КОММУНАЛЬНАЯ РАТЬ ГОТОВИТСЯ КО «ДНЮ ЖЕСТЯНЩИКА»

Официально период зимнего содержания дорог для коммунальщиков стартует с 1 ноября и заканчивается 31 марта – всего 151 день. Однако все городские службы благоустройства не просто готовы, а уже и работают в усиленном режиме, доложил на деловом понедельнике председатель комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев. С 20 октября на их базах введено круглосуточное дежурство, реагентом по ночам уже обрабатывают особо ответственные участки вроде открытого всем ветрам моста "Миллениум", где угроза обледенения всегда выше.

«В прошлом году схема зимнего содержания дорог в городе была существенно модернизирована, - напомнил Куляжев. - Мы ощутимо обновили парк зимней уборочной техники, построили новые снегоплавильные пункты, приобрели передвижные снегоплавильные установки, оптимизировали работу подрядных организаций, начали переход на использование для обработки дорог эффективного противогололедного материала».

Напомним, что к этой модернизации власти подтолкнули аномальные снегопады 2010-го – за тот год с улиц было вывезено более 1,7 млн. т снега, но избежать рекордных пробок не удалось. В прошлом году ситуация действительно заметно улучшилась. О том, как работает, снегоуборочный конвейер, мы подробно писали в прошлом году.

Как сообщил Куляжев, сегодня в наличии у дорожных предприятий 642 единицы техники, из которых 142 закуплены в прошлом году. В этом году новых закупок практически не было. Разве что приобрели 8 машинок CityCat для содержания тротуаров.

«НОЧЬЮ НАША ТЕХНИКА ВЫЛИЗЫВАЕТ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ, К УТРУ СО ДВОРОВ ВЫКИДЫВАЮТ ГОРЫ»

Впрочем именно тротуары по-прежнему остаются самым слабым звеном. Как отметил мэр Ильсур Метшин, об этой проблеме власти знают и решают ее шаг за шагом.

- Минимум одну-две тротуароуборочные машины необходимо приобрести еще в зимний период, - распорядился он. И тут же напомнил, что только часть тротуаров должен чистить муниципалитет.

- Добрая половина – это ответственность предприятий, офисов, гостиниц, учреждений, которые должны сами, в соответствии с правилами благоустройства, не только убирать, но и увозить снег. Ночью наша техника вылизывает проезжую часть, к утру со дворов выкидывают снежные горы. Когда это небольшой дом – ладно, но когда это целый Колхозный рынок на улице Московская, или тот же Чеховский, Московский рынок… Здесь работа прежде всего управления АТИ».

1.jpg

Метшин потребовал, не дожидаясь первых снегопадов, уже сегодня начать системный обход с проверкой наличия договоров на уборку и вывоз снега. Помощь должны оказать и участковые.

Каждое юрлицо должно знать степень и границы своей ответственности, заключил мэр. Если вспомнить практику прошлого года, то за первый снежный месяц собственники бизнеса за снег на тротуарах и «сосули» на крышах были оштрафованы более чем на 1 млн. рублей.

Отметим, что фронт работ у грейдеров и щеток в этом году расширился – благодаря ударной стройке дорожная сеть Казани приросла на 1 млн. кв. м и достигла 20 миллионов. Проблемой, однако, являются только что отремонтированные, но официально не сданные улицы, по которым пущено рабочее движение. Вычищать их, по закону, должны сами подрядчики, либо заключить договоры и платить за это коммунальщикам.

«ПЕРВЫЙ СНЕГ, ПЕРВЫЙ ГОЛОЛЕД ВСЕГДА ПАРАЛИЗУЕТ ДВИЖЕНИЕ»

Подводя итог, Метшин уравновесил оптимизм подчиненных, заявив, что несмотря ни на что, «день жестянщика» все равно был и будет.

- Снегопады, гололеды в Москве и Санкт-Петербурге на прошлой неделе уже показали, что «день жестянщика» не проходит мимо. Не надо никаких иллюзий, первый снег, первый гололед всегда парализуют движение, - отметил Метшин. - К сожалению, снег в воздухе ловить еще не научились, мы убираем его по ночам. Нормативы уборки снега у нас более жесткие, чем в других городах. Мы требуем ликвидировать последствия обычного снегопада за 2 дня, а большой снег – за 4 дня».

2.jpg

Как уточнил Куляжев, под «обычным снегопадом» имелась в виду толщина снежного покрова в 6 см, а «большой снег» - это сугроб высотой более 10 см, образовавшийся за сутки.

Для сравнения: в Москве на уборку, согласно нормативам, дается от 3 до 9 дней, в Санкт-Петербурге – 2 - 3 дня, в Екатеринбурге и Чебоксарах – 4 - 6 дней.

Тем не менее до ночной уборки день надо пережить, отметил градоначальник и поручил ГИБДД внимательно контролировать городские улицы, а особенно автобусные полосы. Ведь второй и извечной проблемой работы «снегоуборочного конвейера» Казани остаются припаркованные на обочинах машины «автохамов», которых пока не воспитало вступившее летом в силу новое «штрафное меню».

«ЗЕЛЕНЫЙ РЕКОРД» БЛИЗОК К «ЭКВАТОРУ»

Однако пока зима не наступила, город продолжает ставить «Зеленый рекорд». "За третью неделю проекта в Казани прибавилось 3,8 тысячи деревьев, в том числе 1,8 тысячи – во дворах", - доложил замруководителя исполкома Александр Лобов.

В субботу более 5 тыс. казанцев вели посадку на 112 площадках. На проспекте Амихана, Сибирском тракте, проспекте Ямашева, улицах Фучика и Мавлютова было высажно 820 крупномеров.

- Мне бы хотелось поблагодарить "Казанькопмпрессормаш", "Булочно-кондитерский комбинат", "Татэлектромонтаж", "Татмедиа", "Казаньзернопродукт", "Унистрой", "Барс-Авто", - перечислил Лобов предприятия, присоединившиеся к программе.

Основная часть площадок для посадки выбирается с учетом пожеланий горожан, поступивших по «горячей линии» 296-99-25, напомнил он. Всего работа велась по 459 заявкам – по каждой проводятся обследования на предмет возможности посадки. В приоритетном порядке в акцию включаются те дворы, где есть инициативные группы жителей, готовые не только помочь с посадкой, но и ухаживать за посаженными деревьями.

Всего с начала осени высажено почти 24 тыс. деревьев как в рамках «Зеленого субботника», так и в рамках ежедневной работы по посадке крупномеров силами «Горводзеленхоза». Следующий субботник власти обещают провести 3 ноября.

«Для первых 19 дней реализации проекта набран неплохой темп – с учетом тех саженцев, которые начали сажать с сентября, уже 24 тысячи деревьев, экватор почти пройден, - оценил мэр Казани результаты проекта.

Напомним, что президент РТ Рустам Минниханов, одобрив «Зеленый рекорд», поставил задачу посадить 50 тыс. деревьев. – Три недели ноября, я думаю, мы еще сможем сажать. Вообще, зимняя посадка, как говорят экологи, в конце ноября – начале декабря для зеленых насаждений при соблюдении технологии еще более полезна. Поэтому будем продолжать работу и дальше».

Уже сегодня, поручил мэр, надо прорабатывать планы весенней посадки деревьев и озеленения в целом. Нужна продуманная политика в этом вопросе – какие саженцы сажаем, на каких улицах. И сегодня, как сообщил Метшин, запланирована первая встреча для обсуждения этих вопросов с учеными и экологической общественностью. Напомним, о созыве экологического совета градоначальник объявил еще неделю назад.

7.jpg
Большое казанское кольцо скоро сомкнется, ссталось доделать еще 2,5 км от «Солнечного города» до Борисково

«ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ…»

Наконец, казанцы поедут по Большому казанскому кольцу на трамвае. «Этот день мы приближали, как могли», - оценил радостное событие Метшин. Первый трамвай пойдет по маршруту №5 уже послезавтра, 31 октября. Построенный участок трассы от ул. Арбузова до «Солнечного города» протяженностью 12 с лишним километров позволил проложить трамвайный маршрут общей протяженностью 26,9 километров.

Осталось доделать еще 2,5 км от «Солнечного города» до Борисково – и кольцо замкнется. Как сообщил гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов, весь пусть с 32 остановками трамвай проделает за 58 минут - средняя скорость при этом составит 24 км/ч.

Пока, к сожалению, на новой линии будут ходить старые трамваи, но уже с нового года начнут приходить давно обещанные трехсекционники с повышенными скоростными характеристиками от «Белкоммунмаша».

Shema_dvijeniya_small.jpg
Схема движения нового маршрута

25-метровый низкопольный сочлененный вагон будет способен вместить более 240 человек – примерно 2,5 автобуса, причем 60 пассажиров поедут сидя. Двери у новых трамваев будут открываться по обе стороны, салон снабжен современной отопительной установкой. А жителей окрестных домов наверняка порадует тихий ход вагонов.

Подобного нет нигде в России. Несколько таких вагонов есть в различных городах страны, но чтобы на линии было сразу 20 «трехсекционников»… Возрождая трамвай, Казань движется по укатанным рельсам Европы, где реализуются более 100 трамвайных проектов.

Интервал движения трамвая Галявов обещал сделать не более 6 - 7 минут, в ночное время – 10 - 11 минут. При этом выход на линию первого вагона планируется в 5:04 утра, а уход в депо – в 22:07. Хотя казанские «автохамы» непременно добавят в эти радужные планы приличную ложку дегтя: далеко не все участки линии обособленны. А чтобы трамвай достиг нормальной скорости, рельсы должны отделяться от проезжей части…

- Это хороший вклад в борьбу с пробками, жаль, что завод не успевает поставить все 20 трамваев уже сейчас, - посетовал Метшин. – Но согласно договору они будут поставлять их в следющем году до начала Универсиады в рамках соглашения между правительством Белоруссии, Республикой Татарстан и Сбербанком, рядом участников… Когда придут эти новые вагоны, будет повод порадоваться и поблагодарить всех участников, президента РТ и нашу Универсиаду.

Нужен ли Казани трехсекционный трамвай – вроде и обычные вагоны зачастую пустые? Как уточнил Галявов корреспонденту «БИЗНЕС Online», cегодня объем трамвайных перевозок превышает 60 тыс. пассажиров в сутки. На ряде маршрутов одиночные вагоны перевозят до 3,5 тыс. пассажиров в час. А в «микропик» наполняемость трамвайных вагонов, скажем, на 11-м маршруте, просто запредельная. При этом прогноз пассажиропотока, который дают специалисты «Метроэлектротранса» с вводом нового маршрута - до 7 тыс. человек в час.

На этом маршруте, отметил Метшин, пассажир был всегда – на БКК это лучшая альтернатива автобусу, а в некоторых случаях и автомобилю.

ЧИСТИТЬ СНЕГ – ВОВРЕМЯ И НОЧЬЮ

Свою оценку усилиям городских властей по борьбе за чистоту казанских улиц по просьбе газеты «БИЗНЕC Online» дали эксперты – во многом их позиция совпала с мнением коммунальщиков. А вот на вопрос, когда же менять летнюю резину на зимнюю, их взгляды оказались диаметрально противоположными.

Олег Шатов - руководитель казанской школы Высшего водительского мастерства:

- Помню, что в прошлом году было очень много снега, и наши дорожные службы с ним не справлялись. Не хотелось бы, чтобы ситуация повторилась. Прежде всего, работы нужно проводить по ночам, чтобы не затруднять движение. Также должное внимание нужно уделять качеству дорожной техники. Зачастую закупается китайское оборудование по низким ценам, срок годности которого невысокий. В погоне за низкой ценой страдает качество. Насколько я знаю, что система тендерных закупок построена на том, что выигрывает тот, кто предлагает самую низкую стоимость. Но дешевое не может быть хорошим… Нужно ломать эту систему.

Этой зимой нужно уделить особое внимание дорожной ситуации – в городе и так тяжело на дорогах, а с наступление холодов ситуация усугубится.

У нас есть такая национальная традиция - менять колеса на зимние только после «дня жестянщика». Но я считаю, это можно сделать уже сейчас, чтобы избежать огромных очередей на шиномонтаже. Ничего страшного, если на шипованных шинах некоторое время будешь ездить по асфальту.

Рамиль Хайруллин - региональный представитель ФАР «Федерация автомобилистов России»:

- Чтобы избежать транспортного коллапса этой зимой, считаю, что работы по очистке дорог нужно начинать сразу после начала снегопада, не ждать, когда снега станет очень много. И, конечно же, стараться проводить уборку только в ночное время.

Хотелось бы, что бы у нас было больше снегоплавилен, но за это лето их построить не успели. Очень жаль! Зимой был в Москве, у них вообще таких проблем не бывает – асфальт всегда чистый и дороги свободны от снега. В каждом районе по несколько снегоплавилен. У нас же в районах снег часто просто сгребают на обочину дорог, тем самым делая проезжую часть намного уже.

Думаю, что зимние колеса ставить рановато. По прогнозам, еще долгое время будет плюсовая температура и дождь, ездить на шипованной резине по асфальту - не лучшая рекомендация. Когда будет устойчивый минус и снег, тогда и нужно менять. Хотя каждый должен действовать по своему усмотрению.