МИНИМАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НЕ ПОМЕХА

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», идея создать фильм родилась у казанского бизнесмена Андрея Колмакова. Он давно и много жертвует на церковь, но при этом не пиарится. Как человек глубоко верующий Колмаков предпочитает, согласно библейским заповедям, делать добро в тайне. Информация о нем крайне скудна, известно только, что сфера его интересов лежит в плоскости ценных бумаг. До спонсирования фильма он в том числе потратил изрядную сумму на оплату книги весьма внушительного объема, посвященной чудотворной иконе.

Колмаков вышел на казанского режиссера Алексея Барыкина, и работа над фильмом началась. Барыкин сам написал сценарий, лента будет полнометражной, хотя пока не известно, окажется ли это телевизионный полный метр, то есть 52 минуты, или фильм пойдет час с лишним.

Колмаков полностью спонсирует фильм, ставит свою фамилию в титрах ленты. Бюджет фильма режиссер отказался озвучить, ссылаясь на то, что когда зрители услышат сумму, то могут подумать, что «на такие деньги ничего серьезного снять не получится». Тем не менее в ленте задействованы московские звезды кино – это Дмитрий Дюжев, Ирина Купченко, Николай Бурляев, предполагается участие и Ольги Будиной. Все они – люди верующие и снимаются за символическую плату. Будина вообще отказалась от гонорара, попросив лишь оплатить дорогу.

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось из своих источников выяснить бюджет фильма – он составляет немногим более 1 млн. рублей. Но тем не менее, как полагает Барыкин, «Заступницу» вполне реально предложить Первому каналу или ВГТРК. Последняя время от времени показывает подобные ленты.

«СЫПЬТЕ ПОБОЛЬШЕ СУХОЙ ЗЕМЛИ!»

- Поосторожнее, поосторожнее со светом! Земля не должна быть похожей на лунный грунт, - предостерегает оператор ленты, выпускник ВГИКа Фарит Галиев. В павильоне университета культуры идет съемка ответственного эпизода – момента находки под землей чудотворного образа.

Художник ленты Марина Барыкина, в белых резиновых перчатках, еще раз осторожно разравнивает сухую землю, которая находится на столе в большом ящике. Если посмотреть на монитор, ящика не видно, перед нами будет фрагмент земли, на которой растет трава, и женские руки, осторожно разгребая эту землю (как гласит предание, девочка Матрона и ее мать выкопали земли «не более двух локтей»), наткнутся на сияющий яркими красками образ.

- Следите за балансом! Когда камера зафиксирует образ, свет должен быть теплый, идущий из-под земли, - напоминает режиссер.

Павильон, в котором идет съемка, небольшой, и творятся в нем чудеса. Например, отснявшись во вполне реальном пространстве, скажем, за столом воеводы, к которому приходит Матрона, артисты будут тут же выходить в иное пространство, виртуальное, и тут уж киношники могут дать волю фантазии.

«СЦЕНА 19, ДУБЛЬ 1»

«Заступницу» уже снимали в Волгограде, Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас настало время работы в Казани. На днях снимался Дюжев, теперь на три дня приехала Купченко. Она, кстати, уже успела отсняться в эпизодах на Красной площади. Хотя фильм по жанру документальный, на актеров возложена важная задача, они как бы помогают реконструировать события и являются беспристрастными комментаторами происходящего.

- Я согласилась сниматься в фильме ради Казанской иконы Божией Матери, о которой, как мне кажется, я знаю все. Я очень почитаю Богородицу. Сегодня с утра мы побывали на месте обретения, я приложилась к Ватиканскому списку иконы, хранящемуся в Крестовоздвиженском соборе, - рассказывает Купченко.

По ее словам, когда она прочитала сценарий, он ей очень понравился, поскольку написан очень грамотно.

- Обычно, когда выступаешь как ведущий, тексты приходится править, что-то дополнять, а здесь меня удивили литературные достоинства сценария про Казанскую икону, он очень сжатый, в нем нет воды, ведь понаписать можно было много чего, - отмечает Ирина Петровна и практически тут же выходит на площадку.

- Давайте я начну говорить текст, скажу две фразы и стану тут же разгребать землю в ящике, - предлагает актриса, и режиссер соглашается. Над ящиком накреняется камера, она прикреплена к небольшому крану, и Купченко, репетируя, произносит первые фразы.

- Ирина Петровна, пожалуйста, говорите посуше, - просит Барыкин. Актриса без возражений принимает замечание.

Звук хлопушки, съемка начинается и тут же останавливается – чуточку заскрипели провода. Опять все сначала. Сцена, которая будет идти на экране несколько секунд, снимается уже более часа… А впереди у Купченко в Казани еще съемки в Национальной библиотеке РТ, на лестнице Петропавловского собора.

ЧУДЕСА ИНОГДА СЛУЧАЮТСЯ

По словам Барыкина, Божий промысел есть и в работе над фильмом. Вот, например, был необходим для съемок определенного вида провод, но его у группы в этот момент не оказалось. Что делать, отменять на сегодня съемку? В эту минуту неожиданно приходит коллега, который почему-то приносит именно такой провод и дает его Алексею.

А вот еще один эпизод – в Санкт-Петербурге мечтой наших киношников был кран, с которого можно было бы заснять Казанский собор. И чудесным образом этот кран нашелся, а кадры получились такие красивые, что Голливуд обзавидуется.

Легко было получено и разрешение на съемки на Красной площади, на выбивание которого иногда у кинематографистов уходят месяцы. А тут все решилось за несколько часов.

Съемки фильма «Заступница» будут проходить еще весь ноябрь, сейчас в Казань должен приехать Бурляев. Ну а зрители смогут увидеть ленту в будущем году.