КАЗАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1611 ГОДА

В многотомной «Татарской энциклопедии» есть статья «Казанское ополчение». Но только об ополчении 1812 года. Об ополчении более драматичного периода нашей страны – Смутного времени специальной статьи нет. По частям, однако, события 400-летней давности можно собрать в отдельных статьях («Смутное время», «Гермоген», «Морозов», вероятно, «Шульгин»). Может быть, из-за этой разобщенности в них есть интригующие странности и недосказанности.

Статья «Смутное время» (том 5): «Выступившие против присяги самозванцу Б. Бельский и его сторонники в ходе восстания 9 января 1611 года были убиты».

Итак, Казанское восстание! Откуда стало известно о нем и его дате? Из четырех казанских «больших краеведов» (Михаил Рыбушкин, Николай Баженов, Михаил Пинегин, Николай Загоскин), написавших свои фундаментальные истории Казани, трое первых осторожно обошли молчанием Смутное время. Загоскин же решился, заметив, однако, в своем исследовании «Казанский край в Смутное время», что «много загадочного… представляют в себе только что описанные нами казанские события».

Несмотря на отмеченную «загадочность», именно Загоскин стал «автором» «взрыва в Казани жестокой смуты и сумятицы». А от взрыва до восстания - рукой подать. И эту руку подал том первый «Истории Татарской АССР» 1955 года, откуда восстание перекочевало в ТЭ.

Что же сообщил Загоскин? Он сообщил, что казанцы разделились на две враждебные партии: одной руководил дьяк казанского воеводского управления Никанор Шульгин, другой - второй казанский воевода боярин Богдан Бельский. Разногласия состояли в том, целовать или нет крест «царю Дмитрию Ивановичу» (Лжедмитрию II). Но так ли все это, и что говорят источники?

460.jpg
«Царь Дмитрий Иванович», он же самозванец Лжедмитрий II, он же Тушинский (затем Колужский) Вор /польская гравюра XVII века/

«ВОЗВЕДОША ЕВО НА БАШНЮ И СКИНУША З БАШНИ И УБИША ДО СМЕРТИ»

А источники ничего не говорят о январской усобице или восстании. Из статьи Нового Летописца «О крестном целовании Вору в Казани и об убиении Богдана Бельского» нам известно лишь об убийстве второго воеводы:

«Во граде ж в Казани слышаху, что Литовские люди в Москву вошли, и не похотеша быти под Литвою, начаша крест целовати тому убьенному Колужскому Вору... Воевода ж Богдан Яковлевич Бельской нача им говорити и крепити [их], чтоб Вору креста не целовати, а целовати б крест, хто будет государь на Московском государстве. Дьяк же Никонор Шулгин, умысли с теми ворами, повеле Богдана убити. Они ж Богдана, поимав, и возведоша ево на башню и скинуша з башни и убиша до смерти». На основании этого короткого сообщения Загоскин делает Шульгина (который вскоре действительно станет «плохим») антигероем, а Бельского невинной жертвой, да еще во время «жестокой смуты и сумятицы».

Тут возникает вопрос, а куда смотрел на стычки своих подчиненных их начальник – первый казанский воевода боярин Василий Петрович Морозов? На чьей стороне он был и был ли вообще?

По Загоскину Морозова, как бы, и нет. Точнее он был, но «лишь орудием в руках своих дьяков, в особенности хитрого… Н. Шульгина». Что он делал во время январского взрыва - Загоскин не знает. Но потом, «в течение лета того же года мало-помалу исчезает с Казанского горизонта и оставшийся воевода, молодой карьерист В. П. Морозов – и с конца лета 1611 года мы видим Никанора Шульгина в положении близком к роли диктатора Казани». Итак, по версии Загоскина глава огромной и сложнейшей в управлении части страны под названием Казанское царство – карьерист и слабачок, постепенно куда-то исчезнувший летом.

ПРИСЯГА ЛЖЕДМИТРИЮ

Источники, однако, рисуют Морозова, как авторитетного военачальника, причем и до, и после воеводства в Казани. С 1603 года он воевода в Тобольске, затем в Кашире. В 1605 году он не просто воевода, каких немало в государстве, а главный воевода левой руки (полк царской армии) царя Бориса Годунова, а затем - главный воевода сторожевого полка царя Федора Годунова. С 1608 года – глава казанской администрации. В конце 1608 - начале 1609 годов он - главный организатор борьбы правительственных сил с силами Лжедмитрия II. Приписываемая ранее Шереметеву крупная победа под Свияжском 1 января 1609 года в действительности относится к заслугам казанского воеводы Морозова. После освобождения Москвы от поляков выдвигался даже кандидатом на царский престол. При венчании царским венцом Михаила Романова Юрьева в числе пятерке самых избранных бояр был в чине: нес яблоко (державу), а затем сан (царскую одежду). А в 1615 году Морозов послан царем в Псков, где отбил осаду города шведским королем Густавом II Адольфом. За «Псковское сидение» был особо награжден царем.

Что же произошло в Казани в январе 1611 года? Из грамоты, отправленной после 15 января из Казани в Хлынов, следует, что «Генваря в 9 день, целовали мы и вся земля Казанскаго Государства крест Государю Царю и Великому Князю Дмитрею Ивановичу всея Русии на том, что нам ему Государю своему служити и прямити во всем». Грамоту подписали воеводы Василей Морозов, Богдан Бельский (еще живой!) и дьяки Никонор Шульгин и Степан Дий(ч)ков. Причем целование креста сопровождалось записями, по которым приведены были к присяге жители Казани. А это как-то  не вяжется с восстанием, причем того же 9 января.

460-2.jpg
Казань в 1636 или 1638 году /грав. О. Кох по рис. А. Олеария/

БЕЛЬСКИЙ УБИТ, НО В МАРТЕ 

И что интересно. Несмотря на убийство второго Казанского воеводы Бельского, дьяк Никанор Шульгин остается в руководстве Казанским Государством совместно с Морозовым и Дий(ч)ковым. Напрашивается предположение: а не был ли причиной своей гибели Бельской сам, а не «хитрый» Шульгин? Ведь, что происходит: почти полстраны присягнули Лжедмитрию II, присягнули и казанцы. По справедливому мнению Загоскина «Бельский, в свое время признавший за истинного царевича Дмитрия человека, названного современниками Гришкой  Отрепьевым (Лжедмитрий I), конечно уж не мог признать за такового же Тушинского вора». К тому же Бельской  был близок с князем Федором Мстиславским - главой Семибоярщины. А для Семибоярщины врагом был Лжедмитрий II, а не Польша, которую она и призвала на помощь от самозванца, и впустила в Москву. Вероятнее всего, казанцы, узнав о свержении царя Шуйского (1610 год) и занятии поляками Москвы и не желая подчиняться иноземцам, тут же присягнули на верность Лжедмитрию II – единственной антипольской силе на тот момент. Бельский же - профессиональный смутьян при всех властях - пытался отговорить их от этого акта, но лишь навлек на себя гнев.

По поводу «всех властей» следует сделать отступление и пояснить, что здесь имеется в виду. Богдан Бельский начал службу в ведомстве своего дяди Малюты Скуратова и немало преуспел в борьбе с боярской крамолой. В 1584 г. царь Федор Иоаннович обвинил его в измене и отправил в почётную ссылку - воеводой в Нижний Новгород. После смерти царя Фёдора Ивановича в 1598 г. Бельский выступил одним из лидеров антигодуновской оппозиции, созвал в Москву из своих вотчин вооружённых людей, дабы посадить на престол Симеона Бекбулатовича. За это его подвергли суду (1602 г.) и сослали, по одним сведениям, в Сибирь, по другим — «на Низ в тюрьму». В 1605 г. - амнистирован царем Федором Годуновым. С приближением Лжедмитрия I к Москве Бельский подтвердил, что тот — истинный царевич Дмитрий, и стал активным участником этой самозваннической авантюры. После свержения самозванца (1606 г.) сослан царём Василием Шуйским в Казань

Так, наконец, был ли Богдан Бельской убит 9 января 1611 года? Оказывается – нет. В одной рукописи из библиотеки Академии наук России (СПб) записано, что убийство произошло, но два месяца спустя: «119-го [1611 н.с.] марта в седьмой день, пятая неделя великого поста в четверг воевода в Казани Андрей Богдан Бельской убиен и наутрие погребен внутрь града каменного в монастыре Живоначальныя троица Ефремом митрополитом казаньским и священным собором. И во 122-м году [1614 н.с.] положен в Ярославле в монастыре у Святого спаса».

Факт погребения Бельского в кремлевском монастыре и не кем-нибудь, а самим митрополитом Казанским и Свияжским позволяют сделать три вывода:

- Бельский похоронен не как преступник; 

- если действительно заказчиком убийства был Шульгин, оставшийся после убийства во власти, значит, заказ был тайным;

- причиной убийства не мог быть Лжедмитрий II, о смерти которого в Казани уже стало известно в середине января.                                                                                                             

Сергей Саначин 

Читайте также:

Сергей Саначин: «Почему неповторенный подвиг россиян откровенно замалчиваем в год его 400-летия?»