IMG_5183.jpg
Казань стала первой «Новогодней столицей» России. Празничное шоу обойдется в 20 млн. рублей

НОВЫЙ ГОД ПО-ОСОБОМУ

Информация о том, что Казань стала первой «Новогодней столицей» России, появилась в СМИ еще в конце ноября. Тогда глава департамента туризма и региональной политики министерства культуры России Сергей Корнеев, имея в виду столицу Татарстана, сказал, что «Новый год там будет праздноваться особым образом». Однако, что стоит за этим «особым образом» ни сам российский минкульт, ни курирующее проект татарстанское министерство по делам молодежи, спорту и туризму не спешили раскрывать.

Непонятно, что это – желание сохранить тайну до боя курантов или сырость проекта. Впрочем, приятно волновала информация о приезде из Великого Устюга главного российского Деда Мороза и стоимости праздника. На паритетных началах из федерального и республиканского бюджетов выделяется 20 млн. рублей.

На вчерашнем деловом понедельнике в казанской мэрии замминистра указанного ведомства Сергей Иванов опять был максимально лаконичен. Он снова повторил почти слово в слово идеологему своего шефа Рафиса Бурганова, озвученную на пресс-конференции 10 дней назад:

- Проект нацелен в первую очередь на то, чтобы привлечь всех российских жителей к наиболее привлекательным с точки зрения туристов городам, особенно в период новогодних праздников.

Единственная озвученная Ивановым новость заключается в том, что подрядчиком выбрана петербургская компания. И она уже прислала черновой вариант сценария. Ни названия компании-подрядчика, ни деталей сценария узнать было не дано. Известно лишь, что в шоу будут задействованы персонажи татарского фольклора и сказок, символ Универсиады барсенок Юни, а также известные артисты. Какие именно – снова загадка.

ВТОРАЯ СТОЛИЦА ПОКАЖЕТ СПОРТИВНОЙ СТОЛИЦЕ КАК ДЕЛАТЬ ШОУ

Желание прояснить информацию привело к неожиданным результатам. Как уточнили газете «БИЗНЕС Online» в министерстве по делам молодежи, спорту и туризму, организатором новогоднего шоу в Казани станет питерская компания – АНО «Международный центр организации фестивалей и праздников» (далее МЦФП). Мы поспешили обратиться в некоммерческую организацию за подробностями о новогоднем празднике. В приемной вежливо подтвердили, что вопросы газеты получены и переданы руководству, обнадежив, что после того, как руководство ответит на вопросы, оно их пришлет.

Мы не стали тратить время на ожидание и выяснили, что, по данным СПАРК, компанию возглавляет Марина Фокина. Фирма зарегистрирована относительно недавно – 27 января этого года. Тем не менее, в числе выигранных ею конкурсов минкульта РФ – проведение церемонии закрытия Года России в Китае за 58 млн. рублей. Это мероприятие МЦПФ проведет параллельно с казанским шоу – 31 декабря 2012 года.

Наивно было бы полагать, что созданную в начале года компанию вдруг допустили к организации шоу международного уровня. Совсем не вдруг. Во-первых, Фокина - очень известный в Петербурге человек. Выпускница Ленинградского государственного института физической культуры им. Лесгафта в 1990 году в возрасте 27 лет стала генеральным директором телекомпании «ТВ-Нева». С тех пор ее жизнь была связана с телевидением. С 2003 по 2008 годы Фокина возглавляла «Пятый канал» (ТРК «Петербург»), и считается, что именно под ее руководством канал стал одной из крупнейших федеральных телесетей.

«Пятый канал» она покинула в марте 2008 года, а в августе того же года было зарегистрировано ЗАО «Городской центр праздников и фестивалей», которое почти полностью контролировалось кипрским оффшором и частично принадлежало Фокиной. А месяц спустя было зарегистрировано ОАО «Международный центр организации фестивалей и праздников», где Фокина также значилась в числе владельцев.

Во времена губернатора Валентины Матвиенко ОАО «Международный центр организации фестивалей и праздников» (ОАО «МЦФП») получило право проведения чуть ли не всех главных праздников северной столицы. И, по подсчетам «Новой газеты», общая сумма контрактов между питерскими властями и МЦФП росла ежегодно – с 53 млн. рублей в 2008 году до 340 млн. рублей в 2010 году. До середины 2011 года компания получила из бюджета северной столицы 266 млн. рублей.

При этом ОАО «МЦФП» успело «засветиться» в целом ряде скандалов с разночтениями по сметам праздников. Суммы субсидий из питерской казны на праздники значились одни, а затраты на мероприятия – другие.

Губернатор Георгий Полтавченко, пришедший на смену Матвиенко, резко свернул финансирование праздничных мероприятий. После этого ОАО «МЦФП» распустило своих сотрудников. Однако через несколько месяцев «восстановилось» в другом юридическом статусе – АНО, сохранив и прежнего директора Фокину, и прежний адрес в Санкт-Петербурге. При этом контракты ОАО «МЦФП», как сообщает "ЗАКС.ru", приобрели федеральный статус.

Теперь заказы компания получает по линии министерства культуры России, в котором пост заместителя министра летом 2012 года заняла экс-вице-губернатор Петербурга Алла Манилова, курировшая праздники в питерской администрации и некоторая время возглавлявшая совет директоров «Пятого канала». Что интересно, «реинкарнация» компания Фокиной произошла 27 января 2012 года – спустя 10 дней после того, как стало известно, что Манилова - близкая подруга и коллега Фокиной, может занять кресло замминистра культуры.

Но и это еще не все.

ПРАЗДНИК СО ЗВУКОМ, РДМ И ОТТЕНКОМ ИДИОТИЗМА

Наличие подруги в федеральном правительстве само по себе, конечно же, еще ничего не значит. Ведь все заказы министерство культуры РФ размещает через открытые конкурсы. Нерасторопность пресс-службы российского минкульта, сославшейся на командировку директора департамента туризма и потому затруднившейся с ответами на вопросы по проекту, заставила нас самостоятельно откручивать назад колесо истории в разделе «Госзаказ» на сайте министерства.

Не зря мы его крутили, потому что живут себе казанцы и не знают, как трещат государственные головы федерального ранга в заботах о восстановлении национальных культурно-исторических традиций, посвященных празднованию Нового 2013 года. Не спешите крутить пальцем у виска, корреспонденту «БИЗНЕС Online» рано выписывать направление в палату №6. Просто черным по белому лот открытого конкурса, объявленного министерством культуры РФ 9 октября сего года, называется «Оказание услуг по организации и проведению мероприятий, направленных на восстановление национальных культурно-исторических традиций, посвященных празднованию Нового 2013 года».

DSC04546.jpg
Хорошо, что самим казанцам, для того чтобы поздравить своих близких с праздником, тендеров объявлять не надо

Выходит, была у нас, у казанцев, некая национальная культурно-историческая традиция, посвященная празднованию Нового 2013 года. Но видно потом что-то разладилось, и вот теперь надо эту традицию восстанавливать – вспоминать, как мы обычно праздновали 2013 год.

Ну да Бог с ней, с казенной стилистикой! Надо было как-то назвать лот. Как-то назвали. Странно предъявлять повышенные требования к министерству, которое в последние годы в поте лица занималось оптимизацией культуры. Надо смотреть в суть. А суть в том, что Казань застолбила за собой репутацию стартапера. Мы первыми в России проводим Универсиады, строим агропромпарки, вводим для школьников электронные карты, бьем демографические и «зеленые» рекорды и много чего еще. Поэтому совсем не странно, что именно Казань первой объявили новогодней столицей. Вопрос в том, а что с того казанцам? Говорят, туристический поток.

Техзадание объясняет, как мы этот поток будем увеличивать. Во-первых, в техзадании нашлось подтверждение приезду из Великого Устюга Российского Деда Мороза (именно так, с заглавной буквы, что является фактически основанием для аббревиатуры РДМ). Во-вторых, там есть и другие подробности. Согласно документу, подрядчик должен обеспечить «участие «творческих делегаций» из других городов в культурно-массовых мероприятиях, развлекательную праздничную программу на одной из центральных площадей Казани длительностью не менее трех часов с участием фольклорных ансамблей, вокально-инструментальных ансамблей различных жанров, артистов оригинального жанра, прямое включение поздравления президента Российской Федерации на светодиодный или проекционный видеоэкран (со звуком) на месте проведения развлекательной праздничной программы», и наконец, «завершающее красочное шоу».

Детально прописаны и критерии качества шоу: «Для обеспечения качественного звучания, освещения, отчетливой слышимости и трансляции действий мероприятия на большом экране исполнитель обязан обеспечить проводимое мероприятие звуковым, световым и видеооборудованием в том числе». И дальше длиннющий список с точным указанием мощности усилителей и характеристиками видеопроекционного оборудования.

Ну вот, наконец-то, докопались. Будет нам праздник с «включением поздравления президента Российской Федерации на светодиодный или проекционный видеоэкран». Причем со звуком. Ежу понятно, что туристы валом повалят к нам на это знатное шоу с участием артистов оригинального жанра.

Но самое интересное опять оказалось впереди.

АНО, ДА НЕ ОНО

«Сведения о государственном или муниципальном контракте или гражданско-правовом договоре (его изменении), заключенном по итогам размещения заказа», гласят, что исполнителем, подрядчиком контракта является… Вот и не угадали. АНО, да не оно. Восстанавливать традиции доверено автономной некоммерческой организации по предоставлению услуг в области культуры «Творческая мастерская по содействию духовному развитию личности, деятельности в области культуры и искусства «НИИ «ПАРСЕК». Владельцами компании, по данным СПАРК, являются некие Яна Веселова и Наталья Никитина.

Остается только предположить, что одно АНО взяло другое, возглавляемое Фокиной, на субподряд. Тем более, что деятельность в области искусства, а также художественного, литературного и исполнительского творчества не является основной для творческой мастерской. Она специализируется как раз на деятельности в области радиовещания и телевидения. И возьмем на себя смелость опять-таки предположить, что с Фокиной они как минимум знакомы.

Вот такой снежный ком докатился из Петербурга до Казани. Он ярко иллюстрирует особенности национального госзаказа. Но прелесть для нас, казанцев, заключается в том, что никаких сомнений в том, что праздник состоится, нет. У елки или под елкой, с Дедом Морозом или Кыш-бабаем, со звуком или без него Новый год все равно наступит, а для того, чтобы обнять близких и загадать желание, тендеров, к счастью, проводить не надо. А кто там организует концерт, горожанам, по большому счету, все равно.

Пусть огорчается автор с ником evgalt, который пишет в своем живом журнале, что ООО «Центр Колизей», которое готово было оказать услугу казанцам за 8,5 млн. рублей, «получило от ворот поворот», потому что… не прошило свою заявку. А что, им ниток было жалко?

Для справки

Марина Фокина - гендиректор АНО "Международный центр фестивалей и праздников" с января 2012 года. Гендиректор ОАО «Международный центр фестивалей и праздников» с сентября 2008 года. Гендиректор ОАО «ТРК «Петербург — Пятый канал» (с 2003 года по март 2008 года). Гендиректор региональной дирекции ВГТРК «Санкт-Петербург» (2000 - 2003 гг.).

Алла Манилова. В настоящее время - заместитель министра культуры РФ. Вице-губернатор Петербурга с июня 2008 года по сентябрь 2011 года, курировала сферы культуры, образования, науки, СМИ, молодежной политики и взаимодействия с общественными организациями. С октября 2003 по июнь 2008 года — председатель петербургского комитета по печати и взаимодействию со СМИ. Председатель совета директоров ОАО «ТРК «Петербург — Пятый канал» (2006 - 2010 гг.).

Автономная некоммерческая организация по предоставлению услуг в области культуры и искусства "Международный центр фестивалей и праздников". Создана 27 января 2012 года (ЕГРЮЛ). Совладельцы (по данным СПАРК): Дмитрий Бочкарев, Олеся Ганкевич, Дмитрий Минков, Галина Орлова, Василий Сазонов, Марина Фокина.