И ПОЛЯРНИКИ, И ВОЕННЫЕ, И СПЕЦСЛУЖБЫ

ЗАО «ЭНИКС» заменило беспилотники, которые три года использовали ученые станций «Северный полюс», рассказал газете «БИЗНЕС Online» руководитель отдела перспективных разработок «ЭНИКС» Сергей Побежимов. На смену комплекса (наземная аппаратура и два самолета) с БПЛА «Элерон-3» ледокол доставил на СП-39 «Элерон-3СВ», отличающийся полезной нагрузкой, большими дальностью и продолжительностью полета. Добавим, что полярники работают с еще одним казанским комплексом – «Элерон-10». При помощи БПЛА ведутся, прежде всего, метеорологические исследования и ледовая разведка. Ранее "АвиаПорт" уточнял, что комплексы используются для измерения интенсивности солнечной радиации, отражающей способности земной, водной поверхности и облаков. В прошлом году, благодаря «Элеронам», станция избежала больших проблем – вовремя заметили с воздуха трещину и экстренно эвакуировались… Интересно, что «Элерон-3СВ» (вместе с «Элерон-10СВ) стал победителем завершившихся летом в Ахтубинском государственном летно-испытательном центре госиспытаний БПЛА для сухопутных войск.

«Элерон-3» доставят в Казань для регламентных работ, а потом вернут обратно – их будут использовать для тренировки полярников-«беспилотчиков». «Кроме того, нам интересно посмотреть, что стало с аппаратами после столь длительной эксплуатации в таких условиях, - отметил Побежимов. Он подчеркнул, что кроме «Элеронов» на Северном полюсе нет других российских БПЛА. Предполагается, что в ближайший год «группировка» казанских беспилотников на Северном полюсе увеличится до 10 аппаратов. Отметим, что комплекс (два самолета, наземная станция, ЗИП и обучение) стоит примерно 6 млн. рублей. С 2006 года «ЭНИКС» продал примерно 400 комплексов, в том числе для МВД и ФСБ.

Побежимов отметил такой момент: «В прошлом году на Шпицбергене работала международная экологическая экспедиция. Были норвежцы, американцы и другие. Они привезли свои аппараты, но наш лучше всех себя показал. После таможни из ящика его достали, и через 20 минут он уже был в воздухе, а все остальные начали их собирать, настраивать - у нас техника ближе к военным требованиям». По словам Побежимова, на авиационных выставках многие, к примеру, те же военные, интересуются, «действительно ли мы летаем в Арктике».

«ОКЕАН» ПОЙДЕТ ИЗ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА ВО ЛЬДЫ

Полярные успехи «ЭНИКСа» любопытны не только сами по себе, но и в контексте заявлений России об усилении своего присутствия в арктическом регионе и вообще мировой арктической лихорадки. Последней громкой новостью в этой сфере стала сентябрьская экспедиция «Арктика-2012». По ее результатам планируется подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной России арктической зоны. В экспедиции участвовали ледоколы, а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», более известная под прозвищем «Лошарик». Она 20 суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2,5 - 3 километра.

Отметим, что сегодня как минимум одно предприятие РТ участвует в этой арктической гонке. 30 мая на зеленодольском заводе им. Горького заложили пограничный сторожевой корабль проекта 22100 «Океан». Это первый в истории СССР-России корабль первого ранга, строящийся специально для пограничной службы ФСБ России. В основные задачи, решаемые экипажем корабля, входят охрана государственной границы, участие в спасательных операциях, обеспечение действий спецназа ФСБ и так далее. Задача для особого периода времени - охрана пунктов базирования пограничных сторожевых кораблей.

При этом важно, что предполагаемые районы применения «Океана» - арктические и неарктические замерзающие моря РФ. Создатель корабля, главный конструктор ОАО «ЦМКБ «Алмаз» Борис Лейкис рассказал газете «БИЗНЕС Online», что конструкция «Океана» обеспечивает ему прохождение ледовых полей толщиной покрытия до 0,8 м: «В соответствии с техническим заданием, «Океан» предназначен для Севера и Дальнего Востока. Там эти корабли нужны, там наши интересы не были защищены», - уточнил конструктор. Спуск на воду головного корабля намечен на весну 2014 года. Предполагается, что в Зеленодольске будет построена серия таких сторожевиков.

ТУ-214 В РОЛИ АРКТИЧЕСКОГО ПАТРУЛЯ

Еще интереснее, что к арктическим делам может присоединиться и КАПО им Горбунова. В июле стало известно, что министерство обороны РФ должно объявить конкурс на создание патрульного самолета для Арктики. Кстати, новость появилась после того, как стало известно, что американцы предложили министерству обороны Канады арктическую версию беспилотника Global Hawk.

Российский арктический патруль будет не новой машиной, а модернизацией уже имеющегося проекта. Пока на эту роль есть только два претендента - гидросамолет А-42 от таганрогского ТАНТК им. Бериева и Ту-214.

Многие специалисты считают, что в виду некоторых технических особенностей патрульную машину логичнее делать не из летающей лодки, а из пассажирской или грузовой машины, как это делается во всем мире. К преимуществам Ту-214 стоит отнести то, что он уже поставляется для нужд военных и спецслужб, в том числе в качестве разведчика. Производство самолета уже более или менее освоено, то есть имеются инфраструктура обслуживания, кадры и производственные мощности. Большой взлетный вес «Ту» позволяет увеличить ее дальность полета и продолжительность - до 20 и более часов.

В 2010 году президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев говорил о том, что его компания предлагает минобороны морской патрульный самолет на базе гражданского Ту-214. Военное ведомство одобрило этот проект еще в 1998 году, а морские летчики даже обучались пилотированию Ту-214. В 2000-м программа была заморожена из-за отсутствия финансирования… Вряд ли надо говорить о том, что это была бы хорошая поддержка КАПО.