Сегодня в Вахитовский районный суд Казани на слушания по уголовному делу в отношении 20-летнего Артема Точилкина собралось большое количество прессы. Журналисты ожидали услышать приговор. Того же ждали и родственники жертвы. В крохотном зале со стеклянной клеткой для подсудимых, которую установили недавно, едва хватило места для всех участников процесса. Пришлось внести дополнительную скамью. Точилкин, как обычно, молча сидел в первом ряду, буквально в затылок ему дышал Владимир Смолягин - отец девушки, погибшей в той страшной аварии. Сегодня он вместе со своей второй дочерью Мариной Смолягиной был явно не в духе – ведь два предыдущих заседания пришлось отложить. На первое не явился из-за плохого самочувствия подсудимый, на втором не смог присутствовать его адвокат. На прошлой неделе Смолягина заявила журналистам, что «будет молиться, чтобы убийца ее сестры сел в тюрьму до Нового года».

Напомним, 22 апреля около театра оперы и балета произошла трагедия. Точилкин, находясь за рулем автомобиля BMW в состоянии наркотического опьянения, двигался на высокой скорости по ул. Пушкина в сторону пл. Свободы. Молодой человек не справился с управлением, вылетел на встречную полосу движения, пересек ее и ударил припаркованный у обочины автомобиль Ford Mondeo. От удара обе иномарки вылетели на автобусную остановку, где в ожидании находились зрители театра, только что посмотревшие спектакль. Две женщины получили серьезные травмы, а одна из них, 26-летняя Елена Смолягина, работавшая врачом в городской поликлинике №2, на следующий день скончалась в больнице.

Сегодня Точилкин неожиданно для всех заявил о смене адвоката. Его новым защитником стал Андрей Олифир. Почему подсудимый отказался от услуг предыдущего адвоката Владимира Кулькова, он не пояснил. Если прежний защитник был известен как общепризнанный и весьма авторитетный в Казани автоюрист, то Олифир, к примеру, в этом году защищал сторону потерпевших в громком деле Михаила Иванова, которого обвиняли в убийстве 19-летней Иры Давыдовой: ради нескольких тысяч рублей парень нанес своей подруге 20 ножевых ранений…

Суд ходатайство о смене адвоката удовлетворил. И новоявленный защитник уже на законных правах подал еще одно ходатайство от своего имени – он попросил об очередной отсрочке заседания.

- Дело в том, что контракт со мной был подписан только сегодня, и мне нужно время на то, чтобы ознакомиться с материалами уголовного дела, - объяснил Олифир под вздохи потерпевшей стороны, которая не скрывала своего возмущения затягиванием дела. Смолягина заявила, что для ознакомления адвокату будет достаточно и одного дня, но тот объяснил, что только на копирование многотомного уголовного дела уйдет неделя. Отец погибшей Смолягиной в сердцах заявил, что подобное поведение обвиняемого и его защиты - «чистой воды неуважение к суду».

«ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ МЕНЯТЬ АДВОКАТА СКОЛЬКО УГОДНО»

В итоге судья отложила слушания до 9 января 2013 года – первый рабочий день после продолжительных праздников. Ни прокурор, ни адвокат потерпевшей стороны Лев Пастернак не высказались против, признавая законность требований защитника Точилкина.

Желанию Смолягиной о заключении Точилкина в тюрьму до Нового года в любом случае не дано было сбыться. Даже если бы приговор был озвучен до 31 декабря и предполагал лишение свободы, он бы наверняка был обжалован. Теперь же стало ясно, что по самым оптимистичным прогнозам подсудимый может оказаться в местах лишения свободы лишь будущей весной. После судебного заседания Смолягина поделилась своим видением тактики стороны защиты Точилкина.

- Нелогично, что Точилкин отказывается от услуг высококлассного профессионала Кулькова, - заявила потерпевшая. – Мне кажется, прежний адвокат будет руководить действиями защиты вне здания суда, а процесс искусственно затягивается. У нас дело очень простое, собрана полная доказательная база – при желании можно было за несколько дней его разобрать, но Точилкин просто хочет провести Новый год в кругу семьи. Они бы вели себя по-другому, если бы его взяли под стражу на время следствия. Но ведь он на свободе ходит.

По словам старшего помощника прокурора Вахитовского района Степана Спиридонова, в данном случае законодательство допускает отложение слушания дела.

- Все, что происходило сегодня в зале суда, согласовано с законом, - объяснил Спиридонов корреспонденту «БИЗНЕС Online». - Человек может менять адвокатов сколько угодно. Но в данном случае говорить, что подсудимый таким правом злоупотребляет, нельзя. Время, необходимое адвокату для ознакомления с материалами дела, зависит от объемов материалов: сколько томов, наличия видео- аудиозаписей, экспертиз и так далее. Каждый человек индивидуально знакомится с этими документами. Кому-то достаточно нескольких дней, кому-то больше. В законе конкретно нет ограничений по срокам. Но суд может вынести решение для ускорения ознакомления с делом.

Отец погибшей Смолягин, по всей видимости, не разделял невозмутимость прокурора и после заседания был весьма категоричен в оценках.

- Народ ждет решения суда, а они издеваются, как хотят. Не удивлюсь, если в следующий раз повторится нечто подобное, – заключил он.

«ЭТИ ЛЮДИ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА И БЛИЗКО К МАШИНЕ ПОДХОДИТЬ!»

Между тем, сегодня на совещании по вопросам безопасности дорожного движения в кабмине президент Татарстана Рустам Минниханов, хотя и не называя имен, фактически упомянул о деле Точилкина.

- Когда люди в состоянии алкогольного и наркотического опьянения садятся за руль автомобиля – это натуральное преступление! – разразился жесткой критикой президент. - В таких случаях необходимо сразу же человека лишать прав, эти люди не имеют права и близко к машине подходить. Только лишение, вне зависимости от того, спортсмен это, артист, начальник. И суды наши должны быть принципиальны в данном случае. И я не понимаю, почему правительство эту инициативу не поддержало – нужна конфискация. Если ты с оружием на улицу вышел убивать, тебя сразу же арестуют и оружие конфискуют. Автомобиль становится таким же оружием, даже опаснее. Но в рамках наших полномочий мы должны проявить жесткость. Фамилии этих людей надо называть, надо показывать чаще их по телевизору – общественное порицание в данном случае очень эффективно работает.