24875.jpg
Впервые в книге Илдуса Нафикова были обнародованы подробности экономического фундамента одной из самых влиятельных группировок Набережных Челнов – банды «Тагирьяновские». Ряд нехитрых расчетов приводит автора к весьма масштабным выводам

АВТОГРАД В «ТЕНИ»

Сам прокурор Казани Илдус Нафиков, на днях представивший на суд общественности книгу «Теневая экономика и организованная преступность в условиях крупного города», заявляет, что его монография будет в первую очередь интересна практикующим работникам из сферы правоохранительных органов, научной и юридической общественности.

Долгое время Нафиков занимал должность прокурора Набережных Челнов, в своей монографии он отдельное место отводит анализу «бухгалтерии» группировок, которые в разное время заявили о себе в автограде.

«Наиболее полно криминальная жизнь организованных преступных формирований и их финансовая, экономическая составляющие могут быть представлены на примере города Набережные Челны, так как именно здесь удалось провести наиболее полную «антикриминальную зачистку». Опыт этого же города позволяет сделать ряд промежуточных выводов.

Во-первых, пример отдельно взятого города показывает, что при большом желании организованная преступность (вместе с ее экономической базой) может быть существенно минимизирована. Во-вторых, даже в отдельно взятом городе независимо от общей ситуации в стране можно успешно бороться с организованной преступностью.

Американский экономист Майкл Сесновиц оценил, насколько прибыльным является преступный промысел, исследовав экономические составляющие профессии вора-взломщика. С учетом рисков и потерь за счет возможного тюремного заключения средний ожидаемый чистый доход оказался отрицательной величиной. Таким образом, весь вопрос стоит в создании (правотворчество) и должном обеспечении (правоприменение) государством этой системы рисков для правонарушителей путем эффективного привлечения их к установленной законом ответственности. В этом случае преступная деятельность сама по себе становится экономически несостоятельной.

В 1994 году в городе Набережные Челны на учете в органах внутренних дел, по имеющимся данным, состояли 6 преступных группировок общей численностью участников в количестве 360 человек. По предварительным оценкам органов внутренних дел, они контролировали до 95 процентов предприятий частного сектора, что свидетельствовало об активном проникновении криминала в сферу экономики».

«БУХГАЛТЕРИЯ» ГРУППИРОВКИ «ТАГИРЬЯНОВСКИЕ»

Пожалуй, впервые в книге прокурора Казани были обнародованы подробности экономического фундамента одной из самых влиятельных группировок Набережных Челнов – банды «Тагирьяновские». Ряд нехитрых расчетов приводит автора к весьма масштабным выводам.

«На вооружении банды имелись 3 гранатомета, ручной пулемет и 22 автомата Калашникова, карабин СКС, 26 пистолетов, 41 приспособление для уменьшения звука выстрела, 15 оптических прицелов, множество боеприпасов (36 выстрелов для подствольных гранатометов, более 7,5 тыс. патронов), взрывных устройств, в том числе дистанционно управляемых. Ряд участников банды в целях легализации ношения и хранения огнестрельного оружия состоял в штате частного охранного предприятия, расположенного в Ульяновске. Кроме того, у участников банды было форменное обмундирование, бронежилеты, спецсредства и спецсигналы милиции.

24880.jpg
Монография «Теневая экономика и организованная преступность в условиях крупного города» будет интересна работникам правоохранительных органов

Выявленное у банды огнестрельное оружие по ценам «черного рынка» эквивалентно стоимости около 200 тысяч долларов США (из них 70% стоимости - огнестрельное оружие и 30% - боеприпасы). Исходя из периода деятельности банды (8 лет), ежегодная «амортизация» на его закупки должна составить 25 тысяч долларов США. По нашим расчетам, типовая смета расходов «общака» организованного преступного формирования распределяется следующим образом: 30% - подкуп должностных лиц и поддержание связей в обществе, 30% - «грев» зоны (необходимо для сплоченности участников и авторитета формирования), оплата адвокатов, 30% - оплата труда телохранителей, личной гвардии, водителей, доверенных лиц руководителя, оплата заказов на преступления, разовые вознаграждения участников формирования, личное потребление лидеров формирований, 10% - приобретение транспорта, средств связи, оружия.

В среднем на одну единицу российской легковой автомашины (8 - 9 тысяч долларов США) приходятся два бойца с оружием и боеприпасами (средняя стоимость за единицу оружия - 700 - 1000 долларов США), кроме того, необходимо учесть приобретение экипировки, средств связи, другие затраты. Таким образом, расходы на приобретение оружия в расходной части ежегодного «бюджета» банды должны были составить около 1%. Из этого следует, что ежегодный «бюджет» банды равнялся 2,5 миллионам долларов США или 75 миллионам рублей. Практика расследования дел о многопрофильных бандах и преступных сообществах свидетельствует, что в «общак» формирования организатором и участниками обычно отчисляется до 10% теневой выручки от принадлежащих или подконтрольных им субъектов экономической деятельности. То есть размер ежегодной теневой выручки участников банды – не менее 25 миллионов долларов или порядка 750 миллионов рублей.

Исходя из среднего соотношения рыночной капитализации к выручке (4,5 - 6), мы можем заключить, что рыночная капитализация «бизнеса» банды «Тагирьяновские» должна составить 150 миллионов долларов или 4,5 миллиарда рублей, что на момент разоблачения банды почти на 30% превышало бюджет города (3,5 миллиарда рублей) и равнялось бюджету, например, такого субъекта Федерации, как Республика Марий Эл (4,5 миллиарда рублей)».

СОДБИЗНЕСБАНК НА СЛУЖБЕ У КРИМИНАЛА 

Нафиков вспоминает, что по уголовному делу «Тагирьяновских» были привлечены к уголовной ответственности 16 лиц, которыми были совершены 12 похищений и убийства 23 лиц (по показаниям участников банды, ими было совершено не менее 50 убийств). Затем столичный прокурор приводит доселе неизвестные факты участия в «бизнесе» «Тагирьяновских» Содбизнесбанка, фактически впервые обнародовав сенсационные подробности финансовой схемы.   

«С целью получения выкупа был похищен также генеральный директор ОАО «КАМАЗ-Металлургия» вместе со своей сотрудницей (речь идет о Викторе Фабере и его заместителе Наталье Стародубцевой прим. ред.). В качестве выкупа за них с расчетного счета ОАО «КАМАЗ-Металлургия» на расчетные счета фиктивных фирм-однодневок, открытых в ООО КБ «СОДБИЗНЕСБАНК» Москвы, были перечислены денежные средства в размере 10 миллионов рублей. После этого похищенные лица были убиты.

В ходе расследования была выявлена схема отмывания денег. Чтобы обналичить деньги, банк регистрирует несколько юридических лиц и открывает у себя их расчетные счета. Как правило, такие фирмы-однодневки оформляются по данным паспортов, продажей которых промышляют некоторые салоны сотовой связи: для выдачи клиентам SIM-карты они снимают с документов ксерокопии. В Москве одна такая ксерокопия стоила порядка 5 долларов. Открыв расчетные счета на эти подставные фирмы, банк перечисляет на них деньги заказчика «обнала». Основанием для перечисления являются фиктивные договоры на оказание каких-либо услуг. Оттуда деньги перекочевывают на расчетные счета уже физических лиц (также оформленных по копиям паспортов) на основании примерно таких же договоров. Физлица – «мертвые души» – даже не подозревают, что в столичном банке у них есть счет с солидной суммой денег. Снимают деньги сами работники банка по поддельным кассовым ордерам и за вычетом причитающегося процента за обналичку передают их заказчику. Следственный эксперимент показал, что только на снятие и вынос из банка наличных денег каждому физическому лицу не хватило бы рабочего дня, а к кассам была бы огромная очередь.

Было установлено, что только в 2003 году объем сомнительных операций Содбизнесбанка составил 300 миллионов долларов. По представлению прокуратуры Республики Татарстан Центробанком 13 мая 2004 года у Содбизнесбанка была отозвана лицензия. Это был первый банк, у которого в стране была отозвана лицензия.

После истории с Содбизнесбанком Центробанк начал проверку других банков, и многие сомнительные кредитные учреждения прекратили свое существование.

Уголовное дело в отношении сотрудников Содбизнесбанка по требованию федеральных структур было выделено в отдельное производство и направлено для дальнейшего расследования в Москву. Из доступных нам источников известно, что оно было приостановлено или прекращено.

Но вскоре после этого в 2005 году в Москве был убит из автоматического оружия фактический хозяин Содбизнесбанка Слесарев с семьей. С ними же были застрелены водитель, охранник, священник.

Было совершено убийство и заместителя председателя Центробанка А. Козлова, который добросовестно и рьяно взялся за проверку всех обстоятельств дела по Содбизнесбанку и непосредственно принимал решение об отзыве лицензии».

«ТЕНЕВОЙ ОБОРОТ» ЗАВОДА «ОРГСИНТЕЗ»

Интересно, что в монографии Нафикова при внимательном ее изучении можно отыскать и новые подробности масштабных хищений с завода ОАО «Казаньоргсинтез», о которых стало известно минувшей весной. До недавнего времени точная сумма ущерба, причастные к похищению продукции лица и многое другое считалось тайной следствия, но монография проливает свет на дело, расследованием которого сейчас занимается республиканское МВД. 

«Так, в 2012 году сотрудниками правоохранительных органов Казани была пресечена деятельность одной из таких групп, в состав которой входили как представители структур организованной преступности (по оперативным данным, организованное преступное формирование «Караваевские»), так и работники предприятия, против которого были направлены преступления (сотрудники службы безопасности, цехов по выпуску продукции и т.д.).

В период с 2006 года указанная группа систематически тайно похищала с открытого акционерного общества «N» (несложно догадаться, что за этой буквой N скрывается КОСавт.) неучтенную высоколиквидную поэлитиленовую продукцию, по результатам реализации которой ее участниками, по версии следствия, было выручено более 700 миллионов рублей. Таким образом, участники организованной группы только за счет традиционной преступной деятельности еженедельно извлекали в среднем по 2 миллиона рублей.

После возбуждения уголовного дела по итогам следующего месяца, когда была выявлена группа расхитителей, производство при утвержденном коэффиценте переработки этилена в полиэтилен 1,057 сработало с показателем потерь 1,040. Если учесть, что в 2011 году производство превысило утвержденный коэффицент до 1,067 и выработало 130335 тонн учтенного полиэтилена, то неучтенные излишки могли составить 5348 тонн на сумму 294 миллиона рублей за год (3% теневой составляющей в объеме выручки от реализации этого вида продукции) без учета того, что весы контроля имеют свободную линию для обеспечения возможности ремонта или чистки весов без остановки производства. И это только по одному из заводов предприятия, производство которого дает лишь четверть выручки акционерного общества».

КАК ЧЕЧЕНСКИЕ БОЕВИКИ ЗАРАБАТЫВАЛИ В ТАТАРСТАНЕ

Нафиков раскрывает тайну и финансовой подпитки террористических организованных преступных группировок, действовавших на территории Татарстана в разное время.  

«В 1999 году по поручению Хаттаба, одного из руководителей незаконных вооруженных формирований (далее – НВФ), действовавших на территории Чечни, рядом жителей города Набережные Челны, проходивших военную подготовку в учебном центре «Кавказ», была создана организованная преступная группа в составе НВФ, предназначавшаяся для захвата в городе Набережные Челны заложника в целях дальнейшего получения боевиками выкупа на обеспечение деятельности незаконных вооруженных формирований. Аналогичные группы формировались для отправки в различные города России: часть из них предназначалась для захвата заложников, другая – для совершения террористических актов.

После захвата организованной группой в качестве заложника сына влиятельного в городе человека (Нафиков не называет никаких имен и фамилий, но, безусловно, речь идет об Анатолии Геллере - сыне генерального директора ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» Якова Геллера прим. ред.) и перевозки его в Чечню, в результате переговоров сотрудников правоохранительных органов с участниками «чеченских» вооруженных формирований была достигнута договоренность о передаче за освобождение заложника 320 тысяч долларов США, в связи с чем в городе Набережные Челны гражданами был организован общественный фонд по сбору денежных средств.

В ходе спецоперации ФСБ заложник в обмен на переданную сумму денег был освобожден. Впоследствии преступление было раскрыто, состоялся суд, виновные осуждены к длительным срокам лишения свободы. А ведь сколько таких случаев было по стране, которые не стали достоянием гласности. Объем денежных средств, поступавших в распоряжение террористических групп в результате подобных преступлений, огромен».

Затем Илдус Саидович рассказывает, как в начале нулевых в Татарстан чеченскими боевиками был отправлен десант «предпринимателей», которые должны были открыть стрельбу с крыш домов по безоружным людям в дни тысячелетия Казани и устроить террористические акты на заводах ОАО «КАМАЗ» и производстве «Нижнекамскнефтехима». Но для начала террористы решили подзаработать и организовали незарегистрированное производство по изготовлению запасных частей и деталей к автомобилям «КАМАЗ», в результате чего систематически извлекался доход, составивший особо крупный размер – более 22 млн. рублей.

«Добытые преступным путем средства преступным сообществом были легализованы с целью придания им видимости законного приобретения и сокрытия истинных источников происхождения. Это наглядный пример, как незаконное предпринимательство, будучи преступлением средней тяжести, может играть значительную роль в механизме создания теневых капиталов и финансирования организованной преступной, в том числе террористической, деятельности».