- В России время не смутное, у нас легитимно избранная власть, за которую проголосовали большинство жителей страны. Законодательная власть состоит из четырех фракций - это тоже предпочтение избирателя, исполнительная власть при поддержке 60 процентов населения действует - никакого смутного времени нет. То, что кто-то пытается раскачивать ситуацию, не означает, что это смута. Что касается Минина и Пожарского, то они стране нужны, я и мой друг Владислав Карпенко - это как раз те люди.

Иван Грачев – председатель комитета Государственной Думы РФ по энергетике, лидер общероссийского общественного движения «Развитие предпринимательства»:

- Я считаю, что заканчивается эпоха второго застоя, на мой взгляд, смуты нет, а есть какая-то тягомотина. Я бы Витте призвал, это суперэкономист был, который в отличие от Столыпина совершенно точно понимал, что такое рыночная стоимость, протекционизм, меры госрегулирования. Витте нужен России. Что касается роли Казани, когда мы были в парламенте, я считал, что Татарстан в состоянии предложить модель инновационного развития, этот маневр – использовать сырьевые доллары, чтобы вложиться в экономику знания. На мой взгляд, эта возможность не реализована, и если сейчас команда готова это в Татарстане сделать… Это трудно. Но принципиально это правильно - использовать то, что сырьевых долларов в Татарстане еще больше, чем в среднем по России, и попробовать этот маневр продемонстрировать.

Фандас Сафиуллин – бывший депутат Госдумы РФ, экс-председатель-координатор Всетатарского общественного центра (1998):

- Ясно, что времена мутные. Это уже очевидно. Смута тоже на пороге. Возьмем, к примеру, только сферу национальной политики. Мощные силы безумия брошены, чтобы она запылала по всей России. Фитили на пороховых бочках подожжены. Первым очагом пожара, похоже, выбран Татарстан. Спецотряд федеральных провокаторов, расквартированный в Татарстане, дело свое сделал. Далее – другие национальные республики. Готова к принятию стратегия по национальной политике, направленная на приведение к единому общему знаменателю всех наций и религий в РФ. Подала первый голос новорожденная партия, готовая к реализации этой «стратегии». Вышел на экраны кинотеатров, прошел просмотр и одобрен в Госдуме издевательский над историей и чудовищно оскорбительный для татар кинофильм «Орда». Ужесточается законодательная база для уничтожения национальных школ. Это лишь свежие проявления осеннего обострения…

Казани самой предстоит бороться за собственное выживание. Это 400 лет тому назад татары спасли Россию от смуты и чужеземной оккупации ее столицы. Если мы выстоим, а в том, что мы выстоим, я уверен, то это поможет выстоять и России.

Что касается похода против захватчиков, хочу спросить, против каких захватчиков? Захватчиков чего? Если вы имеете в виду захват
народного достояния, то основным вдохновителем, наверное, будет Уголовный кодекс.

Минины у татарского народа есть. Нужны Пожарские.

Алексей Мухин - гендиректор центра политической информации:

- Нужны ли России Минины и Пожарские - вы имеете в виду, наступило ли в России смутное время? Нет, не наступило. Судя по всему, в России царь - настоящий, и в этой связи появление нового Минина и Пожарского не актуально. Вот если внешние группы влияния будут грубо вмешиваться во внутреннюю политику России, тогда вполне вероятно и потребуются представители широкой российской общественности для того, чтобы дать достойный ответ супостату. Сейчас объективных условий: исторических, экономических, социальных для появления Минина и Пожарского пока не сложилось. Политические условия успешно имитируются, и если смотреть на российское общество через политическую призму, то да, кажется — все плохо. Только боюсь, что эта призма похожа на кривое зеркало, оно отражает, то, что хотят видеть те, кто заставляет общество смотреться в это зеркало.


Мидхат Курманов - министр юстиции РТ:

- Казань не только может сыграть свою роль, но она и играет ее – в становлении федеративного государства Российского Казани и Татарстану отводится огромная роль. Мы являемся подтверждением того, что разграничение полномочий предметов ведения между субъектами федерации бывают в соответствии с конституцией и в соответствии с договорами. Мы - единственный субъект в РФ, который воспользовался данным правом и разграничил свои предметы ведения по конституции и по договору, наш опыт должен быть перенят, и то смутное время, о котором вы говорите, должно учитывать опыт Татарстана и России.

Нужны ли современные Минины и Пожарские? Пока внешние границы нарушать вроде бы не собираются, но те нападки, которые на России с внешней стороны идут, говорят о том, что в будущем не помешали бы Минины и Пожарские, я имею в виду, такие же патриоты, как они, и в России.

Галия Зайнуллина - редактор отдела прозы журнала «Идель»:

- Очень трудно отвечать на эти вопросы по двум причинам: во-первых, мне, как всякому обывателю, политическая реальность дана не в ощущениях, а в телекартинках, во-вторых, не являюсь ни практикующим политиком, ни профессиональным политологом, и потому экспертный вес моего мнения ничтожен. Умножать же без необходимости информационный мусор – равносильно личному содействию в приходе Смутного времени. Думаю, мы стоим на его пороге. Как экстенсивная система капитализм, став глобальным, исчерпал свои возможности. Так называемые «ответственные группы» проговариваются о глобальной распределительной системе. Старый мир умирает, а новый от него не отпочкуется плавно. Новые социальные системы всегда возникают из хаоса, из, обломков прошлого – возникают вместе со сборкой нового исторического субъекта. Я в своих выкладках на историка Андрея Фурсова опираюсь.

В манипулируемой массе, «одинокой толпе», всегда кристаллизуются небольшие группы, в которых люди спаяны общими идеалами, интересами. В некоторых из них, таких как ячейки движения Кургиняна «Суть времени», сознательно готовятся в 2017 году «подхватить распадающуюся страну». Смогла же ленинская партия особого типа 95 лет назад, в 1917, переиграть и массы, и закулисных кукловодов. Нужно только дождаться часа Х - точки бифуркации - Минины и Пожарские объявятся.

Николай Петров - эксперт «Карнеги-центра» (Москва):

- Прямой параллели сегодняшних событий с событиями 1612 года быть не может. Хотя можно считать, что мы сейчас в каком-то смысле сталкиваемся с ситуацией, когда институтов нет, или они очень слабые, и когда, действительно, можно говорить о некоей смуте, в том смысле, что тот лидер, на популярности которого базировалась вся политическая система, он эту популярность теряет, а взамен ничего не появляется. Страна входит в ситуацию хуже, чем в конце 90-х годов, когда популярность Ельцина падала и дошла до очень низкого уровня. Но тогда были относительно сильные институты, в том числе и Совет Федерации, где заседали влиятельные губернаторы, и при падении популярности Ельцина, и при фактическом уходе его с политической сцены стабильность была, тем не менее. А сейчас, если быстро не начать укреплять институты, которые находятся в крайне слабом состоянии, то падение популярности лидера даже без каких-то серьезных потрясений способно постепенно ситуацию ухудшить.

Я думаю, так и не удалось, несмотря на предпринимавшиеся усилия, превратить 4 ноября в какой-то реальный праздник. Он как праздником не являлся, когда его придумали, и в общем ничем осмысленным он не стал, стал такой датой, когда разные националистические силы что-то демонстрируют и ничего больше. Это просто иллюстрация того, что вымученные даты не в состоянии превратиться в национальные праздники, и здесь усилия на идеологической ниве не принесли абсолютно никаких результатов для Кремля, кроме, пожалуй, головной боли. Какую позитивную начинку предложить, чтобы компенсировать ту националистическую начинку, которая сама собой сейчас сложилась.

Гейдар Джемаль - российский исламский деятель, философ и общественный деятель:

- Минин и Пожарский были связаны с оккупацией Москвы поляками. Такая оккупация сейчас в открытой форме не идет, хотя режим представляет собой, скажем так, сателлитов Запада. После 1991 года, после поражения в "холодной войне", режим представляет собой форму оккупационной администрации, установленной победившим Россию Западом. Поэтому Минин и Пожарский требуют скорее прямой провокации - поляков в Кремле. Пока еще этого нет. А смута идет, безусловно, потому что смута существует в расколе между элитами. Правда, во времена Минина и Пожарского раскол тоже был, потому что часть правящего класса поддержала поляков в расчете на вестернизацию с опережением роли Петра Великого. А часть (в том числе Минин и Пожарский) выступала за самобытный путь развития. То есть фактически против того пути, по которому Россия пошла с приходом Романовых. На самом деле ведь Минин и Пожарский были обмануты в своих ожиданиях: Пожарский не был выбран царем, а были выбраны Романовы, то есть те, кто воевали за изгнание поляков, они ничего не получили в последствии.

Как закончить смуту? Такая смута кончается только революцией. Революцией, которая сносит правящий класс и поднимает страну с колен. На самом деле, конечно, то, что произошло в 1612 году, потом, через 100 лет это был Петр, потом это были декабристы, потом уже 17-й год. Сейчас мы приближаемся к той же самой критической дате. Каждые первые 15 лет столетия, начиная с поляков, для России - это критическая зона, когда у нее появляется шанс встать с колен и освободиться от внешнего влияния. Я думаю, даже до поляков 1512 - 1515 год - это было критическое время. Время, которое предшествовало появлению Ивана Грозного и попытки превращения Москвы в самостоятельного игрока. До этого государства вообще не существовало. До этого это был просто улус орды, а начиная с первой четверти XVI века пошли попытки превращения страны в самостоятельного игрока. Эти попытки до сих пор не закончились, не завершились окончательным успехом. Потому что даже в советскую эпоху страна не полностью превратилась в самостоятельного игрока, она продолжала оставаться в тени западного влияния.

Отец Иоанн - настоятель Никольского собора:

- Мы с вами живем во времена благодатные. И никогда еще народ России не переживал такого благоденствия, как теперь. Видели ли вы такое изобилие товаров? Свобода, все храмы открыты, народ божий всегда может прийти и помолиться. И что такое 1612 год? Поляки в Москве, у власти самозванец, бояре-изменники, нищета. Разве можно проводить параллели с нынешним временем? Другой вопрос, как народ переживает это благоденствие? Не забыл ли он поблагодарить Бога за это? Сейчас не смутное время, но время засилия оккультизма, магии, гадания и астрологии, что, конечно, ни к чему хорошему привести не может. Ведь если человек не верит в Бога, он начинает верить во что угодно, начиная с магии и колдовства.

А 400-летие окончания Смутного времени – это великое событие. И мы должны благодарить Бога за то, что совершили Минин и Пожарский по освобождению Москвы от захватчиков. Нужно вспомнить и патриарха Гермогена, который будучи заточенным поляками, написал из застенков воззвание о том, что нужно привезти икону Казанской Божьем Матери. И вот, когда казанское ополчение прибыло в Москву с иконой, и был объявлен трехдневный пост и молитва, после этого Москва и была освобождена. А у тех, кто, как вы говорите, сейчас наводит смуту, я бы хотел спросить, зачем они это делают, зачем хотят, чтобы земля русская снова напиталась кровью?

Что касается вопроса про русское чудо – оно 20 лет уже как происходит! Когда были восстановлены и построены заново сотни и тысячи монастырей и церквей, когда люди толпами приходили в церкви для совершения обряда крещения. Это ли не чудо после коммунистического плена?

Сергей Сергеев - профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КАИ, доктор политических наук, профессор:

- Не думаю, что сейчас смута. Такие моменты смутного времени есть в каждом десятилетии. Но в любом случае Россия такая страна, в которой все решается в столице, а провинции (а Казань, как бы это ни было неприятно, это все же провинция) всегда идет за столицей. Казань могла бы сыграть символическую роль как острова стабильности. Наш город традиционно использовался как некая ширма, но после событий 19 июля эта красивая картинка разлетелась на кусочки. В любом случае Казань может выйти из этого только с Москвой, ну, или если так произойдет, то и рухнуть вместе с ней.

Верю ли я в русское чудо? Мы были свидетелями двух русских чудес – в начале 90-х и в 2000-х. Первое русское чудо – это мирный демонтаж коммунизма, который, несмотря на некоторые столкновения на периферии, все же прошел мирно, ну, и второе русское чудо – его многие и не заметили – то, что Россия выбралась из экономического кризиса, выплатила госдолг, который казался невероятным. Возможно, Бог троицу любит, и случится что-то еще…

Дмитрий Хафизов - советник мэра Казани по вопросам религии, автор книги «Святое знамение России»:

- Мое мнение, что Казань уже играет свою роль. Образ возрождения России пришел из Казани, когда по наказу патриарха Гермогена икона Казанской Божьей Матери, обретенная в Казани, была привезена в Москву и сослужила свою роль в освобождении России. Казань называют не только спортивной, но и духовной столицей России, где мирно уживаются все конфессии. А когда Россия возродится духовно, она возродится и материально. А символ этого возрождения – это как раз место явление Божьей Матери, на месте которого сейчас создается центр паломничества «Покров царицы небесной».

Когда закончится смутное время? Господь только это знает, когда оно закончится. Когда Россия повернется к Богу. Во времена революции было популярным пророчество о том, что когда в Россию вернется казанский образ, это послужит возрождению России как великой державы. Мы находимся в начале пути.


Шамиль Агеев – председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

- Мы историю толком не знаем, об освобождении, о смуте. И потом – зачем преувеличивать роль Казани? А Самара, а Нижний Новгород, а другие города? Вы знаете, я человек атеистического направления, и я несколько скептически отношусь к восхвалению иконы Казанской Божьей Матери. Я не думаю, что что-то нарисованное каким-то человеком - это какое-то чудо… Это больше внушение людям, с этой стороны - хорошо. Но я бы не придавал исключительное значение этой вещи, я на земле стою, хотя я понимаю, что, очевидно, есть создатель, какие-то силы особые. Но еще раз подчеркиваю, что я бы к этому относился очень осторожно и выдержанно. Я думаю, что сейчас не то время, чтобы Минины и Пожарские были. Нельзя же все время держаться, как 100 - 200 - 300 лет назад, тогда интернета не было, коммуникаций, такого развития. Так что я не думаю, что Минины и Пожарские сейчас нужны.

Владимир Павленко - директор ресторана «Мясной удар»:

- Татарстан своим поведением, политической хитростью, умением лавировать, ставить неординарные задачи добился того, что он может претендовать на самодостаточный регион. Татарстан даже взял из федерального центра средства на свое дальнейшее развитие! Уровень жизни в нашей республике выше, чем в других регионах. Не беру Москву и Санкт-Петербург – у нас не вращается такое количество финансовых потоков, не заключено столько сделок, как в этих городах. Но на окраинах люди живут гораздо хуже. Татарстан – это та икона, на которую должны равняться другие регионы. В нашей республике продуманная стратегия.

Минины и Пожарские России сегодня не нужны. Русский философ Николай Бердяев сказал, что любая революция уничтожает. Пожалуй, стоит согласиться с этой мыслью. Минины и Пожарские будут разрушать все до основания. И что мы потом построим, никто не скажет. А разрушать в России умеют…

В русское чудо верю. Но только чтобы оно произошло, должна быть политическая воля. А ее у нас главным образом представляет президент. В США ситуация другая – там у них есть демократия, обратная связь с народом. У нас такого нет.

Геннадий Бурсук – антиквар (Москва):

- Такие личности, как Минин и Пожарский, разумеется, очень необходимы. Но есть проблемы – финансовая и политическая. Действия российских правительств можно квалифицировать как работу пятой колонны. Почти все средства от продажи сырья оставляют за границей, что соответствует интересам западной экономики, но только не России. Такое положение дел и есть смутное время, длящееся с начала перестройки. Это погром России.

Для прекращения беспредела необходимо навести порядок во внутренних делах страны. Необходимо изменить приоритеты, которые в данный момент выстроены в пользу третьих государств, и только потом браться за внешнюю политику, или стараться делать это одновременно, по мере сил и политической воли. Но сделать это возможно только при условии, что государственные управленцы будут хранить деньги в отечественных банках, их дети будут учиться в российских вузах, а наши ученые работать в интересах Отечества, давшего им образование. И, самое главное, вернуться к своим традициям в культуре и в других сферах жизни, а не заваливать СМИ западной низкосортной попсой, действующей разлагающе на молодое поколение и электорат.

Анастасия Гиззатова – директор АН «Счастливый дом»:

- У нас низкая гражданская активность, то ли это менталитет, то ли уровень образования, кругозора. Смутное время должно перевести нашу страну на качественно новый уровень. Не обязательно произойдет смена власти, но должно прийти осознание того, что мы изменились, что с нами шутки с «железным занавесом» не пройдут. Ведь смутное время – это не что-то извне, это внутри нас. И если внутренние причины будут устранены, не будет и смуты.

А для того, чтобы сплотить народ против внешнего врага, нужно признать войну священной, и народ вдохновится, но, конечно, это зависит еще и от того, кто будет интервентом. Но вообще войны должны уйти, потому что есть интернет, люди стали ближе друг к другу.

Абдулла Адыгамов - первый заместитель муфтия Татарстана:

- Можно согласится, что есть внешние силы, которые заинтересованы в дестабилизации обстановки в стране. Но чтобы этим силам противостоять, нам даже на гражданском уровне надо проявить единство. Революция сегодня в России невозможна. В новых Мининых и Пожарских пока нет необходимости.

Искандер Гилязов - заведующий кафедрой истории татарского народа КФУ:

- По большому счету, это время смутным не считаю, сейчас нет такого системного кризиса, который бы угрожал существованию страны, как это было в начале XVII века. Есть кризисные явления, есть ошибки в политической жизни, в экономической, но о таком, чтобы это угрожало гибели страны, говорить вряд ли приходится. Я бы такие параллели не проводил. А Казань во многих сферах предприняла шаги, благодаря чему Татарстан ставят в пример другим регионам. И несмотря на события, которые произошли в последнее время, у нас сохраняется ситуация межнационального и межконфессионального согласия. И когда решались вопросы о взаимоотношении России и Татарстана, мы показали другим пример - голову не потеряли и сумели решить все проблемы, сев за стол переговоров.

Поэтому на вопрос о том, нужны ли России современные Минины и Пожарские, можно ответить, что в стране таких спасителей и так в избытке, нужна гибкость политической власти, нужны новые силы, новые имена, молодые политики. А если кто-то появляется в роли национального спасители – это ведь плохой показатель, знак того, что страна находится на пороге гибели. Россия и народ России уже доказали, что умеют сплачиваться в момент опасности. Было это и в начале XVII века, когда в спасении России принимали участие не только русские, но и татары, которые на тот момент относительно недавно к ней присоединились. И во время Великой Отечественной войны, когда стране угрожала смертельная опасность, поднялись все народы.

Владимир Синицын - руководитель проекта «500 дней», инвестиционная группа компаний ASG:

- Смутное время - период тяжелейшего политического, экономического, государственного и социального кризиса, который по своим масштабам не имеет аналогов в истории развития нашей страны, поэтому сегодня говорить о наличии подобной кризисной ситуации не приходится. Существует ряд политических и социально-экономических проблем, которые необходимо решать, но никак не путем жестких радикальных преобразований. Если же говорить о возрождении из низшей точки падения, то стоить помнить, что за любыми чудесами всегда стоят люди, подобные Минину и Пожарскому, которые, к счастью, в России всегда были, есть и будут.

Ахат Мушинский – писатель, исполнительный директор татарского ПЕН-центра:

- Я не считаю 4 ноября каким-то праздником. Это дата, взятая с потолка. Пора прекратить отмечать праздники за счет других народов, а то побили поляков – праздник устроили. И так отношения с Польшей у нас не лучшие.

Нынешнее время я не назвал бы смутой, история - вещь цикличная, после «оттепели» наступают «заморозки». Вот сейчас – «заморозки», но после «заморозков» ведь наступит весна. Болотную площадь я бы тоже не назвал смутой, и создание координационного совета оппозиции – это как раз формирование гражданского общества, о котором все время говорит наша власть. Но при этом малейшие ростки гражданского общества вырубаются, и все законы этого года, которые были приняты, направлены как раз на то, чтобы «заморозить».

На вопрос о том, что может сплотить нацию в борьбе с захватчиками, я вас хотел бы спросить, откуда могут прийти захватчики? У власти есть теория внешнего врага (этим и Сталин занимался), чтобы люди в стране не роптали. Как говорится, перевод с больной головы на здоровую. Среди наших соседей везде сейчас «враги» – и грузины, и латыши, и литовцы… Не нужно искать врагов, нужно наводить порядок.

Айрат Хакимов – заведующий методическим отделом ДУМ РТ:

- Период, который мы переживаем, действительно, можно назвать смутным: это смута в умах, политическая и экономическая смута, общая безыдейность. Символа, способного сегодня сыграть роль иконы Казанской Божьей Матери, за которой пошел народ 400 лет назад, сегодня найти невозможно. И в принципе нет путей, по которому можно было бы выйти из этой ситуации неопределенности. Надо просто ждать, изменения придут естественным образом.

Я не вижу ни одной фигуры на политическом горизонте, которая была бы способна занять место идейного лидера, готового повести за собой народ. Если представить такого харизматичного персонажа гипотетически, то это должен быть человек, готовый на самопожертвование, он должен появиться внезапно и сразу начать действовать. Возможно, нужен альянс, подобный союзу Минина и Пожарского, один из которых был крестьянином, другой – дворянином. Один владеет информацией и может выступать координатором, другому нечего терять, он готов на подвиг и способен вдохновить народные массы. Не думаю, что сегодня подобный вождь может выйти из религиозных деятелей. Православные не консолидированы, разобщены, а в исламе все в порядке с идейностью, но мусульман слишком мало в России, а восточные страны нам не помогут. Словом, сегодня не та ситуация, в которой возрождение России могло бы начаться на фоне ислама. Может быть, лет через 5 - 10. Наберут мусульмане достаточную численность – появится и лидер.

Сегодня Казань никакой роли в переломе ситуации сыграть не может. Впрочем, всегда остается вариант реформирования сверху, если вдруг власть почувствует потребность в сильной России. Но пока ничто на такое развитие событий не указывает, все пущено на самотек.

Альберт Белоглазов – доцент кафедры международных отношений и дипломатии КФУ:

- Никакой смуты нет, хотя с декабря прошлого года к ней и пытались привести страну. Смутное время характеризовалось 400 лет назад катастрофическим кризисом и голодом, который доводил людей до трупоедства. Вертикаль власти отсутствовала, на Россию давило участие во всем этом иных стран. Сейчас никаких аналогий с тем периодом нельзя провести.

Но Казань может поучаствовать в стабилизации общественной и политической жизни, разобравшись с внутренними проблемами. Столице требуется успокоение в отношении экстремизма. Если ответственные службы научаться работать на опережение в борьбе с ваххабитами – это и будет наш вклад в общее дело. Строго говоря, и 400 лет назад Казань не играла той роли, которую ей приписывают. Город участвовал ополчением - это да, но называть Минина татарином я бы не стал: звали его Кузьмой, он торговал мясом, если и были в нем татарские корни, то очень далекие и давно обрусевшие. Символ, подобный иконе Казанской Божией Матери, сегодня тоже представить сложно – он не может быть религиозным, так как нет символа, объединяющего мусульман и православных. Возможно символ власти… Герб России?

В любом случае, на какие-то глобальные изменения, движимые из низов, я бы рассчитывать не стал. А русским чудом я бы назвал усиление российской власти – если бы она, наконец, заняла свое место в мире, сообразное масштабу нашего государства.