«ЧКАЛОВ В ЖИЗНИ БЫЛ АБСОЛЮТНО ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ»

В распоряжении газеты «БИЗНЕС Online» оказались коллективные письма на имя Владимира Путина, спикера Госдумы РФ Сергея Нарышкина и председателя Совета федерации Валентины Матвиенко с просьбой разобраться с «акцией Первого канала», а именно прошедшим в октябре сериалом «Чкалов».

По словам подписантов (а это более 50 человек, включая коллектив казанского центра детского технического творчества им. Чкалова, родителей участников технических кружков, общественность города Казани и города Зеленодольска), они возмущены «демонстрацией по Первому каналу фильма «Чкалов», в котором «извращена личность легендарного героя». «Сценарий данного фильма не был согласован с родственниками Валерия Павловича и является от начала до конца лживым». Также в письме сам сериал оценивается как попытка «убить историю страны – значит убить саму страну, что и пыталось сделать руководство Первого канала, допустив на экран это безобразие и клевету».

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось связаться с одним из инициаторов обращения к властям, бывшим летчиком, а ныне руководителем центра детского технического творчества им. Валерия Чкалова Сергеем Борзенковым.

- Инициатива написания письма на имя президента и в общественную федерацию Российской Федерации исходила от нашего центра. С дочерями Чкалова связывался лично я, и первое, что я им сказал, было: «Я в шоке». Они сказали, что они тоже в шоке. Думаю, посыл этого фильма такой: если у вас такие герои, кто тогда вы сами? Считаю, что этот фильм – заказ тех, кто не хочет видеть нашу страну сильной и могучей, - рассказал Борзенков нашему изданию. - Человека, который много сделал для нашей страны, так облить грязью – просто подлость со стороны людей, которые этим занимались. Чкалов в жизни был абсолютно другим человеком, не тем, что был изображен на экране центрального канала. Попробуй вот так, как нацию, опустить, например, американцев, да они за свой флаг просто порвут всех!

Этот фильм, по мнению Борзенкова, – «очень далеко идущий посыл», «подрыв идеалов, в которые ты верил». «И у них даже не хватило сил на то, чтобы опустить наши идеалы талантливо. Это ведь даже не пародия, а просто мулька какая-то. Вот ты алкаш, дебошир, и у тебя фамилия Чкалов. Не снимают же фильмы про то, как человек в туалет пошел. Есть, в конце концов, такое понятие, как искусство! Или давайте снимем фильм о мужчине, с которым спал Чайковский. Да нельзя этого трогать! Особенно если человек мертвый, и он просто ответить не может. Мне не безразлично, что мне плюют в лицо».

СКАНДАЛЬНО ИЗВЕСТНЫЙ РЕЖИССЕР

Показ 8-серийного художественного фильма «Чкалов» с Евгением Дятловым (играет легендарного летчика) и Андреем Мерзликиным (играет однокурсника Чкалова Александра Анисимова) в главных ролях прошел на Первом канале в октябре. По сообщению съемочной группы проекта, основой для него послужила советская кинолента 1941 года, главную роль в которой сыграл Владимир Белокуров. В основе сюжета телефильма – исторический период с 1924 по 1937 годы.

Режиссером фильма стал Игорь Зайцев, известный по «Каникулам строгого режима» и сериалу «Есенин». Последний, напомним, также вызвал неоднозначную реакцию у зрителей. Часть интеллигенции обвинила создателей телесериала и руководителей Первого канала в антисоветизме и искажении исторических фактов...

Получить комментарий Первого канала о письме казанцев на момент подготовки материала не удалось. В то же время перед выходом фильма свою позицию высказал режиссер: «Мы не собирались делать что-то в стиле «Жизнь замечательных людей». Это, скорее, история становления авиации в нашей стране. Изначально сценарий охватывал период жизни Валерия Павловича начиная с учебы и заканчивая гибелью, но затем решено было поставить точку знаменитым беспосадочным перелетом Чкалова из СССР в США в 1937 году», - отметил Зайцев.

ПО «СТАЛИНСКИМ МАРШРУТАМ»

Фильм Первого канала завершается знаменитым перелетом экипажа Чкалова по «Сталинскому маршруту» - из Москвы в американский Ванкувер через Северный полюс. В этом году этому событию исполнилось 75 лет.

Тот полет для своего времени был сродни полету Гагарина в космос. Специально для экспедиции легендарными советскими авиаконструкторами Павлом Сухим и Андреем Туполевым был разработан самолет АНТ-25 с невероятным по тем временам размахом крыльев - 34 метра. В ходе экспедиции летчики находились в небе более двух суток - беспосадочный перелет продолжался 63 часа и 16 минут, самолет преодолел 9375 км пути. Лететь летчикам пришлось в тяжелых условиях: из-за негерметичности самолета и несовершенства систем отопления температура в кабине была минусовой.

Советский АНТ приземлился на военном аэродроме небольшого города Ванкувер (штат Вашингтон). Гостей из Советского Союза разместили в особняке американского генерала, но уже на следующее утро дом был окружен журналистами, операторами кинохроники, фотографами и зеваками. Затем были поездка по США, встречи с тысячами людей. Домой экипаж возвращался на пароходе «Нормандия» вместе с актрисой Марлен Дитрих, которая даже взяла у Чкалова автограф. Эта была вершина славы для советского пилота. После удачного завершения рекордного перелета трем членам экипажа, включая Чкалова, было присвоено звание Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина.

«ФИЛЬМ ПОКАЗЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ»

Тем временем критики фильма Первого канала отмечают массу технических ляпов, которые обсуждаются на профильных авиационных и кинофорумах. Чкалов катает Орджоникидзе на самолете ДИТ, который на самом деле появился гораздо позже описываемых событий. Сталин слушает катушечный магнитофон, которые появились только в 50-е годы. Минералку киногерои пьют из евробутылок, появившихся в СССР в 70-х годах и т.п. Но больше всего вопросов у спецов и, прежде всего, дочерей Чкалова Ольги и Валерии вызвал показанный по телевидению образ отца – ловеласа, пьяницы и дебошира.

Корреспондентам «БИЗНЕС Online» удалось связаться с Валерией Чкаловой, которая прокомментировала письмо казанцев и свое отношение к телефильму.

- Валерия Валерьевна, расскажите, пожалуйста, все с самого начала. Кто был инициатором письма к президенту?

- Мы с сестрой в основном выражали возмущение фильмом через газеты, а уже казанский центр выступил инициатором письма в президенты. В Казань мы приезжали тогда, когда там как раз открывался центр творчества молодежи, получивший как раз имя Чкалова.

Учреждений имени моего отца много по всей стране. В более чем 1900 населенных пунктов по Советскому Союзу имеют улицы Чкалова, более 100 населенных пунктов названы его именем, государственные учреждения, летный испытательный институт имени отца, расположенный в Ахтубинске, а его филиал расположен в Московской области, в Щелково, летный центр подготовки и переподготовки летчиков в Липецке носит его название, парки, строительный институт в Нижнем Новгороде.

- А есть ли в других городах инициативы в защиту вашего отца?

- Я, к сожалению, не знаю, поднимал ли кто-то в регионах, кроме казанского центра, вопросы в защиту чести и достоинства моего отца. С Казанью у нас установились особо хорошие отношения, видите, какая быстрая у них реакция. Впрочем, это и не удивительно, ведь они занимаются воспитанием подрастающего поколения, которому абсолютно небезразлично, каким Чкалова показывают с экрана. Директор казанского центра - сам летчик и прекрасно понимает, как летчик должен себя ввести. Ко всему прочему он руководит учебным учреждением, ему нужно донести детям, что то, что было изображено на экране, неправда. И так у нас патриотическое воспитание на ладан дышит, а тут такие фильмы появляются.

Но то, что показали по телевизору, никакого отношения к Чкалову не имеет. Его показали и пьяницей, и хулиганом, и ловеласом, и вообще, с моей точки зрения, просто дураком. Нормальный человек не будет себя вести так, как ведет себя герой фильма.

- А какие эпизоды, на ваш взгляд, свидетельствуют о том, что Чкалов ведет себя как дурак?

- Их очень много. Например, приезжает его отец смотреть, как живет в Ленинграде сын. Отец приезжает в семью, и вдруг к вечеру сын уходит на танцульки к какой-то там непонятной женщине. Это просто противоестественно, раньше воспитание было совершенно иным, уважение было очень большим. А тут получается, что отец приезжает всего на несколько дней, а главный герой уходит на танцы, ничего ему не сказав. Так раньше просто не поступали.

- С вами создатели сериала не консультировались?

- Нет, с нами они не связывались. Когда мы узнали о том, что о нашем отце снимается фильм, мы позвонили им, чтобы как-то войти в контакт, посмотреть, проверить. С ними говорила моя сестра, они обещали перезвонить. Мы снова начали им звонить, так они стали ссылаться на продюсера, встреча в итоге с нами так и не состоялась.

- Чего вы сейчас добиваетесь? Хотите, чтобы фильм не показывали вообще?

- Безусловно, такой фильм показывать нельзя. Фильм искажает всю ту эпоху, в которую жили эти люди. В частности, сильно искажены образы людей, которые делали нашу авиацию. Все выведены в фильме какими-то дурачками. Ну вот скажите, пожалуйста, может ли обычный летчик-испытатель на заводе посадить к себе в самолет Серго Орджоникидзе и начать его катать вверх ногами? Не такое было время и воспитание у людей. А когда Микояна - героя летчика-испытателя Советского Союза, спросили, смотрел ли он этот фильм, он ответил, что когда посмотрел этот фильм и увидел, как начальник ударил подчиненного по лицу, то сразу выключил, так как понял, что это ерунда. В армии не было такого.

Или Громов - дворянин, бьет там стаканы. Он вообще был немногим старше отца, а там выведен каким-то стариком. И абсолютно не понятно как ведет себя с подчиненными. В летной школе не могут так себя подчиненные вести. Это армия, жесткая дисциплина.

А со Сталином они, получается, лежат и разговаривают на ты. Это ведь вообще ерунда. Надо обладать очень большой фантазией, чтобы выдумывать подобные вещи. Чкалову ведь поставлено по городам России более 40 памятников и бюстов. Он стал народным героем благодаря своим двум перелетам, особенно перелету 36 года, когда абсолютно все газеты об этом писали. А в 37 году отец стал самым знаменитым летчиком на планете. Сценарист же этот образ исковеркал до неузнаваемости. Не было среди летчиков такого, что они пили и были пьяными с утра до ночи. Галлай - летчик-испытатель, герой Советского Союза, говорил, что, конечно, они не кефир пили, но не такой степени. Нужно же себе хорошо представлять специальность летчика. Ходишь по земле пьяным – ходи, но летать пьяным было невозможно.

«ЭТО ЗАКАЗ»

- Вы не считаете фильм о вашем отце чьим-то заказом?

- Я солидарна с директором казанского центра и тоже считаю, что подобный фильм – заказ. Можно ведь показать художественный фильм, исказив какие-то факты, придумать какую-то Марго, Бог с ним. Но вот так исказить профессию, которую сейчас итак свели к нулю, нужно было очень постараться. Раньше мы были первой авиационной страной, ведь экипаж Чкалова впервые проложил трассу через Северный полюс в Америку. И Америка эта оценила. На свой знаменитый глобус они сразу занесли эту трассу. На нем расписывались ее создатели. И мы ведь первые на нем тогда расписались. Понимаете, как много мы значили в авиации за все эти годы. Сейчас все растоптали, поэтому я вполне допускаю мысль, что это заказ. Я дочь Чкалова и, конечно, переживаю за то, что отца представили в таком виде, в каком он и не был никогда. Но ведь и все остальные представлены недоумками. Почему людей, ведущих в государстве, надо представлять недоумками? Имею в виду и Поликарпова, и Туполева, и Анисимова (кстати, французы называли Анисимова летчиком номер один и специально приезжали его снимать). Исторические факты можно приукрашивать, умалять, но вычеркивать из жизни, уродовать нельзя! Анисимов гибнет, когда его снимают французы, это факт. Того же Орджоникидзе - прекрасного руководящего работника, умного человека, представили придурковатым. Я уж не говорю о человеческом сходстве, внешнем, которое не совпадает ни у какого персонажа.

О Чкалове написано очень много книг, есть много снимков фильмов, есть документальные фильмы, поэтому то, что показывают сейчас, – просто безобразие. И это ведь не первый фильм этого сценариста, который, скажем так, был не очень удачен. Он ведь снял подобный фильм и о Есенине. Значит, человек взял на себя труд писать о той эпохе, которую он не знает и не понимает. И это вообще можно считать трагедий, так как он считается одним из лучших сценаристов у нас в России. И тогда я понимаю, почему сейчас мы перестали выпускать нормальные художественные фильмы…

Ну а по поводу писем казанского центра хочу сказать, что не удивлюсь, если письмо окажется в руках сценариста и режиссера фильма. Это ведь обычная отработанная практика, когда одно ведомство вместо ответа просто пересылает письмо другому. Это было и при социализме.

«НА ЭКРАНЕ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ЧАСТО ПЕРЕДЕРГИВАЮТ ФАКТЫ»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» спросили у известных казанских авиаторов, смотрели ли они сериал, как они относятся к образу Чкалова и что привело их в авиацию.

Азат Хаким – председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:

- К сожалению, весь сериал о Чкалове целиком посмотреть мне не удалось. Но я видел многое урывками. На экране, действительно, часто передергиваются факты. И это делается для усиления привлекательности фильма. В художественной ленте о Чкалове это тоже присутствовало, например, я наблюдал, как летчик панибратски разговаривал со Сталиным. В реальной жизни такого быть просто не могло. Даже этот факт говорит о том, что сценаристами очень много придумано. И это критично. Даже если представить себе, что Чкалов порой позволял себе гулянки, зачем это показывать с экрана? Разве это является хорошим примером для подрастающего поколения?

Я и раньше, например, мечтал быть летчиком, но определяющим в выборе профессии для меня стал просмотр фильма «Неподсуден». Мне тогда было 14 лет, когда после фильма я окончательно сделал свой выбор. Но в этом фильме нет картин, подобных тем, что были в фильме о Чкалове. Даже сам акцент фильма: не на тяжестях профессии, а о жизни, по сути, вне ее. Некрасиво. Тем более взрослые могут отделить зерна от плевел, а подрастающее поколение нет. Оно же видит лишь внешний антураж. Естественно, просмотр подобного фильма, на мой взгляд, для подростков не есть хорошо, учитывая еще, что патриотического воспитания у нас как такового нет. Сегодня молодежь мечтает о том, чтобы быстро разбогатеть и иметь красивую жизнь. Именно красивая жизнь и является для них определяющей. Красивые тачки, красивые девочки и так далее. И очень нехорошо, что сценаристы делают на это упор.

К сожалению, в последнее время у нас вообще мало фильмов, которые бы воспевали рабочие профессии. В хорошем смысле делали бы выбор в их пользу. Сами видите, что у нас сегодня полно юристов, менеджеров, разного рода маркетологов, которые потом, бедные, работу не могут себе найти. А рабочие профессии в то же время сильно страдают от недостатка кадров. Да и у нас в отрасли не хватает специалистов, особенно инженеров, пилотов. Молодые сейчас, конечно, пошли, но в большинстве своем они сегодня приходят из-за зарплат. В авиацию же нельзя идти из-за денег, авиацией нужно болеть. Только тогда мальчишка выдержит все трудности и станет классным пилотом. Если же мальчишка пойдет из-за денег, то и пилот из него получится абы какой. Нет сегодня необходимых для профессии идейности, героизма и патриотизма. И любовь к профессии все же должна присутствовать в каждой профессии, но для авиации это критично.

Петр Трубаев - гендиректор ОАО «Ак Барс Аэро»:

- На выбор моей профессии как раз и повлияло то, что я жил и учился в городе, где Чкалов осваивал профессию. В Борисоглебске было, по крайней мере, тогда летное училище его имени. Это на меня сильно повлияло, а также то, что мой сосед в 10 - 11-м классе по парте бредил по авиации. Говоря с ним об авиации, я понял, что летчик – прекрасная профессия. И надо ее осваивать. В семье из авиации у меня никого не было, советоваться было не с кем, поэтому перечисленные два фактора стали определяющими.

Во время моей учебы в Борисоглебске о Чкалове говорилось только в превосходных тонах. И он воспринимался как герой, совершивший великие перелеты и испытывающий самолеты. Чкалов был во всех отношениях в глазах других людей благородной и героической личностью. А то, что показали по телевизору, этот образ дискредитирует абсолютно. И никакого патриотического воспитания он не оказывает.

Подобные произведения дают минутный эффект, с точки зрения пиара режиссера и актеров, но над созданием образа авиации или хотя бы приближением к реальной действительности фильм абсолютно не работает. Жареные факты выдергиваются из канвы. Да, может, что-то отдаленное и было, и один раз, а тут взяли и ради эффекта передернули, и факты наверняка не проверили. В итоге получилось больше домысла.

Ничего хорошего, думаю, молодежь от подобных фильмов не получает, поэтому с дочерями Чкалова согласен. Воспринимаю это даже как плевок, сделанный на достижения Чкалова.

«ЛЕТЧИКИ - БАБНИКИ ТОЖЕ, ПРАВДА»

Магомед Закаржаев - гендиректор ОАО «Казанское авиапредприятие»:

- Фильм я не смотрел. Обычно у меня не хватает времени смотреть то, что даже интересно по телевизору. Покупаю потом себе отдельные диски. Образ Чкалова на выбор моей профессии повлиял, но не напрямую, а косвенно. Для меня он был одним из плеяды знаменитых летчиков. То есть отдельно я для его себя не выделял. Скорее, на меня более повлияли книжные образы. Например, литература о Покрышкине, Зубе, про моего земляка Амет-хан Султана. О Чкалове я знал, но с биографией детально уже ознакомился в более позднем возрасте. Он не был для меня кумиром.

Сейчас, мне кажется, экранные и книжные образы на молодежь влияют лишь в какой-то степени. В море разноречивой информации каждый конкретный образ становится более мелким. Это раньше информация была скудной, один и тот же фильм пересматривали по несколько раз, обсуждали. Образ мог впечатлить, вдохновить. А сейчас, что бы ни показали, каналов-то много, информации еще больше, разве это окажет существенное влияние? Раньше достаточно было призыва, и молодежь толпами выстраивалась в аэроклубы. Сегодня этого не будет.

Александр Сергеев - генеральный директор «Александр ЛТД», офицер ВВС запаса:

- Конечно, фильм, показанный с экрана, оказывает определенное влияние на настрой людей. В данном конкретном случае претензии дочерей Чкалова не совсем обоснованы. Во-первых, начнем с того, что фильм достаточно правдивый. Про авиацию всегда ходил анекдот, что, когда в армии наводили порядок, авиация была в воздухе. Во-вторых, для тех, кто служил в авиации, не секрет, что летчики пили, пьют и будут пить. И не секрет, что спирт для летчиков очень доступен. Он присутствует в любом самолете. А во времена Чкалова еще и кабины самолетов были открытые, а на высоте холодно. В-третьих, то, что летчики не самые дисциплинированные люди в армии, - тоже общеизвестный факт. За то, что выделывал Чкалов, обычно «увольняют из рядов», но он же действительно это выделывал. Был и пролет под мостом, и запрещенные фигуры пилотажа над полосой взлета и посадки. Просто он летчик от Бога, и ему прощалось. И он очень неплохой пример для тех, кто хочет в авиацию.

Ну то, что летчики - бабники, - тоже факт. Неужели лучше было бы, если бы они были гомосексуалистами? Тем более тогда профессия летчика была престижной, высокоплачиваемой, девушки просто «пищали» от знакомства с летчиком. Даже песни ведь были «Мама, я летчика люблю». И летчики всегда были физически здоровыми, нормальными мужиками, особой моногамностью не отличались. То есть процентов на 80 показанное в фильме соответствует действительности. У дочерей, конечно, образ отца другой, тогда дочки были маленькие, да и сейчас они преклонного возраста, у них просто мышление другое. А кто собирается быть летчиками? Молодые! Для них фильм, думаю, очень адекватный.

Если кого-то смущает образ Чкалова, вспомните другого известного летчика – сына Сталина. И он тоже особой благопорядочностью и трезвостью не отличался. Это не мешало ему и летать, и командиром быть. У женщин просто в нашей стране есть мышление, что мужчины должны быть моногамными и так далее, поэтому такая реакция. Но нужно смотреть на реальность. У нас в полку, например, летчики пили. И было по-разному. Если тебя на вылете комиссия засекла (а засечь она могла только по давлению), то пьяным не вылетишь. Если нет – лети. А Чкалову сколько было, когда он начинал? 19 - 20. То есть организм был молодой, а от 100 граммов водки у здорового организма не может повыситься давление. Расскажу реальный случай. У меня был командир полка, у которого были боевые правительственные награды. И когда молодые приходили с бодуна и не могли пройти медкомиссию, он при них выпивал стакан спирта, проходил медкомиссию и нормально взлетал и сажал самолет. И говорил, что так делать нельзя, а пить надо уметь. Поэтому ни для кого из служивших не секрет, что в армии пили всегда, а в авиации в особенности. Фильм вполне адекватный и реалистичный. Есть еще одна присказка из жизни: первым делом мы испортим самолеты, ну а девушек… а девушек потом.

Справка

Валерий Чкалов (20 января (2 февраля) 1904, Василево, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя — 15 декабря 1938, Москва, РСФСР, СССР) — советский летчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза.

Командир экипажа самолета, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США).

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

Семья: жена Ольга Орехова (с 1927 года), ленинградская учительница. Сын Игорь (40 лет отдал военной авиации, скончался в 2006 году), дочери Валерия и Ольга.

Историко-биографический фильм "Валерий Чкалов", 1941 год