460-3.jpg
Особенность колонии в поселке Нижние Вязовые в том, что сюда направляют людей, впервые осужденных за тяжкие преступления 

ЭТАПИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ РАЙОНУ

Колония строгого режима в поселке Нижние Вязовые в последнее время на слуху. Именно туда направили отбывать наказание бывшего главу Верхнеуслонского района Александра Тимофеева. Особенность этой колонии в том, что в нее направляют людей, впервые осужденных за тяжкие преступления, это так называемые «первоходы». И здешние заключенные, как утверждает администрация учреждения, не живут по «понятиям», которые присущи тем, кто «отмотал» уже не первый срок.

В какую же компанию на четыре года попал бывший госслужащий? Средний возраст заключенных в колонии, в которую угодил Тимофеев, – 37 лет. Всего здесь содержатся почти 2 тыс. осужденных. Люди сидят в основном за убийства, нанесение тяжких телесных повреждений. Очень много молодых людей, которые были признаны виновными по ст. 228 ("Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов"). Имеется в колонии и несколько человек, осужденных за педофилию, терроризм и экстремизм. 

Колония занимает по площади территорию почти 2 га и делится на две зоны – жилую и производственную. Сотрудники колонии живут в основном в Зеленодольске либо в самом поселке Нижние Вязовые. Рядом проходит железная дорога, слышны гудки и шум проезжающих мимо составов. С противоположной стороны стены исправительного учреждения выходят на заливные луга Свияги так, что из окон общежитий заключенных открываются весьма живописные виды.

В колонию осужденные попадают не по одиночке, их этапируют периодически - по 10 - 15 человек. К слову, везут их через Верхнеуслонский район…

Прибывшие в колонию осужденные первые две недели проводят в карантинном отделении. Так называется обособленная зона, где они живут в полной изоляции от других заключенных. Первым делом они отдают вещи на хранение и получают взамен комплект одежды, постельного белья и матрац – все эти пожитки выдаются им на долгий срок.

Карантин – своеобразная буферная зона, в которой осужденные привыкают к укладу жизни вне свободы. Заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе Сергей Корнишин показывает корпус карантинного отделения, который, если забыть о том, что он огражден от внешнего мира забором с колючей проволокой, похож на большую комнату в летнем лагере. Здесь двухъярусные кровати, книжный шкаф, тумбочки для личных вещей, электрический чайник с микроволновкой, телевизор и настольные игры. Буквально несколько дней назад отсюда съехал Тимофеев.      

23215.jpg
Через два года Александр Тимофеев может претендовать на условно-досрочное освобождение  

Две недели прибывшие осужденные, не выходя за пределы карантинного отделения, встречаются с руководством колонии и психологами. Им объясняют местные порядки и проводят тестирование, после которого психологи составляют план индивидуальной работы с каждым заключенным. Тимофеева характеризуют здесь после знакомства как человека адекватного и добродушного.

А В ТЮРЬМЕ СЕЙЧАС МАКАРОНЫ

Выходя из карантина, осужденный попадает в жилые «общежития» – так для него начинаются типичные будни заключенных. Жилая комната рассчитана на 15 человек и почти ничем не отличается от комнаты в карантинном отделении. В углу стоит телевизор, а на перекладинах двухъярусных кроватей закреплены карточки. Кроме фотографий заключенных на личных карточках указывается их фамилия и статья, за которую они были осуждены. Выбирать себе койку здесь не положено – начальник отряда определяет новичков туда, где есть свободные места, вне зависимости от их пожеланий. Поэтому соседями Тимофеева, осужденного за взятку, могли оказаться люди, осужденные, к примеру, за педофилию и убийство.

460-2.jpg
 Подъем здесь в 6 утра, отбой в 22:00

Сейчас Александр Петрович, равно как и все здесь, встает в 6 утра (ложиться на койку разрешается только в ночное время, днем заключенные могут лишь сидеть и стоять) и, умывшись, идет на общую зарядку. Никаких тяжелых физических упражнений – выстроившись в несколько рядов на плацу, осужденные разминаются по команде. Затем до 9 часов заключенные посменно ходят на завтрак, а после с ними проводят воспитательно-профилактические мероприятия и проверяют их наличие (перекличка проходит два раза в день – утром и вечером).

- Меню составляется таким образом, чтобы в рационе питания осужденных блюда не повторялись три раза в неделю, - объяснил корреспондентам «БИЗНЕС Online»  заместитель начальника по тылу Дмитрия Якимов, отвечающий за работу местной кухни. - Например, в рассольник входит мясной бульон и перловая крупа. Нельзя допустить, чтобы перловая каша была на завтрак, а рассольник на ужин.

Якимов оглашает меню на сегодня – на завтрак была овсяная каша с маслом и молоко с хлебом. На обед заключенные ели щи с мясом, отварные макароны с маслом, хлеб и кисель. На ужин им приготовили тушеную рыбу с картофелем, хлеб и чай. По словам замначальника по тылу, ежедневная норма мяса – 90 грамм, рыбы – 100 грамм. Кофе, фрукты и сладкие кондитерские изделия заключенным за казенный счет не положены, но исключение могут сделать в религиозные праздники (к примеру, на Пасху на праздничном столе может появиться кулич).

2222.jpg
 На территории колонии практикуют даже животноводство

В жилой зоне расположен магазин, где каждый может еженедельно отовариться на 2 тыс. рублей. Здесь безналичный расчет – деньги списываются с лицевого счета, который формируется из тех средств, которые заключенные зарабатывают на производстве. Впрочем, деньги могут присылать и родственники осужденных. Справедливости ради надо сказать, что ассортимент в магазине широкий – в холодильнике лежат палки копченой колбасы, на прилавке выложены шоколадки и продукты быстрого приготовления (лапша, пюре и т.д.). Есть бытовая химия – стиральные порошки и зубные пасты, а также канцтовары (к примеру, шариковые ручки, чтобы осужденные могли написать письма домой). 

КАК КОЛОНИЯ ЗАНИМАЕТСЯ БИЗНЕСОМ

Почти половина заключенных в колонии работает на производстве. Тимофеев пока не определился, чем он будет заниматься, но выбор здесь крайне велик. К примеру, можно трудиться на швейном и литейном производствах, на металлообработке, деревообработке.

По словам заместителя начальника по производству, директора федерального казенного учреждения «Исправительная колония №5 УФСИН по РТ» Анатолия Марфина, предприятие выпускает трубозапорную арматуру (чугунные задвижки различных марок), канализационные люки – легкие, тяжелые, на шарнирах; дождеприемники – прямоугольные и круглые; бетонные изделия - тротуарную плитку, бордюрные камни, стеновые блоки. В швейном цеху заключенные шьют спецодежду, постельное белье и форму для сотрудников УФСИН.

- Ежегодно объем товарной продукции составляет более 200 миллионов рублей, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Марфин. - Продукция реализуется в европейской части России (до 70% отправляется в Москву прим. ред.) и странах ближнего Зарубежья.

2.jpg
 Ежегодно объем товарной продукции, произведенной в колонии, составляет более 200 млн. рублей

Привлечь к труду всех осужденных пока не получается – не хватает рабочих мест. Но сейчас ряд заключенных ежемесячно зарабатывают на производстве по 10 - 12 тыс. рублей, средняя зарплата по предприятию – 7 тыс. рублей. Частично деньги идут на погашение судебных исков.     

Для того чтобы заключенного допустили до производства, он должен пройти обучение – сколько на это уйдет времени, зависит от специальности. Осужденные, которые уже имеют кое-какие навыки, могут сразу же приступить к работе, многие начинают здесь с формовщиков на литейном производстве.

Те, кто не занят на производстве, становятся обслуживающим персоналом (работают в котельной, банно-прачечном комбинате или занимаются мелким ремонтом) либо проводят дни в местной мечети или церкви. В мусульманский приход здесь входят почти 200 заключенных, в православный чуть меньше – церковь регулярно посещают более 100 осужденных. К слову, в недавно отстроенную на территории колонии церковь должны были привезти патриарха Кирилла, но тот, как известно, в Татарстан так и не приехал. 

 

Осужденные, не задействованные на производстве, могут коротать время в библиотеке. Причем во время экскурсии корреспонденты «БИЗНЕС Online» застали в библиотеке и местных художников – их подрядили нарисовать портреты бывших начальников колонии к 80-летнему юбилею исправительного учреждения. В фонде местной библиотеки более 5 тыс. книг – в основном это классика мировой литературы.

- Но здесь вы не найдете криминальных детективов и книг с эпизодами насилия, - объясняет Корнишин и добавляет, что перед тем, как книга попадает сюда, ее тщательно вычитывают на предмет запрещенных тем сотрудники колонии. К слову, и по телевизору заключенным разрешается смотреть лишь новости на федеральных государственных каналах, остальные программы скрупулезно фильтруются. Если речь идет о показе кино, то здесь отдают предпочтение патриотическим лентам – к примеру, недавно показывали фильмы о бородинском сражении.   

1.jpg
 Перед тем, как книга попадает на полки, ее тщательно вычитывают на предмет «запрещенных тем» сотрудники колонии

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА И ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ

Все осужденные приветствуют гостей, вставая, и стараются быть вежливыми в общении. Руководство объясняет, что это прописано в правилах внутреннего распорядка, и за их нарушение положены меры взыскания. К примеру, получить наказание можно за курение в неположенном месте – санкции варьируются от выговора до водворения в штрафной изолятор на 15 суток. Но большинство стараются не нарушать правила – все же в местах лишения свободы они впервые, и каждый надеется выйти условно-досрочно (УДО).    

Осужденные за преступления небольшой и средней тяжести могут рассчитывать на УДО после окончания одной трети срока, осужденные за тяжкие преступления, в частности Тимофеев, могут претендовать на УДО по отбытии половины срока, совершившие особо тяжкие преступления должны отбыть не менее двух третей срока. 

224.jpg
 Осужденные играют в библиотеке в шахматы

Администрация исправительного учреждения направляет ходатайство об условно-досрочном освобождении в суд вместе с характеристикой осужденного, которая отражает все «за» и «против» освобождения. Тем, кто нарушал дисциплину, не выполнял требования администрации, не проявил себя готовым к жизни вне изоляции от общества, суд может отказать в досрочном освобождении. Повторно просить об УДО можно спустя 6 месяцев.

На что обращает внимание суд, решая вопрос о досрочном освобождении? Администрация колонии заявляет – учитываются активная общественная работа, участие в культурных мероприятиях (в колонии работают поэтический, музыкальный и театральный кружки), справки из местной бухгалтерии, в которых отражено, как часто осужденный переводил денежные средства, заработанные на производстве, потерпевшим.

Ежегодно заключенным положено три краткосрочных и три длительных свидания (каждое сроком до трех дней), но адвокаты могут встречаться с ними по мере необходимости. Однако Андрей Кропотов - адвокат Тимофеева, здесь, как выяснилось, еще не бывал.

- Я планирую до конца года встретиться с Александром Петровичем в колонии, чтобы обсудить дальнейшее сотрудничество, - рассказал Кропотов газете «БИЗНЕС Online» и добавил, что намерен обсудить и обжалование приговора в президиуме Верховного суда России.