DSC_7033.jpg
Зампредседателя комитета ЖКХ Госдумы РФ Александр Сидякин: "Само государство не справится с проблемой капремонта никогда"

«БАБА-ЯГА ПРОТИВ»

Сегодня нижняя палата российского парламента в третьем чтении рассмотрела и приняла поправки в Жилищный кодекс, перекладывающие на население оплату капремонта. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» зампредседателя комитета ЖКХ Госдумы РФ Александр Сидякин, ставший одним из разработчиков документа, для татарстанцев в этом смысле ничего не изменится. Республика уже три года собирает с жильцов по 5 рублей с каждого метра на капремонт. Но для большинства регионов России это коммунальная революция.

В республике, по словам Сидякина, программа капремонта, финансируемая в том числе за счет сбора средств с населения, дала совершенно ощутимые конкретные результаты – почти 11 тыс. домов из 17 тыс. уже отремонтированы. Это больше 60%. Между тем прямого механизма финансирования капремонта в Жилищном кодексе нет, и в этом смысле налицо некоторое фрондирование республики на фоне пробела в федеральном законодательстве. С принятием же нового закона подобная схема будет внедряться по всей России. Необходимость введения этого очевидна – недоремонт по России, по словам депутата, составляет 3,5 трлн. рублей. А если не решить этот вопрос сейчас, то к 2020 году эта сумма достигнет 5 трлн. рублей. «Так, на секундочку, бюджет всей страны - 18 триллионов рублей», - отмечает Сидякин.

Попытка решить вопрос за счет фонда реформирования ЖКХ за три года потребовала 200 млрд. рублей, но это позволило закрыть лишь около 4,5% всего, что требовало ремонта. «Очевидно, что само государство не справится с этой проблемой никогда – и по этому пути софинансирования капремонта как со стороны собственников, так и со стороны государства идут и другие страны со сходным климатом – Прибалтика, Скандинавия, Центральная Европа», - привел зарубежный опыт Сидякин. Причем за закон о капремонте, в разработке которого принимали участие депутаты различных фракций, в том числе и коммунисты, голосовали все фракции, кроме КПРФ. «Ну это, наверное, потому, что Баба-Яга против, - пояснил он. - Такая популистская повестка нужна компартии, поэтому, очевидно, они ею воспользовались».

ОПЫТ ТАТАРСТАНА ЭКСТРАПОЛИРУЮТ НА ВСЮ РОССИЮ

Коридор, нижний и верхний предел тарифа, будет установлен правительством России, а конкретный платеж будет определяться в регионах.

«Татарстанская модель общего котла, куда собираются средства граждан, добавляются федеральные и региональные субсидии, когда есть единый заказчик, будет, скорее всего, экстраполирована в большинстве субъектов России, - поясняет Сидякин. - По ней есть методика, наработан большой опыт, разработаны типовые расчеты для домов определенной категории, существуют установленные возможности контроля.

Но предусматривается и другой вариант – это возможность открытия лицевого счета на каждый дом. И граждане смогут собирать на этот счет свои средства. Если в течение двух месяцев такой счет не будет открыт, деньги будут перенаправлены в региональный фонд капремонта. Может быть использована кустовая система финансирования, как это делают наши соседи в Башкортостане. Они разбили республику на несколько зон и, соответственно, в них собирают средства.

Впрочем, это все особенности менеджмента проекта. Тем более что все регионы у нас разные – и по климатическим условиям, и по уровню доходов».

Поэтому документ предусматривает различные формы работы для регионов.

Сидякин - о необходимых изменениях в Жилищном кодексе

Кстати, своим возникновением фонд реформирования ЖКХ обязан Казани. Как вспомнил на одном из совещаний мэр Казани Ильсур Метшин, в казанском Кремле на Госсовете РФ с участием президента Владимира Путина появилась идея создания фонда реформирования ЖКХ. Тогда Казань оказалась на грани – в течение нескольких лет подряд в многоэтажках должны были встать свыше тысячи старых лифтов.

«Представьте, на девятый этаж подняться пожилому человеку, семье с ребенком - это же социальный взрыв… Да любое правительство вперед ногами вынесли бы на ту сторону Волги, не то что из кабинетов, – тысяча лифтов! – описал ситуацию Метшин. - Но таких денег не было ни у города, ни у республики, и встал вопрос, что делать. Вопрос был вынесен на самый высокий уровень. Я помню, был участником – в январе 2007 года мы сидели в казанском Кремле, и Минтимер Шарипович поднял этот вопрос. Тогда минфин говорит: это не наши полномочия… «Но люди-то наши! – сказал Минтимер Шарипович. – Вы можете откреститься от этих людей, сказав, что это вопрос муниципалитета, но вопрос-то не решится». И тогда Владимир Владимирович дал соответствующее поручение. Вот так зарождался фонд реформирования ЖКХ».

ПРОТЕСТНЫЙ ТРЕНД ПРОШЕЛ. ВИНОВАТЫ МАРГИНАЛЫ

Но не перегибают ли палку власти? Не возникнут ли по всей стране бунты с экономическим подтекстом, когда возмущенные монетизацией льгот пенсионеры вышли на улицы и добились возвращения себе бесплатного проезда?

«Мы предусмотрели максимальную подушку для малоимущих, - говорит Сидякин. - И даже если по стране установят 10 рублей, платеж со средней квартиры в 50 квадратных метров составит 500 рублей в месяц. Это немало, но если для семьи эти 500 рублей критичны, они перейдут в разряд дотационных семей, и за них будут платить муниципальные бюджеты».

К тому же кризиса сейчас нет, он какой-то невнятный, доходы людей медленно, но растут. А протестная волна сходит на нет – фигуры протеста исчерпали себя, и видно несоответствие между заявляемыми целями и результатами, которые могут быть достигнуты.

«Слишком большая разница между пустозвонством, троллингом и его результатами, - считает Сидякин. - Плюс это была мода на протест. К этому тренду присоединились телеведущие, Собчак ушла из «Дома-2», решив вдруг стать защитницей прав обиженных и угнетенных, раскладывая деньги по конвертам. Очень много различных юнцов хлынули в это движение.

Я не говорю, что все такие, там очень много уважаемых, в том числе лично мною, людей. У них разная мотивация… Но к этому движению начали присоединяться националисты, маргиналы, которые использовали это как время проведения досуга, возможность личной коммуникации с друзьями, в том числе и из соцсетей. Есть понимание, что в современном мире, и особенно в Москве, людям не хватает живого общения. Но тематика этого общения во многом генерируется социальными сетями… Поэтому возникло такое движение и тренд: вот, а мы себя здесь реализуем! Потому что в других местах надо пахать, в 6 утра вставать и в 11 ночи возвращаться. А здесь можно – хоп - нажать! Выйти, потроллить, «в отставку!».

«ТАТАРСТАНУ ВСЕ МОЛЧА И ТИХО ЗАВИДОВАЛИ…»

Об опыте применения положений закона о капремонте в Татарстане корреспонденты «БИЗНЕС Online» спросили экспертов.

Николай Коломейцев - замруководителя фракции КПРФ в Госдуме РФ:

- Жилищный кодекс, с нашей точки зрения, снял ответственность с властей всех уровней - и государственной, и региональной, и тем более местной - за состояние в ЖКХ. Но даже он предусматривал, что государство, перед тем как отдать трем формам – ТСЖ, управляющим компаниям и личному обслуживанию, сначала сделает капитальный ремонт всего и вся. Подавляющее часть наших граждан этого Жилищного кодекса не читала, а, по нашему мнению, многие деньги из бюджета, которые были выделены на ремонт, были просто разворованы. Это первое.

Второе. Они предлагают этим законом взять и консолидировать деньги на капремонт, собирая здесь (показывает пальцем вниз - авт.), вон там (показывает пальцем вверх - авт.). Мы считаем, что это неправильно. Деньги на капремонт должны, с нашей точки зрения, консолидироваться на нижнем уровне, потому что лучше мэрии – плохой или хорошей – никто не знает ситуации.

Эта идея приведет к дальнейшей коррупции и выводу средств, как это было заранее. Централизация местных денег не на местном уровне противопоказана. У нас и так местные бюджеты страдают дефицитом. Потому что у нас перекошено законодательство. Мэр или глава, должен быть и папа, и мама от рождения и до смерти. Но какие налоги у местного самоуправления? Все фискальные - налог на землю, подоходный, налог на имущество физических лиц. Все налоги - мачехи, как я называю. И нет ни одного, который бы влиял на организацию рабочих мест. И в результате он, как попрошайка, должен что-то просить.

Марат Нуриев - депутат Казгордумы, директор УК «Уютный дом»:

- Я считаю, что это очень хороший, нужный закон. В Татарстане еще несколько лет назад создали такой фонд, но, насколько знаю, по этому пути пошел еще и Ярославль. Я думаю, именно так можно и нужно ремонтировать жилые дома. Результат налицо, Татарстану все молча и тихо завидовали.

Конечно, есть другие способы финансирования, кроме собственников и государства. Но почему бы не собственники? Если человек вкладывает средства в свою собственность, например в ремонт автомобиля, почему бы не вкладывать и в ремонт жилья? Когда человек вкладывает свои средства, он понимает, что ему это надо сохранить, самому сберечь. А если финансирование будут со стороны государства, то поменяется отношение собственника, ему безразлично то, во что не вложился сам. Есть же государство, то починит… Так что принимаемый закон - хорошая инициатива.

Михаил Застела - член Общественной палаты РТ:

- Государство не отказывается от своего участия в программе капитального ремонта, но повышает процент средств, затраченных жильцами.

Жильцы в ряде ТСЖ вообще не желают платить за капремонт. И негативным является то, что они в дальнейшем потеряют свою собственность, которая просто разрушается со временем. Необходимость платить за капремонт уже прописана в Жилищном кодексе, и принятый закон соответствует этому. То, что государство платило раньше больше, компенсирует тем, что оно не додало в 90-е годы.

Я думаю, что при расчете платежа нужен внимательный расчет. Мы можем взять определенный период - например 25 лет, и за этот срок человек должен собрать необходимую сумму на капремонт своего жилья.