ИЗ ПАССАЖИРСКОГО ЛАЙНЕРА – В САМОЛЕТ КОМПЛЕКСНОЙ РАЗВЕДКИ

По данным министерства обороны Японии, 17 декабря истребители ВВС сил самообороны поднялись на перехват неопознанного самолета и выяснили, что им оказался новейший российский самолет-разведчик Ту-214Р (разведчик). Это первое появление самолета данного типа вблизи территориальных вод Японии, отмечает неофициальный блог ОАО «Туполев». Добавим, что это первое официальное появление Ту-214Р вдали и от Казани, где он строился, и от Москвы, где он до недавнего времени испытывался.

Напомним, что первое фото нового разведчика появилось в СМИ в мае, тогда же в прессу начала просачиваться информация об этом проекте. Ту-214Р (также фигурирует под названиями «изделие 411» или ОКР «Фракция») создан на базе пассажирского Ту-214. Как сообщал ранее тот же неофициальный туполевский блог, Ту-214Р - самолет комплексной радиотехнической и оптической разведки. Его спецаппаратура имеет несколько антенных решеток, расположенных по бокам фюзеляжа и под ним. Наличие оптико-электронной системы высокого разрешения «Фракция» предположительно говорит о том, что главное предназначение «Ту» – работа «по земле». То есть Ту-214Р будет заменой разведчику Ил-20М, который предназначен для вскрытия радиолокационных средств и средств связи противника, перехвата сигналов средств управления и связи, ведения радиолокационной и оптической разведки наземных объектов, предполагают авторы блога.

Отметим, что Ил-20 долгое время был одним из наиболее секретных советских самолетов. Его начали создавать в соответствии с постановлением ЦК КПСС и совета министров СССР от 27 марта 1965 года о разработке самолета комплексной разведки приграничной полосы без пересечения государственной границы. Ил-20 не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС СССР, а подчинялись непосредственно командованию военных округов.

2.-Маршрут-полета-Ту-214Р-над-Японским-морем.jpg
Маршрут полета Ту-214Р над Японским морем

ВОЕННЫЕ НЕДОВОЛЬНЫ «ТУПОЛЕВЫМ», «ТУПОЛЕВ» - КАПО,
А КАПО - ФИНАНСИРОВАНИЕМ

Казань должна была построить два Ту-214 к ноябрю 2008 года. Но головной Ту-214Р совершил первый полет только 24 декабря 2009-го и планируется к сдаче в 2013 году. Второй экземпляр (регистрационный номер - RA-64514) находится в цехе окончательной сборки и должен быть сдан в 2014-м.

Контракт на Ту-214Р стал предметом разбирательства в суде. Дело в том, что 12 января этого года московская войсковая часть 45807 (в интернете ее называют заказчиком Ту-214Р) потребовала выплаты пеней за срыв сроков исполнения спецбортов. Сначала требования предъявили ОАО «Туполев», значившемуся по трехстороннему контракту исполнителем работ (КАПО – изготовитель). Но фирма возложила вину на КАПО, которое, по словам туполевцев, сорвало сроки строительства самолета. В свою очередь, на КАПО считают, что сроки зависели от финансирования, а оно шло не в полном объеме; кроме того, «Туполев» постоянно вносил изменения в конструкторскую документацию. Несмотря на судебные препирательства, военные были удовлетворены ходом дела: «Само по себе наличие неустойки повлияло на стимуляцию КАПО, и оно начало работать, - отметил в суде представитель войсковой части. - По крайней мере одно из изделий, которое должно было быть выполнено по этому контракту, уже на летном поле. И мы считаем, что это в том числе благодаря и нашему обращению». По всей видимости, речь шла как раз о RA-64511.

Как сообщалось в СМИ, с июня 2012 года этот борт проходит интенсивные испытания на аэродроме летно-исследовательского института им. Громова в подмосковном Жуковском. Нынешний полет над Японским морем, видимо, осуществлен в рамках программы испытаний комплекса бортового оборудования. Как сообщает блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий, самолет RA-64511 совершил перелет на Дальний Восток из Жуковского и прибыл в Хабаровск 15 декабря 2012 года.