АКЦИИ КАМАЗА — ЭТО ДЕНЬГИ

Вчера генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин сделал в своем интервью заявление о том, что каждые два-три часа смотрит, что происходит с акциями КАМАЗа на бирже.

- Акции КАМАЗа — это деньги. Я каждые два-три часа смотрю, что происходит на бирже. Они ликвидные. Конечно, на рынке, на мой взгляд, сейчас недостаточно акций КАМАЗа, но наши акционеры не хотят продавать, сбрасывать свои доли. Их не продают и те, кто получил акции во время приватизации — многочисленные физические лица, - рассказал Когогин.

На вопрос о том, не планирует ли он выкупить акции у этих многочисленных физлиц, глава челнинского автогиганта ответил: «А зачем? Это 80 тысяч акционеров, у которых в общей сложности всего один процент. К тому же акции распылены по всему бывшему Советскому Союзу.

«РАСКАЧАТЬ» КОТИРОВКИ АКЦИЙ КАМАЗА МОЖЕТ ДАЖЕ ЧАСТНЫЙ ИНВЕСТОР

Эти слова выглядят необычными на фоне колоссальной загруженности Когогина. Что ж там такого интересно видит директор градообразующего предприятия?

Если рассматривать колебания цен и объемов торгов по акциям ОАО «КАМАЗ» за последние два года, получается довольно унылая картина для такого пристального интереса…

460-1.jpg

Если смотреть по ценам, то с февраля 2011 года цены за акцию совершили затяжное годовое падение, упав с 84 рублей до 35 рублей, а затем в 2012 году стабилизировались в «боковике» 37 - 42 рубля за акцию. И движение это, бывало, шло не в ногу с рынком. Если смотреть совместное поведение индекса РТС и акций КАМАЗа, то отчетливо видны периоды, когда движения были разнонаправленными (март-апрель 2011 года, февраль-май 2012 года и июнь-декабрь 2012 года).

460-2.jpg

Причина подобных аномалий не в том, что акции хуже или лучше рынка, а в их низкой ликвидности. Если взять всю ежедневную статистику, начиная с 01.01.2011 по объемам торгов ММВБ по акциями КАМАЗа и вычленить всего пять крупных аномальных «всплесков» (19.01.2011 – 653 млн. рублей, 20.01.2011 – 290 млн. рублей, 21.01.2011 – 290 млн. рублей, 15.02.2011 – 175 млн. рублей, 19.03.2011 – 175 млн. рублей), то мы увидим, что среднедневной объем торгов измеряется совершенно мизерной цифрой – 8 млн. рублей в день.

В последние два месяца среднедневной объем торгов и вовсе съежился до 3 млн. рублей. Понятно, что при таких низких объемах даже частный инвестор средней руки может «раскачать» котировки акций в любую сторону. Поэтому цена акций КАМАЗа на бирже в плане какой-то объективности вообще мало что собой представляет.

«ЭТОТ ПАКЕТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ, НО ДОСТАТОЧНЫЙ»

Так почему же Когогин так часто смотрит в биржевые котировки? Нет слов, его не может не интересовать капитализация гиганта, которым он руководит - в преддверии слияния с МАЗом, например, это критично важно: сколько ты стоишь? Но, безусловно, есть в акциях КАМАЗа у рулевого и прямой личный интерес. И не сказать, что он маленький.

О том, что рулевой КАМАЗа по совместительству является его же совладельцем (причем крупным), свидетельствует опубликованное в конце сентября 2012 года короткое интервью Когогина международному агентству Reuters. Без преувеличения, оно буквально порвало все стереотипы о закрытости топ-менеджмента челнинского автогиганта. Глава автозавода заявил агентству, что ему принадлежит не менее 5% акций КАМАЗа. При этом, как выяснил аналитический центр газеты «БИЗНЕС Online», в официальных отчетах по ценным бумагам доля гендиректора КАМАЗа в капитале компании определяется в размере всего 0,002828% или 20 тыс. обыкновенных акций стоимостью 800 тыс. рублей.

4.jpg
По словам Когогина (справа), ему принадлежат не менее 5% акций КАМАЗа

Исходя из рыночной капитализации КАМАЗа на ММВБ, такой пакет может стоить $46 миллионов. В рублевом выражении это не менее 1,4 млрд. рублей. Примечательно, что было сказано именно «более пяти процентов». Насколько «более», умалчивается. «Этот пакет не является определяющим, но достаточный», - сказал Когогин про принадлежащие ему акции КАМАЗа.

Рассмотрим распределение акций КАМАЗа по отчету по ценным бумагам на 01.07.2012. Структура выглядела так:

460-3.jpg

Из диаграммы наглядно видно, что контрольный пакет автогиганта принадлежит государству. В официальных российских отчетах по ценным бумагам доля Когогина в капитале компании описывается более чем скромно: 0,002828% обыкновенных акций, что эквивалентно 20 тыс. акций по текущей рыночной цене 800 тыс. рублей.

Возможно, акции Когогина хранятся в кипрском офшоре AVTOINVEST LIMITED. Раньше управление этим офшором велось российской инвестиционной компанией «Тройка Диалог». При этом менеджеры "Тройки" заявляли, что она управляет пакетом КАМАЗа в интересах инвесторов, имена которых не раскрывались. После перехода «Тройки Диалог» под контроль Сбербанка РФ в отчетных документах в качестве лица, контролирующего офшор, теперь фигурирует Сбербанк.

ТАНКИ ГРЯЗИ НЕ БОЯТСЯ

Кстати, по ходу дела не может не возникнуть у любого непредвзятого наблюдателя вопрос: "Как же Когогин сумел сформировать такой серьезный пакет акций?" Об этом он сам сказал в интервью: «Первые (акции) я купил сам в 2003 году, став генеральным директором, - сообщил он. - Дальше мной были получены акции в результате опциона». Про другие источники ничего не сказано. На КАМАЗе никак не комментируют покупку акций Когогиным. Директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что не вправе комментировать данный вопрос.

Напомним, что до назначения на завод в 2002 году, Когогин 8 лет проработал госчиновником. В 1994 - 1999 годах — глава администрации Зеленодольского района, в 1999 - 2002 годах — заместитель премьер-министра, министр экономики и промышленности Республики Татарстан. Формально, личные источники для скупки акций (да еще на офшор) у Когогина отсутствовали.

2.jpg
Почти половина акций КАМАЗа - 49,90 %- принадлежит госкорпорации "Ростехнологии". На фото - гендиректор "Ростехнологий", председатель совета директоров КАМАЗа Сергей Чемезов (справа) и член совета директоров, глава инвесткомпании "Тройка Диалог" Рубен Варданян

Рассмотрим акции КАМАЗа, находившиеся в руках трудового коллектива. До сих пор по акциям КАМАЗа дивиденды вообще не выплачивались. На конец 2005 года единственными в истории ОАО «КАМАЗ» дивидендами стали выплаченные по итогам 1992 года 100 неденоминированных рублей на акцию, что было эквивалентно неразличимой глазу сумме (сделайте деноминацию - поделите на 1 000). Понятно, что трудовому коллективу акции были не особо нужны в качестве источников дивидендов. А зарплаты, тем временем, были низкие и выплачивались нерегулярно. Понятно, что скупщикам акций заводчан не приходилось даже особо напрягаться…

Акции активно скупали различные компании. Например, созданное в 2005 году ОАО «КАМАЗ-КАПИТАЛ». Так потихонечку начала формироваться «кубышечка». Тогда же была осуществлена передача минземимуществом Татарстана госпакета из 11,6% акций автогиганта в уставный капитал ОАО «КАМАЗ-КАПИТАЛ». То есть, как обычно это у нас происходит (на примере того же «Связьинвестнефтехима»), «забесплатно». И вот, 24 июня 2008 года, как раз перед кризисом, на кипрском офшоре AVTOINVEST LIMITED эта «кубышечка» зафиксировалась с результатом 29,53% обыкновенных акций КАМАЗА.

Параллельно появилась и еще одна «кубышка» - тоже кипрская Limited Liability Company DEKODELEMENT SERVICES LIMITED. В ней было сложено 14,85% обыкновенных акций КАМАЗа. Для оперативного управления офшорными операциями создается третий кипрский офшор MIKAM HOLDINGS LIMITED, куда в качестве директора и члена совета директоров направляется заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ», бывший генеральный директор ОАО «КАМАЗ-КАПИТАЛ» Ахат Урманов. А для финансовых расчетов в 2010 году сам КАМАЗ открывает расчетные счета в кипрском филиале «Автовазбанка» (3035, Республика Кипр, Лимассол). Далее акции с офшоров скидываются на других инвесторов (с DEKODELEMENT полностью, а с AVTOINVEST частично), естественно уже не «забесплатно». Но бюджет Татарстана, как водится в таких случаях, ничего уже не получил… В AVTOINVESTе так и осталось 24,53%.

КИПРСКИЕ ОПЦИОНЫ

Теперь рассмотрим слова Когогина о «полученных от завода акциях по опциону». Дело в том, что у КАМАЗа до последнего момента официальной опционной программы для менеджеров не было. Любые выплаты такого рода Когогину должны были быть раскрыты в МСФО. Но и там их нет. Так, в МСФО КАМАЗА за 2011 год указано следующее: «В августе 2005 года совет директоров утвердил долгосрочный план вознаграждения, подлежащего выплате членам правления ОАО «КАМАЗ». Согласно этому плану, общая сумма вознаграждения была рассчитана на основе увеличения рыночной капитализации компании в течение четырехлетнего периода, начиная с августа 2005 года. Максимальная сумма бонуса составляет 150 млн. рублей за каждый четырехлетний период. По состоянию на 31 декабря 2011 года она составила 243 млн. рублей, начисленных по данному плану (31 декабря 2010 года: 146 млн. рублей). Выплата бонуса была отложена ввиду текущей экономической ситуации».

Другими словами, никаких других официальных источников у Когогина, кроме трудовых выплат, не было. Может быть, он имеет в виду какие-то особые, «кипрские», опционы? В любом случае, неожиданная открытость Сергея Анатольевича по поводу его пакета акций вызывает массу вопросов…

«ЗАГЛЯДЫВАТЬ КАЖДЫЕ ДВА-ТРИ ЧАСА НА БИРЖУ - ЭТО НЕПРАВИЛЬНО»

Какую динамику демонстрируют акции КАМАЗа и для чего Когогину разглядывать котировки ценных бумаг своего завода, газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты фондового рынка.

Антон Сороко - аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:

- Мне кажется, что ситуация на фондовом рынке является важным критерием оценки проводимой краткосрочной и среднесрочной политики компании с точки зрения ожиданий по будущим финансовым результатам. Внимание главы компании к результатам торгов акциями КАМАЗа мне кажется вполне обоснованным, учитывая желание быть постоянно в курсе независимой оценки принимаемых решений. Трендом последнего времени стало заметное снижение объемов торгов на основных ликвидных акциях Московской биржи, что объясняется оттоком капитала из РФ и отсутствием значимых инвестиционных идей на фондовом рынке в 2012 году. В таких условиях ликвидность бумаг КАМАЗа несколько снизилась, и среднедневной объем торгов за последние два месяцев не превышал 3 миллиона рублей, таким образом, заметное процентное изменение капитализации компании может быть спровоцировано объемом сделки 5 - 10 млн. рублей. При этом в игру вступит рыночный механизм формирования справедливой цены, что привлечет игроков, готовых реализовать достаточный объем акций, который вернет цену акций к оценочному уровню.

Вместе с тем, стоит отметить, что фундаментальных факторов роста капитализации компании сейчас не наблюдается, с учетом того, что российский инвестор, ориентированный на акции транспортного сектора, скорее, выберет растущие на заметных корпоративных новостях акции АвтоВАЗа.

Дилюс Шавалиев - генеральный директор ИК «Капитал-менеджмент»:

- Я бы не сказал, что с акциями КАМАЗа сейчас происходит что-то интересное. Нет никакой динамики. В начале года, как и на всем рынке, был подъем до 55 рублей, потом было снижение до 35 рублей. Это не первый эшелон, а, скорее, даже третий. Тот факт, что генеральный директор следит за акциями своего предприятия, это позитивно. Основной его задачей является увеличение рыночной капитализации своего предприятия. Это прямая задача директора. Акционеры заинтересованы в том, чтобы увеличить капитализацию, чтобы стоимость акций была выше. Хотел бы пожелать, что бы Алексей Миллер тоже начал следить активно за акциями своего предприятия, он обещал капитализацию по своим акциям в районе триллиона, а в итоге получаем гораздо меньше.

Разогнать каким-то образом акции КАМАЗа трудно, потому что на бирже объемов нет таких, чтобы купить нормальному инвестору и на этом заработать.

Вообще любые положительные действия со стороны топ-менеджмента компании – все это влияет на стоимость котировок. Чем больше подписанных договоров, значимых событий, тем быстрей вырастут акции. А разгонять акции - это просто спекуляция.

Олег Абелев - начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Риком-траст»:

- Вообще, любому человеку заглядывать каждые два-три часа на биржу - это неправильно. Если только он не разработчик какой-то алгоритмической, торговой системы, который проверят ее работоспособность. А в реальности нет смысла смотреть так часто, только если появляется какая-то новость, событие. Я думаю, Когогин сказал, это, скорее, для «красного словца». Динамику в 0,13 поцента разве можно считать сильной динамикой?

Бумага не самая ликвидная, скорее, она между вторым и третьим эшелоном. Но с учетом того, что у нас общий оборот по всему рынку 20 миллиардов рублей в день, даже сумма в полмиллиарда рублей будет способна «утянуть» бумагу вниз или поднять ее вверх. Я думаю, для КАМАЗа, с его относительной ликвидностью для разгона потребуется несколько сотен миллионов.