«ПОНАЧАЛУ ПЛОХО ПОНИМАЛ, КАК ИГРАТЬ ДЕДА МОРОЗА»

- Николай, каков у вас стаж работы Дедом Морозом?

- Первая моя елка была в 1973 году, мне было тогда 16 лет. Я был на третьем курсе театрального училища, и под Новый год кукольный театр судорожно искал, кого бы послать Дедом Морозом в Нижнекамск с группой актеров, они играли спектакль про какую-то непобедимую мышь. Я тогда плохо соображал, что такое – играть Деда Мороза. Но мне очень хотелось хоть что-то заработать перед Новым годом. И я принял это предложение.

- И как это все происходило?

- Это было страшно. Во-первых, это было по 5 - 7 елок в день. Во-вторых, борода клеилась, веревочек не было. Мы отработали с 26 декабря по 11 января. По полной отработали. И за все это я получил 96 рублей 28 копеек.

- Это тогда были хорошие деньги?

- Тогда одна елка для Деда Мороза стоила 5 рублей. А мне заплатили как актеру. По актерским меркам это было хорошо. Если учесть, что моя первая зарплата в театре была 75 рублей. Так что гонорар за роль Деда Мороза был приличным.

- А как же с правдой образа по Станиславскому? Вы же такой молодой были?

- С правдой образа все было все в порядке. В роли Деда Мороза надо просто любить детей, что во мне было в те времена и осталось. Там не надо играть деда, там надо радоваться жизни. Все время, что я играю Деда Мороза, я не играю старого и несчастного деда. Я играю молодого и сильного, и детям это очень нравится.

- Наверняка, за эти годы у вас были и экстремальные ситуации…

- Были, хотя немного. Один пацаненок поспорил с другими, что я ненастоящий, и устроил на меня охоту с целью сорвать мою бороду. Разоблачить меня. Куда не сунусь – он всюду рядом. Наглый такой парень оказался. Мне пришлось посадить его на шею и минут 10 до окончания елки он на мне ездил и все пытался подсунуть руки под бороду, а я его будто случайно палкой по рукам колотил. Потом опустил на пол, дал шлепка и отправил к друзьям. Когда я уже разгримировался, увидел их компанию у входа и узнал, что он проспорил своим друзья пару бутылок газировки.

«ДО СИХ ПОР ПОМНЮ ГЛАЗА ЭТОЙ ДЕВОЧКИ»

- А как вы относитесь к тому, что некоторые родители пытаются сделать так, чтобы Дед Мороз подарил их отпрыску специальный, ими заранее приготовленный подарок на общей елке?

- Плохо отношусь. У меня раз в жизни была очень неприятная ситуация. После нее я запретил на общих елках кому-нибудь что-нибудь специально дарить. Однажды меня очень сильно уговаривали помочь, один богатый человек решил подарить отдельный подарок своему ребенку. Решили, что сделаем это после спектакля. Детей увели одеваться, я вышел к елочке, привели мне этого симпатичного мальчика, рядом стоят родители, милые люди, все вроде бы хорошо. А дарить надо было роскошную железную дорогу. Красоты невозможной! И в этот момент я затылком почувствовал, что там что-то происходит. Поворачиваюсь и вижу: мальчишка лет семи и девочка лет четырех. И они смотрят на эту железную дорогу, и вдруг девочка говорит: «Дедушка, как же так, я ведь тоже стишки читать умею». Мальчика я попросил сразу увести, и с этими ребятишками потом полчаса играл у елки. А глаза девочки помню всю жизнь. И кто виноват? Никто. Жуткая ситуация, покажи в кино, не поверят.

- В театре имени Качалова вы Дедом Морозом тоже были?

- Был, но в первые годы моей работы мне эту роль не доверяли, там были дедушки со стажем – Евгений Кузин, Юрий Коршок. Потом роль дали. Это было после армии. В марте я пришел в театр, а в конце апреля уже ушел в армию.

- В армии «морозили»?

- «Морозил». Я служил в Чехословакии, и там на Новый год был русским Дедом Морозом - и работал со своим чешским коллегой на Староместской площади в центре Праги. Мы работали для туристов, был какой-то интернациональный проект. Потом его почему-то признали неправильным. И меня больше в Прагу не приглашали. Были какие-то политические моменты.

- Мне давно интересно: у Деда Мороза есть внучка, а у Санта Клауса нет. Почему?

- Дед Мороз – это мужик. А Санта Клаус – бесполое существо. А у мужчины обязательно должна быть внучка. Без внуков вообще как-то плохо.

- А для своих дочек вы Дедом Морозом наряжались?

- Никогда. Они просто приходили в театр на мои елки и считают меня самым лучшим Дедом Морозом. Все дело в том, что я безумно люблю детей. Когда мои дочери росли, елки начинались 24 декабря и заканчивались 12 декабря. Их было по пять в день. Елку отыграл, переодеваешься, бежишь играть спектакль. Потом полчаса отдыха – и все сначала. Это был конвейер. И к 7 - 8 января начинаешь всех тихо ненавидеть. Притом родителей начинаешь ненавидеть больше, чем детей. Потому что каждый из них пропихивает вперед своего ребенка, да еще возмущается. Когда видишь, как, расталкивая маленьких, здорового лоботряса протаскивают вперед… Хотелось иногда такому родителю посохом по лбу треснуть.

ЕЛКА «ЗЕЛЕНАЯ»

- Неужели артисты не веселятся сами на елках?

- Конечно, веселятся. Самая веселая елка – последняя, мы ее называем «зеленая». На этой елке, понимая страдания всех, кто отработал школьные каникулы, дирекция театра закрывает глаза на то, что мы придумываем свои, непредусмотренные текстом, приколы. Подкаливаем партнеров. Конечно, идиотских вещей мы не допускаем, потому что вокруг дети. Однажды к нам на «зеленой» елке пришли родители, которые были уверены, что актеры пьяные. Так что нам приходилось демонстрировать, что мы трезвые.

- А елка 1 января – самая трудная?

- А вы как думаете? Она начинается 1 января в половине десятого утра. От нас запах – как от драконов. Но и от родителей тоже. И они к нам претензий не имеют. А на «зеленой» елке мы однажды устроили небольшой бедламчик. В бывшем теперь холле театра имени Качалова мы заставили детей гоняться за родителями, сказав им, что в кармане у одного из родителей лежит волшебная конфета, кто ее съест - у того все желания исполнятся. Это был маленький сумасшедший дом.

- А как вы относитесь к участию в корпоративах?

- Приходилось, но это самое отвратительное в нашей работе. Потому что пока люди трезвые, они вполне приличные. А потом что-то замыкает в голове, и они думают, что все оплачено и все можно. Можно что угодно сказать Деду Морозу, можно хлопнуть по попе Снегурочку. Сначала я думал, как на все это отвечать, потом уже был готов. На корпоративах постоянно надо быть начеку. Речь не идет о всех, но часто находится идиот, которому задарма и уксус сладкий, и он так набирается… Мало того что он набрался, так еще и хочет показать, что он умный человек. Я провел в своей жизни два-три корпоратива и сказал себе: «Это не для меня. Я лучше с детишками». Хотя это серьезные деньги.

- А сколько сейчас Дед Мороз может заработать на корпоративе?

- Прилично. За вечер 30 - 40 тысяч. Но это на группу – Дед Мороз, Снегурочка, Снеговичок. А с 31 декабря на 1 января там цены другие. Дед Мороз в новогоднюю ночь минимум стоит от 25 тысяч один.

«МАЛЬЧИШКА УВИДЕЛ МЕНЯ И УПАЛ В ОБМОРОК»

- Вам приходилось ходить к детям домой?

- Да, но это на порядок сложнее. У меня был случай, когда я пришел к одному мальчишке, он увидел меня, посмотрел, и ноги у него подкосились – он упал в обморок. Я еле его подхватил. Мама его решила, что он балуется. Я ей говорю: «Какой балуется? Вызывайте скорую, у него же глаза закатились!» Он испугался, хотя его предупредили. И такое бывало. Было, что с ревом и плачем забивались в угол, думали, что я пришел их забирать. Тут учишься «раскачивать» ребенка – поешь с ним, стишок рассказать заставишь.

- А какие подарки сейчас модно дарить детям?

- В домах подарки дорогие.

- Сколько сейчас стоит пригласить Деда Мороза в дом к ребенку?

- Полторы-две тысячи. Ближе к Новому году цена возрастает.

- Вы сами до какого времени в Деда Мороза верили?

- Мне было сложно верить, потому что Дедом Морозом была моя мама, а я был зайчиком, и мы ходили по военному городку, где жили, и всех поздравляли. И я работал рядом с мамой.

- Николай, то есть Дед Мороз, что вы хотели бы пожелать нашим читателям?

- Вот это вопрос! Желаю вам, уважаемые читатели «БИЗНЕС Online», чтобы ваши деньги приносили как можно меньше беспокойства!

Справка

Николай Шепелев родился в Хабаровске. Окончил Казанское театральное училище. С 1975 года – актер КБДТ им. Качалова.