- Отслеживая заявки татарстанских компаний, скажу, что не низкоквалифицированных – вообще рабочих рук не хватает экономике. Нет ситуации, при которой иностранцы отнимают рабочие места у местных, наоборот, они восполняют дефицит рабочей силы. Основной поток низкоквалифицированных рабочих идет из Средней Азии. А специалисты из этих стран были и при советской власти. Но после развала страны и предприятий их сейчас больше не готовят. Однако несправедливо говорить, что приехавший молодой таджик или узбек в России не сможет стать специалистом.

Наше агентство приглашает иностранных рабочих. В основном, мы рекрутируем рабочих для складов, операторов на линии выпуска продукции. Проводим обучение на базе предприятий. Они становятся профессионалами. Если ввести запрет на въезд рабочих мигрантов, в будущем в России не будет специалистов этих направлений. Человек же приезжает со знанием русского языка, обучился здесь и стал специалистом.

Запрет миграции – это не выход из положения. В ближайшие 20 лет Россию ожидает кадровый голод, все производства будут нуждаться в рабочих руках.

Мы работаем с крупными республиканскими предприятиями, которые приглашают иностранных рабочих только из-за того, что станки простаивают. И речь не идет о конкуренции цен на рабочую силу. Интересы местного населения не страдают. Например, во время кризиса на заводе «SOLLERS-ЕЛАБУГА» первыми уволили именно трудовых мигрантов. В любом случае, первыми теряют рабочие места именно иностранцы.

Думаю, что через пять лет мы в России будем просить иностранцев приезжать к нам на работу, а никак не закрывать границы.

Олег Афанасьев – руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ»:

- Да, в нашей компании работают иностранные специалисты. В основном на совместных предприятиях, где первоначально требуется подготовить наших специалистов работать на новом оборудовании, новым технологиям. Как правило, отработав, они уезжают. Только на нескольких совместных предприятиях у нас остались, в классическом понимании, экспаты. Как правило, они работают на руководящих или инженерных должностях. Это всего два-три человека.

Конечно, мы предпочитаем, чтобы у нас на предприятии работали наши специалисты, и повышали свою квалификацию до необходимого уровня. Но, к сожалению, в России нет специалистов по ряду технологий и новых направлений. В этом случае мы приглашаем зарубежных высококвалифицированных специалистов, чтобы они передавали свой опыт и знание нашим.

Айрат Шайдуллин - руководитель строительной компании «Антанта Групп»:

- В Татарстане сейчас наблюдается повышенный спрос на рабочих строительной сферы, это связано с большим строительством в республике. Именно по этой причине к нам приезжает такое количество иностранцев, нуждающихся в работе.

В данный момент наша фирма не нуждается в услугах гастарбайтеров. Но в некоторых случаях на определенную работу мы нанимаем иностранцев, чаще всего с ближнего зарубежья. Отмечу, что работа, сделанная ими, может быть качественнее и дешевле, нежели у местных рабочих.

Конкуренцию со стороны иностранных специалистов ощущаю. И, полагаю, что не только я, ведь гастарбайтеры иногда работают больше, лучше, дешевле. Многие работодатели привлекают их именно из-за этих качеств.

Татарстану и России иностранные специалисты, безусловно, нужны. Но в определенном количестве – для своих соотечественников тоже нужно оставить рабочие места.

Шамиль Агеев - председатель правления ТПП РТ:

- Мы живем в мировом пространстве, где всегда есть переток капитала, умов, рабочей силы. Поэтому, если где-то есть спрос, всегда будет предложение. Другое дело, что это должно быть упорядочено и цивилизованно. Нелегальных мигрантов не должно быть потому, что на них зарабатывают деньги недобросовестные работодатели. Таджики за 5 - 7 тысяч пашут дворниками, а зарплату за них получает кто-то другой.

На нелегалах всегда кто-то наживается. А это же люди, это человеческие судьбы.

Рустем Юнусов - директор ООО «Фарус»:

- Мы нанимаем только отечественные кадры. Эта проблема мне не близка, но я ее понимаю. Нужны ли гастарбайтеры Татарстану и России? Достаточно вспомнить слова Генри Форда: «Выиграет тот, кто сможет произвести большее количество одинакового товара по более низкой цене». Это аксиома, которую доказывать нет необходимости.

Гастарбайтеры непритязательны и некапризны. Понятно, что они неквалифицированы, но зато их много! В нашей стране вряд ли обойдутся без неквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы. Если посмотреть на крупную стройку, процент этих рабочих очень высок. Если бы в них не нуждались, их бы не было в таких количествах на видных стройках.

Полагаю, что бороться с ними достаточно тяжело. Конечно, не стоит запрещать им въезд в страну, но вот как-то регулировать, управлять ими необходимо, чтобы они не работали так хаотично, не были бродячими продавцами и строителями. Думаю, и для работ их необходимо отбирать: чтобы на строительство направлялись не окончившие три класса сельской школы, а реальные специалисты. Однажды был свидетелем следующего разговора. «Что вы умеете?» - спрашивает работодатель гастарбайтера. «Все умеем», - отвечают они. «И это, и это?» - приводит в пример директор определенные работы. «И это, и это», - соглашаются иностранцы. Особенность гастарбайтеров в том, что они берутся за любую работу, порою даже не представляя, что это такое.

Сергей Чернов - заместитель генерального директора «КАН Авто»:

- Поскольку мы представляем несколько иностранных брендов, мы, естественно, работаем с иностранными партнерами. Сотрудничество проходит у нас замечательно! Например, автосалон General Motors – это совместный наш проект с «Шевроле-Россия» и руководством General Motors. В салоне KIA также принимали участие иностранцы.

С 2009 года на АвтоВАЗе делали совместные проекты… Многое из того, что представлено в наших салонах, - отражение нашего сотрудничества с иностранцами.

Евгений Крылов – генеральный директор «ТАТИНКОМ Компьютерс»:

- Гастарбайтеры в какой-то степени нужны, в какой-то - нет. С точки зрения дачника, которому надо вырыть канаву, а привлекать для этого местных будет дороже, считаю, что нужны. С точки зрения, что все страны привлекают высококвалифицированные кадры, а мы - землекопов, отношусь отрицательно. Гастарбайтеры у нас – это, как правило, не специалисты, а чернорабочие.

Нужно стремиться, чтобы к нам приезжали грамотные специалисты. На этом поднялась Америка, приглашая работать высококвалифицированные кадры.

Марат Нуриев - депутат Казгордумы, директор УК «Уютный дом»:

- Если у нас есть спрос на дешевую рабочую силу, предложения всегда найдутся. Наши люди не хотят работать, а эту работу должен же кто-то делать. Наверно, не от хорошей жизни компании обращаются к данной категории лиц за выполнением работ. Да, эти специалисты неквалифицированные, с ними не просто, но привлекать их дешевле, и многие этим пользуются. Нужно, я считаю, активнее привлекать наших людей к труду, чтобы не возникало подобных проблем.

Денис Миронов – директор строительно-отделочной фирмы «Империал»:

- Я не нанимаю так называемых гастарбайтеров, поскольку это наказуемо. К тому же, большинство из них плохо разговаривают по-русски, и мне сложно с ними изъясняться. Конкуренцию со стороны иностранцев я не ощущаю, поскольку работаю в дорогом сегменте. Качество выполненных работ у нас выше – не сравнишь с результатом работ гастарбайтеров.

Нужны ли они Татарстану и России? Полагаю, что да. Это отличная альтернатива своим рабочим, к тому же их услуги стоят на порядок дешевле.

Татьяна Федорова - председатель правления Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:

- Низкоквалифицированные мигранты не нужны Татарстану. Нужны квалифицированные рабочие, которые имеют хороший опыт, умеют говорить по-русски, они должны знать наши законы и обычаи. Нужны квалифицированные инженеры, технологи. Такие пусть приезжают, заключают договоры и работают на честной, грамотной основе, не в противовес нашему рабочему классу, создавая низкооплачиваемую работу, которой потом кто-то пользуется, кладя в карман чужие деньги.

Работодатели платят очень маленькую зарплату гастарбайтерам, потому что ни один наш квалифицированный специалист не стоит меньше 20 тысяч, а иммигрантам платят по 8 тысяч, и они с удовольствием работают, не требуя ни специальных условий, ни техники безопасности, ни специальной одежды. Основная масса иммигрантов работает нелегально, а это - уход от налогов, а мы, работая в республике, берем на себя всю тяжесть. К тому же, пора заставить и нашу молодежь работать. Мы сейчас выработали у молодежи желание только потреблять. Я бы вообще запретила бирже труда платить деньги тем, кто больше месяца не может устроиться на работу.

Владимир Павленко - директор ресторана «Мясной удар»:

- В нашем ресторане не работают иностранные повара. Когда-то было желание с ними поработать, но возникает довольно много ограничений. Как правило, все эти люди без документов, которые подтверждают их специализацию. Ресторан - это не уборка улиц, это большая ответственность. А вдруг отравятся люди? Уровень этих поваров оставляет желать лучшего. На 90 процентов, это люди, которые только приближенно понимают, что такое санитарные нормы. Самое главное, что они не связаны никакими обязательства, если они, не дай Бог, оформлены не официально.

Привлечение иностранных поваров – это, скорее, безысходность, чем факт. Это жадность или нерентабельность предприятия, которое не способно платить хорошие деньги и латает дыры за счет дешевой рабочей силы. Нет смысла ориентироваться на такие рестораны. Я считаю, что еду должны готовить те, кто умеет ее готовить, а не те, кто готовит, потому что надо. Представьте, если в редакцию к журналистам придут узбеки и начнут что-то писать, но никогда не обучались этому.

Такие «специалисты» составляют конкуренцию только нашим ленивым людям.

Тимур Ахмеров - генеральный директор «БАРС Групп»:

- Сейчас у нас не работают иностранные специалисты. В целом, в IT отрасли из-за специфики российского образования, финансового бизнеса, я не очень представляю, что у нас могут работать массово иностранные граждане. Мы российская компания, работаем в России, поэтому иностранные разработчики и менеджеры могут быть полезны только в случае выхода на зарубежные рынки. У нас есть ребята, которые говорят, к примеру, на арабском языке, и мы сейчас, напротив, пытаемся заняться неким экспортом наших услуг. У нас уже были договоры в Индонезии, Турции, ОАЭ, но это опять же силами только наших специалистов.

Ленар Шарипов – директор ООО «Констант»:

- Думаю, что если бы в Татарстан и Россию не приезжали гастарбайтеры, на неквалифицированных вакансиях работать было бы некому, поскольку для строительства необходимо задействовать большое количество рабочих.

Отмечу, что подрядчикам проще работать с приезжими, нежели с местными кадрами, и это связано с тем, что первые лучше выполняют свои обязанности. Попробуйте «нашего Ивана» попросить остаться после работы на час или подольше, а то и сделать чужую работу! Он тут же пойдет писать заявление на увольнение. А гастарбайтеры в этом плане проще – ведь им есть, что терять. Они приехали в город, чтобы работать, семью кормить.

Кстати, услуги иностранных специалистов, стоят не дешево, как многие ошибочно полагают.

В Татарстане во время масштабного строительства, несомненно, большой спрос на приезжую рабочую силу.

Евгений Масленков - генеральный директор ООО «Компания Лайн–М»:

- У нас нет необходимости прибегать к услугам так называемых гастарбайтеров.

Бытует мнение, что это дешевая рабочая сила. Однако на деле стоимость конечного результата может быть в разы выше, поскольку из-за низкой квалификации рабочей силы затраты на исправление недостатков, которые появились в результате их деятельности, гораздо выше, чем стоимость таких же работ, но выполненных квалифицированными рабочими.

Нужны ли они Татарстану и России? Думаю, что да, потому что местное население не желает работать в данной сфере. Вероятно, что популярность гастарбайтеров связана с погоней за дешевыми строительными работами.