЮТ ДЕНЬГИ ЧЕРЕЗ СВОИ ПРОЕКТЫ

- А что происходит в Перми? Есть много разной информации…

- В Перми есть проект, который раньше курировал Марат Гельман с прежним губернатором.

- Они развивают оперный театр?

- Они не развивают оперный театр, а на этой базе поставили очень эпатажного дирижера, который за очень большие деньги собирает музыкантов из Москвы, Петербурга, других регионов. И они иногда выстреливают какими-то проектами, у них тоже есть фестивали. Они делают очень разумно, но вопрос в том, что мы-то работаем на своей «земле», со своими музыкантами. И инструменты остаются здесь, и кадры, которые потом будут учить следующее поколение.

А в Перми – поток. Даже нет своих инструментов – берут из фонда. Они просто пропускают деньги через эти проекты. Очень удачные проекты! И наш оркестр уже дважды туда ездил и имел большой успех у пермской публики. Но, заметьте, пермские музыканты получают свои 10 тысяч рублей. Другими словами: если бы Сладковский пригласил варягов, дал им кучу денег, а свои музыканты сидели бы с окладом 10 тысяч. Вот что происходит в Перми… А мы не занимаемся временной работой! Все, что мы делаем, мы делаем очень вдумчиво и ответственно, делаем так, чтобы все это оставалось в республике и в Казани.

«ВСЕ УПИРАЕТСЯ ТОЛЬКО В БРЕНД И РЕНОМЕ ОРКЕСТРА»

- У вас есть шанс попасть в высшую лигу? Что для этого нужно – миллиард рублей, миллиард долларов? Или 20 лет?

- Все упирается только в бренд и реноме оркестра. Сколько для этого понадобится лет, я не могу сказать. Но это абсолютно реально! Этим надо заниматься каждый день, что мы и делаем.

- То есть нужно только время?

- Только время и качество работы.

- А, например, в футболе, чтобы выиграть, за большие деньги пригласили хороших игроков…

- Я считаю, что есть задачи реализуемые, и есть задачи никогда не реализуемые… Проблемы в жизни неизбежны. Я думаю, что просто нужно разумно использовать тот ресурс, который тебе дан сегодня. И выжимать из этого максимум. Что будет завтра, никто не знает. Но моя позиция очень простая: я ни у кого не прошу чего-то сверх того, что нам уже дали. Нам создали гениальные условия для работы! У меня нет сейчас мотивов, чтобы сказать, что для достижения цели надо еще что-то. В рамках того, на что мы способны, мы сегодня развиваемся.

- Пока больше освоить просто невозможно?

- Освоить-то возможно все, другой вопрос: дает ли это результат? Можно получить эффект кессонной болезни: вдруг получаешь такое, что теряешь слух и разум… Это тоже плохо.

- Какое время потребуется для того, чтобы о нашем оркестре говорили даже не в Москве, а в Европе? Казань может стать европейским брендом?

- Может! Это вопрос времени.

- Сколько времени потребуется для этого, как вы считаете?

- Я думаю, что реально в течение 10 лет можно очень сильно приблизиться к этой задаче. Я беру с небольшим запасом. Но это должно быть поступательное развитие, а не так, что сегодня ты делаешь одно, а завтра тебе говорят, что надо делать совсем другое…

8.jpg

«В КАЗАНИ ВСЕ ДЫШИТ КОЛОССАЛЬНОЙ ЭНЕРГИЕЙ РАЗВИТИЯ»

- Как вам живется в нашем городе? (Анна Кузьменко)

- Мне гениально живется! Если бы мне не нравилась Казань, я бы здесь не остался.

- А что вам нравится в Казани?

- Мне нравится атмосфера. Самое главное, что мне нравится в Казани, - это то, что здесь все дышит колоссальной энергией развития.

- Даже несмотря на то, что попали в «болото»?

- Не надо о грустном!.. К тому же сейчас с министерством культуры очень хорошо работается. У нас нет никаких проблем!

…И мне нравится в Казани все! Мы, конечно, были сначала удивлены, не обнаружив некоторых вещей, к которым привыкли в Москве… Но это больше касается жены.

- Как она вообще согласилась переехать из Москвы в провинцию?!

- А мы же всегда вместе.

- Не отговаривала вас?

- Мы, конечно, решения всегда принимаем вместе. Меня в это время еще приглашали в Ярославль возглавить филармонию. Но нам здесь очень понравилось. Когда мы приехали и прогулялись по улице Баумана, было очень душевно…

«Я – ИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ СЕМЬИ»

- Как и когда проявились ваши музыкальные способности? Расскажите, пожалуйста, о своих самых первых шагах в мир искусства. (Кирилл Б.)

- Я – из музыкальной семьи: мама у меня – пианистка, папа – кларнетист. И я с детства слышал музыку – просыпался и засыпал под ее звуки. У нас была большая коллекция виниловых записей и хорошая аппаратура. Так музыка сама собой вошла в мою жизнь. А с пяти лет меня стали насильно заставлять заниматься музыкой. Я очень сопротивлялся, но судьба сложилась так, что это было неизбежно.

- Вы жили в Москве?

- Я в 10 лет переехал из Таганрога, где родился. Моя прабабушка по маминой линии – донская казачка, а прадед – немец по национальности, его фамилия – Вестнер. Дедушка в 1935 году окончил политехнический институт и был направлен на Таганрогский авиационный завод. Но в 1937 году по доносу его посадили в тюрьму, выбили все зубы и перебили ноги. Практически его сделали инвалидом. Но ему было всего 27 лет, и молодой организм справился. А в 1939 году его, как неблагонадежного, выслали в Сибирь, поскольку по паспорту он был немец. Он был директором МТС в Алтайском крае. А моя мама родилась за два дня до Победы. И в начале 50-х годов деду разрешили вернуться в Таганрог.

…В 10 лет я уехал из Таганрога в Москву в кадетское музыкальное училище. Я капитан запаса.

- В вас чувствуется военная выправка! И голос у вас командный.

- Гергиев говорит, что дирижер – это генеральская профессия… Я был начальником оркестра штаба Ленинградского военного округа. Кстати, это мне тоже ставят в вину. Но президент России тоже кадровый военный, и я не вижу в этом ничего плохого. И среди депутатов Госдумы много выпускников военных училищ. Во всяком случае, это никому биографию не портит. И я горжусь, что я военный.

- Как вы оцениваете свое творческое состояние на данный момент?

- Да я только-только начинаю работать! Потому что все остальное время ушло на доказательство того, чего не было. Эти тяжбы и суды отнимают столько сил! И я только сейчас могу сказать, что оркестр в той кондиции, чтобы идти дальше в путь.

«ЕСЛИ НАЖМЕШЬ ЭТУ КНОПОЧКУ, ТО ТЕБЯ ТОКОМ ШАРАХНЕТ!»

- Скажите, у людей вашей профессии есть потребность читать газеты? Или творцы далеки от повседневности?

- Я не просто творец, я руководитель учреждения, менеджер, поэтому я вынужден следить за тем, что происходит вокруг. Я постоянно в YouTube, в интернете...

- А «БИЗНЕС Online» читаете?

- Честно вам скажу: поскольку у вас было много того, что меня обижало, было такое ощущение, что если нажмешь эту кнопочку, то тебя током шарахнет! Поэтому желание пропадало. Но я знаю, что ваше издание очень рейтинговое, очень читаемое, очень уважаемое. И гостями вашей редакции были умнейшие люди нашего времени… Я вам от души желаю процветания и благосостояния.

- Александр Витальевич, и мы вам желаем всяческих успехов. Спасибо за откровенный разговор!

Александр Сладковский: «Кто-то решил, что меня можно запустить в судебную центрифугу, где я буду крутиться без остановки». Часть 1-я