БЕЛЬМО НА ГЛАЗУ

Ход реставрации исторического центра обсуждался на днях в исполкоме Казани. Процесс возрождения ядра исторического центра – это не только поднимаемые из руин знаковые объекты архитектуры, но и общий облик городских улиц. Согласитесь, дико и нелепо смотрится в историческом центре на фоне церкви или мечети какой-нибудь еврощит с ярко-красными губами на 18 квадратных метров... Так что власти, последовательно восстанавливая исторический центр, сделали все, чтобы рекламы здесь было как можно меньше.

Как сообщила начальник управления наружной рекламы и информации Ирина Дябилкина, эта работа последовательно ведется с 2006 года, когда крупноформатные конструкции начали уходить из исторического центра. Открыты коридоры видимости на основных мостах через Казанку – Ленинская дамба, мост «Миллениум», предстоит убрать щиты на Кировской дамбе. А в этом году реклама будет размещаться согласно разработанной городом территориальной схеме – исполком ушел от согласования конструкций по желанию самих рекламных фирм и сам определяет места размещения «наружки». Кроме того, по словам Дябилкиной, чтобы качественно повысить внешний вид города, также унифицирован внешний вид рекламных конструкций.

По мере завершения договоров с рекламными фирмами до конца года с 16 улиц исторического центра предстоит убрать 151 еврощит, из них 145 уже демонтированы. Конструкции 3x6 м ушли с улиц Ташаяк, Московская, Бутлерова, Горького, Островского, Петербургская, с Ярмарочной площади и других. Убраны перетяжки, в том числе и перетяжки социальной рекламы. Не все компании добровольно демонтируют свои объекты, поэтому исполком объявил конкурс на принудительный демонтаж рекламных конструкций, счет за которые затем будет предъявлен их владельцам. «Реклама, конечно, - доходная часть бюджета города, но сейчас исполком большинство решений принимает в пользу исторического центра, эстетики города», - добавила Дябилкина.

«На фоне приведенных в порядок домов, дорог и внешнего благоустройства как бельмо на глазу смотрится безвкусная, несоответствующая общему стилю реклама», - поддержал ее мэр города Ильсур Метшин.

Кроме того, в Казани вводится новый регламент на размещение «наружки». Теперь на объектах культурного наследия, как сообщила главный архитектор города Татьяна Прокофьева, можно устанавливать рекламно-информационные конструкции не выше второго этажа. При этом они должны быть по преимуществу изготовлены в виде объемных букв и знаков с внутренней подсветкой или выполнены декоративно-художественным способом (роспись, художественный металл). На остальных зданиях в зависимости от архитектурных характеристик допускаются, кроме того, настенные панно не выше второго этажа и консольные конструкции не шире 60 сантиметров. На зданиях выше двух этажей разрешены крышные установки. К тому же перед размещением рекламы владельцу здания предстоит согласовать концепцию размещения «наружки» - каждый отдельный арендатор или совладелец объекта не может произвольно разместить свой баннер, вся реклама на здании согласовывается только комплексно. Помимо этого, из исторического центра уйдут брандмауэры: вдоль дорог будут появляться только типовые конструкции малого формата, а владельцы объектов смогут размещать рекламно-информационные стелы лишь на собственной территории.

«Габариты рекламно-информационных конструкций зависят от условий визуального восприятия, ширины дорог, и следовательно, в исторической части города будут иметь компактные размеры», – пояснила Прокофьева. Кроме того, в целом внешний облик города на 118 улицах будет меняться в соответствии с концепцией, которая затрагивает вопросы реконструкции, цветового решения объектов, озеленения и благоустройства.

Отвечая на вопрос Метшина, главный архитектор пояснила, что новый архитектурно-художественный регламент разрабатывался с учетом опыта других российских городов, прежде всего Санкт-Петербурга.

«НИКАКИХ РАЗРЕШЕНИЙ ЧТОБЫ НИКТО НЕ ПОДПИСЫВАЛ, РАЗ ВСЕ СРОКИ ПРОШЛИ!»

За нарушения требований к рекламе исполком может вчинить серьезный штраф. Как сообщил замруководителя исполкома, начальник управления административно-технической инспекции Рамиль Муллин, в этом году выявлено 44 нарушения требований к размещению «наружки» только в историческом центре, сумма штрафов – без малого полмиллиона рублей.

«Работа идет в двух направлениях – на согласительной комиссии мы работаем с собственником в части приведения в порядок рекламы без административной практики, - доложил Муллин. – Где-то это имеет результат, если его нет, накладываются штрафы. За это время составлено более 250 протоколов. Есть ряд объектов, где вышли все сроки. Например, торговый комплекс «Кольцо» - собственники гарантийным письмом обязались привести все в порядок до 1 ноября, но до сих пор ничего не сделано. Думаю, здесь мы пойдем в рамках судебных решений…»

«Почему до сих пор висит реклама, если время согласования закончено?» – спросил мэр.

Владельцы торгового комплекса - братья Хайруллины - в курсе, что все сроки давно вышли, пояснила Прокофьева. «Нам уже показали несколько вариантов размещения и реконструкции стены», - добавила она.

Метшина это не успокоило. «Никаких разрешений без согласования, без коллегиального обсуждения никто чтобы не подписывал, договорились?.. - предупредил он подчиненных. - Мы не для того возрождаем исторический центр, чтобы завесить все это бездарной рекламой…»

P.S. Напомним, что в ходе совещания штаба по историческому центру обсуждался также процесс возрождения исторического ядра Казани. Неэффективным собственникам, которым не интересно возрождение казанской старины, приходится избавляться от этих объектов. Кроме того, префект «Старого города» Линар Закиров, рассказывая о ходе реставрации Старо-Татарской слободы, отметил, что бизнес повернулся лицом к старому городу, и предложил сделать пешеходной улицу Каюма Насыри.