«ЗАВОДУ ДОВЕРЯЮТ ТАКИЕ СЕРЬЕЗНЫЕ ВЕЩИ»

Данные о транспортном плавучем доке проекта 22570 весьма скупы. Разработчик - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт–Петербург). Док предназначен «для обеспечения транспортировки кораблей и судов, а также обеспечения проведения их доковых осмотров и ремонтов средствами судоремонтного предприятия». Длина – 134 м, ширина – 14 м, осадка – 2,67 м, грузоподъемность – 3,3 тыс. тонн. Контракт на поставку заключен весной 2012 года. Срок сдачи – 2015 год.

Кое-что на церемонии закладки уточнили официальные лица. Впрочем, генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») Ренат Мистахов для начала все же напустил тумана: «Очень показательно, что нашему заводу доверяют такие серьезные вещи. Мы сегодня строим ряд проектов, за которые другие заводы не взялись. А мы – взялись». Его слова немного конкретизировал генеральный директор «Алмаза» Александр Шляхтенко: «При советской власти было построено 23 плавучих дока. Они служат по 40 - 50 лет. Нынешний док очень отличается от предыдущих изделий. Задачи, которые поставил перед нами ВМФ, и, в частности, управление глубоководных работ, потребует от нас всех знаний для реализации тактико-технических характеристик. Ведь этот док может не только доставлять изделия в необходимое место, он сможет переводить по внутренним путям и морям подводные лодки. Это сложное инженерное сооружение. Мы возрождаем строительство сложных объектов, которые в предыдущие годы не были востребованы».

Далее слово предоставили командиру войсковой части 40056, вице-адмиралу, Герою России Алексею Буриличеву: «Заказ знаковый, - заявил он. - Многие годы в России плавучие доки не строились. Но страна развивается, возрождается военно-морской флот. И вот такие сложные технические сооружения как плавучий транспортный док стали вновь необходимы нашему флоту».

plavdok_03.jpg
Ренат Мистахов: "Показательно, что заводу доверяют такие серьезные вещи"

АКВАНАВТЫ

По изучении биографии вице-адмирала слова его приобретают особый колорит. Личность это без преувеличения легендарная. Но по порядку.

Информация о части с индексом 40056 в интернете отсутствует, кроме формулировки о том, что она «осуществляет деятельность, связанную с обеспечением военной безопасности». Еще есть адрес, который совпадает приведенным на сайте министерства обороны РФ адресом главного управления глубоководных исследований (ГУГИ). Бурилевич - его начальник. Чем занимается ГУГИ? Подготовкой специалистов в области глубоководной деятельности. Проведением медицинских исследований физиологии подводного плавания и другими научными исследованиями. Мониторингом Мирового океана. Поиском и спасением затонувших объектов. Испытаниями аварийно-спасательного имущества, средств мониторинга Мирового океана.

За сухими официальными строчками скрывается труд людей, которых обозначают полуфантастическими терминами «гидронавты» или «акванавты». Любопытно, что это слово было введено в относительно широкий обиход одноименным фантастическим романом Сергея Павлова, вышедшим в 1968 году. К тому же времени относится и появление этой профессии, и самого термина. 29 декабря 1967 года был завершен первый в СССР эксперимент по разработанной военными программе исследований длительного пребывания человека под водой, в условиях повышенного давления. Между прочим, в одном из отчетов сайта президента РФ о встрече главы государства с военными значится: «Панфилов Анатолий Тихонович – контр-адмирал, заместитель командира войсковой части 40056, акванавт, Герой России».

Вот что говорил недавно о гидронавтах сам Бурилевич: «Надо четко понимать, что при работе на таких глубинах, конечно, это по канату над пропастью, без страховки… Поэтому, отбор специалистов очень серьезный. Буквально из сотен людей, которых мы просматриваем, только единицы, доходят до финишной прямой. Думаю, если скажу, что это отбор примерно на уровне отбора отряда космонавтов, не искажу истину. Поэтому гидронавты (так называют специалистов, рабочих на глубоководных технических средствах) - это штучный товар, это золотой фонд России. Элита подводного флота».

TN_DSC_8996.jpg
По словам Александра Буриличева, "сложные технические сооружения вновь необходимы флоту"

ОХОТНИК ЗА СУБМАРИНАМИ

Жизнь самого Буриличева неразрывно связана с подводным флотом: от курсанта высшего военно-морского училища им. Фрунзе до командира дивизии подводных лодок. В 1996 году ему было присвоено звание Героя России. За что – не уточняется. Но можно найти неофициальную информацию - за обнаружение и длительное слежение за новейшей американской субмариной в зоне господства противолодочных сил США.

На это намекает и газета «Красная звезда»: «Супервозможности отечественных «Акул» позволяют нашим подводникам «цеплять на акустический крючок» даже атомные подводные стратегические ракетоносцы типа «Огайо» - гордость американского кораблестроения. Например, в зоне абсолютного господства противолодочных сил ВМС США российский атомоход обнаружил и длительное время скрытно следил за новейшей ПЛАРБ, направлявшейся в район боевого патрулирования. В Соединенных Штатах стратегические подлодки этого класса считались практически недосягаемыми для гидроакустических станций субмарин противника, а к возможности скрытного слежения за ними, по крайней мере в своем районе, военные специалисты вообще относились скептически. В итоге престиж американских подводников получил ощутимый удар, а сам факт обнаружения ПЛАРБ послужил поводом для конкретных «организационных выводов» на Капитолийском холме. При этом командование ВМС США, ссылаясь на потенциальную «русскую подводную угрозу», затребовало у конгресса крупные ассигнования на увеличение численности новых ПЛА типа «Си Вулф» - уже четвертого поколения. А командир нашего «Волка» Буриличев - ныне контр-адмирал - в 1995 году стал Героем России».

Буриличев и сегодня не сидит на берегу. Например, в прошлом году на новейшем военном глубоководном аппарате АС-39 «Консул» вице-адмирал погрузился на глубину 3130 метров… Отметим, что подобные исследования находятся в русле последних глубоководных устремлений России, особенно, в северных широтах. По поводу того же «Консула» Буриличев сказал, что такие аппараты помогут в определении границ континентального шельфа в Арктике. В октябре прошлого года вице-адмирал участвовал в спуске на воду поисково-спасательного судна «Игорь Белоусов» (проектировщик – тот же «Алмаз»), построенного по заказу миниобороны РФ для российского ВМФ (таких судов не делали уже лет 30). Судно, как заявлено, будет участвовать в освоении шельфа.

Вот такой антураж у вчерашней закладки в Зеленодольске

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И КОМФОРТ ДЛЯ ЭКИПАЖА

Газета «БИЗНЕС Online» попросила чуть подробнее рассказать о плавучем доке его главного конструктора – Александра Левошкина.

- Александр Константинович, несколько слов – о назначении судна…

- Оно предназначено для транспортировки различных заказов по внутренним водным путям и по прибрежным морским районам. С одного моря на другое, например, или с завода-изготовителя – в любой район. В чем специфика? Осадка у дока очень небольшая, и он может с большим грузом проходить по мелководью.

В то же время это судоподъемное сооружение, то есть может поднимать суда, на нем можно производить различные виды работ – доковые работы, осмотры и так далее. Это очень важная особенность - универсальность. То есть если раньше мы строили чисто транспортные доки, то это судно может обеспечивать производство работ, которые необходимы для транспортируемых заказов.

TN_DSC_8991.jpg
Александр Левошкин: "Последнее подобное судно было сдано в 1991 году"

- Другие отличия от прежних проектов?

- Новая элементная база (импортная) в системах автоматизации. А она такова, что почти исключает участие операторов. Поэтому экипаж – всего 24 человека. Даже такие серьезные мероприятия, как погружение и всплытие, автоматизированы.

- Можно чуть подробнее?..

- Док погружается, открываются ворота, и идет заводка заказа. Дальше – закрытие, подъем, откачка воды, всплытие…

Какие еще отличия? Большая забота об экипаже: созданы все условия быта – очень хорошая обитаемость, которая не позволит экипажу скучать – есть возможность отдыхать, об этом мы тоже позаботились… Новая энергетическая установка. Вот таковы принципиальные отличия от предшественников.

- Когда в последний раз сдавалось подобное судно?

- В 1991 году, в Комсомольске-на-Амуре. Это был транспортный док проекта «Зея».

- Что можно транспортировать на 22570?

- Небольшие суда, например, дизельные подводные лодки. В советское время такая транспортировка осуществлялась постоянно, когда мы строили суда в Нижнем Новгороде… Малый ракетный корабль может поместиться.

- Была упомянута глубоководная служба минобороны…

- Техника может различная размещаться…