111.jpg
Участники рынка МФО отметили, что все чаще заемщик делает выбор в пользу МФО потому, что ему надо немного, здесь, сейчас и без бумажной волокиты

БЕЗ ВОЛОКИТЫ, НО ЗАТО С ХОРОШИМИ ПРОЦЕНТАМИ

Общая тема конференции заявлена в лучших традициях данного рынка, а именно - «Финансы, доступные для всех и каждого: как обеспечить социально ответственное развитие финансовой системы?» (то есть с непременным акцентом на социальности, на фоне полного отсутствия и намека на альтруизмред.). Несмотря на все утверждения, что МФО работают там, куда не ступает нога банкиров, компенсируя высокие риски соответствующими процентными ставками и интенсивно формируя с нуля средний класс, было бы наивным полагать, что микрозаймодавцы руководствуются чем-либо иным, кроме коммерческого расчета. Кроме того, как отмечают и участники рынка МФО, и банковские эксперты, все чаще заемщик делает выбор в пользу МФО потому, что ему надо немного, здесь, сейчас и без бумажной волокиты, а не потому, что он якобы недостаточно хорош для банковского кредитования. Но при этом есть такие заемщики, с которыми адекватные микрофинансисты, располагающие соответствующим опытом и технологией, и близко связываться не будут.

В этой связи корреспонденту «БИЗНЕС Online» показалось наиболее интересным побывать на двух сессиях. Первая, с агитационным названием «Дайте людям стимул», была посвящена доступности микрофинансирования для начинающих предпринимателей. Тем более что, как заявил гендиректор УК «Центр микрофинансирования» Павел Сигал в недавнем интервью «БИЗНЕС Online», МФО не кредитуют стартапы, и «в России вообще нет реальной системы финансирования стартапов». На вторую сессию выбор пал по причине актуальности ее темы для всех участников процесса микрофинансирования – здесь обсуждались вопросы возникновения, взыскания и пути предотвращения задолженности. И это как раз тот случай, когда «все, что вы скажете, может быть обращено против вас», поскольку, как выяснилось, «тонкие места» есть не только у должников, но и у займодавцев.

Ведущим секции о доступности микрозаймов для начинающего бизнеса выступил заместитель директора департамента развития МСП и конкуренции минэкономразвития РФ Андрей Медведев. По его словам, минэкономразвития ежегодно выделяет более 2 млрд. рублей на развитие микрофинансирования в регионах, в том числе в виде грантов до 300 тыс. для начинающего бизнеса (со стажем от трех месяцевред.). «Каждый десятый новый бизнес в стране создан на наши гранты», - заявил чиновник. Вместе с тем он подтвердил, что микрозаймы как мера господдержки ориентированы на уже работающий бизнес, нуждающийся, например, в покрытии кассовых расходов. «Средний займ у нас - порядка 450 тысяч рублей, а по стране в среднем - порядка 100 тысяч, при этом процентная ставка в рамках нашей программы составляет 10 - 12 процентов, когда средняя по рынку – 30 процентов», - сообщил эксперт.

44.jpg
Андрей Медведев: «Каждый десятый новый бизнес в стране создан на наши гранты» 

Рассказывая о программе поддержки МСБ, реализуемой минэкономразвития в регионах РФ, Медведев отметил, что только «один регион не участвует в программе, где микрофинансирование является одним из базовых элементов поддержки МСБ». Как выяснила корреспондент «БИЗНЕС Online», у спикера после окончания сессии неназванным регионом-игнорщиком программы минэкономразвития по МФ является не кто иной, как… Татарстан.

При этом назвать причины такого неучастия в госпрограмме поддержки МСБ через микрозаймы по льготным ставкам эксперт минэкономразвития затруднился. Тем временем, как выяснилось в ходе сессии, многие регионы, имеющие имидж экономической провинции, просто эффективно и активно оказывают грантовую и микрофинансовую поддержку микро- и малому бизнесу, не сетуя на трудности вроде кадровых и юридических.

 «ИЗ АНКЕТЫ ВИДНО СРАЗУ, НАШ ЗАЕМЩИК ИЛИ НЕ НАШ»

Так, видеоролик о соответствующем опыте финансовой поддержки начинающего бизнеса в Тюменской области, продемонстрированный представителем местного фонда развития и поддержки предпринимательства Ольгой Езикеевой, вызвал у аудитории (в том числе и у автора этих строкред.) плохо скрываемое чувство зависти.

Объем финансирования фонда за год увеличился в 1,9 раза до 183,8 млн. рублей, сумма выданных займов за тот же период возросла с 72,6 до 209,5 млн. рублей. Как отметила Езикеева, прирост обеспечен в основном за счет повторного обращения, причем в последнем показателе половину составляют займы на развитие бизнеса.

222.jpg
Ольга Езикеева рассказала, что сумма выданных займов в Тюменской области возросла до 209,5 млн. рублей

В Новосибирской области штат аналогичного регионального фонда из пяти человек ежегодно выдает более 250 микрозаймов (до 1 млн. рублейред.), но здесь процедура подачи заявки намеренно усложнена, чтобы сразу отсечь неподходящих по пресловутым «формальным признакам». Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» исполнительный директор Новосибирского областного фонда микрофинансирования субъектов МСП Александр Кангро, такая система позволяет минимизировать процент отказов. «Заявку мы принимаем только в электронном виде (!), она проста, но достаточно обширна. Из анкеты видно сразу, наш это заемщик или не наш. Отказы составляют порядка 10 - 12 процентов, и причины их объективны», - считает эксперт.

По словам исполнительного директора Белгородского областного фонда поддержки МСП (как отметил Медеведев, самого большого в стране ред.) Татьяны Шаровой, многие банки просто отказываются финансировать МСБ – мол, деньги в песок, но именно малому предпринимателю как раз некуда деваться, зато есть реальный шанс вернуть займ. При этом, как сообщила Шарова, из 695 тыс. жителей области каждый третий – представитель малого бизнеса. «Стартующий бизнес у нас может получить гранты до 300 тысяч – за четыре года работы из 510 грантополучателей только 12 не состоялись. В этом году взяли еще одно направление – гранты на развитие детских садиков, из 280 заявок 210 получат по 600 тысяч. У нас полный спектр программ поддержки МСБ, кроме того, мы бесплатно обучаем предпринимателей, выезжаем в районы…» - увлеченно рассказывала Шарова. Что касается непосредственно микрофинансирования МСБ, то за период с 2003 по 2012 годы белгородский фонд выдал 8849 микрозаймов на сумму свыше 2 млрд. рублей. И хотя в лидерах – традиционно торговля (35%), за которой следует транспорт (24,5%), по словам Шаровой, большое внимание в области уделяется развитию малого бизнеса в сфере сельского хозяйства и сельхозтуризма.

333.jpg
По словам Татьяны Шаровой, многие банки просто отказываются финансировать МСБ – мол, деньги в песок, но именно малому предпринимателю как раз некуда деваться, зато есть реальный шанс вернуть займ

«40 ПРОЦЕНТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ – ВНЕ КОНТРОЛЯ И ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВА»

Для полноты картины по доступности микрозаймов для начинающего бизнеса Медведев передал слово частным МФО в лице представителя ОАО «Финотдел» Екатерины Сидоровой.

По словам Сидоровой, представляемая ею компания ведет активную региональную экспансию (на данный момент располагает 55 офисами, общий объем портфеля на октябрь 2012 превысит 1 млрд. рублейред.), не так давно открыла представительство и в Казани. Тем не менее спикер представила данные весьма интересного исследования как в целом по рынку МФЗ для бизнеса, так и по местной специфике, нарисовав портрет потенциального клиента - типичного микропредпринимателя.

Так, по данным компании «Финотдел», основанных на официальной статистике Росстата, более 40% действующих хозяйствующих субъектов находятся вне контроля и поддержки государства, поскольку не зарегистрированы. Из таковых наибольший удельный вес приходится на микропредприятия (1390 зарегистрированы, и еще более 1000 – в «тени» - ред.) и ИП (2913 «белых» против 1913 «серых» чэпэшниковред.). При этом около 80% малых предприятий существуют год-два, а через пять лет в России выживут не более 3% открывшихся малых компаний.

66.jpg

Интересна также демографическая ситуация в сегменте МСБ, приведенная Сидоровой. Она на данный момент неутешительна, смертность превышает рождаемость: за первый квартал 2012 года «умерли» 52% компаний на фоне 48% «родившихся» за тот же период.

В лидерах и по числу компаний, и по объему спроса на микрозаймы - по-прежнему сфера торговли, где практически непрерывно закрываются компании и тут же появляются новые. Вместе с тем, как констатировала Сидорова, в Татарстане доля торгового сектора несколько меньше, чем в среднем по стране, – 52% против 59%, а одной из особенностей региона является активный спрос со стороны отрасли общепита – 12,04% заемщиков на микрозаймы приходят в РТ именно из сферы кафе и ресторанов (не более 2% в среднем по РФред.). С другой стороны, по данным исследования «Финотдела», в РТ и средний размер займа меньше, чем по России, – 244,1 тыс. рублей против 300 тыс., и типичный клиент МФО на пару лет постарше (42 годаред.). Уровень конкуренции на рынке МФО в Казани спикер оценила как «среднесильный» в сравнении с другими городами-миллионниками.

Как резюмировала Сидорова, 60% предпринимателей пока предпочитают обращаться в банки, но более 15% респондентов хотя бы раз пользовались услугами МФО. До 20% портфеля ОАО «Финотдел» - это повторные клиенты, из них, по словам эксперта, половина – это перешедшие из одного бизнеса в другой (например, из торговли в общепитред.). И хотя ставка у данного участника рынка была озвучена в размере 21 - 70% в зависимости от уровня риска, представителей МСБ, по мнению Сидоровой, привлекают в работе с МФО две вещи – скорость и демократичность. «У нашего предпринимателя все происходит «вдруг», поэтому мы стараемся оценить заявку и выдать займ в течение одного дня, у нас для этого применяется специальная скорринговая система», - сообщила представитель МФО.

666.jpg

О том, как не только быстро выдать, но и своевременно вернуть микрозайм, можно ли избежать возникновения просрочки, как работать с должником, когда лучше уступить и как в давлении на должника не преступить закон уже самому кредитору, мы расскажем в очередном репортаже «БИЗНЕС Online» с XI Национальной конференции по микрофинансированию, которая сегодня завершает работу.