460.jpg
Благодаря численному преимуществу в составе совета директоров "Казаньоргсинтеза" представителей ОАО "ТАИФ" на заседании совета было принято решение о продаже непрофильных активов

КАК ТАИФ ДОБИЛСЯ СВОЕГО

Отметим, что слухи о возможной продаже КОСом своих социальных объектов, наиболее известным широкой публике из которых является ДК Химиков, курсируют давно. Ранее, с 2008 года, когда впервые группой "ТАИФ" была озвучена идея продажи непрофильных социальных объектов КОС, госпредставители на заседаниях советов директоров регулярно, разумеется, голосовали «против» предлагаемых проектов решений. В частности, всегда требовалось предоставление гарантий сохранения социальной направленности ДК Химиков.

Последний раз слухи о продаже соцобъектов ходили в сентябре 2012 года. Тогда на совете директоров обсуждался инвестиционный проект реконструкции ДК Химиков, который, в частности, предусматривал увеличение площадей, занятых выставочно-ярмарочными экспозициями и детско-юношескими кружками. Однако данное решение не прошло…

Лед тронулся на прошлой неделе. Газете «БИЗНЕС Online» из собственных источников стало известно, что совет директоров КОС наконец-то принял решение избавиться от непрофильных активов. Речь об этом зашла в минувший четверг в ходе заседания, на котором обсуждался промышленно-финансовый план и бюджет 2013 года. План был принят советом директоров компании с условием продажи в следующем году следующих пяти «непрофильных социальных объектов»: ДК Химиков, баз отдыха "Шеланга" и "Обсерватория", конно-спортивного комплекса и водно-гребной базы.

В этой истории есть поразительная деталь. Наши источники сказали, что на заседании совета директоров представители государства голосовали против. Однако ввиду численного преимущества в составе совета директоров ОАО "Казаньоргсинтез" представителей ОАО "ТАИФ" было все же принято решение о продаже непрофильных активов.

ЧТО БУДЕТ ПРОДАНО?

Коротко - о чем идет речь.

Всем хорошо известно, что КОС владеет ДК Химиков, но о нем чуть ниже, между тем другие активы тоже впечатляют.

На той же базе отдыха «Обсерватория» (общая земельная площадь - 3375 кв. м, 18 четырехместных домиков, кухня, артскважина), решение о продаже которой также принято, в зимний период работает дом рыбака, где ежегодно отдыхают более 250 работников предприятия.

Общая земельная площадь базы отдыха «Шеланга» – 190 001 кв. м (база отдыха – 120 001 кв. м, конно-спортивный комплекс – 69 999 кв. м). На базе отдыха – 25 домиков на 210 мест: двухкомнатные и пятикомнатные. Имеются газофицированные кухни, магазин, где можно приобрести продукты питания. Ежегодно на «Шеланге» отдыхают более 500 работников предприятия.

Общая земельная площадь водно-гребной базы «Синтез» - 7830 кв. метров. На базе имеются теплоход, административное здание, хоз. блок, две плавучие платформы. База производит забор воды в акватории Волги (для анализа), оказывает платные услуги населению (стоянка частных лодок работников общества и теплоходов сторонних организаций).

Сам ДК Химиков до сих пор на 100% принадлежит КОСу. По информации самого ДК, «ежедневно его посещают 100 - 120 детей, 40 - 50 взрослых. «В целом в кружках и творческих коллективах на платной основе занимаются около 500 человек – дети от трех лет до людей пенсионного возраста (хор им. Птичкина, совет ветеранов-пенсионеров ОАО «Казаньоргсинтез (3 тыс. человек)».

Кроме того, в ДК есть собственное кафе с залом торжеств и собственным производством. В ДК Химиков творческие коллективы работают на платной основе, в них занимаются более 700 человек, среди них - взрослая и детская хореография, вокальная студия, изостудия, театральная студия, индийские танцы, брейк-данс, бальные танцы, хор русской песни, татарской фольклорный ансамбль «Хазина», обучение игры на гитаре.

460-3.jpg
Ежегодно на базе отдыха «Обсерватория» отдыхают более 250 работников предприятия

ДК – один из ведущих культурных центров Казани, занимается обслуживанием рабочих и служащих ОАО «Казаньоргсинтез», жителей Московского района и города.

Общая площадь ДК - 9270 кв. метров. Дворец с двумя зрительными залами на 650 и 150 посадочных мест, спортзал размером 24х12 м. Кроме того, в ДК Химиков открыт кинозал «Органик».

ДЕБЕТ-КРЕДИТ: ВО СКОЛЬКО ОБХОДИТСЯ «СОЦИАЛКА»
НА ФОНЕ ПРИБЫЛЕЙ И ДОЛГОВ

Понятно, что эти объекты у КОСа далеко не прибыльные.

Так, расходы по содержанию "Оргсинтезом" объектов социальной сферы и социальные выплаты в 2011 году составили, по данным аналитического центра «БИЗНЕС Online», 692,6 млн. рублей. Затраты на содержание и реконструкцию объектов социальной сферы составляют 51% от всех социальных расходов. Другими словами, в 2011 году на содержание соцзданий и сооружений в компании потратили 353,23 млн. рублей.

Несмотря на то что ДК Химиков на 100% принадлежит ОАО «Казаньорсинтез», на балансе самого ООО «ДК Химиков» основных средств всего 1,18 млн. рублей. И по данным на 2011 год, ООО «ДК Химиков» является убыточным: ДК принес компании 5,86 млн. рублей убытков.

А теперь что касается финансовой ситуации на КОСе. Напомним, что на пресс-конференции в начале ноября 2012 года гендиректор КОСа Фарид Минигулов заявил: по итогам этого года ожидается, что объем продаж «Казаньоргсинтеза» составит 43 - 44 млрд. рублей, а чистая прибыль - не менее 3 млрд. рублей. Уже по итогам 9 месяцев в отчетности по ценным бумагам финансовые данные стали лучшими для КОС за посткризисный период. Выручка увеличилась на 24% и составила 33 млрд. рублей, чистая прибыль – 2,6 млрд. рублей. Управленческие и коммерческие расходы «Казаньоргсинтеза» составили 2,4 млрд. рублей, себестоимость продаж – 25,7 миллиарда.

При этом по заводу средняя ежемесячная заплата за 9 месяцев 2012 года составила 32 тыс. рублей против 23 тыс. рублей в 2011 году (рост - на 39%). Отчасти увеличение средней зарплаты вызвано снижением численности рабочих. Так, за 9 месяцев 2012 года среднесписочная численность составила 8155 человек против среднесписочной численности в третьем квартале 2011 года в 8831 человек.

Любой непредвзятый читатель сам может сделать выводы, насколько приемлемо выглядят траты на «социалку» на фоне доходов КОСа.

Отметим также, что основные кредиты, по данным на 1 октября 2012 года, у КОСа – 25,5 млрд. рублей. Но это явно не тот вопрос, который можно решить с помощью продажи ДК Химиков…

«НЕ ВСЕ МОЖНО ДЕНЬГАМИ ИЗМЕРИТЬ»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» решили выяснить позицию заинтересованных сторон в этой коллизии. Не каждый день происходят такие противостояния в советах директоров крупнейших компаний.

Первым свой комментарий по ситуации газете «БИЗНЕС Online» дал помощник президента РТ Ринат Сабиров, принимавший участие в заседании совета директоров:

- Информация действительности соответствует. Это действительно так. Я свою позицию определил на голосовании, голосовал против решения. И мы все, госпредставители, голосовали против. И на предварительном заседании комитета даже было решение, рекомендация: исключить решение о продаже непрофильных активов. Государство же несет социальную ответственность. В том числе и как акционер такого крупного бюджетообразующего предприятия. Это и социальная ответственность бизнеса, в конце концов, никто не снимал такой задачи! Социальные объекты «Казаньоргсинтеза» востребованы, в том числе и трудовым персоналом. Более того ДК Химиков - это центр культуры для нескольких районов Казани.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», должно ли коммерческое предприятие, несущее убытки, имея на балансе убыточные объекты социальной сферы, продолжать их содержать, помощник президента РТ заметил: «Когда мы несем убытки в случае с компанией, у которой такие объемы реализации, которая генерирует такие объемы прибыли, они, эти убытки, просто несоизмеримы! Это же крупное нефтехимическое предприятие. Я вообще не рассматриваю их как именно убытки в чистом виде. Это необходимая социальная ответственность бизнеса. Она обеспечивает социальную стабильность того трудового коллектива, который занят на производстве. Это не та сумма, на которой нужно и можно экономить, на мой взгляд. Если мы оценим негативный эффект от убытков и позитивный от деятельности объектов, то последний – кратно! – будет превышать. И потом, не все можно деньгами измерить…»

Фарид Минигулов - гендиректор ОАО «Казаньоргсинтез», отказался от каких-либо комментариев, заявив корреспонденту «БИЗНЕС Online»: "Те решения, которые совет директоров опубликует, будут опубликованы, а о внутренних делах компании я говорить не могу". На вопрос, тяжело ли было до сих пор содержать социальные объекты на балансе компании, Минигулов также отказался назвать конкретные данные о расходах, которые понес КОС.

Руководитель пресс-службы ОАО "ТАИФ" Дмитрий Неманов взял некоторую паузу на ответ. Позже заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что не уполномочен комментировать решения совета директоров "Казаньоргсинтеза". Впрочем, такой уход от объяснений с прессой для ТАИФа в последний год является типичным – видимо, компания никак не может сформулировать свою идеологическую позицию в новых условиях…

В ДК Химиков весть о возможной продаже воспринимают уже с некоторой долей меланхолии. Алексей Курамшин - директор ДК Химиков, с иронией отметил, что если верить всем материалам, «просочившимся в СМИ», то «КОС должен был давным-давно принадлежать «Газпрому», а мы живем последние 7 - 8 лет в окружении постоянных разговоров о том, что нас кто-то реализует, куда-то передает, что у нас сменится власть, что нас передадут государству…».

- Пока мы никакого прямого указания к действию, приказа, письма от «Казаньоргсинтеза» не получали. Ни официальных документов, ни команды «стоп» у меня не было. Соответственно, мы будем продолжать работать, обязательно сохраняя социальную составляющую ДК, - заявил он.

«ВОЗМОЖНО, КОММЕРЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ НЕКИХ АКЦИОНЕРОВ
МЫ НЕ ОПРАВДЫВАЕМ»

Однако после того как корреспондент «БИЗНЕС Online» сообщил руководителю ДК о том, что решение о продаже подтвердили в аппарате президента РТ, Курамшин все же заявил, что по данному вопросу свою точку зрения не выражает, потому что на это у него нет никаких полномочий – как решат акционеры, так тому и быть:

- Что касается существующего положения вещей в ДК Химиков, он как работал в последнее время в условиях рыночной экономики, кризиса прошлых лет, самоокупаемости и выживаемости, так и продолжает работать. Порядка 300 - 400 детей ежемесячно покупают у нас абонемент и получают образование. Это творческие коллективы, кружки, хореография, вокал и прочие направления. На базе ДК работают автошкола, учебно-деловой центр… Есть у нас и совет ветеранов «Казаньоргсинтеза», численность которого - порядка 3 тысяч человек. Они все к нам приходят, у них здесь штаб-квартира. Действуют приемные депутатов Госсовета РТ.

Хватает ли им средств, которые ДК сам зарабатывает? Нет, не хватает, признался Курамшин. «Но является ли критической и кризисной ситуация внутри самого ДК Химиков? Нет, не является она суперкризисной. Да, возможно, коммерческие интересы неких акционеров мы не оправдываем как социальный объект, но это решение принимать только акционерам. Мы же сами работаем, считаю, на оценку по крайней мере «хорошо», - заключил он.

Впрочем, по словам директора ДК, дела его немало зависят и от муниципалитета, который, «к сожалению, в последнее время все меньше заказывает у нас мероприятий»:

- Поэтому нам становится тяжело. Мы письма регулярно отправляем во все инстанции. Просим привлечь нам мероприятие заказного характера, но в последнее время у нас заказывают их в основном коммерческие структуры. А город, районы, министерства и ведомства к нам, увы, в последнее время не обращаются, - с грустью заявил Курамшин.

«ВОССТАНИЕ» ТАИФА?

Кстати, отдельная тема в этой истории – взаимоотношения, точнее, взаимопонимание казанского Кремля и ТАИФа - крупнейшей частной компании не только Татарстана, но и России.

Не вдаваясь подробно во внутриполитические хитросплетения, отметим, что ситуация, когда казанский Кремль и руководство ТАИФа расходятся во мнениях по поводу продажи активов, складывается уже не в первый раз. Более года назад ТАИФ продал АФК «Система» оператора кабельного телевидения - ОАО «ТРК ТВТ» - несмотря на то, что против этого высказывался лично президент Татарстана Рустам Минниханов. На пресс-конференции по итогам годового собрания акционеров ТАИФа еще до факта сделки он негативно оценил возможную продажу ТВТ, сказав следующее:

- Как для президента Татарстана для меня очень важно, чтобы татарстанские компании развивались. Если наши компании будут десятыми филиалами пятнадцатого учреждения, это нам неинтересно. Поэтому я считаю, что компания способна сама развиваться или объединиться с какой-то татарстанской компанией. Она локальная, у них хорошая клиентская база, хорошая перспектива. Но решение принимает собственник. Я высказал свою позицию.

По сути дела, это была четкая публичная рекомендация Кремля руководству ТАИФа не продавать ТВТ на сторону. Чем все закончилось, тоже все знают…

И, как видим, на этот раз ситуация повторяется: казанский Кремль высказывает свою позицию, но ТАИФ стоит на своем, несмотря и на очевидный сигнал, и на позицию госпредставителей в ОАО.

Что это – «восстание ТАИФа» против Татарстана, который и создал из своих национальных богатств эту группу и которая забыла о своих социальных обязательствах и негласных правилах игры, действовавших в республике? Или мы стали свидетелями непростого переформатирования отношений между крупным бизнесом и властью, которая желает строить всех, как в 90-е?

Ответ на этот вопрос у всех свой, а кто прав, покажет, видимо, ближайшее будущее.

«НИКТО СИЛОЙ НЕ ВЫБИВАЛ СОГЛАСИЕ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РТ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», придерживаются различных точек зрения насчет того, надо ли бизнесу избавляться от социальных объектов.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, в первую очередь стоит отметить, что менеджмент компании вправе принимать решения по продаже любых ее активов, кроме тех, для продажи которых требуется согласие акционеров. А те активы, для которых такого согласия не требуется, продажа которых не нанесет ущерб бизнесу компании, менеджеры вправе продать на совершенно законных основаниях.

- Во-вторых, стоит отметить, что никто силой не выбивал согласие у представителей республики на продажу данных активов. Насколько можно понять из новости, было заседание совета директоров, на котором этот вопрос был поставлен на голосование и решение было принято, но при этом представители республики в СД остались в меньшинстве. В-третьих, не совсем понятно, чем представители республики мотивировали необходимость оставить эти объекты на балансе компании, ведь они вряд ли играют какую-то важную роль в производственном процессе? – удивляется позиции аналитик. - Да, для подготовки к работе сотрудников компании они действительно нужны, так как позволяют сотрудникам отдохнуть после работы, во время отпуска, позволяют детям, родным и знакомым заняться спортом и т.д. Но ведь эти же сооружения не сносятся, не ликвидируются, не встают на капитальный ремонт на десятки лет, они всего лишь обретут нового хозяина и вряд ли они будут перепрофилированы, например, в какие-то производственные объекты.

Баранов, защищая решение компании сбросить «социальный балласт», считает, что если даже и есть такая опасность, то компания совместно с властями республики может оговорить «специальные условия продажи этих объектов и запретить их перепрофилирование, естественно, с соблюдением федерального и местного законодательства». Если же цены на услуги этих социальных объектов вырастут, то компания может включить частичную оплату их в социальный пакет для сотрудников. И это будет более точная и адресная помощь, чем содержание этих объектов для сотрудников, в то время как туда будут входить их лишь 5 - 10%. Поэтому, считает экперт УК «Финам Менеджмент», решение о продаже «вполне здравое и логичное, отвечающее экономическим интересам компании, и при этом если оно будет выполнено, то сотрудники компании нисколько не пострадают».

При этом аналитик замечает, что в каждом конкретном случае предприятие выбирает свое собственное решение данной проблемы: «Кто-то продает все подобные объекты, кто-то их передает на баланс местных властей, кто-то избавляется только от некоторых, а часть оставляет у себя. Это определяется и общим положением дел на предприятии, и наличием или отсутствием у него средств для содержания таких объектов, и взаимоотношениями с местными властями, и еще множеством факторов, среди которых присутствуют и такие необычные, как ностальгия менеджмента по своей молодости, когда они активно использовали все эти социальные объекты, а потом ими стали пользоваться их дети». Поэтому, считает Баранов, единого совета для всех предприятий, как им поступить в отношении этих объектов, не существует.

«СОЦИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ»

Председатель ТПП РТ Шамиль Агеев придерживается диаметрально противоположной точки зрения.

- Я считаю, нужно, нужно держать бизнесу на балансе такие непрофильные социальные активы! Потому что, видите ли, когда бизнес с нуля создается, он может делать что хочет. А когда компания получила весь свой бизнес – трудом прошлого поколения, как это вышло с «Оргсинтезом», это совсем другое дело. Ведь с этим бизнесом шла и нагрузка социальная. Я помню историю: когда дали возможность «Оргсинтез» строить, и именно с учетом строительства и социальных объектов (ДК Химиков, бассейна и прочего). Это было, в свою очередь, какой-то компенсацией за загрязнение окружающей среды в том числе. За то, что Лебяжье озеро практически «кончилось». Это нагрузка. Нагрузка социальная на бизнес обязательно должна быть. Ситуацию, когда такие компании решают продавать свои социальные объекты, я считаю совершенно неправильной. Мы здесь не можем использовать тот чисто рыночный подход, какой используется на Западе: мы же знаем, что там, так сказать, в каждом поле проложена дорога, настолько развита инфраструктура. А у нас нет этой инфраструктуры. И у нас, к сожалению (в СССР - ред.), планировалось ее создавать через промышленные объекты, развивая тем самым социальную сферу.

Что если КОС продаст ДК Химиков «хорошему владельцу»… Какому хорошему владельцу?! Как он сможет вытащить дворец культуры на самоокупаемость и прибыльность?! Если не будет сверхприбылей, не получится его содержать. Да даже в «Оргсинтезе», с моей точки зрения, нет сверхприбылей. Там у них немаленькая себестоимость, цены на энергоносители высокие и так далее. Поэтому, продав другому хозяину, они должны понимать, что он, этот хозяин, их бывший социальный объект – чисто развлекательный объект – не потянет. Самоокупаемо и прибыльно по-настоящему казино, например. А никак не дворец культуры. Именно поэтому я полагаю, что социальную ответственность бизнеса никто не отменял, и она должна быть.

Газета «БИЗНЕС Online» будет продолжать следить за развитием этой истории.