№1

АТТРАКЦИОН НЕВИДАННОЙ ЩЕДРОСТИ ОТ ПРЕЗИДЕНТА

Ушедший год не оставил ни у кого сомнений в том, что нечасто появляющийся в театре президент Татарстана радеет за классическое искусство. Много лет в оперном театре говорили о том, что коллективу нужно дополнительное финансирование, ведь оперные и балетные постановки – самые дорогие в мире. Добавьте к этому оплату солистов, а хочется, чтобы в Казань приезжали лучшие, содержание хора, оркестра, кордебалета и миманса, да и содержание самого здания.

И в январе прошлого года ситуация поменялась – Рустам Минниханов выделил театру грант в 124 млн. рублей. Об этом газета «БИЗНЕС Online» сообщила первой, узнав в январе от директора театра Рауфаля Мухаметзянова. Что это дало театру? Грант пошел на создание спектаклей, гонорары всем, кто в этом участвует, - артистам, режиссерам и хореографам, дирижерам и музыкантам, а также изготовителям материально-технической части. И на повышение зарплат сотрудникам и артистам.

Кроме того, второй год подряд сопоставимый грант от президента получает Государственный симфонический оркестр РТ во главе с новым худруком Александром Сладковским.

№2

НА ШАЛЯПИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРИЕХАЛ САМ МАЭСТРО ГЕРГИЕВ

Февраль прошлого года ознаменовался беспрецедентным событием в музыкальном мире республики – впервые на Шаляпинский фестиваль приехал сам маэстро Валерий Гергиев. И это был не просто визит – по сути, модель Шаляпинского, которая была монолитной в течение 30 лет и которую в театре ни за что не хотели ломать, была изменена.

Шаляпинский всегда позиционировался как «фестиваль голосов», за что частенько был объектом негатива со стороны столичных критиков. И вдруг – такой прорыв. Гергиев не просто приехал, он привез с собой спектакль «Очарованный странник» - оперу Родиона Щедрина в постановке Алексея Степанюка. На спектакле был переаншлаг, публика долго вызывала и дирижера, и режиссера, и исполнителей главных партий.

И это было еще не все. Самого востребованного дирижера мира принял президент РТ. Гергиев дал согласие принять участие в культурной программе Универсиады-2013 года в качестве хедлайнера в разделе классического искусства. Он даже ночью после спектакля поехал осматривать город в поисках площадки для выступления с оркестром.

А приезд маэстро на фестиваль им. Шаляпина в Казань, похоже, станет традиционным – в наступившем году мы снова увидим спектакль Мариинского театра, на этот раз это будет «Дон Кихот» Жюля Массне.

№3

ПЕРВЫЙ НЕРУССКИЙ ГОДУНОВ

Еще одной сенсацией года стал приезд на Шаляпинский фестиваль в феврале одного из лучших басов мира – Рене Папе. Немец исполнил партию мятущегося царя Бориса, традиицонно «шаляпинскую», где нужны и размах, и рефлексия, свойственные, как полагают, русскому характеру.

Папе, как любой житель бывшего ГДР, вполне сносно говорит по-русски, что, несомненно, помогло ему в работе над партией. Он – один из самых топовых басов, практически большую часть времени Папе выступает на сцене Метрополитен-опера. Звезда такого уровня впервые приехала в Казань. Разгадка проста: театр в прошлом году позволил себе выделить из бюджета большую, чем обычно, сумму на Шаляпинский фестиваль.

Папе, конечно, звезда, и он дал хороший урок многим менее звездным коллегам – певец прибыл в Казань за несколько дней до спектакля и долго и с душой репетировал. Спектакль прошел с успехом, хотя некоторых смутила трактовка Папе образа русского царя. После спектакля певец сообщил, что если его пригласят в Казань еще раз, он с удовольствием приедет. Что такое приезд Папе для нашего оперного? Да просто переход в другой - более высокий класс.


№4

ПЕВИЦА ИЗ КАЗАНИ ВЫШЛА В ПОЛУФИНАЛ РОССИЙСКОГО ЕВРОВИДЕНИЯ

Еще одним событие в культурной жизни республики стал выход в полуфинал российского отбора Евровидения певицы из Татарстана Аиды Гарифуллиной. Это произошло в марте. Правда, действие происходило далеко от Казани, в Москве, но тем вечером, когда по телевидению транслировался концерт, где наша Аида пела вместе с рэпером Тимати, сплотил многих ее земляков. Тем более противостоял им триумфатор Евровидения Дима Билан.

За Аиду болели, в ее поддержку слали СМС. Почему нам так хотелось этой победы? Да все очень просто: если бы Аида вышла в финал и поехала бы в Баку, если бы она победила еще и в финале, в 2013 году Казань принимала бы не только Универсиаду, но и Евровидение.

Увы, нашу землячку, как и всех остальных конкурсантов, обошли непосредственные и несколько экзотичные «Бурановские бабушки», но отрицать, что прорыв был, никто не станет. Так что, как говорят в «Юноне и Авось», «за старание спасибо». Певица из Казани никогда еще не была так близка к победе, как в этот раз. Впрочем, планы у Гарифуллиной наполеоновские, так что все победы, пожалуй, у нее еще впереди.

№5

АЛЬБИНА ШАГИМУРАТОВА НАДЕЛА «ЗОЛОТУЮ МАСКУ»

Одна из топовых певиц молодого поколения Альбина Шагимуратова - солистка казанской оперы - в апреле прошлого года получила высшую театральную награду России – «Золотую маску». Так была оценена ее работа в партии Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Гаэтано Доницетти в постановке Михаила Панджавидзе. И хотя за «Маску» не дают никаких денежных дивидендов, награда от этого не становится менее значимой.

Альбина поет на всех ведущих сценах мира – от La Scala до Меtropolitan Opera. При этом она солистка ТГАТ оперы и балета им. Джалиля, ее часто можно увидеть в его спектаклях. Недавно она, например, исполнила партию Зайтуны в опере Резеды Ахияровой «Любовь поэта». «Золотая маска» - первая награда такого уровня, которую получила певица из Казани. Это заметный прорыв, потому что «масочное» жюри в области музыкального театра считается самым строгим и компетентным.

Впрочем, эксперты задолго до церемонии вручения были уверены, что суровое жюри не сможет остаться равнодушным к работам казанцев. Ведь еще в середине марта минувшего года стало известно, что Шагимуратова вместе с труппой оперного театра поедет выступать в Большой. Для этого, кстати, пришлось отменять гастроли казанского театра в Голландии. Но, как показало время, дело того стоило.

№6

«ИДИОТ» ДОСТОЕВСКОГО В ПОСТАНОВКЕ НЯКРОШЮСА ПОКАЗАЛИ В КАЗАНИ

«Науруз», как всегда, предлагает публике сюрпризы. В июне прошлого года в рамках этого международного образовательного форума тюркоязычных стран был показан «Идиот» Някрошюса – спектакль-легенда, с которым доселе театралы из России и Татарстана могли познакомиться только по интернету.

По сути, организатор «Науруза» - театр им. Камала - провел эксперимент: он привез в Казань далеко не кассовый спектакль, а постановку, которая требует особого душевного и духовного настроя – «Идиот» идет почти 6 часов, все это время зритель проводит в наушниках, постановка, естественно, играется на литовском.

Но Казань опять-таки подтвердила славу театрального города – два вечера, что шел «Идиот», в зале театра им. Камала были аншлаги. И мы впервые смогли воочию узнать, что же это такое – современный европейский драматический театр.

№7

ПЕРВАЯ КИТАЯНКА В ТАТАРСКОМ ТЕАТРЕ

Апрель прошлого года ознаменовался в театре им. Камала премьерой сказки, а, точнее, фьябы «Принцесса Турандот» Карло Гоцци. Авторам постановки стала режиссер-китаянка Ма Джонхонг. Ма – выпускница ГИТИСа, училась у Петра Фоменко. Она ставит спектакли по всему миру, но «Принцесса Турандот» - это ее первый спектакль в России, призналась Джонхонг в интервью газете «БИЗНЕС Online».

То, что в работу была взята фьяба Гоцци, вполне объяснимо: в сюжете татарский принц Калаф добивается руки китайской принцессы. Спектакль получился веселый и легкий, в несколько непривычной стилистике для труппы Камаловского театра.

История имела продолжение. В октябре прошлого года «Принцесса Турандот» открывала четвертый международный фестиваль театрального искусства в Пекине. На этот раз форум был посвящен Европе. Камаловский стал первым российским театром, который попал на этот фестиваль в Пекин. Поездка стала возможной благодаря гранту, который выделил театру президент РТ.

№8

РЕКОНСТРУКЦИЯ ВЫСТАВОЧНОГО ЗАЛА НА ДЕНЬГИ ВЫСТАВКИ ДА ВИНЧИ

Выставочный зал, некогда принадлежавший союзу художников РТ, а теперь переданный в ведения ГМИИ РТ, был построен весной 1980 года и с тех пор ни разу не ремонтировался. Вид он имел обшарпанный, на третьем этаже во время дождя и таяния снега стекала вода.

Дирекция музея ИЗО в минувшем году смогла найти выход – она пригласила в Казань выставку «Гений да Винчи» и поставила условие: деньги от продажи билетов идут вам, но надо отремонтировать зал. В результате, город получил стильную галерею современного искусства, где будут проводиться самые креативные проекты. Первым стала, естественно, выставка, посвященная изобретениям Леонардо да Винчи, которая открылась в сентябре прошлого года.

Она была создана в Италии и уже посетила множество стран мира. На ней можно увидеть воссозданные в натуральную величину макеты изобретений да Винчи – от летательных аппаратов до водолазного костюма. Экспозиция такого уровня впервые приехала в Казань.

№9

МИННИХАНОВ ДАЛ МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ НА БЛОКБАСТЕР ОБ ИСТОРИИ КАЗАНИ

В июле в Казани ударными темпами снимали фильм «Сокровища озера Кабан». Киношники приехали в столицу Татарстана на полтора месяца, среди них были Гоша Куценко, Сергей Шакуров, Сергей Никоненко, Владимир Воробьев.

Сумма бюджета была покрыта мраком. Однако ее удалось выяснить корреспондентам «БИЗНЕС Online» - источник издания сообщил, что создатели ленты озвучивают цифру в $10 млн. Проект поддержал Минниханов, дав его создателям $1 млн. из бюджета РТ.

Креативный продюсер ленты Андрей Николаев чуть позднее названную общую сумму опроверг. «Миллион долларов нам дал фонд поддержки кинематографа. Это ведь социально значимый проект. Кроме того, не забудьте про московские деньги. Еще, как я говорил, нас поддерживает Республика Татарстан, ну и, конечно, мы ищем дополнительное финансирование», - заявил Николаев.

№10

ПРИМА МАРИИНСКОГО И ПРЕЗИДЕНТ ТАТАРСТАНА ПОДАРИЛИ КАЗАНИ ЕЩЕ ОДИН ФЕСТИВАЛЬ

В апреле минувшего года в Казани открылся фестиваль народной артистки РФ, лауреата госпремии РФ и многих международных конкурсов балерины Дианы Вишневой - примы Мариинского театра. Никогда раньше казанские балетоманы вживую ее не лицезрели. Пригласил Диану в Казань президент РТ, попав в Санкт-Петербурге на один из ее премьерных спектаклей, глава Татарстана решил, что выступления этой балерины должны видеть и татарстанцы.

Желание Дианы приехать в Казань объясняется просто: Вишнева по матери - татарка. И у нее даже есть родственники в Казани и в Татарстане. Как выяснили казанские историки, один из ее предков был муллой и попал под колесо репрессий. Словно бы в память о нем Вишнева привезла в Казань свой фестиваль.

У Вишневой, кстати, есть свой благотворительный фонд. Она помогает детям, которые учатся балету, зная по себе, какой это тяжкий труд. В Казани в апреле прошлого года балерину можно было видеть в «Жизели». С главной партией в этом спектакле она справилась блестяще, еще один вечер был отдан гала-концерту. Кстати, президент РТ нашел возможность принять Диану и во время ее мини-фестиваля в Казани.